Игра «Прилетела птичка» (с. 10) Воспитатель
ОБОРУДОВАНИЕ
Игрушки: машина, белочка; зонт; осенние листья для каждого ребенка; орех, шишка, гриб, ягодка; запись шума дождя.
Воспитатель. Вот и настала осень. Листья на деревьях стали красными и желтыми, часто идет дождик. Давайте, ребята, поедем на машине в осенний лес. (Показывает машину.)
Воспитатель исполняет песню «Машина» Ю. Слонова (сборник «Музыка в раннем детстве», с. 7). Дети сидят на стульчиках и как будто держат в руках руль. Под песню они слегка покачивают кулаками и подпевают взрослому.
На машине покачу,
Всех сегодня прокачу:
Оленьку, Сережу
И Мишутку тоже.
Би-би-би, би-би-би...
Приехали!
Л. Башмакова
Приехали мы в лес. В лесу деревья красивые. Листочки на них красного и желтого цвета. (Показывает кленовый листок.)
Вот на ветке лист кленовый,
Нынче он совсем как новый.
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок, постой!
В. Берестов
Листочки хотят потанцевать с ребятами. Ну-ка, дети, подставляйте свои ладошки.
Танец с листьями (см. приложение, с. 106) Ребята, посмотрите, на веточке сидит белка. (Показывает игрушку.)
Сказка лесная.
Белка живая
Скачет по соснам,
Хвост развевая.
Деток с собою
Зовет на прогулку.
Вместе попрыгать
Ловко и метко
С ветки на ветку,
С ветки на ветку!
3. Александрова
Дети, попрыгаем как белочки.
Дети прыгают на обеих ногах по залу врассыпную.
Белочка осенью трудится, делает на зиму запасы ягод, грибов и орехов.
Листопад, листопад.
Белка прячет в листья клад:
Желуди, грибочки
Для сынка и дочки.
Е. Михайленко
У белочки лапки маленькие, но она много собрала лесных даров (показывает). Вот орешек, вот ягодка, вот шишка, вот грибок. У нас ручки тоже маленькие, но многое умеют
делать. Покажите, какие у вас умелые ручки.
Воспитатель. Ой, дети, дождь начался. Белочка спряталась в дупло. А мы, чтобы не промокнуть, спрячемся под зонтом. (Раскрывает зонтик.)
Дождь идет, и мы идем
Под малиновым зонтом.
По зонту стучат дождинки,
Но сухие наши спинки.
В. Степанов
Песня «Дождик» (см. приложение, с. 107)
Под зонтом мы дошли до нашей машины. Поедем домой. До свиданья, лес!
Дети уходят, двигаясь друг за другом топающим шагом, под песню «Машина» Ю. Слонова.
Занятие 2 СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ
ОБОРУДОВАНИЕ
Фланелеграф; картинки для фланелеграфа: веточка орешника, белка, сидящая на тележке с орехами, лиса, воробей, синица, медведь, зайчик, пять орехов; осенние листья для каждого ребенка; игрушки: птичка на веревочке, мишка; корзинка с орехами; запись лирической русской народной мелодии.
Воспитатель. Дети, посмотрите: на улице дождик идет. Это потому, что настала осень.
Дождь по улице идет, мокрая дорога,
Много капель на стекле, а тепла немного.
Как осенние грибы, зонтики мы носим,
Потому что на дворе наступила осень.
В. Семернин
Попросим дождик не капать больше. Мы хотим гулять.
Песня «Дождик» (см. приложение, с. 107)
Воспитатель. Дождик кончился, поедем опять в лес на машине.
Песня «Машина» Ю. Слонова (сборник «Музыка в раннем детстве», с. 7)
Дети двигаются по залу топающим шагом.
Воспитатель. Остановка. Приехали! (Выкладывает на фланелеграф картинку веточки орешника с орешками.)
А ну-ка, посмотрите, детки, —
Орехи выросли на ветке!
Настало время в лес шагать.
Айда! Пойдем орехи рвать!
А. Аблоухова
Самой первой к орешнику прискакала белочка и нарвала много-много орехов. Целую тележку насыпала. (Выкладывает на фланелеграфе картину белочки, сидящей на тележке-) Подошли к ней другие звери. Они тоже хотят орехами полакомиться. (Выкладывает на фланелеграфе картинку лисы.)
Рыжая лисица —
Лесная танцовщица.
С веточки листок сорвет,
Потанцует, попоет.
Танец с листьями (см. приложение, с. 106)
Воспитатель. Прилетели к орешнику и птицы, громко загалдели, просят орешков (на фланелеграфе выкладывает картинку воробья и синички).
Громче всех кричит воробей.
