Диктант с изменением
Цель: активизация механизма свертывания/развертывания текста для преодоления его механического воспроизводства. В основе лежит чувственная ненаправленная актуализация.
Данная форма работы занимает промежуточное положение между диктантом и изложением. Ученик прослушивает текст сначала целиком, потом по абзацам, но текст не записывает под диктовку, а пересказывает.
Текст-источник
Эти господа всезнайки встречаются иногда, даже довольно часто в известном общественном слое. Они все знают, вся беспокойная пытливость их ума и способности устремляются неудержимо в одну сторону, конечно за отсутствием более важных жизненных интересов и взглядов, как сказал бы современный мыслитель. Под словом «все знают» нужно разуметь, впрочем, область довольно ограниченную: где служит такой-то, с кем знаком, сколько у него состояния, где был губернатором, на ком женат, сколько взял за женой, кто ему двоюродным братом приходится, кто троюродным и т.д., и т.д., и все в этом роде. Большею частию эти всезнайки ходят с ободранными локтями и получают по семнадцати рублей в месяц жалованья. Люди, о которых они знают всю подноготную, конечно, не придумали бы, какие интересы руководствуют ими, а между тем многие из них этим знанием положительно утешены, достигают самоуважения и даже высшего духовного довольства. Да и наука соблазнительная. Я видал ученых, литераторов, поэтов, политических деятелей, обретавших и обретших в этой науке свои высшие примирения и цели, даже положительно только этим сделавшие карьеру. В продолжение всего этого разговора черномазый молодой человек зевал, смотрел без цели в окно и с нетерпением ждал конца путешествия. Он был как-то рассеян, что-то очень рассеян, чуть ли не встревожен, даже становился как-то странен: иной раз слушал и не слушал, глядел и не глядел, смеялся и подчас сам не знал и не понимал, чему смеялся (Ф. М. Достоевский).
1.2.1.2.3. Визуальное изложение с направленной актуализацией.
Цель: активизация восприятия текста через выделение смысло- и стилеобразующих элементов.
Для достижения цели после прочтения текста предпринимается совместное выделение ключевых слов: каждая минута, невзначай, слово, взгляд, глубокая или шутливая мысль, движение сердца, летучий пух тополя, огонь звезды, крупинки золотой пыли, извлекаем, собираем, превращаем в сплав, выковываем, «золотую розу», прообраз, живой поток литературы, творчество. Отдельно можно обратить внимание школьников на имплицитное (метафоры) и эксплицитное сравнение (так же как и, все это (в значении как), эти миллионы песчинок, прообраз (свернутое как), как, подобно тому как… , так и…).
Текст-источник
Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, - все это крупинки золотой пыли.
Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою «золотую розу» - повесть, роман или поэму.
Золотая роза Шамета! Она отчасти представляется мне прообразом нашей творческой деятельности. Удивительно, что никто не дал себе труда проследить, как из этих драгоценных пылинок рождается живой поток литературы.
Но, подобно тому как золотая роза старого мусорщика предназначалась для счастья Сюзанны, так и наше творчество предназначается для того, чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали, как незаходящее солнце (К.И.Паустовский).
1.2.1.2.4. Визуальное изложение с элементами сочинения с направленной актуализацией.
Цель: актуализация опорных точек текстопорождения через выделение ключевых слов и трансформацию манеры повествования.
Список ключевых слов и словосочетаний по данному тексту, полученный в совместной работе учителя с классом:
Счастье, обречены принимать участие, вздор племянников, с скромной улыбкой, с обыкновенных прелюдий, сам расскажу, забавно, с своей красавицей, с жаром, шпионы на жалованье, ледяной взгляд, на лице написано, объяснение, началась с пустяков, с узором, маменьке или тетеньке, дрожали как в лихорадке, с цветка, новый мир, неожиданную новость, стал в тупик, цену жизни, как ее? Марья, что ли, посвятишь ей одной.
