Прохождение практики в судах общей юрисдикции

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт права, социального управления и безопасности

Кафедра уголовного права и криминологии

Кафедра уголовного процесса и правоохранительной деятельности

УТВЕРЖДАЮ

Директор ИПСУБ

В.Г. Ившин

«____» ____________ 2016 г.

КОМПЕТЕНТНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА Учебной практики

(по профилю)

Направление подготовки 40.03.01. (030900) Юриспруденция

Профиль подготовки030912 Уголовное право

Степень (квалификация) выпускникабакалавр

Курс, семестр3, 6

Трудоемкость108 часов, 3 зачетных единицы

Ижевск

1. Требования ФГОС:

Область профессиональной деятельности включает:

разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности; правовое обучение и воспитание.

Объекты профессиональной деятельности:

общественные отношения в сфере реализации правовых норм и обеспечения законности и правопорядка.

Виды профессиональной деятельности:

а) нормотворческая;

б) правоприменительная;

в) правоохранительная

г) экспертно-консультационная

д) педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений).

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

Профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

а) нормотворческая деятельность:

участие в подготовке нормативно правовых актов;

б) правоприменительная деятельность:

обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

составление юридических документов;

в) правоохранительная деятельность:

обеспечение законности и правопорядка. Безопасности личности, общества и государства;

охрана общественного порядка, предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;

защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

г) экспертно-консультационная деятельность:

консультирование по вопросам права;

осуществление правовой экспертизы документов;

ж) педагогическая деятельность:

преподавание правовых дисциплин;

осуществление правового воспитания.

2. Место практики в структуре ООП ВПО:

Учебная практика (Б4.Б.02) входит базовую часть Учебной и производственной практики структуры ООП бакалавриата.

Учебная практика адресована студентам, обучающимся по направлению подготовки бакалавров 030900 «Юриспруденция», профиль подготовки: 030912 Уголовное право, третьего года обучения (6 семестр).

Прохождению учебной практики предшествует изучение дисциплин информационно-правового цикла, профессионального цикла (базовой и вариативной частей, в том числе дисциплин по выбору) в соответствии с компетентностно-ориентированным рабочим учебным планом.

Логическое и содержательно-методические взаимосвязи практики с другими частями ООП: представленная программа учебной практики соотносится с дисциплинами, входящими в ООП бакалавриата (структура и содержание учебной практики основаны на теоретических положениях соответствующих дисциплин в соответствии с учебным планом).

3. Цель практики:

Раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Учебная практика у студенток 3 года обучения (6 семестр) проводится в судебных органах, для закрепления и углубления знаний, полученных в период теоретического обучения, приобретения необходимых умений и навыков (согласно ФГОС ВПО, практика проводится в организациях и учреждения по профилю подготовки, а также в студенческих правовых консультациях (юридических клиниках), лабораториях вуза, а также на кафедрах вуза, обладающих необходимым кадровым и научным потенциалом).

Студент должен:

Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы; анализировать и правильно оценивать содержание заключение эксперта (специалиста); выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений; планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений, выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения.

Владеть: юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа и правоприменительной правоохранительной практики; разрешение правовых проблем и коллизий; реализацией норм материального и процессуального права; принятие необходимых мер защиты прав человека и гражданина; методикой квалификации и разграничения различных видов правонарушений.

Учебная практика направлена на повышение качества профессиональной подготовки студентов; закрепление полученных знаний по правовым дисциплинам; совершенствование навыков работы с правовыми документами, составления процессуальных документов, самостоятельного решения юридических вопросов и задач.

4. Задачи практики:

подготовить студентов к решению профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

а) нормотворческая деятельность:

участие в подготовке нормативно правовых актов;

б) правоприменительная деятельность:

обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

составление юридических документов;

в) правоохранительная деятельность:

обеспечение законности и правопорядка. Безопасности личности, общества и государства;

охрана общественного порядка, предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;

защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

г) экспертно-консультационная деятельность:

консультирование по вопросам права;

осуществление правовой экспертизы документов;

ж) педагогическая деятельность:

преподавание правовых дисциплин;

осуществление правового воспитания.

5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики:

Студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8).

Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в нормотворческой деятельности:

способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в экспертно-консультационной деятельности:

способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

6. Сроки и место проведения практики:

Сроки проведения учебной практики определяются в соответствии с графиком учебного процесса – 43 и 44 учебные недели (6 семестр). Продолжительность практики – 2 недели.

Место проведения практики:

Учебная практика проводится в судебных органах (общей юрисдикции, мировых судей и арбитражном суде), с которыми УдГУ ИПСУБ заключает договор об условиях проведения практики.

Направление на практику осуществляется приказом с учетом предоставленных мест прохождения практики судебными органами.

Направление студентов на производственную практику осуществляется на основании приказа ректора. Возможно направление на практику в индивидуальном порядке на основании заявки от организаций (учреждений, органов), предоставленной студентом в деканат факультета в установленные сроки.

7. Структура и содержание практики:

Общая трудоемкость практики по профилю 030912 Уголовное право составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

1. Подготовительный этап.

