Техника безопасности на учебном занятии

Уже в начальный период важно научить ребят правилам безопасности при проведении занятий. При окончании подхода лазания следует отойти от тренажёра, чтобы не мешать следующему участнику, встать в безопасном месте, где нет лазающих, или отойти к началу трассы.

При срыве и падении с тренажёра надо немедленно подняться и отойти в сторону, чтобы не стать площадкой для приземления другого участника.

С самого начала следует научить ребят приёмам самостраховки, дети должны сориентироваться в момент потери устойчивости и по возможности аккуратно соступить с зацепки на пол. При внезапной потере равновесия на высоте 0,7-1 м и выше следует, падая, оттолкнуться от тренажёра, чтобы «не собрать» лицом и животом все нижерасположенные зацепки, а также, чтобы иметь место для группировки под тренажёром.

При передвижении по матам возможны спотыкания, поэтому необходимо научить детей падению «рыбкой»: немного присесть, руки - вниз. Наклоняясь, вытянуть руки вперёд и упасть на маты.

Учебно-тематический план

№ п/п Темы Кол-во часов Формы учебных занятий Формы и методы отслеживания результата
1. Постановка ног, смена ног на зацепках.    
2. Хваты руками    
3. Лазание с гимнастической страховкой    
4. Лазание с верхней страховкой    
5. Надевание страховочной системы    
6. Вязание узла «восьмёрка»    
7. Правила соревнований    
8. Техника безопасности    
  Всего:    

Содержание программы

Упражнения

Упражнения вводной части

Разминочные упражнения можно выполнять под декламацию соответствующих движениям стихотворений (Приложение 1).

1. Быстрая ходьба.

2. Ходьба на месте с высоким подниманием колена.

3. Повороты головы: а) вправо-влево,

б) вперёд-назад.

4. Вращения кистями.

5. Вращения в локтевых суставах.

6. Вращения в плечевых суставах.

7. Наклоны вперёд.

8. Прогибания назад.

9. Боковые наклоны.

10. Махи ногами.

11. Вращения в тазобедренном суставе.

12. Вращения в коленных суставах.

13. Вращения стопой.

14. Хождение на внешней, внутренней стороне стоп и на пятках.

Базовые упражнения

1. Разучивание стойки (постановки ног), стоя на полу.

2. «Пружинка» (взяться руками за зацепки, поставить ноги на зацепку/зацепки, сделать приседания как можно ниже).

3. Упражнения на «шведской стенке» (повисеть, оторвав ноги от пола).

4. Упражнения на зацепах (повисеть, оторвав ноги от пола).

5. Подъём вверх по «шведской стенке» с разворотом стопы внутренней стороной к стене.

6. Отработка правильной координации рук и ног при лазании вверх на шведской стенке.

Скалолаз отталкивается поочерёдно то одной, то другой ногой и двигается плавно. Нога ставится на зацепку на высоте голени или колена, стопа развёрнута внутренней стороной наружу. Толчок «нижестоящей» ногой быстрый, энергичный, нога выпрямляется в колене, отрывается от зацепки. Вес тела переносится на поднятую ногу, одновременно опорная нога выпрямляется в колене, и свободная нога ставится на зацепку на высоте голени или колена.

Хват руками наиболее оптимален на высоте груди или лица, при движении вверх, хват руками осуществляется над головой. При зашагивании на зацепку опорные для рук зацепки опускаются вниз, поэтому для оптимизации равновесия следует перехватиться руками за вышерасположенные зацепки.

Детям трудно одновременно отталкиваться ногой, подтягивать себя на руке, сохранять равновесие. Обращая внимание на отталкивание ногой и равновесие, ребёнок упускает из вида движение рук, и наоборот. Как подводящее движение используется лазание по шведской стенке, имитация лазания стоя на полу.

При спуске лазанием вес тела переносится на одну ногу, которая начинает медленно сгибаться в колене. Свободная нога опускается вниз до соприкосновения с зацепкой и принимает на себя вес тела. При выполнении приседания на опорной ноге зацепки для рук уходят вверх, когда удержание этих зацепок препятствует опусканию вниз, следует перехватиться руками за зацепки на уровне солнечного сплетения и т.д.

Спуск лазанием предпочтительнее спрыгивания с тренажёра по нескольким причинам. Во-первых, малышам сложно бывает группироваться при приземлении, нет соответствующих навыков. Во-вторых, дети дошкольного возраста не в состоянии долго сохранять внимание по отношению ко всем остальным занимающимся и контролировать безопасность своего местоположения. При спрыгивании есть опасность ударить стоящего внизу ребёнка и удариться самому. В-третьих, спуск лазанием продлевает время мышечного напряжения, тренируя, таким образом, руки, ноги, координацию, равновесие.

Наши рекомендации