Особенности отдельных (не урочных) форм занятий в физкультурной практике 5 страница
13*
физического воспитания, если она опирается на достаточные фактические предпосылки и корректные планировочные операции.
Некоторые операции этапного планирования.К наиболее труд0. емким из них относятся операции по планированию порядка освоения материала занятий и расчеты динамики параметров нагрузок в группах упражнений. Дальше сжато охарактеризованы некоторые используемые при этом подходы и приемы.
Когда в рамках планируемого этапа предусматривается разучивание в значительном объеме новых (для данного контингента занимающихся) двигательных действий, одна из первых проблем заключается в том, чтобы целесообразно распределить суммарный бюджет времени — в зависимости от образовательной ценности действий и наметить рациональную последовательность обучения им. Вначале затраты времени на разучивание каждого отдельного действия обычно выделяют приблизительно, ориентируясь на имеющиеся эмпирические и исследовательские сведения о необходимом времени на формирование двигательных умений и навыков у данного контингента занимающихся. Суммируя эти частичные затраты, тот, кто составляет план, проверяет, насколько они согласуются с общими параметрами затрат времени, которое может быть выделено на обучение в рамках этапа, и в случае рассогласований вносит поправки.
Они могут заключаться, например, в перенесении части первоначально запланированного нового учебного материала на следующий этап; в сокращении намеченных вначале затрат учебного времени на материал, не являющийся главным на данном этапе; в уменьшении планируемых затрат времени на отдельные под- готовительные упражнения; в перераспределении планируемого времени между общими урочными и дополнительными самостоятельными занятиями (если есть уверенность, что самостоятельные занятия обязательно состоятся) и т.д.
Что касается планирования рациональной последовательности разучивания различных двигательных действий на этапе, то ее намечают с учетом конкретных предпосылок к освоению очередной порции учебного материала, созданных на предыдущем этапе, структурной сложности действий, подлежащих разучиванию, и закономерностей положительного и отрицательного переноса двигательных умений, навыков. Ключевая проблема здесь состоит в том, чтобы предусмотреть в этапном планировании обеспечение оптимальной готовности занимающихся к разучиванию новых действий на основе использования преемственности занятий, наметить при этом путь, который вполне соответствовал бы принципу доступности в освоении каждой очередной части учебного материала, вел бы к последовательному использованию положительного переноса двигательных умений, навыков и по возможности исключал бы отрицательный их перенос. В полной мере решить эту проблему в условиях унифицированного планирования классно-урочных занятий удается далеко не всегда. Однако и в таких случаях лучше руководствоваться не вполне совершенным планом, чем вообще никаким.
Перспективы совершенствования этапного планирования обоснованно связываются с внедрением современных методов программирования учебного процесса,
Рис. 46. Пример фрагмента простейшего сетевого графика обучения некоторым гимнастическим упражнениям на брусьях
Предусмотрены два варианта следования (слитные и пунктирные стрелки), избираемые в зависимости от фактического хода разучивания упражнений, предъявляющих различные требования к силовым и координационным способностям. Цифры по горизонтали — номера занятий, цифры в кружках — номера упражнений: / — упор на брусьях, 2 — из упора перемах в упор сидя ноги врозь, 3 — размахивание в упоре. 4 — угол в упоре (держать), 5 кувырок вперед в сед ноги врозь из упора сидя ноги врозь, 6 — стойка на плечах силой из упора сидя ноги врозь, 7 — стойка на плечах из размахивания в упоре, 8 — стойка на плечах из угла в упоре, 9 -- кувырок вперед в упор сидя ноги врозь из стойки на плечах. Предполагаемые затраты времени и число повторений в упражнениях рассчитывают исходя из литературных данных, опыта и экспертных оценок (по материалам В. В. Тру-пана, переработано)
использованием достаточно строгих и вместе с тем гибких алгоритмов и компьютерной техники. В частности, заслуживает внимания разработка сетевых графиков обучения комплексам двигательных действий (упрощенный пример приведен на рис. 46). В своих развитых модификациях методика сетевого планирования предусматривает четкое очерчивание пути к целевому результату с оправданными вариантами выбора (предпочтительный вариант определяется с помощью соответствующих расчетов в процессе фактического продвижения по пути, намеченному в графике, в зависимости от реализации промежуточных задач). Понятно, что составление оптимального графика предполагает достаточно скрупулезные предварительные разработки: тщательное выделение порций учебного материала, расчеты наиболее вероятных в конкретных условиях затрат времени на усвоение каждой порции, определение дидактически оправданной последовательности в распределении их во времени.
