Обсудим профессиональный секрет. На семинарском занятии обсудите тему: «Школа — источник опасности для ребенка»
На семинарском занятии обсудите тему: «Школа — источник опасности для ребенка». Постарайтесь найти ответы на вопросы:
1. Действительно ли школу можно считать опасным местом?
2. Какие аргументы можно привести «за« и «против»?
3. Откуда исходит'угроза?
4. Что нужно сделать, чтобы превратить школу в дом радости?
Задачи коррекционной педагогики
Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке... Детей нет, есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. Помни, что мы их не знаем.
Я. Корчак
Педагогика — наука о воспитании. Одна из ее современных ветвей получила название коррекционной педагогики(от лат. соггесНо — исправляю). Это отрасль педагогической науки, которая изучает закономерности, причины возникновения отклоняющегося поведения у детей, разрабатывает пути и способы его исправления.Предмет коррекционной педагогики — отклоняющееся развитие и поведение. Коррекционная педагогика возникла в ответ на вызов жизни — угрожающее повышение детской и подростковой невоспитанности. Этой беде нужно противопоставить новое воспитание, исходящее из глубоких современных знаний о растущем человеке.
Традиционно предметом коррекционной педагогики считалось обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Само понятие коррекционной работы связывалось с аномальными, т. е. неправильно развивающимися, детьми, причина которого есть органические нарушения. Но теперь мы видим, что у детей появляется все больше неорганических, т. е. приобретенных, отклонений, которые также приводят к искривлению их развития и поведения. Здоровых детей приходит в школу все меньше. Потому можно не оспаривать традиционное понимание предмета коррекционной педагогики, просто современная наука раздвигает границы, включая в сферу своего действия всех детей с нарушениями развития и поведения.
Видный отечественный ученый профессор В.П. Кащенко считал коррекционную педагогику наукой о воспитании исключитель-
ных детей. При этом под исключительными понимались дети, поведение которых исключается, выпадает из общепринятой нормы.
Необходимость коррекционной педагогики в самом начале ее зарождения многие педагоги отвергали. Считали, что она входит в противоречие с гуманистическим воспитанием. Имеем ли мы право переделывать ребенка, лишать его права быть самим собой, свободно распоряжаться своей жизнью, судьбой? Но все это будет позже, когда человек созреет, окрепнут его силы, воля и разум. А в нежном возрасте самое главное — уберечь его от «выпадения» из нормы. В детском и подростковом возрасте усвоение скверных привычек — главная опасность. Девиантный ребенок опасен для себя не своей нестандартностью, не своим в данный момент плохим поведением, а именно тем, что оно выводит его на тот путь, с которого уже потом очень трудно вернуться назад. Своевременная коррекция — единственный способ уберечь ребенка от худшего.
Дети разные, пусть они такими и остаются — смышленными и не очень, быстро соображающими и тугодумами, задиристыми и тихими, нарушающими распорядок и придерживающимися норм. В жизни всем хватит места, люди и должны быть разными. Самое главное — чтобы в том возрасте, когда ребенок еще не может осознать всего, что с ним происходит, он не наделал бы непоправимых ошибок. Беременность в 13, брошенный ребенок в 14, первая рюмка в 8, затяжка сигаретой в 10, первый наркотический «кайф» в 11 — неужели этого нельзя было избежать? Очень многие дети из-за того, что их своевременно не подправили, не поддержали, не подкорректировали их поведение, вошли в жизнь с искалеченными судьбами.
Коррекционная педагогика сосредоточивает свое главное внимание на кризисных явлениях и отклоняющемся поведении. Ее основные задачи:
1. Выявление причин (условий, факторов), вызывающих от
клонения в развитии и поведении.
2. Комплексный анализ факторов, выявление закономерно
стей возникновения отклоняющегося поведения.
3. Разработка понятия «норма» в воспитании и применение
его к анализу видов, форм, методов исправления отклоняющегося
поведения.
4. Разработка практических методик (технологий) коррекци
онной работы со школьниками различных возрастных групп.
Основные категории коррекционной педагогики: Формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов — биологических, социальных, экономических, идеологических,
психологических и т. д. Воспитание — один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность становления человека, достижение заданного уровня зрелости, придание необходимой формы, человеческого образа.
Развитие — это процесс и результат количественных и качественных преобразований в организме и сознании человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему.
Отклоняющееся развитие такое, которое не подчиняется общим законам, развитие индивидуальное, во многом нестандартное, всегда непонятное, сложное, противоречивое.
Коррекция развития — направление развития ребенка в нормальное русло.
Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности.
В педагогике понятие воспитания употребляется в социальном и педагогическом значениях.
В социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы — словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.
