Виды общения (по составу участников)

Выполнил работу

ФИ, ____________________________________________________________курс/группа____

Факультет___________________________

Рабочий лист

Тема: Общение - обмен информацией, взаимодействие и восприятие. На пути к общению-пониманию. Технология педагогического общения.

I. Информационное обеспечение:

Содержание ответа смотри: Общие основы педагогики: учеб. для вузов /В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. – М., Просвещение, 2006. – 574 с. - С.233-238;

Параграф 31-33 учебника; учебник - Обществознание. 10 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений: профил. Уровень /Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лабезникова, Н.М. Смирнова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова и др. – 2 изд. – М, Просвещение, 2008. – 416 с.; материал рабочего листа.

Задание *(домашнее) напишите эссе-размышление на тему:

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения», - говорил Антуан де Сент-Экзюпери.

Виды общения (по составу участников)

Содержание ответа смотри: Общие основы педагогики: учеб. для вузов /В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. – М., Просвещение, 2006. – 574 с. - С.234

Межличностное Личностно-групповое Межгрупповое
     

2.Общение – это форма активности личности (наряду с _1.________________2.________

3._______________________)

3.Функции общения:

Содержание ответа смотри: Общие основы педагогики: учеб. для вузов /В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. – М., Просвещение, 2006. – 574 с. - С.234-236

1.________________

2.________________________

3.__________________________

4.Общение как коммуникация Задание: заполните содержание таблицы. Содержание ответа смотри: Общие основы педагогики: учеб. для вузов /В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. – М., Просвещение, 2006. – 574 с. - С.234-235
Вербальное общение Невербальноеобщение (неречевые средства)
Внешнее   Внутреннее Кинетическое    
Устное Письменное Внутренний диалог Паралингвистическое    
Экстралингвистическое    
Проксемическое    
Визуальное    

5.Заполните пропуски: (С. 324 учебник, Л.Н. Боголюбова)

Модель речевого общения:

1. Коммуникатор - кто? ____________________

2. Сообщение - ____? _________________________

3. Непосредственно, опосредованно _______ ? ___________

4. адресат ____? _______________________________

5. эффективное или неэффективное общение ___________________________? ______

Задание 5.1: Наполни содержанием понятия: идентификация, рефлексия, общение, самость (жизнь в себе), социумность (жизнь в обществе)

Содержание ответа смотри: Общие основы педагогики: учеб. для вузов /В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. – М., Просвещение, 2006. – 574 с. - С.2360237

Задание 6: Выделите не менее 4-ех. особенностей общения в современном мире (учебник, Л.Н. Боголюбова С.326-327; Интернет источники: http://www.koob.ru/contact/, http://www.klex.ru/cgg ,Литвак Михаил Ефимович Психологическое айкидо http://www.klex.ru/yh, http://www.koob.ru/litvak/psy_aikido )

Задание 7. Прочитайте фрагменты представленных текстов. Определите, в чем состоит специфика современного общества? С каким проблемами сегодня встречается человек в обществе риска и неопределенности? Что такое полионтологическая реальность? Ответ оформите письменно в портфолио, в рубрику рабочие материалы.

***

Современное общество демонстрирует противоречие между возможностями пользоваться плодами прогресса и постоянно воспроизводящимся состоянием риска (У. Бек, Ю.А. Зубок). Это обстоятельство порождает хаос и беспорядок, который сопровождается распадом семейных структур, неясностью происходящего и непредсказуемостью будущего, низвержением прежних авторитетов и ценностей (милосердия, сострадания, послушания), трансформацией нравственных императивов и ростом недоверия.

Индивидуально-социальное бытие Человека XXI в. протекает в пространстве глобального города и характеризуется: 1. Амбивалентностью (одновременность противоположно направленных мотивов и деяний, часто противоположных влечений, чувств, мотивов, поступков, ценностей, отношений и ожиданий). 2. Нравственным, ценностно-нормативным релятивизмом (относительность). 3. Полионтологической реальностью (подход Н.А. Носова).

В настоящее время существует противоречие между внутренним и внешним Человеком. Внутренний Человек живет в физическом, природном пространстве – это моноонтологическая реальность. А внешний, соответственно, есть обитатель глобального города, признающий виртуальное (цифровое) пространство как полионтологическую реальность. Подобное состояние человека можно охарактеризовать как «Пост-бытие».

Источник: (Мануйлова Екатерина Андреевна Духовно-нравственное образование личности в меняющемся мире. Человек – объект и субъект глобальных процессов: Материалы международной научной конференции. СПб., 20-21 нояб-ря 2009 г. / Под. Ред. И.Ф. Кефели; Балт. Гос. Техн. Ун-т. – Спб., 2010. – С. 298-301)

***

Постигая смысл своего бытия, человек неизбежно сталкивается с «парадоксами времени» – парадоксом отношений конечного и бесконечного. Человек как явление – временен, а как сущность – вечен. Виртуальная реальность выводит человека из реального физического мира природы и уводит его в мир хаоса и непредвиденных условий. Человек отчуждается от природы и утверждается в своей самости, закрыв от всего свою душу, находит себя в чужом и враждебном мире, который уже не говорит с ним на понятном языке и сам не понимает и не слушает его слова. Мы наблюдаем разрушение культуры, созданной человеком прометеевского типа и исчерпавшего возможности своего развития. На этом этапе человек окончательно утрачивает живую связь с окружающей средой и со своей внутренней природой. Происходит «отчуждение» личности от себя, утрата своего ядра, духовной составляющей. Это состояние человека В.И. Самохвалова называет «постжизнью».

Источник: (Мануйлова Екатерина Андреевна

Вызовы «пост-бытия» и пути сохранения традиции в обществе «риска» и нестабильности (Семья глазами школьников и студентов) //Материалы Международного научного конгресса «Глобалистика -2009: пути выхода из глобального кризиса и модели нового мироустройства», Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, 20-23 мая 2009 г. / Под общей ред.И.И. Абылгазиева, И.В. Ильина. В 2-х тт. Том 1. М.: МАКС Пресс, 2009. – С.471-474.)

Задание 8. Составить кластер – «общение в современном мире» указав понятия (с расшифровкой): вербальное общение; внешнее общение; невербальное общение, внутреннее общение, кинетическое общение, паралингвистическое, экстралингвистическое, проксемическое, визуальное.

Задание 9. Составьте кластер по функциям общения. В какую из функций общения входят такие виды взаимодействий между людьми, как кооперация и конкуренция (поясните понятия)?

Какая функция общения включает в себя процесс формирования образа другого человека? Каковы основные механизмы познания одного человека другим?

По степени опосредованности общение бывает (дайте определения понятиям): 1._______________________________

2.____________________________

(Содержание ответа смотри: Общие основы педагогики: учеб. для вузов /В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. – М., Просвещение, 2006. – 574 с. - С.236-238)

В зависимости от содержания и целей общение может быть:

1.материальным__________________________________

2.когнитивным________________________

3.кондиционным___________________________

4.мотивационным_____________________

5.деятельностным___________________________________________________________________

В процессе общения осуществляется______________________________________________

_______________________________________________________ взаимодействие индивидов, выявляется и формируется характер отношений: общность настроений, мыслей, взглядов, достигается взаимопонимание, осуществляется передача и усвоение манер, привычек, стиля поведения, создается сплоченность, характеризующая групповую и коллективную деятельность.

Наши рекомендации