Теоретические основы определения развития навыков письма у детей старшего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста при подготовке руки к письму

Из опыта работы
«Развитие мелкой моторики рук
детей старшего дошкольного возраста
при подготовке руки к письму»

Тропынина Светлана Герасимовна,

Введение
1. Теоретические основы определения развития навыков письма у детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Взгляд исследователей на проблему подготовки руки к письму.
2. Экспериментальная работа по развитию мелкой моторики руки при подготовке руки ребенка к письму.
2.1. Цель и задачи работы по подготовке руки ребенка к письму.
2.2. Выявление исходного уровня мелкой моторики руки.
2.3. Разработка системы работы по развитию мелкой моторики при подготовке руки к письму детей старшего дошкольного возраста.
2.4. Сравнительный анализ уровня развития мелкой моторики руки у детей.
Заключение

Введение
В настоящее время в детских дошкольных учреждениях при подготовке детей к школе стали акцентировать внимание на проблеме подготовки руки к письму.Это связанно с тем, что обычными стали ситуации, когда ребенок уже учится в 1 классе, а рука его не подготовлена или недостаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объемом письменных заданий учителя.
Дети, испытывающие трудности обучения письму, требуют особого внимания. Они осложняют работу в классе, замедляют общий темп, требуют индивидуального подхода.
В педагогической литературе проблеме подготовки руки к письму уделяется особое внимание и предлагается комплекс мер, способствующих развитию движений пальцев рук. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г., Щербинина С.В. в книге «Развиваем руки, чтобы учиться писать красиво и красиво рисовать», (Ярославль,1997г.) пишут, что развитием мелких мышц кистей рук у детей нужно начинать заниматься систематически с года до самой школы, и рекомендуют малышам упражнения, доступные их возрасту. Детям 5-летнего возраста для развития ручной умелости авторами предлагается освоение различных видов плетений из бумаги и тесьмы, работа с ножницами по вырезыванию фигурок, шитье. Много внимания в книге уделяется пальчиковой гимнастике, выполнение которой сопровождается стихотворной речью.
Подобного рода упражнения на согласование стихотворной речи с движениями пальчиков рекомендует и В.В. Цвынтарный в пособии «Играем пальчиками и развиваем речь» (СПб., 1996г.) указывая, что такие упражнения активизируют моторику рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, воспитывают координацию и развивают речь.
Триггер Р.Д. и Владимирова Е.В. в пособии «Я учусь писать» (М.,1994г.) указывают на то, что подготовку ребенка к обучению каллиграфии необходимо вести в нескольких направлениях. Они предлагают заниматься упражнениями по ориентировке на листе бумаги, формированием графических навыков и т.д. Таким образом, обосновывая подход к развитию кисти руки как к комплексному и заблаговременному.
Все эти авторы ссылаются на широко известные исследования профессора Кольцовой М.М., которая путем экспериментов установила, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием импульсов от движения рук.

Теоретические основы определения развития навыков письма у детей старшего дошкольного возраста

Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей, обучающихся в первом классе, показывает, что у многих из них движения недостаточно целенаправленны и плохо подчиняются задачам деятельности. Особенно слабо развиты сложнокоординированные движения ведущей руки, плохо сформировано умение использовать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Как следствие этого, большие сложности вызывает освоение предметных действий. Современная выработка у детей тонкой моторики, точной координации, формирование у них синтеза зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают быстрое и правильное развитие навыков чтения и письма.

Качественное управление мышцами достигается при наличии следующих условий:
1) умении ощущать движения мышц;
2) достаточной эластичности мышц;
3) достаточном уровне сформированности переключаемости движений;
4) осознанном выполнении движений;
5) достаточном зрительно-моторном контроле.
Все эти условия взаимосвязаны.

Причинами некачественного написания элементов букв (плохого почерка) при нормальной работе зрительного анализатора являются:
— недостаточно сформированная переключаемость движений, связанная со слабостью процессов дифференцированного торможения, а именно с несвоевременной подачей афферентных (обратных) сигналов с периферии в центр;
— снижение кинестетических ощущений от мышечных движений пальцев кисти руки;
— недостаточно сформированный навык непрестанного сосредоточения мысли при выполнении движений;
— недостаточная эластичность мышц, ослабленный мышечный тонус (вялость мышц) ограничивают объем движений;
— недостаточная сила мышц снижает выносливость при нагрузке во время письма, которая увеличивается при необходимости удерживать ученическую ручку.
Поскольку трудности обучения письму могут быть вызваны недостаточной готовностью к школе, дефицитом или задержкой речевого развития, отклонениями в состоянии здоровья и др., то и дети с трудностями обучения письму представляют собой достаточно разнородную группу. И хотя происхождение трудностей, их причины, а так же проявление и характер различны, несомненно одно: чтобы подготовить руку к процессу письма, необходим тренинг, с помощью которого создается функциональная база для работы соответствующих анализаторов.

1.1. Взгляд исследователей на проблему подготовки руки к письму
Письмо — сложный координационный навык, требующий сложной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму – один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6-летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма, с другой стороны. Психологи отмечают, что у детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках как правая и левая сторона, верх – низ, ближе – дальше, под — над, около – внутри и т.д.
Сам процесс письма является чрезвычайно трудным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируютсятехнические навыки:
-правильное обращение с письменными принадлежностями;
-координация движений руки при письме;
-соблюдение гигиенических правил письма;
Графические навыки:
-правильное изображение букв;
-соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке и т. д.
Орфографические навыки:
-обозначение звуков соответствующими буквами;
-соблюдение орфографических правил.
Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказывается на овладении графическими навыками и, более того, на развитии обучения. Важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Наши рекомендации