В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ученика с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в семье и учебно-воспитательных учреждениях. В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Обучение — специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей учеников в соответствии с поставленными целями.
Образование — результат обучения. Это система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел ученик. Главный критерий образованности — системность знаний и системность мышления.
Поведение — общее название всего того, что делает ребенок, подросток. В узком смысле это выполнение учеником установленных норм и правил.
Специальная педагогика |
Отклоняющееся поведение — поведение, вышедшее из общепринятой нормы, вредное для ребенка и для общества, мешающее ребенку нормально входить в социальную жизнь. Устоявшегося определения отклоняющегося поведения пока нет, различные педагоги вкладывают в него неодинаковый смысл.
Коррекция поведения — исправление поведения ребенка, подростка педагогическими методами.
Коррекционная методика — взятые в единстве способы, средства и формы влияния на детей, подростков, обеспечивающие достижение намеченной цели.
Главным результатом изучения коррекционной педагогики будет приобретение молодым специалистом знаний, практических умений и навыков. Она вооружает профессиональными знаниями о причинах возникновения отклонений в развитии и воспитании, особенностях протекания коррекционных воспитательных процессов у детей разных возрастных групп; умениями прогнозировать, проектировать и вести коррекционный учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность; навыками осуществления индивидуального подхода и личностно-ориентированного воспитания. Процессы воспитания необходимо постоянно совершенствовать — ведь изменяются условия жизни людей, накапливается информация, усложняются с каждым годом условия и требования. На эти запросы общества коррекционная педагогика отвечает созданием более совершенных технологий гуманистического коррекцион-ного воспитания.
Коррекционная педагогика принадлежит к ветви специальных педагогик (от лат. зреааНз — особый, частный), изучающих проблемы воспитания аномальных, т. е. с различными недостатками детей. Ее место в этой системе представлено на рис. 1. Как видим, с ней тесно сотрудничают и разрабатывают близкие проблемы другие педагогические науки:
—реабилитационная (от англ. геИаЫНШе — обелять, возобнов
лять) педагогика, изучающая проблемы включения в нормаль
ную жизнь попавших в беду, пострадавших детей;
—педагогика частных случаев, направляющая свои усилия на
изучение особенно трудных случаев воспитания, создающая
методики индивидуального влияния;
—превентивная (от англ. ргеуеп1ы — принуждение) педагогика,
исследующая вопросы принудительного исправления поведе
ния детей и подростков педагогическими средствами;
—лечебная педагогика (педагогика здоровья), разрабатывающая
комплекс «щадящих» методик воспитания ослабленных детей.
О Б Щ А Я п Е Д А |
Дефектология |
) |
Лечебная педагогика |
Коооекционная педагогика |
с с с
Реабилитационная педагогика ) ( Педагогика частных случаев ) Превентивная педагогика )
Рис. 1
Многие специалисты склоняются к выводу, что время общей педагогики, изучающей воспитание «в общем и целом» прошло. Будущее за целенаправленными специализированными отраслями, изучающими ребенка в конкретных условиях и ситуациях его жизнедеятельности. Если уже сегодня, как полагают педагоги, более 80% детей имеют ярко выраженные индивидуальные особенности, около половины воспитанников подвержены отклоняющемуся поведению, а развитие еще примерно 60% учеников идет нетипично, то какой смысл говорить в общем о том, что в реальной жизни весьма конкретно?
Источники развития коррекционной педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика кор-рекционного воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи, новые подходы, технологии воспитания.
Практическая польза коррекционного воспитания весьма значительна. Своевременная и грамотная коррекция всегда дает положительные результаты. Никогда не ведут к положительным сдвигам безразличие, бездействие, нежелание помочь.
Ограничения для улучшения воздействий налагают физиологические, социальные, воспитательные факторы: сила нервной системы(выносливость, работоспособность, подвижность), степень запущенности вредныхпривычек и интенсивность корреккционной работы.
Коррекционная педагогика — отрасль педагогической науки, изучающая закономерности, причины возникновения отклоняющегося поведения у детей, разрабатывающая пути и способы его исправления. Главная ее задача — накопление и систематизация научных знаний об отклоняющемся развитии и поведении. Она возникла в ответ на вызов жизни — угрожаю-щее повышение детской и подростковой невоспитанности.
Из истории коррекционной педагогики
Жизнь учителя и жизни учеников связаны тысячами невидимых нитей. Задача коррекционной педагогики — сделать эти нити видимыми для всех. Она делает это, задавая вопросы, интересующие всех и каждого.
