II. Проверка домашнего задания. III. Артикуляционная и речевая разминка

III. Артикуляционная и речевая разминка

1. Артикуляционная разминка. Игра «Что за окном?»

—Что можно услышать за окном?

Учащиеся воспроизводят звуки, которые можно услышать за окном, затем фантазируют, определяя по звукам, что происходит на улице. Упражнение «Больной»

— Расслабьте мышцы шеи. Сделайте вдох. На вдохе голова «.перекатывается- со звуками |с|, [ж] или [п].

2. Учащиеся читают скороговорку: сначала медленно, потом быстро:

От топота копыт

Пыль по полю летит

IV. Подготовка к восприятию произведения

— Ребята, прочитайте слова, которые написаны на доске:

Сто тысяч «почему» живут на белом свете,

Сто тысяч «почему» гуляют по планете...

— Действительно, очень много вокруг «почему? Есть зага­дочные «почему?» «Почему птицы улетают в теплые страны?», «Почему зимой замерзают реки?» Есть сердитые «почему?--: «По­чему ты не убрал свои игрушки?», «Почему ты опоздал в школу». Есть внимательные « почему?» : «Почему ты. сегодня грустный?» Есть и такие, которые вызывают на спор: «Почему ты думаешь, что я не прав? А ну, докажи!» Вот какие разные «почему — и все требуют ответа. А где можно найти ответ на все «почему?»

Ученик читает стихотворение.

Книги разные на свете.

Очень любят их читать

Взрослые и дети.

Знает каждый человек:

Книга даст на всё ответ.

Как обед вкусней сварить?

Как котеночка кормить?

Юбку как себе пошить?

Как считать, как говорить?

Знает каждый ученик —

Есть ответ в одной из книг.

Е. Булавко

V. Работа с текстом стихотворения М. Львовского «Песенка Витьки Почемучкина»

1. Чтение стихотворения учителем (с. 107).

2. Проверка эмоционального восприятия произведения.

— Понравился ли вам главный герой?

— Почему мальчика звали Почемучкнным?

3. Анализ произведения.

— Какие вопросы задает Витя?

— Попробуйте ответить на вопросы мальчика.

— Где можно найти ответы на все вопросы?

(Учитель обращает внимание учащихся на выставку книг.)

— Чего хотел добиться автор, создавая это стихотворение?

4.Чтение произведения учащимися:

а) чтение молча (про себя);

б) бинарное чтение, (несколько учащихся читают текст одно­временно).

Физкультминутка

VI. Работа с текстом рассказа М. Гумилевской «Почему бы­вает радуга?»

I. Чтение произведения учителем (с. 108).

2. Лексическая работа.

• Призма — часть оптического прибора; многогранник с двумя равными параллельными основаниями и боковыми гранями — параллелограммами.

Проверка эмоционального восприятия произведения.

— Какой это рассказ: веселый, грустный или познавательный?

4. Анализ произведения, выборочное чтение.

— Что нового для себя вы узнали из этого рассказа?

— Когда появляется радуга? С чем сравнивает ее автор? Найдите в тексте и прочитайте.

— Что такое радуга? Почему автор пишет, что радуга — что солнечный луч. Подтвердите это словами из текста.

— При каких обстоятельствах вы впервые увидели радугу? Какие впечатление она на вас произвела?

— Можно ли увидеть радугу около фонтана? (Можно, если найти нужный ракурс пересечения капелек воды и солнечных лучей.)

— Как запомнить порядок цветов в радуге?

(Учащиеся учат слова: каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Первая буква каждого слова соответствует на­чальной букве названия цвета радуги.)

5. Чтение произведения учащимися:

а) «жужжащее» чтение;

б) чтение «цепочкой» по одному предложению.

Девиз чтения цепочкой поспевай – не зевай, следи!

VII. Работа в группах

Задание для I группы

1. Прочитайте стихотворение Т. Белозерова «На радуге». В нём вы услышите названия всех цветов радуги в определён­ном порядке.

Не во сне, а на яву – Там, где свищут соловьи

Что же здесь такого? – В закоулках бора.

Я на радуге живу Пробираются ручьи

В домике лиловом. К розовым озёрам

Выбегаю поутру Машет белка за кустом

В бежевых сапожках, Фиолетовым хвостом

Ем в сиреневом бору Белорыбицы плывут

Алую морошку. Под вишнёвый мостик…

Слистьев падает роса Я на радуге живу,

В темно- синей чаще, Приходите в гости!

Филин жёлтые глаза

На меня таращит Т. Белозеров

• Морошка — болотное растение с рыжеватыми съедобны­ми душистыми ягодами, а также его ягоды.

Задание для2 группы

— Прочитайте загадку. Нарисуйте отгадку.

За лугами, над водой

Хлынул дождик проливной.

А потом повисло

В небо коромысло. (Радуга.)

Задание для 3 группы «Зашифрованное слово»

— Составьте слово из первых слогов слов: ракета, дубы, га­раж. (Радуга.)

Наши рекомендации