Авторитет педагогов и воспитанников

В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер вос­питателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая обществен­ная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спон­танность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зри­телями. У другого — мягкий, он не способен потребовать от уча­щихся элементарного порядка. Плохое знание педагогики и пси­хологии, нежелание преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному, спорадическому проявлению натуры: вспыль­чивости, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности.

Выход из этих ситуаций состоит в том, чтобы, прежде всего, правильно понять, чем определяется характер воспитательных от­ношений в школе. В самом общем виде он определяется, конечно, обществом. Но общественные отношения, прежде чем стать вос­питательно целенаправленными и эффективными, научно-педаго­гически преобразуются, перерабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов и потребностей, целей и задач общественного воспитания. Педагогика определяет оптимальную форму проявления и развития дисциплины и де­мократии в воспитании, которые реализуются специально подго­товленной и обладающей педагогическим авторитетом личностью. Дети добровольно идут за тем воспитателем, которого они уважа­ют. В любом другом случае педагогические отношения держатся на сугубо формальных основаниях, внешних требованиях, утрачи­вают свой позитивный воспитательный смысл и оказывают нега­тивное влияние.

Понятие «авторитет» буквально означает общепризнанное зна­чение человека, его влияние на людей, поддержку его идей и деятельности общественным мнением, проявление уважения, до­верия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу.

Сущность, специфические особенности и функции собственно педагогического авторитета обусловлены тем, что десятки и сотни ребячьих глаз, как рентгеном, насквозь просвечивают и выявляют нравственное состояние личности педагога. У настоящего воспита­теля нет другого морального выбора кроме чистоты, искренности, открытости и прямоты. В противном случае учитель неизбежно

утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем. Суть педагогического авторитета в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности. Ребенок авансирует воспитателю свое уважение, доверие, расположение, исходя из естественного предположения о высоком качестве его личности, и это доверие необходимо оправдать.

Аванс доверия возмещается прежде всего высокой нравствен­ностью. В современных условиях, видя вокруг себя безнравствен­ность в различных слоях общества, даже в собственной семье и школе, впитывая витающую в воздухе мещанскую мораль, одни ребята научились третировать и даже презирать простые нормы общечеловеческой нравственности, другие овладели искусством об­щественного лицемерия и обмана. Образовался острый дефицит нравственности в детской и молодежной среде. В этой экстремаль­ной ситуации нравственное самосовершенствование, высокая тре­бовательность педагога к самому себе — главный путь укрепления самоуважения. Рано или поздно нравственная принципиальность, определенность и настойчивость педагога возобладают в сознании детей и дадут ему безусловное педагогическое преимущество, пра­во предъявления нравственных требований к своим воспитанникам.

Другим важным условием обретения педагогического автори­тета является духовность воспитателя, его глубокая гражданская убежденность, способность открыто обсуждать с детьми самые острые проблемы общественной жизни, убеждать их, мужественно признавать свои ошибки и промахи.

В современных условиях в целях завоевания педагогического авторитета у детей воспитателю необходимо сделать выбор, занять общественную позицию: в отношении истории нашего общества;

политических процессов, происходящих в нем; процессов межна­циональных взаимодействий; прав человека; возрождения церкви и других. На убеждения детей можно повлиять только убежден­ностью, принципиальностью. И пусть некоторые ребята будут не согласны с классным руководителем. Но уважаемый детьми вос­питатель, смело и честно, без давления и запугивания, открыто вступающий с воспитанниками в диалог, дискуссию, спор, всегда заставит их задуматься над обсуждаемой проблемой, будет иметь возможность оказать идейное влияние.

Авторитет нравственности и духовно-ценностной культуры пе­дагога необходимо дополняется авторитетом интеллектуальной развитости, независимости суждений и образованности. Сегодня неизмеримо возрос поток разнообразной информации в различных областях жизни. Значительная ее часть приходит в острое проти­воречие со сложившимися стереотипами и штампами в сознании и мышлении. Это ставит воспитателя, духовного наставника детей и юношества в очень сложное положение. Чтобы глубоко понять духовный мир молодого поколения, быть властителем дум, нужно преодолевать в самом себе противоречия между сложившимися канонизированными взглядами на культуру, способами ее освое-

ния ребенком и реальной, порой не укладывающейся ни в какие рамки, социокультурной ситуацией. Лучшим средством налажива­ния воспитательного взаимодействия, укрепления авторитета пе­дагога, будет в этом случае его терпимость, отсутствие кате­горичности в оценках и давления на психику. Вовлеченность ре­бенка в диалог заставит размышлять, сомневаться, обратиться к источникам информации, произведениям литературы и искусства, духовно развиваться в направлении самостоятельного и критиче­ского отношения к культуре. По мере созревания детей, их духов­ного богатства во взглядах и убеждениях воспитателя и воспитан­ника будет образовываться все больше общих оценок и суждений. Оставшиеся разногласия также сыграют свою воспитательную по­зитивную укрепляющую авторитет педагога роль. Ведь суть вос­питания не в том, чтобы непременно добиться единомыслия, вбить в сознание детей официальные догмы и стереотипные представ­ления. Она в том, чтобы ребенок проявил самостоятельность мыс­ли, стремление докопаться до истины, выработать в себе незави­симость суждений, самостоятельность собственной личности. Диа­лог воспитателя с детьми по вопросам культуры, в котором гос­подствует только одна сила — сила мысли, знания, аргументации, делает авторитет воспитателя естественным и прочным.