Коррекционная педагогика — буйно разрастающаяся ветвь современной педагогической науки. Основной причиной ее стремительного развития послужило увеличение случаев аномального поведения детей. Свое начало коррекционная педагогика берет из гуманистических попыток сохранения жизни так называемым дефективным (от лат. а"е/ес(ш — недостаток) детям, имеющим физические и психические недостатки. К ним относятся глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, слепоглухонемые, дети с нарушением интеллекта. В античные времена, как известно, каждого родившегося с физическими или умственными дефектами ребенка уничтожали, сбрасывая в пропасть. Этот обычай кое-где в Европе сохранялся еще и в Средние века.
В XVI—XVII вв. человеческая жизнь приобретает уже некоторую ценность и к дефективным детям относятся более гуманно, начинают искать пути помощи и возвращения их в общество. Появилась мысль их лечить, воспитывать, обучать ремеслам. У истоков лечебной коррекционной педагогики стояли французский врач и просветитель Ж. Итар (1775—1838), его соотечествен-
ник Э. Сеген (1812—1880), практикующие учителя и врачи других стран. Все они считали, что при разумном сочетании лечения с обучением возможно развитие детей с отклонениями в умственном и нравственном отношениях. Одним из первых дефектоло-гов, наиболее полно разработавших систему коррекционных упражнений для умственно отсталых детей, был французский врач К. Ванней (1860—1931). Он предложил программу специальных упражнений для тренировки недостающих психических функций умственно отсталых детей. Бельгийский педагог О. Декроли (1871—1932) в коррекционно-воспитательных целях создал серии обучающих игр, которые используются до сих пор.
Коррекционно-воспитательная деятельность педагогов-дефек-тологов, направленная на преодоление или ослабление недостатков, свойственных аномальным детям, содействовала более интенсивному и правильному развитию таких детей. Развившаяся сеть так называемых вспомогательных школ позволила гуманно решать жизненные проблемы обделенных природой людей.
Первые лечебно-просветительные учреждения в России появляются в XVIII вв. Сперва они строились по образцу зарубежных лечебных школ, копировали их методики. У истоков отечественной коррекционной педагогики стояли видные ученые А.И. Грабо-ров (1885—1948), создавший капитальный труд «Вспомогательная школа» (1923), Л.К. Шлегер (1863—1942), написавшая книгу для учителей «Особенности работы с детьми семилетнего возраста» (1924). Видным организатором дефектологического и коррекционного образования в России был врач-дефектолог В.П. Кащенко (1870—1943). Он создал в Москве школу-санаторий для дефективных детей (1908), преобразованную в 1918 г. в Медико-педагогическую станцию. Его сочинения «Воспитание-обучение трудных детей» (1913), «Нервность и деффективность в дошкольном и школьном возрастах» (1919) до сих пор остаются востребованными практической педагогикой. В 1994 г. переиздана книга В.П. Кащенко «Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков». Это ценное пособие для педагогов, психологов, дефектологов и родителей. Ряд работ по вопросам детской психологии и коррекционной педагогики опубликовал профессор К.Н. Корнилов (1879—1957). Видный невропатолог, профессор Московского университета Г.И. Россоллимо (1860—1926) прославился созданием так называемых психологических профилей, с помощью которых можно было наглядно видеть нарушения и отклонения в умственном развитии детей.
Весьма интенсивно развивается коррекциоцная педагогика в первые годы советской власти. Подтолкнули ее прогресс события
и причины, весьма похожие на нынешние: смена общественного строя, крушение устоявшихся идеалов и принципов, гражданская война, детская беспризорность. Новым революционным правительством были поставлены задачи теоретически осмыслить возникшие социальные и педагогические явления, усадить за парты всех детей, в кратчайшие сроки покончить с детской беспризорностью, создать сеть реабилитационных и коррекционных учреждений.
Решение этих важных проблем способствовало яркому расцвету таланта видных отечественных педагогов А.С. Макаренко (1888-1939), СТ. Шацкого (1878-1934), П.П. Блонского (1884—1941) и др. А.С. Макаренко был организатором воспитательных колоний для малолетних преступников. В Полтавской трудовой колонии для дефективных детей в 1924 г. содержалось за воровство — 51, безнадзорность — 39, убийство — 2, бандитизм — 6 детей и подростков до 16 лет. А.С. Макаренко прославился созданием новых эффективных методик превентивного и коррекци-онного воспитания, которые до сих пор остаются непревзойденными в отечественной и мировой педагогике. Многое сделал для развития теории и практики коррекционного воспитания СТ. Шацкий. Он организовал в Калужской губернии летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь», где проверил на практике плодотворное влияние на процесс перевоспитания трудных детей и подростков хорошо организованного производительного труда. Педагогические исследования П.П. Блонского по изучению детского поведения получили высокую оценку и были положены в основу практического коррекционного воспитания.