В результате работы за пределами внимания остались вводные слова, частицы, которые значимы в данном тексте: Ну, нечего делать, так и быть, ну … так что же?. я вижу, постой, уж, ну, слушай же, мне что за дело, ради бога, ну, как водится, какого-нибудь, или что-нибудь подобное, ну, …, что ли, все равно, так что, дескать, вот-де, я думаю, верно. Именно они оказываются теми операторами, которые переводят слова племенника в уста дяди, искажая информацию, создавая эффект комического. В связи с этим можно предложить задание: расскажите историю объяснения от лица племянника. Трансформации, возникшие в результате выполнения задания будут сами по себе актуализаторами опорных точек текста, значимых в стилевом отношении.
Текст-источник
- Тебе, я вижу, хочется рассказать о своем счастии. Ну, нечего делать. Если уж дяди обречены принимать участие во всяком вздоре своих племянников, так и быть, я даю тебе четверть часа. Ну … ты счастлив … так что же? рассказывай же поскорее.
- Если и так, дядюшка, то эти вещи не рассказываются, - с скромной улыбкой заметил Александр.
- Я было приготовил тебя, а ты, я вижу, все-таки хочешь начать с обыкновенных прелюдий. Это значит, что рассказ продолжится целый час; мне некогда: почта не будет ждать. Постой, уж я лучше сам расскажу.
- Вы? вот забавно!
- Ну, слушай же, очень забавно! Ты вчера виделся с своей красавицей наедине …
- А вы почему знаете? – с жаром начал Александр, - вы подсылаете смотреть за мной?
- Как же, я содержу для тебя шпионов на жалованье. С чего ты взял, что я так забочусь о тебе? мне что за дело?
Эти слова сопровождались ледяным взглядом.
- Так почему же вы знаете? – спросил Александр, подходя к дяде.
- Сиди, сиди, ради бога, и не подходи к столу: что-нибудь разобьешь. У тебя на лице все написано: я отсюда буду читать. Ну, у вас было объяснение, - сказал он.
Александр покраснел и молчал. Видно, что дядя опять попал.
- Вы оба, как водится, были очень глупы, - говорил Петр Иваныч.
Племянник сделал нетерпеливое движение.
- Дело началось с пустяков, когда вы остались одни, с какого-нибудь узора, - продолжал дядя, - ты спросил, кому она вышивает? Она отвечала «маменьке или тетеньке» или что-нибудь подобное. А сами вы дрожали как в лихорадке…
- А вот нет, дядюшка, не угадали: не с узора; мы были в саду… - проговорился Александр и замолчал.
- Ну, с цветка, что ли, - сказал Петр Иваныч, - может быть, еще с желтого, все равно; тут что попадется в глаза, лишь бы начать разговор; так-то слова с языка нейдут. Ты спросил, нравится ли ей цветок; она отвечала да, почему, дескать? «Так», - сказала она, и замолчали оба, потому что хотели сказать совсем другое, и разговор не вязался. Потом взглянули друг на друга, улыбнулись и покраснели.
- Ах, дядюшка, дядюшка, что вы!.. – говорил Александр в сильном смущении.
- Потом, - продолжал неумолимый дядя, - ты начал стороной говорить о том, что вот-де перед тобой открылся новый мир. Она вдруг взглянула на тебя, как будто слушает неожиданную новость; ты, я думаю, встал в тупик, растерялся, потом опять чуть внятно сказал, что только теперь ты узнал цену жизни, что и прежде ты видал ее … как ее? Марья, что ли?
- Наденька.
- Но видал как будто во сне, предчувствовал
встречу с ней, что вас свела симпатия и что, дескать, теперь ты посвятишь ей одной все стихи и прозу… А руками-то, я думаю, как работал! верно, опрокинул или разбил что-нибудь.
- Дядюшка! Вы подслушивали нас! –вскричал вне себя Александр (По И.А.Гончарову).
1.2.1.2.5. Аудиальное изложение с направленной актуализацией в форме клоуз-теста.
При такой форме работы преобладает акцент на чувственное начало учащихся, что способствует формированию чувства стиля. После прослушивания текста учащимся предлагается восстановить пропущенные учителем при повторном чтении слова (они выделены в тексте), которые являются смысло- и стилеобразующими элементами текста. По ним впоследствии нужно будет восстановить текст.
