Древняя, массовая и уникальная профессия
Учительская профессия – одна из самых древних в мире. Ее социальная значимость и потребность в ней не ослабевают с развитием человеческого общества, т.к. воспитание и обучение – явления непреходящие. В.И. Ленин назвал воспитание «вечной категорией». Человеческое общество не могло бы развиваться, если бы накопленный людьми опыт не передавался из поколения в поколение. Значит, появление профессии учителя – объективная реальность.
Профессия – род трудовой деятельности, занятий, требующий специфических теоретических знаний и практических умений и являющийся обычно источником существования человека. А в лат. яз. professio – от profiteor, что значит «объявляю своим».
Учитель – преподаватель, наставник (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка).
Преподаватель – передает знания, культурно-исторический опыт, накопленный человечеством, от поколения к поколению; развивает этот опыт.
Наставник наставляет, как себя вести, как надо жить, воспитывает. В.Г. Белинский писал: «Как важен, велик и священ сан воспитателя:
в его руках участь целой жизни человека».
Учитель – это посредник между обществом и подрастающим поколением. Это доверенное лицо общества.
Педагог (греч. paidagogos) – специалист, занимающийся воспитательной и преподавательской работой как профессией; учитель, преподаватель.
Обучать и воспитывать – это две основные функции деятельности учителя. Эти функции сохраняются во все времена, меняется только их содержание: меняется жизнь и требования общества к человеку; меняются цели, задачи обучения и воспитания; рождается новое содержание образования, воспитания, обучения; новые методы, формы работы учителя.
|
Обратимся к конкретным фактам:
- Демокрит (460–370 до н.э.) – древнегреческий философ-материалист, представитель античной демократии, противник рабовладельческой аристократии: для подготовки граждан, способных жить в условиях демократии, в процессе воспитания важно учитывать «природу» детей и предпочитать средства убеждения средствам принуждения;
- Плутарх (ок. 46 – ок. 127) – древнегреческий писатель и историк; о воспитании говорил: чтобы воспитать мужественных, смелых, жестких, закаленных граждан, способных расправляться с рабами и вести войны, нужны суровость и жесткость в обращении с детьми;
- Обратимся к нашему времени. С 1984г. в российском образовании осуществляются преобразования – реформы.
В.:Чем они вызваны и какого выпускника требует современное общество?
– Изменения в политическом, социально-экономическом, культурном развитии страны требуют от школы особого выпускника – человека творческого, с нестандартным мышлением, способного быстро перестраиваться в столь динамично меняющемся мире; человека высоконравственного, культурного, способного качественно овладеть профессией, а потом самореализоваться в педагогической деятельности.
И главная цель школы – запустить механизм самообразования ребенка, его мотивацию к учению, научить самообразованию.
Новый заказ общества школе требует изменений в профессиональной подготовке учителей.
В.: Какой учитель нужен современной школе?
– Высокий профессионал, не только прекрасно владеющий своим предметом, но и имеющий глубокую психолого-педагогическую и методическую подготовку, эрудированный, творческий, мастер-коммуникатор, подлинный интеллигент и инноватор.
Но, несмотря на высокие требования к учителю, это достаточно массовая профессия. В настоящее время только в школе работает 3 млн педагогов, в ближайшие 10 лет их число должно возрасти в 1,5 раза.
В.: О чем свидетельствует массовый характер учительской профессии?
– Данный факт говорит о ее значимости для общества. Потребность общества в учителях не снижается; наоборот, в ряде регионов наблюдается недостаток педагогических кадров.
В.: А что можно сказать о престижности нашей профессии?
– Трудная, сложная, требует большого напряжения физических, интеллектуальных, эмоциональных, нравственных сил; высокие требования к профессии со стороны общества, родителей, детей.
– Никаких привилегий (особых прав, преимуществ) и пока что недостаточное материальное обеспечение (зарплата, жилье, условия для полноценного отдыха и восстановления здоровья и т. д.).
В свое время Ян Амос Коменский (1592–1670 гг.) находил должность учителя «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем». Он требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой – учитель понимал, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон чувства собственного достоинства. Эти мысли великого педагога актуальны и для нашего времени. Сквозь века обращался Я. А. Коменский к человеческому обществу, чтобы оно ценило учителя и возвышало его.