В первые годы советской власти были теоретически решены многие вопросы коррекционной педагогики. Были, в частности, даны определения безнадзорности, беспризорности, педагогической запущенности, детской преступности. Безнадзорностьдетей — общественное явление, заключающееся в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их замещающих. Причины: непонимание родителями своих обязанностей как воспитателей, преувеличенное представление о самостоятельности ребенка, в некоторых случаях эгоистичность, нежелание уделять достаточное внимание воспитанию своих детей. В целях борьбы с детской безнадзорностью рекомендовалось принимать такие меры, как запрещение после определенного часа пребывания на улице детей без сопровождения взрослых, посещение в неорганизованном порядке (без взрослых) вечерних зрелищных мероприятий, продажа детям спиртных напитков, табачных изделий, игральных карт и т. д. Необходимо сказать, что запреты эти неукоснительно выполнялись.
Беспризорность— общественное явление, заключающееся в недостаточном попечении и воспитательном воздействии в отношении несовершеннолетних. Возникает в результате общественных бедствий — войны, голода, безработицы, крайней нужды родителей. Жесткие и последовательные меры, предпринятые правительством, позволили в краткое время ликвидировать это явление на всей огромной территории страны.
Запущенность педагогическая— отклонение от нормы в поведении ребенка, обусловленное недостатками воспитания. Причины: отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена школ и преподавателей, отрицательное влияние улицы, безнадзорность. Главные методы коррекции — воздействие через коллектив, вовлечение в различные виды деятельности, индивидуальный подход. Как мы знаем, четкие представления о явлении и методах его преодоления дали свои положительные результаты.
В связи с решением практических задач оказания коррекционной помощи запущенным детям были предложены новые методы изучения их поведения. Широкое распространение получает педология (от греч. пайдос — дети, логос — наука), предложившая неприменяемые ранее тестовые методики обследования и анализа уровня развития и поведения ребенка. Видным педологом был П.П. Блонский. Его книга «Педология» (1925) была настольной книгой для воспитателей. Изложенные в ней идеи и методы актуальны и сегодня.
Педология, ее принципы и методы вызвали острое недовольств во властей. Применяя объективные методы тестирования, педологи приходили к весьма неутешительным выводам. Большая часть всех обследованных ими детей оказалась с различными отклонениями в развитии и требовала обучения и воспитания в специальных школах. Но установка марксистов-ленинцев была другой: рабоче-крестьянские дети не могут быть дефективными, это грубая выдумка и ложь вредителей-педологов. В 1936 г. ЦК ВКП(б) принимают постановление «О педологических извращениях в системе наркомпросов», которым запрещались всякие тестовые испытания детей. Педология вместе с ее объективными методами была запрещена. Эти меры не решили проблем. Чтобы помочь детям, нужны не идеологические призывы, а точное знание причин и способов преодоления кризиса.
В конце XX в. педагоги приходят к выводу, что в лечебно-кор-рекционной помощи нуждаются не только дети с органическими повреждениями нервной системы, но и совершенно здоровые, поведение которых в основном по причине неправильного предшествующего воспитания выпадает из нормы. Раньше решение
этих задач, раздробленных между социальной, специальной, реабилитационной и другими педагогиками, развивающихся без четких границ, было недостаточно эффективным. Было решено объединить их в одной педагогической отрасли. Роль объединяющей, цементирующей науки играет гуманистическая коррекционная педагогика, уповающая главным образом на индивидуальный подход к ученикам, ответственное рассмотрение каждого конкретного случая воспитания.
Педагогическое воздействие на личность аномального ребенка в целом не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление отдельных недостатков. Вся специальная педагогика имеет коррекционную направленность. Ряд задач кор-рекционной педагогики имеет общий характер и относится ко всем видам нарушения развития и поведения. Это:
—развитие личности аномального ребенка;
—закаливание организма;
—развитие движений;
—развитие чувственного опыта;
—развитие мышления;
—посильный труд;
—овладение опытом жизни в обществе.
Итак, традиционно коррекционная педагогика развивалась в плане помощи детям, имеющим органические повреждения нервной системы. Затем детьми с органическими отклонениями стала заниматься специальная наука «дефектология», а коррекционная педагогика расширила свой предмет на случаи отклоняющегося поведения, вызванного неорганическими ;е:прим^^
Понятие «норма» в воспитании
Однако все же есть существенное различие между нормальными и ненормальными людьми. Оно со-**- стоит в том, что психические черты у нормального ребенка являются случайным признаком, от которого он может легко отделаться, если захочет и сделает соответствующие усилия.