Наряду с основными линиями обучения в этапном плане должны быть подробнее, чем при крупноцикловом планировании, намечены и основные линии тренирующих воздействий. При этом те этапные параметры нагрузок, которые были предусмотрены в крупноцикловом плане, нужно конкретизировать и скорректировать с учетом общего уровня нагрузок, примененных на предыдущем этапе, и состояния занимающихся, выявленного этапным контролем.
В соответствии с принципами регулирования динамики нагрузок (гл. III; 3.1—3.3), в рамках этапа требуется предусмотреть их увеличение и вместе с тем варьирование по микроциклам, с тем чтобы обеспечить развитие тренированности, но исключить перерастание кумулятивного эффекта тренировки в перетренированность. Соблюсти эти требования помогают существующие методические разработки по этапному нормированию нагрузок в типичных ситуациях. В ряде таких разработок имеются уже не только удачные примеры, но и обобщенные данные о статистических законо-мерностях распределения тренировочных нагрузок на отдельных этапах.
Известно, например, что на месячном этапе тренировки, непосредственно пред-шествующем выступлению в ответственном состоянии (либо выполнению контроль- ных упражнений с установкой на достижение максимального результата), когда суммарный месячный объем нагрузки в основных подготовительных упражнениях, имеющих соизмеримые параметры, достаточно значителен, целесообразно распреде- лять его по неделям не равными долями, а так. чтобы они составляли примерно 15, 22, 28 и 35 ( ± 3—5) процентов суммарного месячного объема нагрузок. Причем установлено, что порядок, которого следует придерживаться в распределении этих долей нагрузки по неделям, зависит, кроме прочего, от ее абсолютной величины: если месячный объем нагрузки будет близок к наибольшему из освоенных ранее в аналогичных упражнениях, оправдан вариант распределения, при котором более половины этого объема приходится на первые две недели (например, 1-я неделя — 28 % месячного объема, 2-я — 35 %, 3-я — 22 %, 4-я — 15 %); если же месячный объем нагрузки будет значительно меньше освоенного ранее или если общий объем тренировочных нагрузок в целом пока еще сравнительно невелик, целесообразно уменьшать недельный объем лишь незадолго до состязания (например, 1-я неделя — 22 %, 2-я — 28 %, 3-я — 35 %, 4-я — 15 %).
При этапном планировании нагрузок, связанных с применением комплекса разнородных упражнений (циклических, ациклических, смешанных), целесообразно использовать подходы, разработанные в методике планирования круговой тренировки. Как уже говорилось (гл. II; 1.З.1.), они предусматривают четкое нормирование нагрузки в каждом из упражнений, включаемых в «круг» (посредством тестирования на индивидуальный ПМ) и расчетные нормы увеличения суммарной нагрузки в «круге» (в долях исходного ПМ) на протяжении этапа в зависимости от унифицирование выявляемых контрольных показателей (один из примеров этапного планирования «круговой тренировки» дан в графике на стр. 380). В числе разработанных вариантов планирования «круговой тренировки» есть и рассчитанные на получение тренировочного эффекта в условиях жестко лимитированного бюджета времени (как, например, при организации урочных занятий по обязательному школьному курсу физического воспитания).
2.3.3. Краткосрочное (оперативно-текущее) планирование
Основными документами, составляемыми при краткосрочном педагогическом планировании процесса физического воспитания, являются: недельный (микроцикловый) план и конспект отдельного занятия — школьного урока, спортивно-тренировочного занятия и т. д.*
* К документам текущего планирования нередко относят и расписание занятий, в котором фиксируются число, время и место занятий в общем недельном режиме деятельности. По такое расписание, особенно когда оно вводится на официальном уровне и является более или менее стабильным, фактически имеет отношение не только к текущему, но и к этапному планированию.