- Мероприятии осуществляемые непосредственно ФГБОУ ВПО «УдГУ» и связанные с согласованием сроков, места прохождения практики в судебных органах, а также подготовкой необходимых документов (включая дневник учебной практик).

- Проведение преподавателями, ответственными за прохождение учебной практики, собрания, на котором студентов-практикантов знакомят с целями, задачами, местом и сроками прохождения практики, с правилами оформления необходимой документации (дневников по практике и письменного отчета обучающегося), а также требованиями к оформлению и содержанию характеристики с места практики; составление плана практики (с учетом индивидуального задания) и выдача дневников учебной практики.

Студенты убывают на учебную практику самостоятельно, согласно полученным направлениям. При себе студент должен иметь документ, удостоверяющий его личность (паспорт) и дневник учебной практики.

2. Экспериментальный (эмпирический) этап.

Непосредственное прохождение практики в судебном органе, в который был направлен студент-практикант. Непосредственное руководство учебной практикой осуществляется лицами, закрепленными за студентом соответствующим распоряжением (приказом) руководителя органа места прохождения практики. Привлечение студентов-практикантов для выполнения заданий, не предусмотренных программой практики, их освобождения от прохождения практики или прохождение ими практики ранее установленного срока не допускается. В органе места прохождения практики студент–практикант изучает делопроизводство, участвует в работе соответствующего структурного подразделения, где студент-практикант применительно к профилю 030912 «Уголовное право» решает поставленные перед ним задачи. Данный этап сопровождается заполнением дневника практики (под контролем руководителя практики на месте прохождения).

С момента прибытия студентов на учебно-ознакомительную практику и на протяжении всего периода ее прохождения на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка. Студенты непосредственно подчиняются работнику суда, за которым они закрепляются на весь период прохождения практики. С разрешения председателя суда студенты-практиканты могут присутствовать на служебных совещаниях и участвовать на занятиях, проводимых для работников суда.

Продолжительность рабочего дня студента-практиканта при прохождении учебной практики составляет:

- в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю;

- в возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю.

Руководители практики из числа преподавателей кафедр и лицо, ответственное за проведение практики в институте, руководят определенной группой студентов в период практики, участвуют в проведении собраний, оказывают методическую помощь студентам-практикантам при выполнении ими программы практики и индивидуальных заданий, консультируют их по вопросам прохождения практики, принимают отчеты по практике.

3. Аналитический этап.

- Обработка и анализ полученной информации в результате прохождения практики по профилю студент-практикант должен отразить порядок прохождения им учебной практики в конкретном судебном органе (ежедневно). Результаты проведенного анализа и обобщения отражаются в дальнейшем отчете по практики и используются при выполнении курсовых работ.

4. Заключительный этап.

- подготовка отчета по практике предполагает формулирование обоснованных и аргументированных ответов по заявленным вопросам и их оформление согласно предъявляемым требованиям.

Содержание учебной практики (общая характеристика)

Содержание учебной практики включает: ознакомительные лекции, инструктаж по технике безопасности, мероприятия по сбору обработке и систематизации фактического материала, анализ и обработка полученного материала, выполняемые под руководством преподавателя, сотрудника соответствующего судебного органа, ответственных за прохождение учебной практики, а также самостоятельно.

Учебная практика призвана развить умения и навыки у студентов, связанные с осуществлением ими профессиональной деятельности. Студенты должны научиться использовать полученные теоретические знания для своей будущей профессиональной деятельности, постоянно повышать свой профессиональный уровень.

Прохождение практики по профилю 030912 «Уголовное право» осуществляется в судах общей юрисдикции и у мировых судей. При прохождении практики в судебных органах необходимо проанализировать:

а) процессуальное положение участников судебного процесса;

б) решения суда на предмет соответствия требованиям закона к их принятию, оформлению и содержанию;

в) дела, связанные с обжалованием в суд действий (бездействия), актов, исходящих от физических и юридических лиц;

в) решения Европейского Суда по правам человека и их значение в деятельности судов Российской Федерации.

Прохождение практики в судах общей юрисдикции

(содержание практики в судах общей юрисдикции).

При прохождении практики в суде студент-практикант должен обратить особое внимание на организацию работы суда. Изучить:

- организация приема посетителей и рассмотрения жалоб, писем, ходатайств граждан;

- организацию справочно-кодификационной работы по обобщению законодательства и судебной практики;

- методику обобщения судебной практики по отдельным категориям уголовных и гражданских дел, делам об административных правонарушениях, а также судебной практики по делам, рассматриваемым в апелляционном и кассационном порядке.

В канцелярии суда студент-практикант должен изучить делопроизводство (порядок оформления поступающих дел, порядок учета и хранения судебных дел, порядок приема искового заявления и определение размера государственной пошлины, порядок оформления дел с кассационными жалобами и представлениями для направления в вышестоящий суд, порядок направления повесток о явке в суд, порядок составление статистического отчета о количестве поступивших и рассмотренных дел).