Эффективная организация педагогического процесса воспита­телем невозможна без авторитета человеческой притягательности, без доброжелательности и взаимной, педагога и детей, симпатии. Нравственно-эстетическое взаимопритяжение есть самая благоприят­ная и эффективная атмосфера педагогического взаимодействия. Эффект человеческой притягательности возникает в учителе не только благодаря его эрудиции и интеллектуальной развитости. Он образуется как следствие таланта человеческого интереса, любви учителя к другому человеку. Это талант уважения личности ребенка, сочувствия к его проблемам и переживаниям, требовательной по­мощи ему в развитии духовности, интеллигентности, достоинства и самоуважения. Истинная педагогическая любовь есть глубоко предчувственная ответственность за жизнь и будущее детей, твер­дая решимость вести их к добру, гражданскому и личному счастью через преодоление самих себя и внешних препятствий. Только любящий педагог, истинный воспитатель отдает все силы тому, чтобы организовать творческую трудовую жизнь детей, научить их целеустремленности, дисциплинированности, требовательности к себе. Он учит их дружбе, доброте, пониманию красоты мужест­венного труда души и тела. Он испытывает радость и нравственно-эстетическое .удовлетворение от общения с детьми, переживает мгновения счастья, видя трудовые успехи своих воспитанников.

Человеческое уважение к детям проявляется не в том, чтобы предоставить их самим себе, не вмешиваться в их гражданское становление. Подлинное уважение к детской личности проявляется прежде всего в педагогической требовательности к ней, в оказании помощи ребенку через труд и преодоления, найти самого себя, раскрыть тайну своего таланта и признания, проникнуть в сущ-

ность своего характера и овладеть самим собой. Уважение ребенка педагогом обнаруживается в его способности удивляться уникаль­ной одаренности детской натуры, доверять внутренним духовным силам детей. Вместе с тем оно в понимании того, что без требо­вательной педагогической помощи ребенок может легко потеряться в лабиринте и хаосе неосмысленных общественных отношений, соблазнов и ложных иллюзий, потерять себя, погубить свою лич­ность. Подлинный педагогический авторитет, требовательная лю­бовь к воспитанникам позволяют педагогу использовать в отноше­ниях с детьми самый широкий спектр форм и способов взаимо­действия, взаимоотношений и воздействия. В зависимости от скла­дывающейся ситуации применяются и убеждения, и доверие, и требования. Воспитатель вступает с детьми в отношения това­рищества, сотрудничества, сотворчества, ответственной зависимо­сти. Авторитетный педагог поворачивается к детям разными сто­ронами своей многогранной личности: выступает в качестве орга­низатора, заинтересованного наблюдателя, советчика, демократа, принципиального, непреклонного, требовательного руководителя,

товарища и друга.

Таким образом, высокая нравственность, духовная цельность и убежденность, эрудиция и интеллектуальная развитость, человече­ская притягательность являются важнейшими условиями форми­рования педагогического авторитета воспитателя, классного руко­водителя.

Завоевание и поддержание авторитета педагогом—сложная, кропотливая работа по совершенствованию им своего духовного и физического состояния. За авторитет надо бороться ежесекундно, ежечасно, ежедневно. Если педагог перестает быть в курсе собы­тий, не следит за собой, опускается в быту, встает в отношениях с детьми на путь панибратства и формализма, отчуждается от детей, каким бы непререкаемым не был сначала его педагогиче­ский авторитет, он истлевает вместе с распадающейся личностью воспитателя. Поэтому для педагога важно постоянно поддержи­вать свою «авторитетную» форму, осуществлять духовное, нрав­ственное восхождение. Это значит нужно серьезно анализировать свои отношения с детьми, критически осмысливать свое поведение, преодолевать душевные слабости, тупость, черствость, дешевое са­момнение и гордыню, сохранять человеческое достоинство и педа­гогическую честь, держать свою совесть в состоянии чуткого реаги­рования. Авторитет вырастает из честных и чистых отношений, характеризуется скромностью. Авторитет воспитателя не самоцель и не самоценность. Он приобретает педагогический смысл и дей­ственность не тогда, когда используется как мощная сила адми­нистративного воздействия, противодействия детям, поддержания внешнего порядка. Его ценность раскрывается с наибольшей пол­нотой, когда его духовная сила направлена на развитие в воспи­таннике внутреннего человека, свободной нравственной воли, та­ланта, ответственности, самоутверждения и творческого самопро­явления. Использование авторитета в этих направлениях воспри-


нимается и принимается детьми как привлекательная духовная сила воспитателя.

