Проблема личности и коллектива в педагогике

Воспитательный коллектив: его признаки и структура. Стадии (этапы) развития коллектива. Условия формирования детского коллектива. Модели внутриколлективных отношений.

Идеи коллективного воспитания ставились и ставятся в мировой педагогике. Практически эту проблему пытался решать И.Г. Песталоцци в XVIII веке, теоретически ее выдвигал В. А. Лай. Особенно большой вклад в решение этой проблемы внесли А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и В. А. Сухомлинский. В советский период развития школы идея коллективного воспитания была ведущей, в 80-е – 90-е годы в связи с процессами демократизации значительное число ученых стало говорить об отказе от идей коллективного воспитания; в настоящее время наблюдается попытка примирить эти две противоположные позиции.

Воспитательный коллектив – это объединение воспитанников, жизнь и деятельность которых определяется социально значимыми целями, органами самоуправления, а межличностные отношения являются коллективистскими. Признаки коллектива: наличие общественно значимой цели, совместная общественно полезная деятельность, контактность, наличие организационной структуры.

Воспитательный коллектив имеет следующую структуру: основной – общешкольный коллектив, первичный коллектив (класс), временный коллектив (кружок, бригада и др.). В воспитательном коллективе выделяют формальные и неформальные структуры. К формальным относят органы ученического самоуправления, они базируются на деловых, социальных отношениях. Неформальные же структуры (малые группы и неофициальные лидеры) - на психологических отношениях – личная симпатия и антипатия, узкогрупповые интересы и стремления. Задача педагога заключается в правильном, здоровом развитии межличностных отношений и использовании в этих целях укрепления деловых отношений.

Существуют разные подходы к выделению стадий, этапов развития коллектива. А. С. Макаренко выделил три стадии: на первой – педагог организует жизнь и деятельность группы, объясняя цель и смысл деятельности, предъявляя ясные, решительные требования. На второй стадии требования педагога поддерживаются активом, и он предъявляет требования к товарищам. На третьей – большая часть членов группы предъявляет требования к товарищам и себе, помогает педагогу корректировать развитие каждого, складываются традиции группы. Некоторые ученые выделяют и четвертую стадию, когда процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания. А. Лутошкин выделяет следующие стадии развития коллектива: песчаная россыпь, мягкая глина, мерцающий маяк, алый парус, горящий факел. В основе данного подхода лежит характер межличностных отношений и отношения к совместной деятельности.

К педагогическим условиям формирования коллектива относят: включение в совместную деятельность; умелое предъявление требований; воспитание ученического актива; организация перспективы жизни (по А. С. Макаренко - система перспективных линий); реализация принципа параллельного действия; создание традиций; создание оптимистического, мажорного тона, чувства уверенности, защищенности каждого члена коллектива.

Достаточно сложно складываются отношения отдельной личности и коллектива. Выделяют три основные модели этих отношений: конформизм (личность внешне принимает требования коллектива, хотя внутренне с ними не согласна); нонконформизм (коллектив вынужден в силу различных обстоятельств подчиниться формальному или неформальному лидеру); гармония (коллектив и личность находятся в оптимальных отношениях).

Задача педагога состоит в создании условий для развития индивидуальности каждого ребенка, умеющего строить социально приемлемые отношения с другими людьми.

Наши рекомендации