– Это уникальная (неповторимая, особенная) профессия.
В.: Почему же мы с вами, несмотря на высокие требования к профессии и ее сравнительную непрестижность, выбираем ее? Что нас привлекает в профессии учителя?
– Выбор профессии определяется особенностями нашей личности, натуры, нашими склонностями, нашими взглядами и убеждениями:
- это, вероятно, стремление к постоянному общению, любовь к детям;
- стремление жить активно, в вечном движении;
- тяга к творчеству, поиску (это творческая профессия);
- это умение находить счастье от той пользы, которую мы приносим детям, людям (растим личности), и понимание огромной важности и нужности профессии для общества, народа;
- и, наверное, желание продолжить себя в детях, которых учитель воспитывает.
Нередко можно услышать вопрос: «Учитель – это профессия, призвание (склонность к тому или иному делу, профессии) или ремесло?».
– Да, учитель – это профессия, и призвание, и ремесло. Но это и искусство, и служение. Служение детям прежде всего...
Практикум
Кто может стать учителем, а кому не надо быть учителем? Проверьте свой выбор!
- Тест «Склонны ли вы к профессии сферы "человек – человек"»:
а) отвечать на вопросы словами «да» или «нет»;
б) итоги тестирования: подсчитать количество «да» или «нет».
У кого больше «да», тому не очень подходит профессия с частыми и напряженными межличностными контактами, надо много поработать над собой, чтобы добиться успеха. - Специфика труда учителя в понимании В. А. Сухомлинского
Как же определяет своеобразие учительской профессии В.А. Сухомлинский?
Ответить на этот вопрос поможет нам работа со статьей В.А. Сухомлинского «Что такое призвание к труду учителя» (фрагмент книги «Сто советов учителю»).
Чтение статьи, затем краткая формулировка и запись основных тезисов в тетрадь. При недостатке времени – самостоятельное чтение и выделение основных тезисов, а затем конспектирование статьи (домашнее задание).
В.А. Сухомлинский о специфике труда учителя
1. Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, дорогим в жизни – с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит его жизнь, здоровье, судьба, разум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье.
2. Результат труда учителя проявляется не сразу, а через продолжительное время. Сравним: токарь выточил деталь, он видит конечный результат своего труда. А учитель?! (Рассказать об ученике, который в колонии «давал» уроки литературы, уроки доброты, гуманизма.) Идея отсроченного влияния учителя на ученика.
3. Ребенка воспитывает разнообразная среда, много факторов, положительных и отрицательных, влияет на него. Миссия (назначение) школы, учителя – бороться за человека, преодолевать отрицательные воздействия. Для этого нужен умный, умелый, мудрый воспитатель.
4. Учитель – не единственный воспитатель ребенка в обществе, поэтому следует помнить о многофакторности влияния на личность ученика. Здесь мы видим «соавторство» учителя, семьи и общества в воспитании детей.
Личность ребенка можно сравнить с глыбой мрамора, над которой трудится много скульпторов, ваятелей.
Главный скульптор – учитель. Он, как дирижер симфонического оркестра, должен объединять и направлять все влияния на ученика.
Это в идеале, а в жизни – очень сложно и трудно.
Рис. 1
5. Объект учительского труда – духовная жизнь личности (ум, чувства, воля, убеждения, сознание). Воздействовать на эти сферы можно только тем же. Личность учеников может формировать только личность учителя – личность творца, гуманиста, созидателя.
6. Объект нашего труда – постоянно меняющийся ребенок, наш труд – формирование человека. Это огромная ответственность.
«И сам учитель должен гореть постоянным желанием стать лучше, грамотнее, квалифицированнее. Такова специфика, своеобразие педагогического труда, ответственного, тяжелого, сложного, но бесценного для общества».
Комментарии к статье
Платон (древнегреческий философ) говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, – граждане будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.
Остановимся еще на одной особенности труда учителя – это «полифункциональность» (многогранность, многосторонность) деятельности учителя.
Рис. 2. Схема ролей-функций учителя в его деятельности
Другую схему ролей учителя предлагает психолог Владимир Леви.
Рис. 3. Ролевой рецептуар Учителя (по В. Леви) 1
Чтобы продуктивно, качественно выполнять свои многочисленные функции в процессе самостоятельной педагогической деятельности, будущему специалисту требуется разносторонняя подготовка.
