Особенности психического развития ребенка с ДЦП. (2)
ДЦП -заболевание, вызванное поражением головного мозга, обычно проявляющееся в раннем детском возрасте и характеризующееся двигательными нарушениями: параличами, слабостью мышц, нарушением координации, непроизвольными движениями.
Термин «ДЦП» объединяет ряд синдромов, котор возникают в связи с повреждением головного и спинного мозга от разных причин на ранних стадиях внутриутробного развития плода и в родах.
Основным симптомом является нарушение двигательных функций.
Первое клиническое описание ДЦП было сделано В. Литтлем в 1853 г. Однако термин «ДЦП» принадлежит 3. Фрейду в 1893 г.
Особенностью формир-я психических функций при ДЦП является их более замедленный темп и своеобразная диспропорциональность, асинхронность созревания с появлением вторичных компенсаторных часто патологических симптомо-комплексов.
Аномалии развития психики при ДЦП включают нарушения формирования познавательной деят-ти, эмоционально-волевой сферы и личности.
Для становления познавательной деятельности ребенка большое значение имеют сенсорные функции:
- нарушение зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия (восприятия движений).
- трудности пространственного анализа и синтеза, нарушения схемы тела. Без спец обучения не могут усвоить отдельные признаки формы и величины предметов.
Речевые нарушения, чаще различные формы дизартрии (от легких форм до тяжелого поражения артикуляционного аппарата).
Практически у всех детей пониженная работоспособность, истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объем памяти.
Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с диагнозом ДЦП могут быть обусловлены двумя факторами: биологическими (характером заболевания); социальными условиями (воздействием семьи и педагогов).
Для ДЦП характерна ЗПР по типу псих инфантилизма (незрелость эмоцион-волевой сферы личности ребенка). Это связано с замедл формир высших структур мозга, связанных с волевой деят-ю. При этом интеллект может соответствовать возрастным нормам.
Три типа нарушения ЭВС:
Невропатический: сочетание несамостоятельности, повышенной внушаемостью с тормозимостью, пугливостью, неуверенностью в своих силах. Часто привязаны к матери, с трудом адаптируются к новым условиям. Преобладают реакции пассивного протеста (отказ от еды, общения).
Церебрастенический: повыш эмоц возбудимость, нарушение внимания, памяти и мышления, низкая работоспособность, повышенная раздражительность; склонность к конфликтам с окружающими, трудности в обучении связаны с повышенной психич утомляемостью, быстрым истощением активного внимания. Настроение неустойчивое. Эти дети часто бывают двигательно расторможены, благодушны, у них грубо нарушена целенаправленная деятельность, снижен уровень критического анализа своих действий и поступков.При спастической диплегии наблюдается астено-адинамический вариант (нервно-психическая заторможенность); при гемипаретической и гиперкинетической формах - астено-гипердинамический (нервно-психическая расторможенность).
Психопатоподобные синдромы:основаны на психоорганической почве, влекущей за собой синдромы органического и психического инфантилизма (социальная незрелость, внушаемость, эмоциональная возбудимость, эгоцентризм, назойливость в поведении, расторможенность влечений, неразвитость волевых качеств личности). У детей высокий уровень тревожности, обусловлен рядом патогенных факторов: церебрально-органическая недостаточность, частая госпитализация, переживания по поводу физической недостаточности.
Особенностью двигательных нарушений(ДН) является то, что они существуют с рождения, тесно связаны с сенсорными расстройствами, особенно с недостаточностью ощущений собственных движений. ДН представляют собой аномалию моторного развития, котор без соответствующей ранней коррекции оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций и личности ребенка.