Недельный (микроцикловый) план.Составление плана на недельный либо иной микроцикл нужно рассматривать как безусловно необходимое звено планирования процесса физического воспитания в тех случаях, когда этапный план не детализирован до масштаба отдельных занятий. Если же такая детализация обеспечена в этапном плане (как в примере на стр. 380) и его реализация идет без существенных отклонений от запланированного, следующим изавершающим звеном планирования может быть сразу составление конспекта отдельного занятия.
Разумеется, недельный план должен быть не просто детализацией того, что было запланировано ранее в соответствующей ему части этапного плана. Здесь должна найти свое выражение и корректировка запланированного ранее с учетом реального хода и результатов занятий в предшествующем микроцикле. В плане микроцикла наряду с общими чертами системы занятий, составляющих данный микроцикл, намечают и отличительные черты отдельных занятий, относящиеся к их содержанию, параметрам нагрузки, методическим особенностям. Микроцикловое планирование предполагает, такимобразом, довольно детальную разработку соответствующей части этапного плана с конкретизированной обрисовкой системы занятий в пределах ближнего времени. Выполнить это без серьезных просчетов позволяет опора на накопленные знания о закономерностях микроструктуры планируемого процесса (гл. III,3.3) и опытпрактического использования их для конструирования микроциклов в различных конкретных ситуациях, т. е. применительно к заданным целевым установкам, фактическим предпосылкам их реализации, лимиту времени, выделенному на занятия в недельном режиме, и другим условиям, влияющим на содержание и построение занятий в рамках микроциклов.
Наиболее детальный план микроцикла обычно составляют при планировании спортивно-тренировочного процесса, микроци-клы которого отличаются большим числом тренировочных занятий, а отсюда и высокой степенью концентрации тренирующих воздействий, плотностью нагрузок в недельном режиме чередования их с отдыхом. Одна из возможных форм плана такого микроцикла дана в качестве примера на стр. 392. Хотя этот пример довольно условен, он иллюстрирует характерную для микроциклового планиррвания степень детализации плана и достаточно распространенный способ компактного оформления его в виде плана-графика. Масштабы микроциклового планирования позволяют сделать это более подробно и реально, чем при составлении этапного плана.
Понятно, что для составления столь детализированного плана-графика микроцикла нужно предварительно выполнить соответствующие подготовительные операции, в частности:
ориентируясь на контрольные показатели в предыдущих микроциклах исоотнося их с этапной целью, конкретизировать целевую установку на предстоящий микроцикл.
В рассматриваемом примере она заключается не в том, чтобы реализовать возможности спортивного достижения непосредственно в данном микроцикле, а в том, чтобы вызвать функциональные сдвиги, приводящие к повышению уровня специальной тренированности, улучшить отдельные стороны подготовленности к предстоящему состязанию;
Одна из возможных форм плана-графика тренировочного микроцикла Микроцикл № (порядковый номер микроцикла, считая
Тип микроцикла (в данном случае ____
Контингент тренирующихся (или инициалы Основные задачи в микроцикле (обеспечить функциональные сдвиги, приводящие
отработка соревновательных действий-
Ин- | Градации объектов планиро- | Параметры | Дни микроцикла | |
дексы | вания | в микроцикле | ||
151, дата 1 9 | ||||
I | Сводные характеристики фаз и за- | |||
нятий в микроцикле | ||||
1.1 | Фазы микроцикла (суммарное число дней) | 1-я — 5,5 2-я— 1,5 | ||
1.2 | Типы занятий | СТ — 7, Тк— 1* Тн— 1, В— 1 | СТ | т„ |
1.3 | Затраты времени на занятия, ч | 1,5 | ||
1.4 | Условная оценка тренирующего воздействия занятия | (в пределах 13 рангов)** | VII—VIII | IX—XII |
II | Группы упражнений | |||
II.1 | Общеподготовительные упражнения | (номера комплек | ||
(ОПУ) | материалах к графику) | |||
затраты времени, ч | 1 1 | |||
режим выполнения и другие харак- | (по занятиям) | (наряду с услов | ||
теристики | живающий или фо если, конечно, они | |||
II.2 | Специально-подготовительные упражнения избирательной направленности (СПУИ) | (номера видов или | ||
затраты времени, ч | 11,5 | 1 0,5 | ||
частные параметры нагрузки и др. | (по занятиям) | (как минимум на | ||
характеристики | тиях и указать в СПУИ по заня | |||
П.З | Тренировочные формы соревнова- | (краткое обозначе | ||
тельных упражнений (СУТ) | комбинации) | |||
затраты времени, ч | 2,5 | — — | ||
частные параметры нагрузки и др. | (указывается: кон | |||
характеристики СУТ | результата, число | |||
III | Планируемые результаты «прики- | (по занятиям и | (спортивные и ана | |
док», соревнований и другие конт- | в интервалах) | контрольные, пос | ||
рольные показатели | наряду с этим в функциональных | |||
IV | Внетренировочные факторы оптими- | (по занятиям и | (массаж, сауна, | |
_____ | зации восстановительных процессов | в интервалах) | приурочивать к 3, |
* Указано число занятий собственно-тренировочного (СТ). тренировочно-контрольного сгвенно восстановительного (В) типа.
