Методы формирования стимуляции и деятельности школьников
С др.времен известны такие методы стимулирования как:
поощрение, наказание, соревнование и субъективно-прагматический метод.
Поощрение – выражение ‘+’ оценки действий воспитанников. Оно основано на возбуждении ‘+’ эмоций. Виды поощрения разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т.д. Соревнование – это метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Наказание – это метод пед. воздействия, к-ое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и др.людьми. Как и др. методы воспитания, наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние.Виды наказания: наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение определенных прав, выражение морального порицания(осуждения). В школе практикуются: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, взыскание, отстранение от занятий. Субъективно-прагматический метод основывается на создании условий,когда быть невоспитанным, необразованным, нарушать дисциплину и общественный порядок становится невыгодно, экономически накладно.
19. Методы формирования убеждений школьников.
Методы формиров-я нравственных убеждений – это совокупность способов и приемов воспитат. работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.Для формирования когнитивного компонента нравственных убеждений применимы такие методы как лекция, рассказ, объяснение; беседа и диспут - методы, где имеет место интеллектуальная и эмоц. активность самих школьников; поучение примером - рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного или жизненного факта, личности. Но для старшего подростка эти методы не столь актуальны, т.к когнитивный компонент убеждений уже практически сформирован, а любое прямое, словесное воздействие на сознание, будет встречать сопротивление подростка, кот. старается утвердить свою свободу.Для формир-я эмоц.-личностного и практически-действенного компонентов убеждений применима группа методов - по организации деят-ти и формир-я опыта поведения. Положит. опыт поведения создается путем педагогически правильно организованной деят-ти детей, кот. явл. источником воспитания в этой группе методов. Воспитание в деят-ти имеет ряд закономерностей, на основе кот. формируются требования к ее организации. Позиция учеников должна быть активной, и ф-ции их должны меняться: все проходят роли исполнителей и организаторов. Руководство деят-тью детей должно быть гибким, соответствующим педагогической ситуации. В широком смысле это такая организация жизни и деят-ти детей, кот. создает условия для поступков в соответствии с общественными нормами. Участие в коллективных делах на всех стадиях (планирование, исполнение, оценка) развивает способности и формирует кач-ва личности. Приучение и упражнение эффективны, если опираются на положительные мотивы деятельности и в свою очередь формируют их. Наиболее эффективны для диагностики и формирования нравственных убеждений так называемые воспитывающие ситуации - это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы педагогом. Их функция - создать условия для сознательной акт. деят-ти, в кот.проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности. Это могут быть ситуации конфликта в группе, выбора правильного решения и пр. Целесообразно использовать ролевые игры, их обсуждение, тренинги для выработки этических знаний, привычек, коммуникативных умений.Сущ-ет так же группа методов стимулирования поведения и деят-ти: побуждение к социально одобряемому поведению. Побудителем выступают поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологич. основа-переживание, самооценка школьника, осмысление поступка, вызванные оценкой учителя и/или товарищей. Человеку в группе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения учащихся с помощью его оценки. Поручение, требование, индивидуальная работа, наказания, поощрения также способствуют выработке привычек и культуры поведения. Все эти методы исп-ся как в процессе обучения, так и в свободной деятельности детей
20.Методы формирования чувств у школьников.
стимулируют познание и деят-ть, используются в единстве с методами формир-я сознания и деят-ти. Стимулировать - значит побуждать, помогать наполнять смыслами, улучшать кач-во познавательной деят-ти, создавать для нее благоприятные условия, в том числе и нравственные условия.
Эстетическое образование важно для последующего полноценного развития личности школьника, который делает первые шаги по громадной лестнице образования. Оно призвано развивать художественные вкусы, облагораживает человека. Через эстетическое воспитание пролегает один из путей к гармоничному, всестороннему развитию личности, к формированию способностей воспринимать, правило оценивать и творить прекрасное в жизни и в искусстве. Гораздо проще переучить человека с одной специальности на другую, чем добиться изменений в системе представлений о плохом и хорошем, о прекрасном и безобразном. Поэтому эстетическое воспитание есть воспитание вкуса, и, следовательно, мотивов и понятий, которыми он руководствуется в эстетических ценностях.
Способность эмоционально отзываться на прекрасное, любить и ценить его делают жизнь человека более содержательной, яркой и богатой. Она оказывает большое влияние на формирование человеческой личности и, в первую очередь, ее морального облика. Поведение, основанное на понимании красоты этических норм и правил, является более прочным и устойчивым. «Одно дело привлечение подарком, наградой, премией или какими-нибудь благами для отдельной личности, - говорил А.С.Макаренко, - и другое дело – привлечение эстетикой поступка, его внутренней сущностью»
Богатство и ценность эстетических чувств и переживаний заключается не в количестве, а в их глубине и устойчивости. Глубокое чувство определяет все поведение и деятельность человека, свидетельствует о цельности его натуры.
Если ребенка с первого класса и до окончания школы окружают вещи, отличающиеся красотой, целесообразностью, простотой, то в его жизнь подсознательно входят такие критерии, как целесообразность, упорядоченность, чувство меры, т.е. критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности.
Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищенности, как назвал его А.С. Макаренко, стимулирует наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создает благоприятную атмосферу для развития творческих задатков школьников, обнажает красоту чутких отношений друг к другу.