Проглотил червячка,
Попил воды из родничка,
По лужайке скок да прыг!
Чик-чирик! Чик-чирик!
О. Бабкин
Ребята, как воробей чирикает? Дети подражают пению воробья.
Игра «Прилетела птичка»
(сборник «Музыка в детском саду», вып. 1, с. 39)
Дети сидят на стульях полукругом. Воспитатель держит в руках игрушечную птичку за нитку и поет.
Прилетела птичка, | Дети протягивают ладони. |
Птичка-невеличка. | |
Оля (Маша, Ваня...) | Птичка садится к кому-ни- |
гладит птичку, | будь из детей на руку, ребе- |
Птичку-невеличку, | нок ее гладит. |
Гладит, гладит птичку, | |
Птичку-невеличку. | |
Ю. Островский |
Воспитатель выкладывает на фланелеграфе картинку зайчика.
Воспитатель
Прибежал заинька-трусишка.
Путает свой длинный след
Маленький плутишка,
Чтоб кому-то на обед
Не попал зайчишка.
И. Ищук
Длинные ушки, | Приставляют раскрытые ладони к голове («ушки» ). |
Быстрые ножки. | Хлопают ладонями по коле- |
ням. | |
Заинька, зайка! | Поворачивают из стороны в |
Маленький зайка! | сторону согнутые в локтях руки. |
Деток боишься, | Трясут опущенными кистя- |
Зайка — трусишка. | ми рук ( «зайка дрожит» ). |
Т. Бабаджан |
Воспитатель выкладывает на фланелеграфе картинку медведя.
Воспитатель
Ну а Мишенька идет,
Громко песенку поет.
Игра «Догонялки с мишкой» (см. приложение, с. 108)
Воспитатель. Попросили звери и птицы у белочки )орешки. (Выкладывает на фланелеграфе перед каждым персонажем орешек.)
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Русская народная потешка
Ребята тоже попросили у белочки орешки. Белочка им :сказала: «Сначала покажите, что умеют делать ваши ручки».
Пальчиковая игра «Ладушки» (с. 7)
Воспитатель. Белочка насыпала нам орешков в кузовок. (Показывает.) Ребята сказали ей: «Спасибо!» Пошли, ребята, домой.
К дому вышли по тропинке,
Не устали от ходьбы.
А в руках у нас корзинки,
В них орехи и грибы.
В. Борисов
Дети уходят из зала спокойным шагом под звучание лирической русской народной мелодии в оркестровом исполнении (кассета «Я с комариком плясала»).
Занятие 3 КТО ГРИБОК НАЙДЕТ?
ОБОРУДОВАНИЕ
Фонограмма шума дождя; игрушки: гриб, птичка на веревочке, зайчик, мишка, машина; осенние листья красного, желтого и оранжевого цвета для каждого ребенка.
Слышен шум дождя (кассета «Из чего родилась музыка»).
Воспитатель. С утра льет дождик. Скучно ребятам сидеть дома, стали они пальчиками играть.
Пальчиковая игра «Ладушки» (с. 7)
Воспитатель. Дождик все льет и льет. Попросим его перестать.
Дождик льется — кап-кап-кап!
Ты не капай долго так!
Очень мы хотим гулять,
По дорожке в парк шагать.
Песня «Дождик» (см. приложение с. 107)
Воспитатель. Нам не нравится, когда идет дождь. А грибы от дождя растут.
Белый гриб под ливнем теплым
Накопил немало сил!
Отдохнуть к себе на шляпку
Он улитку пригласил!
А. Аблоухова
Воспитатель показывает гриб.
Стоит грибок в лесу в траве, красуется.
Если осень наступила,
Значит, лето отступило.
По утрам в лесу прохладно,
Но красиво и нарядно.
В. Борисов
Вот какие красивые листики — желтые, красные, оранжевые.
Воспитатель показывает, дети называют цвет листьев.
Танец с листьями (см. приложение, с. 106)
Воспитатель. Один листочек закружился и упал на грибок. Спрятался грибочек. Не видно его из-под листа. (Прячет гриб под листочком.)
Кто в лесок пойдет?
Кто грибок найдет?
Далее действие сопровождается показом игрушек.
Прилетела птичка искать грибочек.
Много птиц в лесу живет,
Кто кричит, а кто поет.
С. Кузьмин
Чирикает воробей, ищет грибок. Ребятки, как поет воробышек?
Дети отвечают: «Чик-чирик!»
Игра «Прилетела птичка» (с. 10)
Воспитатель. Не нашла птичка грибок.
Кто в лесок пойдет?
Кто грибок найдет?