Текст-источник
Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась! Сколько тонких соображений, сколько занятий и забот в ухаживанье за нею! Индейки и цыплята, назначаемые к именинам и другим торжественным дням, откармливались орехами; гусей лишали моциона, заставляли висеть в мешке неподвижно за несколько дней до праздника, чтоб они заплыли жиром. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!
И так до полудня все суетилось и заботилось, все жило такою полною, муравьиною, такою заметною жизнью.
В воскресенье и в праздничные дни тоже не унимались эти трудолюбивые муравьи: тогда стук ножей на кухне раздавался чаще и сильнее; баба совершала несколько раз путешествие из амбара в кухню с двойным количеством муки или яиц; на птичьем дворе было более стонов и кровопролитий. Пекли исполинский пирог, который сами господа ели еще на другой день; на третий и четвертый день остатки поступали в девичью; пирог доживал до пятницы, так что один совсем черствый конец, без всякой начинки, доставался, в виде особой милости, Антипу, который, перекрестясь, с треском неустрашимо разрушал эту любопытную окаменелость, наслаждаясь более сознанием, что это господский пирог, нежели самим пирогом, как археолог, с наслаждением пьющий дрянное вино из черпака какой-нибудь тысячелетней посуды (И.А.Гончаров).
1.2.1.2.6. Аудиальное изложение с ненаправленной актуализацией.
Цель – методическая: после серии уроков школьником предлагается самим выделить ключевые слова, по которым нужно будет написать изложение.
Анализ результатов показывает возможность обучения данной методике, а при оценке качества изложений – ее эффективность.
Текст-источник
Колючие глаза Римского через стол врезались в лицо администратора, и чем дальше тот говорил, тем мрачнее становились эти глаза. Чем жизненнее и красочнее становились те гнусные подробности, которыми уснащал свою повесть администратор … тем менее верил рассказчику финдиректор. Когда же Варенуха сообщил, что Степа распоясался до того, что пытался оказать сопротивление тем, кто приехал за ним, чтобы вернуть его в Москву, финдиректор уже твердо знал, что все, что рассказывает ему вернувшийся в полночь администратор, все – ложь! Ложь от первого до последнего слова.
Варенуха не ездил в Пушкино, и самого Степы в Пушкине тоже не было. Не было пьяного телеграфиста, не было разбитого стекла в трактире, Степу не вязали веревками … - ничего этого не было.
Лишь только финдиректор утвердился в мысли, что администратор ему лжет, страх пополз по его телу, начиная с ног, и дважды опять-таки почудилось финдиректору, что потянуло по полу гнилой малярийной сыростью. Ни на мгновенье не сводя глаз с администратора, как-то странно корчившегося в кресле, все время стремящегося не выходить из-под голубой тени настольной лампы, как-то удивительно прикрывавшегося якобы от мешающего ему света лампочки газетой, - финдиректор думал только об одном, что же значит все это? Зачем так нагло лжет ему в пустынном и молчащем здании слишком поздно вернувшийся к нему администратор? И сознание опасности, неизвестной, но грозной опасности, начало томить душу финдиректора. Делая вид, что не замечает уверток администратора и фокусов его с газетой, финдиректор рассматривал его лицо, почти уже не слушая того, что плел Варенуха. Было кое-что, что представлялось еще более необъяснимым, чем неизвестно зачем выдуманный клеветнический рассказ о похождениях в Пушкине, и это что-то было изменением во внешности и в манерах администратора.
Как тот ни натягивал утиный козырек кепки на глаза, чтобы бросить тень на лицо, как ни вертел газетным листом, - финдиректору удалось рассмотреть громадный синяк с правой стороны лица у самого носа. Кроме того, полнокровный обычно администратор был теперь бледен меловой нездоровою бледностью, а на шее у него в душную ночь зачем-то было наверчено старенькое полосатое кашне. Если же к этому прибавить появившуюся у администратора за время его отсутствия отвратительную манеру присасывать и причмокивать, резкое изменение голоса, ставшего глухим и грубым, вороватость и трусливость в глазах, - можно было смело сказать, что Иван Савельевич Варенуха стал неузнаваем (М.А.Булгаков).