В.П. Кащенко
Норма(от лат. погта1уз — установленное) — это нечто постоянно существующее и неизменное.Нормальным обычно считается то,
с чем соглашается большинство людей. Норма соответствует установленному образцу. Бесспорное, устоявшееся, образцовое, типичное, общепринятое — это тоже характеристики нормы.
Трудно даже представить, сколько опровергнуто аргументов в многовековой дискуссии о том, что есть норма, что есть отклонение от нее и где проходит граница между ними. Конечно, если человек убил или украл и вина его доказана, то здесь отклонение от нормы поведения очевидно и не нуждается в доказательствах. Но такие очевидные случаи встречаются не часто. Массовое явление — незначительные отступления, поведение «на грани», которое может повернуть куда угодно — как в лучшую, так и в худшую стороны.
Понятие нормы очень неопределенное, зыбкое, подвижное. То, что еще вчера считалось ненормальным, вызывало осуждения, сегодня может стать нормой, а завтра опять выйти за ее пределы. Не могло быть и речи когда-то, чтобы ребенок не уступил место взрослому, неуважительно к нему отнесся, не прислушался к замечаниям. Теперь это печальная норма нашей жизни. Во всех сферах жизни, в том числе и нравственной, произошло замещение прежних норм новыми. Старшее поколение считает, что все переменилось к худшему. Поэтому так болезненно переживается падение нравов. Впрочем, нормы всегда были причиной конфликтов между поколениями; пожилые и молодые смотрят на одно и то же разными глазами прежде всего потому, что они по-разному воспитаны и жили в неодинаковых условиях. Трагедии из этого делать не следует до тех пор, пока нормы остаются в известных и безопасных пределах, пока они не угрожают нормальному течению жизни.
Нормы — это правила общепринятого и ожидаемого поведения. Нормы описывают, как поступает большинство. «Нормы ограничивают и контролируют нас так незаметно, что мы с трудом осознаем их существование», — пишет американский психолог Д. Майерс1.
Норма воспитания— золотая середина. Дети, выросшие в условиях постоянных ограничений, часто становятся бездушными, жестокими людьми. В их поведении легко усматривается агрессивность, перенесенная из безответного детства во взрослую жизнь. Если потакать всем капризам ребенка, он легко может превратиться в маленького тирана семьи. Из таких детей нередко вырастают эгоистичные, истероидные натуры, неспособные к упорному труду, лишенные самокритики, живущие по принципу: «лишь бы сейчас было хорошо». Все в меру — это и есть норма воспитания.
Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998. С. 237.
Абсолютная норма— такая же абстракция, как «идеальный человек». В реальной жизни мы не сможем отыскать его. Потому под нормой и понимаются такие характеристики, которые присущи большинству людей. Основой практической оценки нормы является ее пригодность, приспособленность к обычным условиям существования. Норма то, что определяет жизнь большинства в существующих реалиях. Изменяются реалии — пересматриваются нормы.
Норма не может быть субъективной. Неправильно говорят, что норма — это мнение каждого отдельного человека. Нет, это как раз одобряемый и поддерживаемый большинством людей образ жизни, деятельности, человеческих отношений. Когда в Японии вспыхивает очередная дискуссия о модернизации школьного воспитания, именно большинство людей требует сохранить все как было раньше — учебник по этике не переиздавался в этой стране уже несколько столетий.
При оценке нормы часто пользуются собственными представлениями. Оценивая поведение других людей, чаще всего основываются на личных мнениях о хорошем и плохом. Подвержены этому и учителя. Одни педагоги тяготеют к постоянным общечеловеческим нормам, другие руководствуются существующими в жизни критериями. То, что для одного воспитателя не выпадает из нормы, для другого может показаться вопиющим нарушением. Для одних важнее всего соблюдение общих правил, для других — поведение в конкретной ситуации. К тому же и поступки детей оценивают по взрослым нормам, часто забывая соотнести их с периодом развития. Хотя и знаем: не позволено школьнику то, что естественно для трехлетнего ребенка. Поведение ребенка с малых лет оценивают по взрослым меркам: не выполнил, например, своего обещания, значит, лжец, будь тебе хоть 4, хоть 14 лет.
Сказать, что поведение ребенка нормальное или ненормальное — значит ничего не сказать. Например: ребенок ведет себя тихо, скромно, незаметно, никого не обижает. Норма? Трудно сказать, пока не поймем, что за этим скрывается. Может быть, душевная тонкость, благородство, большая внутренняя культура, но, может быть, и чрезвычайная робость, застенчивость, отсутствие собственного мнения, страх, «бесхребетность».