Прискакал зайчик, ищет грибок. Но шорох услыхал, испугался и убежал.
Русская народная песня «Зайка» (с. 10)
Воспитатель
Кто в лесок пойдет?
Кто грибок найдет?
Идет по лесу мишка, мишка-топтыжка. Он не заметил под листочком грибок. Пошел мишка дальше, со своими приятелями играть стал.
Игра «Догонялки с мишкой» (см. приложение, с. 108)
Воспитатель
Кто в лесок пойдет?
Кто грибок найдет?
Пошли в лес, ребята.
Стихотворение с движениями «Поехали»
Поехали, поехали | Двигаются друг за другом, |
За грибами, за орехами... | притопывая ногами. |
Гриб-грибок, | Останавливаются и показы- |
Полезай в кузовок. | вают, как собирают грибы |
и складывают в корзину. | |
Приехали, приехали | Двигаются друг за другом. |
С грибами, с орехами. | |
Русская народная потешка |
Нашли грибок ребята. Тут и машина загудела: «Би-би! Выходите, дети, из лесу. Поедем домой!»
Дети «уезжают на машине» под песню «Машина» Ю. Слонова (сборник «Музыка в раннем детстве», с. 7).
Занятие 4 ГОСТИ
ОБОРУДОВАНИЕ
Фланелеграф; картинки для фланелеграфа: кузнечик с подковой, зайчик с морковкой, пчелка с бочонком меда, хомячок с колоском, воробей с рябиной, медведь с малиной, белка с грибком, ежик с листочком; игрушки: птичка на веревочке и мишка; осенние листья, бубны для каждого ребенка.
Воспитатель
Утро настало,
Солнышко встало.
Просыпайтесь, ручки,
Просыпайтесь, пальчики,
Разбудите маленьких
Девочек и мальчиков.
Пальчиковая игра «Ладушки» (с. 7)
Воспитатель
Вы прислушайтесь, ребята,
Чьи-то ножки к нам спешат,
По дорожке, по дорожке
Ножки топают, стучат.
Упражнение «Ноги и ножки» В. Агафонникова (сборник «Музыка в детском саду. Первая младшая группа», с. 60)
Большие ноги | Ходят по залу врассыпную. |
Шли по дороге: | |
Топ-топ-топ, топ-топ-топ! | |
Маленькие ножки | Бегают на носках. |
Бежали по дорожке: | |
Топ-топ-топ-топ-топ, | |
Топ-топ-топ-топ-топ! | |
Слова народные |
Воспитатель
Та-ра-ра-ра, та-ра-ра,
Кто в окно стучит с утра?
Это гости к нам пришли
И подарки принесли.
А. Богдарин
Посмотрим, кто к нам в гости пришел.
Воспитатель выкладывает на фланелеграфе соответствующие картинки.
Кузнечик подарил подковку,
А серый заинька — морковку.
Зайка нам угощенье принес, а сам ребяток боится.
Русская народная песня «Зайка» (с. 10)
Воспитатель
Пчелки принесли медок,
Хомячки — колосок.
Пчелки летом дождик просили землю поливать, чтобы Росли душистые цветы, а хомячок дождик просил лить на поле, чтобы хорошо росли колоски. Только дети не любят дождик, потому что им в дождь нельзя гулять.
Песня «Дождик» (см. приложение, с. 107)
Воспитатель. Воробушек принес рябинку. Поблагодарим, ребятки, воробушка, погладим его.
Игра «Прилетела птичка» (с. 10) Воспитатель
А Мишенька принес малинку,
Ребяток угощал
И с ними поиграл.
Игра «Догонялки с мишкой» (см. приложение, с. 108)
Воспитатель
Подарили белочки
Деточкам грибочки.
Сами их насобирали
На пеньках, у кочек.
Стихотворение с движениями «Поехали» (с. 14)
Воспитатель
Принес нам ежик листики
Разные-разные:
Оранжевые листики,
И желтые, и красные.
Дети, какого цвета этот листочек? А этот?
Дети называют цвета листьев.
Танец с листьями (см. приложение, с. 106)
Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько нам гости подарков принесли: и листья, и грибы, и ягодки, и колосок, и мед, и морковку, и подковку. (Выкладывает на фланелеграфе.)
Дети называют подарки вместе с воспитателем.
Что надо сказать нашим гостям? Дети. Спасибо!
Воспитатель. Теперь для наших гостей сыграет наш оркестр.
Песня «Веселый бубен» (см. приложение, с. 109)
Воспитатель. Повеселились гости и поехали домой на машине.
Дети уходят из зала под песню «Машина» Ю. Слонова (см. сборник «Музыка в раннем детстве», с. 7), выполняя соответствующие движения и подпевая.
