II. Характеристика детей с нарушением темпа психического развития.
ЗПР церебрально-органического генеза, тип ЗПР наиболее часто встречающийся у детей, и он же взывает у детей наиболее выраженные нарушения в их эмоционально-волевой и познавательной деятельности в целом. Данному типу ЗПР следует уделить особое внимание т.к., он является пограничным состоянием между ЗПР и умственной отсталости в легкой степени (дебильности) и значительно отличается от других видов ЗПР.
РАБОТА В ГРУППАХ - раннее мы рассматривали данный вид ЗПР, поэтому объединив вешеисложенный материал и ваш практический опыт попробуем охарактеризовать ЗПР церебрально-органического генеза по следующим параметрам: 1 гр. – причины, 2 – структура дефекта, 3 – характеристика познавательной деятельности, 4 – педагогическая характеристика детей.
У детей этой группы отмечается нарушение ЦНС, но это поражение носит очаговый, парциальный характер Ведущим фактором в структуре дефекта будет интеллектуальная недостаточность, сочетающаяся с отклонениями в эмоционально-волевой сфере
I, нарушение ВНД
II 1. Нарушение когнитивной сферы, интеллектуальное недоразвитие;
2. Э-в расстройства, нарушение личности, межличностных отношений и личности в целом.
Клиническая картина сложная: уже на ранних этапах можно наблюдать, различны отклонения в психомоторном развитии. Такие дети двигательно-беспокойны, рассеяны, характерна неврологическая симптоматика (нистагм) + церебро-органическая недостаточность в развитии. Глубина поражения ЦНС меньше, чем при олигофрении. Характеризуется стойкостью, непрогрединтностью (отсутствует ухудшение). Отмечается негрубое нарушение познавательной деятельности, нарушение поведения и адаптации, отличается способностью компенсации и обратимому развитию в условиях специального обучения и воспитания
В зависимости от преобладания эмоционального фона можно выделить следующие формы ЗПР церебрально-органического генеза:
· неустойчивый инфантилизм – с психомоторной расторможенностью, эйфорическим оттенком настроения, малой способностью к волевому усилию, повышенной внушаемостью.
· тормозимый – с преобладанием сниженного фона настроения, нерешительностью, безынициативностью, часто боязливостью.
Дети первого варианта не способны к волевому усилию, к саморегуляции в ходе деятельности, на уроках, их трудно организовать и удержать произвольное внимание. Органическое поражение тормозит развитие познавательной деятельности за счёт недостаточности мотивационной сферы и грубой органической незрелости функций, которые обеспечивают целенаправленность поведения.
При втором варианте снижена интеллектуальная продуктивность и отмечается церебро-астенический синдром (церебро – мозг, а астения – истощение). Отмечается:
1. сниженный психический тонус, повышенная истощаемость при умственном напряжении, колебание работоспособности (3 минуты работают, а потом выпадают), т.к. НС не может держать напряжение;
2. дефицит внимания, снижена концентрация внимания и контроль за своей деятельностью (внимание отключается);
3. замедленность усвоения учебных навыков, вследствие истощаемости, колебания работоспособности (плохая переключаемость);
И так, незрелость эмоционально-волевой сферы является фактором, тормозящим развитие познавательной деятельности, не только из-за недостаточности мотивационной сферы, но и малой целенаправленности, слабости контроля, повышенной импульсивности. В формировании ЗПР ц-о генеза большая роль принадлежит нарушению познавательной деятельности, обусловленной недостаточностью памяти, внимания, инертностью психических процессов. У детей ц-о генеза наблюдается ряд энцефалопатических расстройств(в следствие поражения ЦНС на более ранних этапах развития):
Цереброастенические явления (церебрум – мозг, астения – слабость, истощаемость) - повышенная истощаемость ЦНС, снижение интеллектуальной работоспособности, способности к запоминанию, концентрации внимания, ранимость, тормозимость или возбудимость, моторная расторможенность или гиподинамия;
Неврозоподобные явления могут сопровождать данную форму ЗПР – тревожность, боязливость, склонность к страхам темноты, одиночества;
Синдром психомоторной возбудимости: общая двигательная расторможенность, суетливость;
Аффективные нарушения: немотивированные колебания настроения;
Психопатоподобные нарушения: сочетание длительной расторможенности, аффективной неустойчивости, снижение интереса к интеллектуальной деятельности с отрицательным отношением к учёбе;
Апатико-адинамические расстройства: снижение инициативы ипобуждений в интеллектуальной деятельности, эмоциональная вялость, двигательная расторможенность.