В современной педагогике понятие «норма» часто выступает синонимом понятий «средний», «обычный», «ничем не примечательный». Спросите учителей: какой он, «нормальный» ученик? — и чаще всего они подтвердят, что норма — это середина между крайними отклонениями. Чаще всего так называемые «нормальные» дети — это средние типы, ничем не примечатель-
ные. Но если следовать такой логике, то каждый, кто обращает на себя внимание, — это ненормальный, и в эту категорию попадают миллионы. Педагогика должна определиться, за кого она. До сих пор все ее теории создавались для «среднего» воспитанника, а усилия практиков, руководствовавшихся ими, — на воспитание «среднего», «нормального» человека. Всеми силами некоторые учителя пытаются яркую, самобытную, неординарную личность свести до уровня безликого, серого, незаметного, «нормального» существа. К этому ли нужно стремиться? «Средних» людей быть не должно. И педагогика для «средних» тоже должна отойти в прошлое. Коррекционная педагогика — это педагогика личност-но ориентированного воспитания для «ненормальных» детей. Пусть их будет больше, и пусть они вырастут нормальными, а не средними людьми.
С древнейших времен и до наших дней воспитание направляется на то, чтобы сформировать человека в соответствии с принятой в данном обществе и в данное время нормой. Достижение нормы — главная практическая цель любого воспитания. Воспитание достигло цели, когда воспитанник соответствует принятому образцу, становится носителем общепринятого стандарта жизни, деятельности, поведения.
Из этого обобщения можно сделать несколько выводов:
- нормы выражают главные ценности, цели и задачи воспитания;
- нормы подвижны, изменчивы, поскольку цели и задачи воспи
тания не остаются неизменными на различных этапах и в разное
время общественного развития;
- главная задача школьного воспитания — довести развитие и
воспитание каждого ученика до установленной общественной
нормы.
Как же все-таки выделяют норму? Не иначе как на основании теоретических представленийо характерных для каждого возраста особенностях протекания нервных процессов возбуждения и торможения, о содержании и направленности главной деятельности, ее целях и способах их достижения в том или ином возрасте. С одной стороны, эти теоретические представления являются итогом обобщения опыта детского поведения, с другой — результатом новых научных открытий. Существуют различные подходы к установлению нормы воспитания: исторический, социологический, статистический, практический. Но ни один из них не является бесспорным и надежным.
Общим подходом к установлению нормы является стандартизация. Это процедура выделения главных признаков и сведения их в итоговый документ — стандарт.
В его основу должны быть заложены общечеловеческие ценности; христианские заповеди: не укради, не убей, не обманывай, не нарушай слово, уважай старших и др. — безусловно сохраняются и в наши дни. Естественное течение жизни дополнит его новыми особенностями, но основу сегодня, как и в прошлом составят вечные и нерушимые ценности воспитания. Практика воспитания без боязни ошибиться должна опираться на них постоянно. Учитель, работающий с особыми детьми, за норму воспитания должен взять формирование общечеловеческих ценностей:честности, вежливости, уважения к старшим, верности слову, уважения прав другого. Если они существеннр нарушаются, то это и будет отклоняющееся поведение.
Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой — в этом основная, хотя и не вся суть христианской любви как общечеловеческой ценности. Кроме этой ценности в догматах христианской веры выделяются верность поставленной цели; способность к состраданию; участливость; чувство надежности, безопасности; убежденность; стремление сотрудничать с другими; мужество; упорство в достижении цели;- энтузиазм, активное отношение к жизни; справедливость; вера; верность; чувство товарищества; способность прощать; дружелюбие; вежливость; великодушие; готовность прийти на помощь; святость; честность; стремление; инициативность и находчивость; оптимизм; доброта; любовь; преданность в дружбе; послушание; терпение; миролюбие; настойчивость; целеустремленность; способность к раскаянию; умение не падать духом; уважительное отношение к окружающим; чувство ответственности; почтительность; способность к самодисциплине; мудрое отношение к своему достоянию; чувство благодарности; готовность доверять; надежность; бескорыстие; мудрость; поклонение Богу.
Проблема ценностей и норм привлекает все большее внимание педагогов. Подходов к ее решению много. Свои мнения высказали ведущие российские ученые Б.С. Гершунский, Н.Д. Ни-кандров, М.В. Богуславский, И.Н. Сиземская, Л.И. Новикова и другие. Предельно обобщенно рассматривает вопрос известный педагог-практик В.А. Караковский. Его набор ценностей — человек («абсолютная ценность»), семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир1.
Овладение этими ценностями должно составлять сердцевину воспитания современных школьников.
1 Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.
Общечеловеческие ценности ставятся выше национальных, поскольку они признаются подавляющим большинством людей во всех странах мира. Этот вывод нельзя смешивать с требованием придавать воспитанию национальный характер. Оно было всегда актуальным для российской школы, важность его не снижается и в условиях современных рыночных преобразований. Выводы многих исследований показывают, что в условиях интенсивного обмена между странами усиливаются космополитические тенденции, способствующие снижению национальных чувств, стиранию национальных особенностей.
