I. Подготовка учащихся к началу работы на уроке
1. Расход времени на организационную часть.
2. Готовность учителя: рабочее место, пособия, инструменты, ТСО, настроение.
3. Готовность учащихся к уроку: наличие рабочей одежды, состояние рабочих мест, документации, общее настроение группы.
II. Проведение анализа ошибок, допускаемых учащимися на предыдущем уроке
1. Ошибки учтены все или только типичные.
2. Как учитель показывает ошибки: на доске, на чертеже, на образце, на изделии, со сравнением, сопоставлением.
3. Расход времени.
III.Выявление причин появления ошибок учащихся и определение путей их исправления
1. Способы анализа причин возникновения ошибок:
а)все объясняет сам учитель;
б)заставляет учащихся их искать, задавая наводящие вопросы, думать
2. Намечались ли пути исправления ошибок и какими способами.
IV.Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала
1. Способы организации внимания:
а)выводы по прошлой теме;
б)повторение пройденного;
в)анализ ошибок.
2. Способы психологической зарядки учащихся на усвоение нового материала:
а)вызван внутренний интерес;
б)интерес к теме вызван искусственно;
в)интерес не вызван вообще.
V. Организация усвоения новых знаний и умений
1. Как осуществлен переход к этому этапу урока:
а)логично, мягко с предварительной подготовкой к усвоению;
б)неожиданно резко, вдруг;
в)названа ли тема и особенно цель урока.
2. Уровень технической грамотности и доступность изложения, логика, доходчивость, образность речи.
3. Использование наглядности:
а)техника показа;
б)логическая связь объяснения и показа работы учащихся и наглядности.
4. Методика изложения нового материала:
а)способы сообщения новых знаний;
б)грамотность и точность задаваемых вопросов. Как используются их ответы. Степень самостоятельности в приобретении знаний, контакт с классом.
VI. Вводный инструктаж
1. Технологичность инструктажа.
2. Следование логике при объяснении приемов, операций.
3. Наглядность инструктажа:
а)практический показ приемов и операций;
б)использование средств наглядности и технической документации.
VII. Текущий инструктаж
1. Как организована практическая работа, действия учителя в начале работы учащихся:
а)степень их исполнительности;
б)соблюдение технологической дисциплины;
в)организация рабочего места;
г)основные затруднения в работе.
2. Организация контроля и самоконтроля. Степень охвата текущим инструктажем; характер индивидуальной работы учителя.
VIII. Закрепление
1. Как закрепляются знания:
а)индивидуально (в процессе текущего инструктажа);
б)группой при выявлении отдельных вопросов по ходу работы, соблюдение правил, норм, приемов.
2. Развитие самостоятельности, способы стимулирования творчества школьников.
IX. Окончание урока
1. Проведена ли индивидуальная оценка работы.
2. Было ли сделано закрепление по уроку.
3. Подведение общего итога.
Дана общая оценка работы учащихся.
ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО УРОКУ
1. Достигнута ли цель урока.
2. Верно ли выбраны и расписаны его этапы.
3. Обеспечены ли логические переходы от этапа к этапу.
4. Целесообразно ли затрачено время на каждом этапе урока.
5. Степень выполнения плана урока.
Рефлексия практики
В процессе педагогической практики студент постоянно сталкивается с реальными проблемами школьной жизни и пытается найти их оптимальное решение. Особое место для личностного и профессионального развития будущего учителя занимает рефлексия. Она рассматривается как одно из важных средств организации процесса становления профессиональной компетентности. Педагогическая практика обладает большими возможностями для развития умений профессиональной рефлексии, которая предполагает умение обнаруживать проблемные ситуации в своей деятельности, анализировать их причины и выбирать оптимальные способы их решения. Именно собственный профессиональный опыт является отправной точкой для осмысленного восприятия новой информации, совершенствования имеющегося опыта, развития компетентности. На протяжении педагогической практики рефлексия направлена на решение разнообразных задач:
- развитие способности к осмыслению происходящих событий и собственных чувств и впечатлений;
- поиск способов коррекции своего поведения и деятельности;
- углубление мотивации профессиональной деятельности;
- совершенствование способности к самоопределению в профессиональной деятельности;
- проектирование перспектив профессионального развития;
- построение программы личностного и профессионального продвижения;
- выбор способов совершенствования взаимодействия участников образовательного процесса;
- интегрирование теоретических знаний и собственной профессиональной деятельности;
- выявление и сопоставление точек зрения на организацию образовательного процесса, взаимодействие учителя со школьниками, родителями и т.д.;
- программирование ситуации успеха;
- определение уровня готовности к успешной профессиональной деятельности;
- повышение рефлексивной культуры.