1.2.1.2.7. Визуальное изложение с элементами сочинения с направленной актуализацией в форме теста.
В качестве текста для изложения предлагалось стихотворение в прозе И. А. Тургенева «Сфинкс». /37, 55-62/ (см. Приложение 3)
1.2.1.2.8. Восстановление незнакомого текста по ключевым словам.
Цель: развитие чувства стиля (при совмещении рядов), способности создания цельных и связных текстов.
Предлагается два набора ключевых слов, извлеченных из реального текста и задание: восстановите текст, употребив в нем ключевые слова из двух рядов, совмещая их по своему усмотрению, но в той последовательности и форме, в которой они заданы: выскочил, прыгнул, погонял, видеть ее, проститься, пожать ей руку, молился, проклинал, плакал, замыслы роились, беспокойство, отчаяние, дороже жизни, грянулся, поднять его, напрасно, идти пешком, ноги подкосились, упал на траву, как ребенок; как безумный, беспощадно, пробираясь по камням, задыхаясь от нетерпения, бешеный, изнуренный тревогами дня.
Текст-источник.
Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух, по дороге в Пятигорск. Я беспощадно погонял измученного коня, который, храпя и весь в пене, мчал меня по каменистой дороге.
Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно. Я скакал, задыхаясь от нетерпенья. Мысль не застать уже ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! – Одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ее руку… Я молился, проклинал, смеялся… Нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья! Бог знает какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей… А между тем я все скакал, погоняя беспощадно. И вот я стал замечать, что конь мой тяжелее дышит; он раза два уж спотыкнулся на ровном месте… Оставалось пять верст до Ессентуков – казачьей станицы, где я мог пересесть на другую лошадь.
Все было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на десять минут! Но вдруг, поднимаясь из небольшого оврага, при выезде из гор, на крутом повороте, он грянулся на землю. Я проворно соскочил, хочу поднять его, дергаю за повод – напрасно: едва слышный стон вырвался сквозь стиснутые его зубы; через несколько минут он издох; я остался в степи один, потеряв последнюю надежду; попробовал идти пешком – ноги мои подкосились; изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал (М.Ю.Лермонтов).
1.2.1.3. Клоуз-тест по незнакомому тексту.
Цель: актуализация стиля при опоре на чувственное начало.
1.2.1.4. Диктант с элементами сочинения (ненаправленная актуализация).
Цель: развитие чувства стиля через подражание авторской манере при чувственной ненаправленной актуализации.
После написания диктанта предлагается продолжить текст, сохраняя манеру повествования (в качестве исходной точки можно использовать не только начало, но и основную часть текста или его конец).
Текст-источник
Он медленно шел, куря на ходу. День был холодноватый, молочный, белые растрепанные облака поднимались навстречу ему в голубом пролете между домов. Он всегда вспоминал Россию, когда видел быстрые облака, но теперь он вспомнил бы ее и без облаков, - с минувшей ночи он только и думал о ней.
То, что случилось в эту ночь, то восхитительное событие души, переставило световые призмы всей его жизни, опрокинуло на него прошлое.
Он сел на скамейку в просторном сквере и сразу трепетный и нежный спутник, который его сопровождал, разлегся у его ног сероватой весенней тенью, заговорил (В.В. Набоков).
Созданные в результате тексты отражают авторскую манеру: насыщение текста метафорами, использование простых предложений, что оставляет впечатление потока воспоминаний:
Он вспоминал быстрые и курчавые облака, плывущие вдаль белыми кораблями. Бесконечные моря лесов, уходящие в глубины необъятной русской земли. Бегущие вдаль реки и бездонные озера.
Он давно не был в России. Не мог видеть всего великолепия русской природы. Но в памяти его родная природа будет жить вечно.
Только в России у него возникали те восхитительные чувства, подобные сегодняшним. Они переворачивали его подсознание. Эти трепетные нежные чувства он не забудет никогда, ведь все краски его души становились яркими и светлыми, похожими на живое великолепие России, такой далекой и дорогой ему.