Показатели обучаемости
Основные показатели обучаемости — темп продвижения в освоении знаний и формировании умений, легкость этого освоения (отсутствие напряжения, утомления, переживание удовлетворения от освоения знаний), гибкость в переключении на новые способы и приемы работы, прочность сохранения освоенного материала.
Суммарными показателями обучаемости, по З.И. Калмыковой, являются экономичность и темп мышления; объем конкретного материала, на основе которого достигается решение новой задачи; количество «шагов» для ее самостоятельного решения и порции дозированной помощи, на основе которой был достигнут результат, а также время, затраченное на решение; способность к самообучению; работоспособность и выносливость. Существенны предложенные А.К. Марковой показатели обучаемости:
— активность ориентировки в новых условиях;
— инициатива в выборе необязательных заданий, самостоятельное обращение к более трудным заданиям. Эти показатели могут быть соотнесены с понятием интеллектуальной инициативы как единицы творческой активности (по Д.Б. Богоявленской);
— настойчивость в достижений поставленной цели и «помехоустойчивость» как умение работать в ситуациях помех, отвлечений, препятствий;
— восприимчивость, готовность к помощи другого человека, отсутствие сопротивления.
По этим показателям разработана методика определения (диагностирования) обучаемости, в основе которой, по З.И. Калмыковой, лежат следующие положения:
— диагностика должна быть комплексной, опирающейся «на синтетический», а не аналитический путь;
— методы диагностики должны базироваться на учебном материале в естественном обучающем эксперименте, положительные черты которого должны соединяться со строгостью лабораторного эксперимента, особенно при фиксации результатов испытаний, сочетании качественного и количественного анализа при регистрации процесса, способов решения, оказываемой помощи и т.д.;
— обучаемость диагностируется в проблемных учебных ситуациях, где по возможности должны быть уравнены все другие условия;
Индивидуальные различия обучаемых в учебной деятельности (по Г. Клаусу) | ||
Параметр сравнения | Позитивный тип | Негативный тип |
Скорость | Быстро | Медленно |
Легко, без труда ~ | С трудом, напряженно, тяжело | |
Прочно, устойчиво во времени | Поверхностно, мимолетно, быстро забывается | |
Легко переучивается | С трудом переучивается | |
Обладает гибкостью | Характеризуется ригидностью, застылостью | |
Тщательность | Добросовестно | Халатно |
Аккуратно | Небрежно, неряшливо | |
Основательно | Поверхностно | |
Мотивация | Охотно | Неохотно |
Добровольно | По обязанности | |
По собственному побуждению | Под давлением | |
Активно, включенно, увлеченно | Пассивно, вяло, безучастно | |
Старательно, усердно, изо всех сил | Нерадиво, лениво | |
Регуляция действия | Самостоятельно | Несамостоятельно |
Автономно, независимо | Подражая | |
Планомерно, целенаправленно | Бесцельно, бессистемно, без плана | |
Настойчиво, постоянно | Периодически, неустойчиво | |
Когнитивная организация | Осознанно, с пониманием | Механически, не понимая, методом проб и ошибок |
Направленно, предвидя последствия | Случайно, непреднамеренно | |
Рационально, экономно | Нерационально, неэффективно | |
Общая оценка | Хорошо | Плохо |
— время диагностического эксперимента не должно ограничиваться при соблюдении требования его фиксации;
— сочетание индивидуальных и коллективных диагностических процедур позволяет получить более полную и адекватную картину обучаемости.
Обучаемость субъекта учебной деятельности проявляется в ее особенностях и характере, влияя на ее стиль [86, с. 29]. Вырабатываемые индивидуальные стили могут быть схематически представлены двумя полюсами: «позитивный» — «негативный». Приведенная выше таблица иллюстрирует содержание учебной деятельности, отражающей такие стили. Они в значительной мере основываются на обучаемости.
* * *
Обучающийся (школьник, студент), представляя определенный возрастной период развития, как субъект учебной деятельности на каждой ступени образовательной системы характеризуется спецификой учебной мотивации, системой отношений, особенностями учебной деятельности.
Вопросы для самопроверки
1. Чем различаются учебные мотивации младшего и старшего школьников?
2. Как возрастной период развития человека влияет на его позицию субъекта учебной деятельности?
3. Каковы отличительные особенности студента и школьника как субъектов учебной деятельности?
Литература
Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.
Кондратьев M.Ю.Подросток в замкнутом круге общения. Москва-Воронеж, 1997.
Мухина B.C.Детская психология. М., 1985.
Фельдштейн Д.И. Возрастная психология. М., 1997.
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте // Избр. психологические труды, М., 1989.
Якунин В.А.Психология учебной деятельности студентов. М., 1994.