** Тренирующее воздействие занятий в данном случае оценено в условно-сопоставительных сти нагрузок в основных для этого микроцикла тренировочных упражнениях.
fc условными примерами, относящимися к предсоревновательному этапу) комбинированный микроцикл) ........................... при индивидуальном планировании) ........................... к повышению уровня специальной тренированности; преимущественно поэлементная поддержание общей тренированности) | ||||||||||
(числа но порядку с начала большого тренировочного цикла, даты) | ||||||||||
152, дата | 153, дата 154, дата | J 55, дата | 156, дата | 157, да- | ||||||
Планируемые занятия (№ в порядке последовательности дней микроцикла) | ||||||||||
7 8 | ||||||||||
(преимущественно кумуляционная фаза микроцикла | (преимущественно вос- | |||||||||
становитель- | ||||||||||
ная фаза | ||||||||||
СТ | СТ | СТ | Т. | СТ | СТ | СТ | тв | Тк | микроцикла) Тв В | |
2 III—VI | 2 VII—VIII | 2,5 I | 1,5 IX—XII | 2 III—VI | 2,5 II | III—VI | IX—XII | 2 III—VI | 1,5 IX—XII | 1,5 XIII |
сов или серий ОПУ соответственно их упорядоченному перечню в дополнительных |
0,5 1 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 I 1,5 |
ным обозначением режима выполнения ОПУ в занятиях (развивающий, поддер- |
новый) целесообразно указывать и более конкретные параметры нормирования их, |
рассчитаны обоснованно) |
серий СПУ„ соответственно их упорядоченному перечню в материалах приложения) |
1 1 1,5 0,5 12 1 0,5 1 0,5- — |
до обозначить преимущественную направленность СПУ„ в различных по типу заня- |
хотя бы отдельные информативные показатели объема и интенсивности нагрузки |
тиям) |
ние разновидностей СУТ, целостно воссоздающих соревновательные действия и их |
0,5 0,5 0,5 — 0,5 0,5 |
кретная направленность СУТ по занятиям, степень мобилизации на демонстрацию |
и режим повторений) |
логичные результаты в рассматриваемом случае целесообразно намечать лишь как |
кольку они будут выявляться в условиях наслаивания тренировочных нагрузок; |
качестве результирующих целесообразно индивидуально планировать показатели |
сдвигов на тестовые нагрузки) |
увеличенный сон и др.; в данном случае расширенное использование их следует |
5 и 7-му дням микроцикла) |
(Тк—прикидка в процессе тренировки), тренировочно-восстановительного (Т„) и преимуще- |
рангах (высший — I, низший — XIII) с учетом прежде всего параметров объема и интенсивно- |
детализировать и уточнить перечень упражнений, предусмотренных н качестве основных и дополнительных средств реализации целевой установки, наметить порядок (очередность и частоту) их воспроизведения в занятиях на протяжении микроцикла (с порядковой нумерацией, которая поможет лаконично и вместе с тем достаточно подробно отобразить в графике их систему в микроцикле) ;
рассчитать параметры нагрузок в сериях упражнений и их динамику по дням и занятиям на протяжении микроцикла, хотя бы приблизительно и избирательно для основных упражнений; на этой основе и в соответствии с намечаемым типом занятий (собственно-тренировочные, тренировочно-восстановительные и т.д.) ранжировать их по предполагаемой степени тренирующего воздействия.