Домашнее задание
- Изготовить карточку: выбрать и переписать заметку о школе, учителе, об образовании; выделить и подчеркнуть главные мысли; продумать и записать 3–4 вопроса по проблеме заметки. Высказать свою точку зрения по проблеме заметки.
Карточку оформить на альбомном листе, подписать (№ группы, фамилия, имя) –к занятию. - Взять интервью у учителей школ, преподавателей института на одну из тем:
- «Какие трудности (проблемы) существуют у учителя, школы, системы образования на современном этапе развития общества»;
- «Каковы перспективы (возможности) учительской профессии».
Сделать записи по результатам интервью – к занятию.
- Подготовить сообщения (на 3 мин) о проблемах, трудностях учителя, классного руководителя, школы в целом, всей системы образования на современном этапе развития общества, используя периодическую печать: газеты «Педагогический вестник», «Педагогический калейдоскоп», «Учительская газета» и др. – к занятию.
- Законспектировать совет № 1, «Что такое призвание к труду учителя и как оно формируется», из книги В.А. Сухомлинского «Сто советов учителю», т. 2 – к занятию.
- Написать сочинение (2,5 листа) в тетрадях для творческих работ по «Введению в педагогическую профессию (ВвПП)» – к занятию.
Темы сочинений:
- Почему я выбрал(а) профессию учителя.
- Моя первая учительница.
- Портрет учителя.
- Как я готовил(а) себя к выбору профессии.
- Я и профессия учителя.
- Этюды об учителе.
- Мой идеал учителя.
- Учитель будущего.
- «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени».
- Учителями славится Россия.
- Самостоятельно законспектировать лекцию «Спектр педагогических специальностей. Перспективы педагогической профессии и пути ее получения» – к занятию.
- Подумайте над вопросами и выполните задания:
- Как Вы оцениваете роль учителя в современном обществе?
- Приближается 1 сентября (или День учителя). Вас пригласили на телевидение выступить о профессии учителя. Что бы Вы сказали телезрителям? Каким образом Вы агитировали бы молодых людей поступать в педвуз?
- Имеются ли, с Вашей точки зрения, противопоказания к профессии учителя (если да, то обоснуйте свой ответ).
- Докажите, что продуктивность, качество труда и личность учителя во многом зависят от отношения к нему общества.
- Подберите поговорки, пословицы, высказывания и стихи об учителе и особенностях его труда.
- В чем видит специфику труда учителя В.А. Сухомлинский? О каких других особенностях труда учителя могли бы рассказать Вы?
- Что такое полифункциональность труда учителя-воспитателя? Как знание этого фактора проявляется в процессе профессиональной подготовки специалиста и стимулирует его саморазвитие?
- В чем состоит отличие предмета труда, орудий труда и продукта труда в профессии, например, столяра, токаря и учителя?
- Проанализируйте схему «Ролевой репертуар Учителя» (по В. Леви) и выявите положительные и отрицательные роли учителя.
- Проанализируйте условия работы учителей, воспитателей в образовательных учреждениях (ОУ) города. Каковы негативные последствия для учителей и учеников, например, дефицита педагогических кадров в ОУ?
- Разработайте тестовые задания по 1–4 темам курса «Введение в педагогическую профессию».
Призвание – это сознательная устремленность личности к определенной деятельности, как бы посвящение себя ей; способности, знания и умения, необходимые для ее выполнения, убежденность в том, что это дело наиболее подходит для нее, станет делом всей жизни.
Таким образом, в ядре призвания – высокая сформированность способностей для избранной профессии.
Анкета
- Назовите внутренние устремления, причины (мотивы), которые побудили Вас выбрать педагогическое заведение, а значит – профессию педагога?
- Есть ли у Вас уверенность в том, что профессиональный выбор сделан Вами правильно?
- да
- нет
- не вполне
- Какие мотивы (побуждения, причины) участия в будущей педагогической работе доминируют (преобладают) у Вас:
- принести пользу школе, детям;
- высокий профессиональный идеал;
- стремление отличиться, извлечь пользу лично для себя (подчеркните ведущий мотив, сопутствующий отметьте пунктиром).