Студент-практикант должен изучить работу секретаря судебного заседания и помощника судьи. Для этого студент-практикант должен:

- одновременно с секретарем судебного заседания вести протоколы судебных заседаний (протоколы в последующем проверяются председательствующим по делу судьей (или его помощником), который указывает на ошибки, допущенные при составлении протокола);

- по возможности изучить порядок ведения звукозаписи в судебном заседании;

- оформлять дела после их рассмотрения в судебном заседании (подшивка бумаг, нумерация листов, отметки в справочном листе, выдача копий документов, выдача выписок из материалов дела).

Студент-практикант должен изучить работу судьи по отправлению правосудия. Большая часть учебной практики должна быть уделена изучению работы федерального, мирового судьи. Для этого студент-практикант должен:

а) изучить порядок составления плана работы судьи и графика назначения дел к рассмотрению в судебном заседании;

б) изучает порядок ведения справочно-информационной работы об изменениях и дополнениях в законодательстве и судебной практике;

в) изучает порядок принятия дела к производству и назначения предварительного слушания

г) присутствует на предварительном слушании по делу;

д) проверяет по поручению судьи жалобы и подготавливает проекты ответа по ним;

е) изучает поступающие в суд дела и представляет по ним судье свои выводы о полноте предварительного расследования, правильности квалификации преступления, и т. п.;

ж) присутствует в судебном заседании, делая необходимые для себя записи;

З) на основании этих записей и изученных материалов дела составляет с разрешения судьи проекты решений (приговоров, определений). Составленные проекты документов представляются судье или помощнику судьи для выявления допущенных ошибок;

е) изучает порядок обращения к исполнению приговоров и решений, вступивших в законную силу;

ё) изучает особенности осуществления правосудия мировыми судьями (назначение судебного разбирательства, процессуальный порядок судебного разбирательства; статус его участников);

ж) изучает поступающие в суд апелляционные и кассационные жалобы и представления, изучает по ним соответствующие дела;

з) изучает, по возможности, процессуальный порядок деятельности судов второй инстанции (апелляционной и кассационной).

8. Организация самостоятельной работы студентов:

Самостоятельная работа студента-практиканта предполагает оформление дневника учебной практики по профилю 030912 «Уголовное право», подготовка отчета по заявленным заданиям (план), которым предшествует собирание эмпирического материала, его анализ, обобщение и оформление.

До начала практики студент обязан:

- ознакомиться с методическими и инструктивными материалами по учебной практике и, если что-то не понятно, пройти собеседование у руководителя практики в институте;

- явиться на собрание по вопросам прохождения практики, на котором студентов-практикантов знакомят с целями, задачами, местом и сроками прохождения практики, с правилами оформления необходимой документации (дневников по практике и письменного отчета обучающегося), а также требованиями к оформлению и содержанию характеристики с места практики;

- составить с руководителем практики план учебной практики (с учетом индивидуального задания) по определенной теме исследования, которая выбирается по согласованию с руководителем практики.

Для обеспечения реализации целей и задач учебной практики студенту рекомендуется осуществлять самостоятельные исследования по избранному (или избранным) направлению работы в организации, в которую студент направлен для прохождения практики.

Определение темы исследования (индивидуального задания) должно быть согласовано с руководителем практики. Проведение исследования должно включать в себя:

- поиск и анализ имеющейся по теме исследования нормативно-правовой базы, судебной практики;

- поиск и анализ литературных источников и научных трудов, посвященных предмету (или теме) исследования;

- проведение опросов, анкетирования практикующих работников организации, в которой студент проходит практику относительно предмета (или темы) исследования;

- интервьюирование (опрос и анкетирование) практикующих специалистов относительно предмета (или темы) исследования;

- сбор и анализ статистического материала по предмету (или теме) исследования (статистический материал должен отражать ситуацию (положение) по исследуемому предмету (или теме) в городах, районах Удмуртской Республики);

- подготовка и составление иллюстрирующего материала по предмету (или теме исследования (иллюстрирующий материал может быть представлен в виде схем, таблиц, диаграмм, фотоматериалов, видео и т.п.);

- мнение студента относительно способов и путей решения, выявленных в процессе исследования проблемных вопросов по предмету (или теме) исследования.

Результаты проведения исследования должны быть представлены или оформлены студентом в виде отчета по предмету (или теме) исследования.

Студент обязан подготовить оформленные в соответствии с предъявляемыми требованиями документы: дневник практики, характеристику, письменный отчет по практике.

9. Контроль деятельности студента:

По окончании практики студент представляет руководителю практики в институте оформленные надлежащим образом документы. Формами итогового контроля являются:

1. Дневник практики, в котором студент указывает дату и вид проделанной работы (подробно) и который подписывается руководителем практики от организации ежедневно.

2. Характеристику, утвержденную руководителем организации, в которой студент проходил учебную практику, заверенную печатью организации.

3.Письменный отчет по учебной практике.

4. Дифференцированный зачет по учебной практике (в устной форме - защита).

На зачет представляются документы, собранные студентами в период практики, в том числе проекты процессуальных документов, в составлении которых студент принимал личное участие.

Наши рекомендации