Однако каким бы высоким авторитетом ни обладал отдельный воспитатель, в одиночку невозможно успешно решать сложнейшие проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения. Ав­торитет отдельного воспитателя в неблагоприятных условиях, со­седствующий с неавторитетными учителями, директором школы, массовым неуважением в детской среде, быстро утрачивает свою способность оказывать воздействие и погибает. Педагогический авторитет каждого отдельного воспитателя ценится и активно дей­ствует в авторитетном воспитательном коллективе, когда целост­ный педагогический процесс формируется, развивается и функци­онирует как система активно взаимодействующих, пользующихся авторитетом детей, родителей, учителей и представителей обще­ственности.

Прежде всего авторитет воспитателя эффективно и активно действует на фоне авторитета всего педагогического коллектива. Авторитетность педагогического коллектива возрастает, когда у него есть свое лицо, когда он состоит из единомышленников в отношении целей, содержания, форм и методов воспитания, когда в нем объединяются творчески мыслящие индивидуальности, по-своему, оригинально решающие методические проблемы воспита­тельных отношений. Педагогический коллектив авторитетен, когда в нем есть лидеры, новаторы среди опытных мастеров, думающей молодежи и каждый учитель по-своему утверждается как педагог профессионал. Важно, чтобы в коллективе были эрудиты, увлечен­ные каким-либо хобби и увлекающие детей, чтобы каждый педагог имел свой характер, заявлял о себе как яркая личность. Целе­устремленность, гражданственность, компетентность, педагогиче­ское творчество, заинтересованность в судьбах детей и единстве с ними — вот что вызывает у школьников уважение к педагогиче­скому коллективу, рождает стремление к общению и взаимодей­ствию с учителями.

Авторитет педагогического коллектива естественно предпола­гает наличие авторитета у каждого входящего в него учителя. Уважение к учителю обеспечивается высоким профессионализмом, требующим глубокого знания своего предмета, далеко выходящего за узкие рамки программных требований, способности препода­вать свой предмет углубленно. Успех преподавателя обеспечива­ется также увлеченностью и самоотверженностью, проявлением себя как личности и индивидуальности, выражающей собственный взгляд на изучаемый предмет, отстаивающей его в обсуждениях с детьми. Наконец, необходима психологическая совместимость и контактность учителя с учащимися, способность стимулировать личностные проявления школьников в учебном труде, обеспечивать доброжелательную обстановку в учебной работе.

Общественный, гражданский, человеческий авторитет необхо­дим и коллективу детскому. Он достигается развитием коллектив­ной целеустремленности, ребячьей самостоятельности и самодея-

тельности, всеми оберегаемыми правовым статусом самоуправле­ния. Огромное значение имеет сплоченность детей, обеспечение им возможности индивидуально-личностного проявления и социально-психологического самоутверждения. Авторитетность школьного воспитательного коллектива предполагает развитие многообразия общественных отношений в детской среде — ответственности и вза­имопонимания, дисциплины и творческой свободы, права и нрав­ственности, дружбы и товарищества, симпатии и эмпатии. Его авторитет становится непоколебимым, если в нем торжествует справедливое общественное мнение, внешняя и внутренняя созна­тельная дисциплина, обеспечивающая личные права, свободы и полную защищенность отдельной личности.

Авторитетный детский коллектив немыслим без уважения в нем каждой детской личности. Ребята всегда стремятся к самоут­верждению в коллективе, но далеко не всегда добиваются этого нормальными, честными путями. В формализованном коллективе школьники самоутверждаются за счет формальных прав в струк­туре внутриколлективных отношений, либо за счет противостояния и сопротивления официальным требованиям. Какая-то часть ребят остается безликой: они отчуждаются от коллектива или присут­ствуют в нем в роли статистов. Все это лишает коллектив воспи­тательной силы и делает бесполезным в педагогическом отноше­нии. Авторитет детской личности в коллективе утверждается в условиях предоставления каждому ребенку возможности самопро­явления в любом деле, утверждения своего таланта, успешности в учебных и общественных делах. Этой неодинаковой, индивиду­альной, разнообразной значимостью обеспечивается взаимный ин­терес и внимание школьников друг к другу, их взаимоуважение и взаимодействие, уважение к ним со стороны учителей, родителей, общественности. Подлинный авторитет завоевывается детьми не­легким трудом собственной души и тела.

Наконец, авторитет воспитателя, классного, руководителя обус­ловлен авторитетом школы в целом как учебно-воспитательного заведения. Высокого воспитательного качества и общественного звучания школа достигает тогда, когда в ней гармонично сочета­ются авторитеты педагогического и детского коллектива, учителя, воспитателя и каждого отдельного ученика.

Таким образом, авторитет воспитателя, учителя, классного ру­ководителя, без которого немыслим подлинный педагог, превра­щается в тончайший и эффективнейший инструмент педагогиче­ского действия, когда он формируется в системе взаимодействую­щих авторитетов педагогического и детского коллективов, всех воспитателей и учителей, каждого отдельного воспитанника.

Наши рекомендации