Теория и технология воспитания

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ

Единства взглядов в определении процесса воспитания нет. Его специфика выявляется только при сопоставлении с про­цессами развития и формирования личности. Формирование, развитие — цель, воспитание — средство ее достижения. Вос­питание — процесс целенаправленного формирования лич­ности. Это специально организованное, управляемое и контро­лируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной себе и обществу. В современном понима­нии процесс воспитания — это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направлен­ное на достижение заданной цели.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде все­го это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспита­ния превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс. Вместе с тем процесс воспитания — многофакторный, в нем проявляют­ся многочисленные объективные и субъективные факторы, обу­словливающие своим совокупным действием невообразимую сложность процесса. Сложность воспитательного процесса состо­ит и в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Процесс воспитания динамичен, подвижен, изменчив и, кроме того, отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. Одна из особенностей воспитательного процесса — его непрерывность. Школьное воспитание — это непрерывное, систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки. Процесс воспитания — комплексный, что означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Воспитательному процес­су присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться — это обусловлено действиями субъективных факторов: большими индивидуаль­ными различиями воспитанников, их социальным опытом, от­ношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготов­ленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты. Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от вос­питателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распо­ряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воз­действие.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

В современной отечественной школе процесс воспитания пре­дусматривает :

•целостное формирование личности с учетом цели всесторон­него, гармонического развития;

•формирование нравственных качеств личности на основе об­щечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотива­ции, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и воле­вой сфер развития личности;

•приобщение школьников к общественным ценностям в об­ласти науки, культуры, искусства;

•воспитание жизненной позиции, соответствующей демокра­тическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;

•развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требо­ваний;

•организацию познавательной деятельности школьников, раз­вивающей индивидуальное и общественное сознание;

•организацию личностной и социально ценной, многообраз­ной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности;

•развитие важнейшей социальной функции личности — об­щения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и по­вышения социальной напряженности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ

Под содержанием процесса воспитания понимают систему зна­ний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в со­ответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эсте­тическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания. В последние годы взгляды на содержание воспитательного про­цесса быстро и радикально менялись. Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный пе­риод перестройки. Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспита­ния. Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни — гражданина, работ­ника, семьянина.

Гражданин: выполнение гражданских обязанностей — чувст­во долга перед страной, обществом, родителями; чувство нацио­нальной гордости и патриотизма; уважение к Конституции и органам государственной власти, Президенту страны, символам государственности (гербу, флагу, гимну); ответственность за судь­бу страны; общественная дисциплина и культура общежития; бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям; общественная активность; соблюдение демократических принципов; бережное отношение к природе; уважение прав и свобод других людей; активная жизненная по­зиция; правосознание и гражданская ответственность; честность, правдивость, чуткость, милосердие; ответственность за свои де­ла и поступки; интернационализм, уважение к народам других стран и другие качества.

Работник: дисциплинированность и ответственность; работо­способность и организованность; общие, специальные и эконо­мические знания; творческое отношение к труду; настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить порученное дело; профессиональная гордость, уважение к мастерству; сознатель­ность, вежливость, аккуратность; опыт трудовой деятельности; эмоциональная производственная культура; эстетическое отно­шение к труду, жизни, деятельности; коллективизм, умение тру­диться сообща; инициативность, самостоятельность; готовность много и плодотворно трудиться на свое собственное благо, благо страны, общества; деловитость и предприимчивость; ответствен­ность за результаты труда; уважение к людям труда, мастерам производства.

Семьянин: трудолюбие, ответственность; тактичность, вежли­вость, культура общения; умение держать себя в обществе; оп­рятность, чистоплотность, гигиенические навыки; здоровье, привычка к активному образу жизни; умение организовать и проводить досуг; разносторонняя образованность; знание право­вых норм, законов; знание практической педагогики, этики; умение воспитывать детей; психосексуальная подготовленность; готовность вступить в брак и выполнять семейные обязанности; уважение к своим родителям, к престарелым людям.

Наши рекомендации