Для рефлексии практики студентам предлагаются следующие варианты вопросов. Одни из них способствуют анализу студентами своего профессионального опыта, успехов и проблем, нахождению путей их решения. Другие вопросы помогают студентам определить свое отношение к детям, проанализировать сложившиеся отношения с ними, увидеть и понять своеобразие личности каждого ребенка и детского мира. Есть вопросы, которые позволяют студенту внести свои предложения по совершенствованию определенного вида практики. Размышление над одними и теми же вопросами в разных видах педагогической практики, на разных этапах профессионального становления дает студенту возможность увидеть собственный рост в освоении профессиональной компетентности, понять причины возникновения проблем, использовать успешные виды деятельности в следующих видах практики.
Самым значительным событием стало...
Я стала более терпимой к...
Самые большие изменения произошли со мной ...
Чему хотела научиться?
Что я чувствовала в процессе практики?
Какой вариант я могу предложить в решении данных задач? (ДОУ)
Мои первые впечатления о данной школе...
Я поняла, что профессия педагога…
Меня особенно удивило...
Мне показалось странным...
Сегодня в школе я почувствовала...
Внеклассная работа помогает детям... учителю…
Для меня стало открытием...
Встреча с учителем и детьми на уроке помогла мне...
В общении с детьми педагог...
Воспитанию интереса к учению может способствовать...
В чем проявилась забота учителя о детях на уроке?
Как дети реагировали на оценки учителя?
Что особенно ярко проявилось в общении педагога с детьми?
Сегодня мне захотелось...
Мое настроение сегодня...
Что особенно трудно в общении с родителями детей?
Чтобы родители хотели идти в школу...
Слушая вопросы детей, я...
Насколько может быть рациональна работа учителя?
Я думаю, что смогу стать хорошим педагогом.
Преодолеть трудности в профессиональной подготовке я смогу, если...
Для развития педагогических способностей мне нужно...
Главным в самосовершенствовании я считаю...
Любовь к детям проявляется...
В оценке своего творческого потенциала я...
Наблюдая за работой воспитателя, я определила для себя...
Мои впечатления о работе воспитателя.
Педагогическая практика оказалась для меня...
Самым интересным было...
Раскрыть свои способности лучше всего было в...
Общаясь с преподавателями, я...
Не смогла преодолеть...
Если бы я еще раз пришла на эту практику, то я...
Особые трудности у меня возникли в ...
Теперь на занятиях по педагогике и психологии я...
Помогало моему самовыражению...
В чем проявляется право преподавателя на ошибку?
Сопереживание проявилось,..
Обрести индивидуальность мне помогло...
Объективность в оценке проявилась в ...
Почему не все дети хотят учиться?
С каким настроением мы идем в школу (ДОУ)…
Особенно интересным в школе (ДОУ) мне показалось...
Я обратила особое внимание...
Экскурсия по школе произвела на меня...
Мне кажется, что детям в данной школе...
Среди учителей школы...
Режим работы школы благоприятен для...
Приоритетные направления в школе...
Особенно мне понравилась традиция...
Я бы хотела принять участие в работе... детской общественной организации...
Я думаю, что самоуправление в данной школе...
Мои лучшие впечатления по практике вызваны...
Больше всего мне понравилось...
В ходе практики я поняла...
В результате педагогической практики мне удалось ...
Самое главное изменение во мне за период практики...
Что помогало найти выход из трудной ситуации?
Положительное влияние на мое профессиональное становление оказало...
Больше всего внимания я уделяла...
Я думаю, что для ситуации успеха больше всего необходимо...
Занимаясь диагностикой, я поняла...
Мой выбор при вариативности проведения занятий определял...
Больше всего я ценю в детях... .
В ходе практики у меня возникли трудности...
В ходе практики мне не совсем удалось...
Я разочаровалась...
У меня будут проблемы в организации...
От какой ошибки в общении с детьми я бы уберегла себя?
С кем бы я увеличила время общения на практике с целью...?
О чем бы я посоветовалась со студентами старших курсов?
Что, на мой взгляд, можно изменить в организации практики?
Что следовало бы изменить в процессе подготовки к практике?
Я считаю, что для... недостаточно условий.
Качество подготовки студентов колледжа выиграло бы, если бы... При подготовке к уроку я поняла…
Мои лучшие впечатления от занятий.
Только после проведенного урока я убедилась...
На моем уроке дети с удовольствием...
Обучая детей, я поняла...
Педагогическая позиция проявляется...
Опыт, приобретенный при проведении уроков, поможет…
Основная цель данного вида деятельности - стимулирование размышлений студентов о собственном профессиональном становлении,содействие в выстраивании перспектив успешного профессионального развития. Результаты индивидуальной и коллективной рефлексии студентов одновременно способствуют совершенствованию содержания и технологий процесса профессиональной подготовки в педагогическом колледже, деятельности преподавателей и самих студентов. Вместе с тем, анализ ответов каждого студента позволяет отметить уровень его готовности к определенному виду профессиональной деятельности, увидеть динамику роста его профессиональной компетентности, определить характер необходимой педагогической помощи и поддержки.
Приложение № 1
ПАМЯТКА