В старых трактатах по воспитанию понятия целей и задач употреблялось мало, зато нормы проходят красной нитью через всю историю школы. Воспитателя Я.А. Коменский сравнивал с садовником: и тот и другой стоит на страже нормы. Садовник обязан выпрямлять криво растущие деревья, воспитатель — отклоняющееся поведение детей. В результате общество (сад) формируется нормально.
Чтобы ответить на вопросы, кем и как создаются нормы, следует выделить уровни формирования требований к воспитанию. Их несколько: методологический, политический, административный, педагогический, социальный, корпоративный. На методологическом уровненормы выводятся из общечеловеческих ценностей, идеалов и целей воспитания. На политическом уровнетребования к воспитанию формируются в программных документах перспективного развития общества, его экономики, социальной сферы. В общих чертах задаются требования к воспитанности, образованности, уровню развития людей, способных поддерживать и воплощать в жизнь намерения политиков, руководства страны. Административные нормыконкретизируют наме: рения политиков, воплощая их в социальный заказ — государственные документы, законы и положения. На педагогическом уровнепроисходит преобразование общих положений в практически выполнимые задачи. Создается теоретическая и технологическая поддержка для их реализации, решение проблемы переводится в практическую плоскость. Общество чутко реагирует на происходящие изменения и в свою очередь корректирует социальный заказ на воспитание. Под давлением общественности цели, задачи, нормы пересматриваются, уточняются.
Нормы, проектируемые разными институтами, не всегда и не во всем совпадают. Это большая общественная и педагогическая проблема. Педагоги находятся в очень сложном положении: чего же хочет общество? какого человека и для каких целей необходимо формировать в школах? для какого будущего? каких норм
перспективного общественного поведения придерживаться? «Ввиду невозможности дать строгое научное толкование понятию человеческой нормы, — пишет В.П. Кащенко, — за нормальное признается просто среднее и в то же время наиболее часто встречающееся значение»1.
Перейдем теперь к непосредственному практическому выделению педагогической нормы воспитания и прежде всего попытаемся ответить на вопрос: какое поведение школьников считать нормальным, а какое — выпадающим из нормы, отклоняющимся?
Общим признаком отклоняющегося поведения является неадекватное,т. е. неправильное, неестественное, лишенное смысла реагирование ребенка на возникшую ситуацию. Что бы мы сказали о взрослом, который поет частушки во время похорон или читает заупокойную молитву на свадьбе? Только то, что он неадекватно реагирует на ситуацию, его поведение не отвечает ситуации. Это означает, что поведение ребенка нужно рассматривать в неразрывной связи с ситуацией,конкретными условиями. Укради ребенок конфету — мы его осудим, но если это сделает голодный мальчик-беженец, не каждый осмелится осуждать его. Если брать в единстве поведение и ситуацию, будет меньше ошибок. Обычно учитель видит последствия, т. е. самб отклоняющееся поведение, но мало или ничего не знает об условиях, его вызывавших. Отсюда масса ошибок. Каждый студент приведет примеры ошибок своих учителей. Каждый побывал в ситуации, когда учитель не понял, не разобрался, не захотел понять, почему возник тот или иной проступок, наказал несправедливо. Детей это особенно ранит, их ответом часто становится уже преднамеренное отклоняющееся поведение.
Свобода поведения в норме всегда адекватна ситуации. Подрался ребенок, защищая свое достоинство, — это норма. Так сложилась ситуация. Но если ситуация не требовала тех или иных его действий, изменения формы поведения — это уже отклонение. Поэтому главное, что необходимо внушать детям, — вести себя сообразно условиям. Кричать, когда нужно кричать, бегать и прыгать, когда есть для этого причина, вымазать мелом стул нелюбимой учительнице, грубить и хамить насильнику — это тоже норма. Вчитайтесь, что пишет Я. Корчак: «Теоретизируя, мы забываем, что обязаны учить ребенка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только
уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возмущаться, не только подчиняться, но и бунтовать». . Возрастная норма: что позволено пятилетнему, осуждается в поступке девятилетнего; что может первоклассник, запрещено выпускнику. Не может быть приемлем человек, сотканный из одних достоинств, так же как с одними только недостатками. Все должно быть в меру, все в сочетании, все в гармонии.
В психологии и педагогике опробован статистическийметод установления нормы. Он основан на обработке значительного количества наблюдений. Математики доказали, что для определения нормы и ее описания достаточно знать два показателя: среднюю арифметическую (X)и так называемое стандартное отклонение(о). Значение последнего не зависит ни от единиц измерения, ни от общего числа случаев. Закон нормального распределения показывает, что существующие отклонения от некоторой средней величины как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения будут равноудалены (рис. 2).