Занятие 5
В ОГОРОДЕ ЗАИНЬКА
ОБОРУДОВАНИЕ
Игрушка зайчик; муляжи: капуста, три морковки; бубен для каждого ребенка; запись шума дождя.
Воспитатель. Ребята, к нам сегодня зайчик собирался прийти в гости. Но где же он? Может быть, заблудился?
Снова зайчик где-то бродит.
Мне ребята говорят: «Поищите в огороде,
Где капуста и салат.
Ищите повнимательней,
Найдете обязательно.
Такого огородника
Нельзя не отыскать».
Д. Новиков
Пойдемте на огород. Может быть, найдем зайчишку.
Упражнение «Ноги и ножки» (с. 15)
Воспитатель. Ребята, вот и зайчик. (Показывает игрушку.) Здравствуй, заинька! (Ведет диалог с зайчиком.)
— В чем ты ходишь, зайка славный?
— Может холодно порой?
— Летом в шубке серой, тонкой,
— В теплой, беленькой — зимой.
— Что ты кушал, зайчик милый,
— Или аппетит пропал?
— Грыз морковку в огороде,
- Травку под кустом жевал.
Ю. Ватутин
Песня «В огороде заинька» В. Карасевой (сборник «Учите детей петь», с. 23)
В огороде заинька, | Воспитатель сопровождает |
В огороде маленький, | песню, показывает игрушеч- |
Он капустку грызет, | ного зайчика, дает ему ка- |
Он морковку берет. | пусту и морковку. |
Скок, скок — | |
Побежал в лесок. | |
Н. Френкель |
Воспитатель
— Что дрожишь, зайчишка бедный?
— Расскажи нам поскорей.
— Я боюсь лисицу, волка,
— Ну... и всех других зверей.
Ю. Ватутин
Русская народная песня «Зайка» (с. 10)
Воспитатель. Не бойся ребят, заинька. Мы тебя угостим. У нас на огороде много выросло моркови.
Ну а сладкая морковка
Корень в землю прячет ловко.
Чем краснее корешок,
Тем вкусней она, дружок.
С. Кузьмин
Сейчас мы для тебя сорвем самую большую, самую вкусную морковку. Только сначала пальчики разомнем.
Пальчиковая игра «Ладушки» (с. 7)
Воспитатель. Кушай, заинька, морковку. (Угощает морковкой.) Кушает заинька, больше не боится детей. Давайте, ребята, зайку повеселим, сыграем ему на бубнах плясовую.
Песня «Веселый бубен» (см. приложение, с. 109)
Зайчик пляшет.
Воспитатель:
Заинька-зайка,
Вот как пляшет ловко.
Угостим мы зайку
Сладкой морковкой.
(Опять угощает зайчика.)
Кушай, заинька. Кушай, маленький. А теперь поиграй с детьми.
Игра «Заинька» (см. приложение, с. 110)
Слышен шум дождя.
Воспитатель. Дождь начался. Зайка сразу побежал в лес прятаться от дождя под кустом.
Песня «Дождик» (см. приложение, с. 107)
Воспитатель. Мы поедем домой на машине, не будем мокнуть под дождем.
Дети «уезжают» из зала под песню «Машина» Ю. Слонова (сборник «Музыка в раннем детстве», с. 7).
Занятие 6
ЗАЙКИНА КАПУСТА
ОБОРУДОВАНИЕ
Игрушечный домик; игрушка зайчик; капуста (муляж); маленький кочан свежей капусты.
Воспитатель показывает игрушечный домик и сидящего перед ним зайчика.
Воспитатель
На лесной опушке
В маленькой избушке
Серенький зайчишка жил.
Зайка овощи любил.
Только лишь весна придет,
Зайка — прыг на огород.
Чтобы огород вскопать,
Нужно лапочки размять.
Покажем, ребятки, как зайка лапки разминает.
Пальчиковая игра «Ладушки» (с. 7)
Воспитатель
Чтобы не было там пусто,
На грядки посадил капусту.
Солнце заюшка будил,
В бубен очень громко бил: «Солнышко, взойди скорей, Мою капусту обогрей!»
Песня «Веселый бубен» (см. приложение, с. 109)
Воспитатель
Летом жарко, летом душно,
Просит дождика капуста.
Песня «Дождик» (см. приложение, с. 107)
Воспитатель. Посмотрите, какая капуста выросла под летним солнышком, под теплым дождиком. (Выкладывает капусту.) Только дети от дождя прячутся.
Если туча солнце прячет,
Значит, в небе кто-то плачет...
Если солнышко вернется —
Значит, кто-то улыбнется!
А. Усачев