Для этого пользуются условными сравнительными градациями занятий в рангах, как это сделано в приводимом примере, - в баллах, или в иных критериях, вы-водимых с учетом суммарной величины объема и интенсивности нагрузок я упражнениях, которые войдут в содержание планируемых занятий;
руководствуясь правилами целостного формирования микроструктуры тренировочного процесса, наметить соотношение кумуля-ционной и восстановительной фаз микроцикла; в первой будут концентрироваться основные воздействия тренирующего характера, вызывающие кумуляцию тренировочных эффектов, а во второй -создаваться предпочтительно условия для оптимизации восстановительных процессов после предъявленных суммарных нагрузок, для! предупреждения переутомления. В этом отношении решающее значение имеет не столько чередование нагрузок и отдыха в пределах каждого дня микроцикла, сколько общее соотношение дней и занятий, которые в совокупности составят данные его фазы.
Так, в приведенном примере намеченная протяженность первой фазы — 5,5 дня с двукратными занятиями ежедневно, большинство из которых будет собственно-тренировочными; протяженность второй фазы - приблизительно 1,5 суток (завершающий день микропикла и часть примыкающих суток). В ней более широко, чем в первой фазе, предоставлен отдых, в том числе активный, обеспечиваемый на занятиях преимущественно восстановительной направленности. В различных ситуациях соотношение указанных фаз микроцикла может, конечно, существенно различаться, но, как уже неоднократно говорилось, полноценная организация процесса физического воспитания в любом случае предполагает ежедневные занятия физическими упражнениями того или иного типа при рациональном чередовании нагрузок и отдыха по фазам микроциклов. Это имеет важнейшее значение в планировании структуры микроциклов как целостных звеньев тренировочного процесса.
Если есть достаточные основания (соответствующие конкретные исследовательские материалы, накопленные фактические данные и т.д.), план микроцикла можно детализировать и более подробно, чем в рассмотренном примере. Не следует, однако, превращать микроцикловое планирование в разработку сразу на весь цикл подробнейших конспектов каждого отдельного занятия. Неизбежная вариабельность условий и самого процесса физического воспитания делает малопродуктивной такую работу. Лучше окончательную детализацию плана осуществлять в порядке составления конспекта
Одна из возможных форм плана-конспекта отдельного занятия
Занятие № (порядковый номер занятия в микроцикле и — в скобках — в большом
цикле).................................................................................................................
Дата...............................
Сип занятия (урок основного классно-урочного типа, собственно-тренировочное
занятие и т. д.).................................................................................................
Контингент (или инициалы в случае индивидуального планирования)............................
Основная задача (задачи)........................................................................................ • . . .
Части занятия и их подразделы; частные задачи и материал | Доли времени | Метод | Параметры нагрузок и отдыха | Примечания |
(задачи формулируют главным образом в рамках основной части занятия; материал в виде перечня сведений и видов упражнений, действий распределяют в порядке последовательности частей занятия — подготовительная, основная, заключительная, однако предварительно выделяют и уточняют то, что составит содержание основной части) | (затраты времени по частям занятия и их подразделам) | (краткое обозначение основного метода, методических подходов и приемов, намечаемых к использованию в различных частях и подразделах занятия) | (намечаемые конкретные показатели объема и интенсивности нагрузок в сериях упражнений и по частям занятия, величины внутри-серийных и межсерийных интервалов отдыха. Кроме внешних параметров нагрузки указываются и реально регистрируемые показатели функциональных сдвигов, напр. по ЧСС) | (организационно-методические примечания, перечень необходимого оборудования, инвентаря и т. д.) |
Контрольные показатели (кроме указываемых в других графах).
накануне очередного занятия, чтобы с наибольшей вероятностью реально наметить его содержание, методику и структуру.
План-конспект отдельного занятия.Охватывая наименьший из относительно завершенных фрагментов процесса физического воспитания, план-конспект отдельного занятия должен быть наиболее конкретным из всех рассмотренных документов планирования. В нем намечают: основную и частные задачи занятия (они должны быть поставлены настолько конкретно, чтобы их можно было реально выполнить в рамках данного занятия), средства, методы и методические приемы, привлекаемые для их реализации, параметры нагрузки и отдыха в сериях упражнений и отдельных упражнениях, динамику нагрузки на протяжении занятия, предполагаемые показатели оперативного контроля. В план-конспект вносят также организационно-методические и другие примечания, ориентирующие на качественное проведение занятия. Все это может быть скомпоновано, например, в форме, приведенной на стр. 395.
