Глава 2. задачи, методы и организация исследования

Задачи исследования

Для реализации поставленной цели необходимо было решить ряд задач:

1. Изучить историю возникновения и раскрыть социальную значимость спортивных студенческих клубов.

2. Выявить знания и студентов о ССК спортивные интересы студентов ДВГГУ.

3. Разработать программу развития ССК ДВГГУ и проверить ее эффективность.

Методы исследования

Для решения поставленной задачи были использованы следующие методы исследования:

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Анализ документации.

3. Беседа.

4. Наблюдение.

5. Изучение опыта ССК вузов РФ.

6. Анкетирование.

7. Метод незаконченных предложений.

8. Методы математической статистики.

9. Педагогический эксперимент.

Анализ научно-методической литературы

Анализ теоретических источников, диссертационных исследований, публикаций в сети Интернет проводился для получения объективных сведений по изучаемым вопросам: массовый студенческий спорт, спорт в среде высшего профессионального образования, современная студенческая молодежь РФ.

Анализ документации

При написании данной работы были использованы научная и учебно-методическая литература, нормативная база РФ в области физкультуры и спорта, а именно: статьи в периодических изданиях о физической культуре и спорте в высших учебных заведениях Российской Федерации, нормативно-законодательные акты РФ, внутренние нормативные документы вуза, уставы Ассоциации спортивных студенческих клубов, устав ССК ДВГГУ.

Анкетирование

Анкетирование в социологии – анонимный метод исследования с помощью опросных листов, отличается от тестирования тем, что полученные результаты не имеют количественной оценки. Анкетирование используется также в психологии и клинической психиатрии как дополнительный и обычно предварительный метод исследования большого числа респондентов по некоторым вопросам [22].

В нашем исследовании была использована разработанная нами анкета для изучения проблем студенчества и их интересов в современных условиях, развития массового спорта и отслеживания эффективности мероприятий ССК ДВГГУ (Приложение 1)

Беседа

Беседа - широко распространенный в педагогической психологии эмпирический метод получения информации о студенте в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы [36]. Это специфичный для педагогической психологии метод исследования поведения. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения студентов, преподавателей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Психолого-педагогическая беседа применялась нами как дополнительный метод - для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Для повышения надежности результатов беседы использовались следующие меры:

- наличие четкого, продуманного с учетом особенностей личности учащегося и неуклонно проводимого в жизнь плана беседы;

- обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях студенческой спортивной жизни;

- варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме;

- умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.

Беседа включалась как дополнительный метод в структуру психолого-педагогического эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию, разрабатывает инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе - в форме постэкспериментального интервью (Приложение 2).

Наблюдение

Статистическое наблюдение – это планомерный, организованный сбор необходимых данных о явлениях и процессах путем регистрации характеризующих признаков, характерных для исследуемых явлений и процессов [36].

Наблюдение в ходе исследования подчинялось плану его проведения, в котором были обозначены объекты наблюдений, цели, задачи, время наблюдения, предполагаемый результат, ожидаемые изменения в мотивации и участии в деятельности ССК. План наблюдения отвечал на вопросы: что наблюдать, для чего наблюдать, когда и сколько времени наблюдать и что можно ожидать в результате проведенных наблюдений? [37].

К числу средств, повышающих объективность наблюдений, относятся специальные технические средства аудио- или видеозаписи занятий, дополнительных воспитательных мероприятий.

Были использовали следующие виды статистического наблюдения: периодическое; единовременное; несплошное [20].

Изучение опыта

В процессе исследования изучался опыт уже созданных ССК в других высших учебных заведениях РФ. Анализировались инициативы и планы мероприятий, нормативные документы, организация внутренних процессов и мероприятия других ССК.

Наши рекомендации