Работа учителя по устранению фонематического недоразвития речи

Система преодоления фонематического недоразвития предус­матривает два взаимосвязанных направления работы:

1) коррекцию произношения, т. е. постановку и уточнение артикуляции звуков;

3) последовательное и планомерное развитие звукового ана­лиза и синтеза слова.

Как известно, на начальном этапе обучения детей языку первостепенная роль отводится углубленной и разносторонней ра­боте над звуками. Детей учат воспринимать звуки на слух, пра­вильно их произносить, осознавать звуки как фонемы.

Однако время, отведенное программой на усвоение материа­ла этого раздела, рассчитано в основном на детей, имеющих нор­мальное речевое развитие и дошкольную подготовку. Оно ока­зывается недостаточным для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием...

Таким образом, основными задачами учителя, независимо от того с учащимися каких классов он проводит специальные заня­тие, являются:

1. Максимальная направленность и более продолжительная по количеству времени работа по формированию у ребенка уме­ния сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала на правильно произносимых, позже — на уточненных и исправ­ленных звуках).

2. Отработка и уточнение артикуляции тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются или звучат недостаточно отчетливо, смазанно.

3. Постановка отсутствующих и искаженно произносимых зву­ков и введение их в речь.

4. Формирование умений сопоставлять и различать систему дифференциальных (акустико-артикуляционных) признаков зву­ков.

5. Закрепление уровня звукового анализа, который доступен ребенку, и постепенное подведение к устойчивому автоматизи­рованному навыку, т. е. обучение ребенка более сокращенным и обобщенным операциям, посредством которых производится зву­ковой анализ, формирование умения выделять звуки не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты их звуча­ния...

Чтобы направить внимание и интерес ребенка к звуковой сто­роне речи, научить его прислушиваться к звукам, выделять их из слова, необходимо вначале организовать его ориентировку в звуковом составе слова на правильно произносимых и четко диф­ференцируемых звуках. После этого внимание ребенка следует сосредоточить на вновь поставленном или уточненном в произ­ношении звуке. На специально подобранном речевом материале достигается правильное произношение звука, различение и вы­деление этого звука из состава слова, умение определять его ме­сто в целостном звуковом комплексе слога или слова.

Когда ребенок усвоит правильное произношение изучаемого звука... проводится работа по дифференциации этого звука от других акустически и артикуляционно близких звуков. Детям предлагаются упражнения на сравнение и сопоставление звуков по артикуляционным и акустическим свойствам, на различение этих звуков в словах и связных текстах...

При работе над слуховым восприятием должна строго соблю­даться поэтапность в применении тех упражнений, которые учи­тель предлагает учащимся. Вначале необходимо научить ребенка различать изучаемый звук среди других в чужой речи... Затем следует научить ребенка различать отрабатываемый звук не только в чужой, но и в своей собственной речи.

Лишь после того как ребенок научится самостоятельно разли­чать изучаемый звук в словах (в чужой и собственной речи), можно перейти к формированию умения выделять звуки из состава сло­ва, отделять их друг от друга, сравнивать между собой, опреде­лять роль и характер связи между звуками в слове.

При подборе речевого материала необходимо следить, чтобы в предъявленных для звукового анализа словах не встречались на первых порах звуки, близкие по акустическим или артикуля­ционным признакам изучаемому звуку.

Если ребенок испытывает трудности не только в различении звуков, но и в определении их количества и последовательности в словах, то вначале для ориентировки можно дать ему готовую наглядную схему звукового состава этих слов... По мере усвое­ния анализа с помощью схемы следует перейти к выделению звуков путем громкого, несколько утрированного их проговаривания в анализируемых словах, и, наконец, действие по звуково­му анализу происходит в умственном плане.

Усвоение каждой новой операции готовит учащихся к после­дующей, и в результате практической работы накапливаются оп­ределенные фонематические обобщения и наблюдения над зву­ковой стороной языка.

После того как будет достигнута четкость произношения и восприятия каждого из смешиваемых или заменяемых звуков... приступают к последнему этапу работы над звуком — к его диф­ференциации.

Предлагая учащимся упражнения на дифференциацию зву­ков, следует обращать их внимание на различие в звучании, ар­тикуляции звуков, на их смыслоразличительную роль в слове.

Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с нарушениями речи. — М., 1985.

Наши рекомендации