Вне всякого сомнения, вдумчивое проектирование каждого отдельного занятия (не обязательно с пространным описанием его,
но обязательно с фиксацией задуманного в той или иной форме) — неотъемлемое условие его рационального построения. Для специалиста же это и каждодневное обретение опыта конкретного планирования вместе с накоплением материалов, имеющих большую профессиональную ценность. Практически, однако, возникает противоречие между необходимостью значительных затрат времени на составление подробных конспектов и ограниченными возможностями выделения его накануне каждого очередного занятия, особенно когда ежедневно приходится проводить несколько занятий с различными контингентами. Выход тут прежде всего в заблаговременном накоплении опробованных материалов планирования и тщательном выполнении подготовленных разработок. Это позволит специалисту не делать каждый раз развернутых описаний отдельных фрагментов занятий, а пользоваться краткими обозначениями со ссылкой на соответствующие материалы выполненных ранее разработок: перечни комплексов упражнений, наметки методических подходов, нормировочные расчеты нагрузок и отдыха и т. д. В известных ситуациях приходится составлять и унифицированные планы-конспекты, обобщенно намечающие аналогичные занятия с несколькими примерно однородными контингентами занимающихся: для параллельных классов в школе, однотипных групп вузовских курсовых потоков и т. д. Это, конечно, не лучший способ конкретного планирования, но его пока приходится использовать в реальных условиях практики. Перспективы оптимизации оперативного планирования справедливо связывают с внедрением компьютерной техники, что, однако, не означает уменьшения в нем роли творческих начал.
Контроль
3.1. Общие черты контроля в процессе физического воспитания
К уточнению терминов. Несмотря на то что понятие «контроль» представляется вполне ясным (проверка, обследование, наблюдения, оценка и т. п.), в конкретном истолковании, в частности при характеристике контроля в процессе физического воспитания, это понятие трактуется далеко не однозначно. Долгое время контрольные функции специалиста физического воспитания традиционно сводили преимущественно к учету успеваемости и контролю физического состояния занимающихся. Со временем, однако, все очевидней становилась ограниченность такого подхода, поскольку он охватывает лишь некоторые из необходимых аспектов контроля. В современной специальной литературе обозначилась другая крайность — в ней можно насчитать уже десятки наименований видов и разновидностей контроля (педагогический, врачебный, биологический, антропометрический, биохимический, биомеханический, психологический, организационный и т. п.; тестометрический, визуальный, инструментальный, автоматизированный и т. д.; пред-
варительный, оперативный, текущий, этапный, итоговый и т.д.), что свидетельствует как о многогранности проблемы, так и о недостаточной упорядоченности связанных с нею представлений.
В этой связи возникает вопрос: что же должно быть исходно определяющим при характеристике типа контроля? Если говорить о том контроле, который органически включен в процесс физического воспитания, и рассматривать его как неотъемлемое дело специалиста физического воспитания, а одновременно и как функцию самих воспитываемых, то характер такого контроля определяется прежде всего реально существующими отношениями между субъектом и объектом воспитания. Соответственно в качестве внутренне присущих физическому воспитанию типов контроля надо различать: контроль, осуществляемый педагогом, обозначаемый обычно термином «педагогический контроль», и самоконтроль занимающихся, или физкультурный самоконтроль, в котором субъект и объект контроля как бы совпадают. К этому не сводятся, конечно, все содержание и формы контроля, организуемого в сфере физического воспитания. Существенно, однако, что всякий иной контроль лишь тогда может оказывать действенное влияние на ход и результаты физического воспитания, когда контрольные данные преломляются в сознании и действиях педагога, а также — в конечном счете — и тех, кто подвергается воздействию факторов физического воспитания. В этом смысле два названных типа контроля являются интегративными, причем педагогический контроль играет, естественно, ведущую роль по отношению к самоконтролю занимающихся.