Мозаичность и преимущественная недостаточность памяти, внимания, дифицитарность корковых функций, энцефалопатические расстройства свидетельствуют о нарушении ЦНС на ранних этапах онтогенеза.
Для понимания «задержки» важны два фактора: с одной стороны, повреждённые функции будут замедлять темп общего развития через недоразвитие ряда других. С другой, замедление общего темпа развития мозга связано с самим действием раннего органического повреждения.
Эта форма ЗПР может описываться как ММД (минимально-мозговая дисфункция). (Этиология) ММД является одним из наиболее частых исходов перинатальной («пери» - вокруг; «натал» - роды, - вокруг родов) энцефалопатии («энцефалос» - мозг, патос – страдание, заболевания головного мозга, связанные с отравлениями, интоксикациями, инфекциями, травмами и др.), т.е. нарушения НС, возникшие в пренатальный (дородовый), натальный (в момент родов), постнатальный периоды.
(Клиника) Синдром характеризуется рассеянной микроочаговой симптоматикой поражения ЦНС и функциональными расстройствами, но при этом функциональные преобладают над органическими.
В раннем возрасте синдром проявляется уменьшением продолжительности сна, частым пробуждением по носам с плачем, трудностью засыпания, плохой прибавкой в весе, посинение ногтей. К году, как правило, наблюдается задержка психомоторного развития.
К дошкольному возрасту можно выделить неврологические расстройства, задержка речевого развития.
В школьном возрасте отмечается задержка формирования навыков письма, чтения. Нарушения поведения, наблюдаются трудности социализации. Они предпочитают общаться с детьми более младшего возраста, т.е. имеет место признаки психического инфантилизма. У детей страдает произвольное внимание и память.
В настоящее время ММД рассматриваются как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, проявляющиеся возрастной незрелостью отдельных ВПФ. ММД тесно связанны с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), расстройством эмоций и поведения, лёгким нарушением познавательной деятельности, отдельных сторон интеллекта, психических функций, страдает формирование школьных навыков. СДВГ – один из вариантов ММД, картину которого определяют неуместная, не соответствующая ситуации избыточная активность, дефицит внимания, импульсивность в поведении и интеллектуальной деятельности, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, заниженная самооценка, трудности школьного обучения, двигательная неловкость. К нарушениям внимания относятся трудности его удержания (реб-к не может до конца выполнить начатое задание), снижение избирательности внимания и неспособность надолго сосредоточиться на определённой деятельности, выраженная отвлекаемость, частые переключения с одного занятия на другое постоянное забывание того, что нужно сделать. Дефицит внимания бывает особенно очевидным в новых для ребёнка ситуациях, когда ему необходимо действовать без посторонней помощи. Импульсивность выражается в том, что ребёнок действует недодумав. На занятиях ребёнок без разрешения встаёт со своего места. Наряду с гиперактивностью, в двигательной сфере у детей с СДВГ обнаруживаются нарушения координации движений, трудности, связанные с удержанием равновесия и недостаточностью зрительно-пространственной ориентации. Как правило, проявления СДВГ начинают обращать на себя внимание, когда ребёнок начинает посещать детский сад (3-4 лет) или при поступлении в школу (6-7) лет. Это объясняется неспособностью ЦНС справляться с требованиями, предъявляемыми в условиях возрастания психических и физических нагрузок. Факторами неблагоприятными для развития СДВГ являются: хроническая гипоксия плода, недоношенность, ПЭП. Ведущая роль принадлежит биологическим факторам, усилия специалистов д.б. направлены на их раннее выявление с целью определения детей по развитию СДВГ уже в первые годы жизни. Церебральная астения, которая присутствует при ЗПР ц-о генеза, проявляется в повышенной утомляемости. В недоразвитии свойств внимания и памяти. Для этих детей характерна недостаточная дифференцированность эмоций, слабая заинтересованность в оценке, однообразие и бедность в игровой деятельности.
При ранней диагностике, при регулярно проводимом лечении и обучении по специальной программе, возможна хорошая адаптация этих детей, но темпы психического развития детей этой группы никогда не достигают нормального уровня.
Дети с ЗПР могут обучаться с нормально развивающимися сверстниками при любом патогенезе, т.к. органические повреждения головного мозга при ЗПР незначительны и поддаются коррекции. При этом, чем раньше начинается работа по, по развитию личности и интеллекта ребёнка, тем больший эффект имеет коррекционная работа. Наиболее эффективна коррекция развития в ранний и дошкольный период.
Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР.
Особое своеобразие наблюдается в развитии познавательной, эмоционально-волевой сферах.