Глава 2. задачи, методы и организация исследования
Задачи исследования
Для реализации поставленной цели необходимо было решить ряд задач:
1. Изучить историю возникновения и раскрыть социальную значимость спортивных студенческих клубов.
2. Выявить знания и студентов о ССК спортивные интересы студентов ДВГГУ.
3. Разработать программу развития ССК ДВГГУ и проверить ее эффективность.
Методы исследования
Для решения поставленной задачи были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Анализ документации.
3. Беседа.
4. Наблюдение.
5. Изучение опыта ССК вузов РФ.
6. Анкетирование.
7. Метод незаконченных предложений.
8. Методы математической статистики.
9. Педагогический эксперимент.
Анализ научно-методической литературы
Анализ теоретических источников, диссертационных исследований, публикаций в сети Интернет проводился для получения объективных сведений по изучаемым вопросам: массовый студенческий спорт, спорт в среде высшего профессионального образования, современная студенческая молодежь РФ.
Анализ документации
При написании данной работы были использованы научная и учебно-методическая литература, нормативная база РФ в области физкультуры и спорта, а именно: статьи в периодических изданиях о физической культуре и спорте в высших учебных заведениях Российской Федерации, нормативно-законодательные акты РФ, внутренние нормативные документы вуза, уставы Ассоциации спортивных студенческих клубов, устав ССК ДВГГУ.
Анкетирование
Анкетирование в социологии – анонимный метод исследования с помощью опросных листов, отличается от тестирования тем, что полученные результаты не имеют количественной оценки. Анкетирование используется также в психологии и клинической психиатрии как дополнительный и обычно предварительный метод исследования большого числа респондентов по некоторым вопросам [22].
В нашем исследовании была использована разработанная нами анкета для изучения проблем студенчества и их интересов в современных условиях, развития массового спорта и отслеживания эффективности мероприятий ССК ДВГГУ (Приложение 1)
Беседа
Беседа - широко распространенный в педагогической психологии эмпирический метод получения информации о студенте в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы [36]. Это специфичный для педагогической психологии метод исследования поведения. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения студентов, преподавателей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Психолого-педагогическая беседа применялась нами как дополнительный метод - для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Для повышения надежности результатов беседы использовались следующие меры:
- наличие четкого, продуманного с учетом особенностей личности учащегося и неуклонно проводимого в жизнь плана беседы;
- обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях студенческой спортивной жизни;
- варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме;
- умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.
Беседа включалась как дополнительный метод в структуру психолого-педагогического эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию, разрабатывает инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе - в форме постэкспериментального интервью (Приложение 2).
Наблюдение
Статистическое наблюдение – это планомерный, организованный сбор необходимых данных о явлениях и процессах путем регистрации характеризующих признаков, характерных для исследуемых явлений и процессов [36].
Наблюдение в ходе исследования подчинялось плану его проведения, в котором были обозначены объекты наблюдений, цели, задачи, время наблюдения, предполагаемый результат, ожидаемые изменения в мотивации и участии в деятельности ССК. План наблюдения отвечал на вопросы: что наблюдать, для чего наблюдать, когда и сколько времени наблюдать и что можно ожидать в результате проведенных наблюдений? [37].
К числу средств, повышающих объективность наблюдений, относятся специальные технические средства аудио- или видеозаписи занятий, дополнительных воспитательных мероприятий.
Были использовали следующие виды статистического наблюдения: периодическое; единовременное; несплошное [20].
Изучение опыта
В процессе исследования изучался опыт уже созданных ССК в других высших учебных заведениях РФ. Анализировались инициативы и планы мероприятий, нормативные документы, организация внутренних процессов и мероприятия других ССК.