Путем многократных проверок установлено, что в пределах а и —о находится 68 % всех случаев, или по 34 % с каждой стороны от нормы (на графике — т. 0). За этими пределами, т. е. в интервале +2а и —2а находится еще 32 % случаев, или по 16 % с каждой стороны от нормы.
Такое понимание нормы широко используется при определениях, например, умственной одаренности и отсталости. Американская ассоциация по изучению умственной неполноценности признает четыре уровня умственной отсталости, которые устанавливаются по стандартному отклонению. Если его значение находится в пределах ±2ст, то это классифицируется как легкая степень умственной отсталости, ±3а дает уже средний уровень неполноценности, ±4а — тяжелую и ±5о — глубокую умственную неполноценность.
Этим методом могли бы воспользоваться учителя, если бы удалось выделить и описать параметры нормального поведения. Для
2а -о
+3а
1 Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. М., 1994. С. 27.
Рис. 2
этого нужно знать X — средний показатель нормы, вычислить его как среднюю арифметическую величину составляющих, но пока в точности ученые не знают, из каких компонентов складывается нормальное поведение школьников.
Педагогическое понимание нормы поведения. Вцентре ее свобода ребенка. Он по праву рождения свободен в своих действиях и поступках. Ему никто и ничего не может запретить. На собственном опыте ему предоставляется возможность учиться, как нужно поступать, выяснять для себя, какое его поведение будет наиболее выгодным для него самого. Он должен выбирать сам. Норма — обоснованность выбора.
Японские родители никогда ничего не запрещают детям. Они только предостерегают: это может быть опасно, это очень опасно. А дальше действуй как хочешь. Набравшись синяков и шишек, ребенок очень скоро начинает понимать, что предостережения не были напрасными. К 10 годам он уже не просто понимает своих родителей, а чтит, боготворит их за то, что они подсказывают ему, как жить. Так же воспитывают и в школе.
Метода, равного свободе выбора по силе воздействия, нет, особенно тогда, когда он поддерживается всеми другими методами воспитания. В западном мире на помощь призывают закон. Права человека (ребенка, в частности) гарантируют ему очень широкий диапазон личного поведения. Ученик может приходить в класс и уходить, когда захочет, он может отвечать, а может и отказаться. Никто не вправе ограничивать его права. И он это знает.
Но поступать, как ему вздумается, он может только теоретически. Практически он зажат общественными нормами, законом. Американцы говорят: «Ваше право курить заканчивается там, где начинается мой нос». «Ваше право опаздывать, — говорит американский учитель, — заканчивается перед дверью нашего класса. Опаздывайте, если хотите, но мы не намерены из-за вас нарушать работу». Такой подход, когда нормы поведения не навязываются, а поддерживаются всем обществом, всеми людьми, достаточно эффективен.
В таком подходе — уважении прав и свобод ребенка, с одной стороны, и необходимостью согласовывать свое поведение с другими людьми, у которых тоже есть права, — с другой, и заключается главный смысл нормального поведения. На этом стоит гуманистическая коррекционная педагогика: не запрещать, не наказывать, не ограничивать, а выражать ребенку общественную необходимость в требованиях вести себя так, чтобы не мешать другим людям, не ограничивать их прав и свобод. Если один ребенок, к примеру, громко кричит, то своим криком он нарушает права других детей на тишину во время занятий.
«Не кричи!» — требует учитель. «Почему не кричать?» — недоумевает ученик. Ему хочется кричать. Он имеет право кричать. Требование учителя он воспринимает как его личную претензию, как необоснованную придирку. Но если учитель скажет: «Своим криком ты нарушаешь мои права, права других детей», то ребенок вынужден будет притормозить, он интуитивно чувствует, что права собственности, права многих людей нарушать нельзя. Ученик традиционно воспринимает замечания учителя как его личные претензии. Перестановка акцентов с личного на общественное меняет это отношение: «Я выражаю тебе не свои личные претензии, а требование всех людей. Если ты будешь продолжать нарушать их права, они могут тебе этого не простить».
Итак, норма поведения есть то, что поддерживается боль
шинством людей. В основе нормального поведения — соблю
дение общечеловеческих требований, христианских запове
дей. Не воруй, не обижай младших, уважай старших, не лги,
будь верен данному слову, выполняй свои обязанности, чти
своих родителей, будь готов выполнить долг перед людьми и
страной — вот вечный набор ценностей, на которые будет
ориентироваться воспитатель. Отклонение поведения ребенка
от этих норм рассматривается как девиантное._______