Принципы и формы реабилитации в кемпхильских общинах

Оптимальной социальной нишей для лиц с умеренной степенью умствен­ной отсталости является семья (особенно в сельской местности, члены кото­рой заняты сельскохозяйственным трудом) или учреждения социального обес­печения. В этом плане весьма интересен опыт совместного проживания и деятельности умственно отсталых лиц со здоровыми людьми в Кемпхильских общинах, руководствующихся антропософским учением Рудольфа Штейнера.

Основоположником Кемпхильского движения является врач-психиатр Карл Кениг (1902-1966), который основал в 1939 г. в Шотландии свой первый ле­чебно-педагогический центр в местечке Кемпхил. Поэтому движение называ­ется Кемпхильским.

Первые общины были открыты для детей с проблемами психического раз­вития и представляли собой место для жизни и школьного обучения. Все дети в этих центрах жили в семейных домах.

Первой Кемпхильской деревней для взрослых инвалидов была деревня «Бот-тон» в Шотландии, на севере графства Йоркшир, в сельской местности. Она была основана в 1955 г. по просьбам родителей (Т. Келлер, 1997).

Р. Штейнером был сформулирован основной социальный закон, который гласит: «Благо сообщества работающих вместе людей будет тем больше, чем меньше отдельный человек притязает на результаты своего труда, то есть чем больше он передает эти результаты своим сотрудникам и чем больше его соб­ственные потребности удовлетворяются не за счет результатов его собствен­ных усилий, а за счет результатов усилий других людей».

На основе этого закона доктор Кениг провозгласил «Три главных принци­па» Кемпхила:

1) внимание к духовной природе отдельного человека;

2) развитие внутренней жизни;

3) учреждение истинного сообщества.

Признание духовной природы всех людей, по мнению К. Кенига, особенно важно, когда имеешь дело с людьми с проблемами психического развития. Раз-

вивая учение Р. Штейнера о перевоплощении (реинкарнации) и карме, К. Ке­ниг утверждал, что «инвалид» есть в каком-то смысле просто завеса на пути духовного совершенствования. С его точки зрения, каждый индивидуум имеет свою духовную индивидуальность и свой путь развития, которые представля­ют собой основу существования каждого конкретного человека, неизменную и вечную. Эта духовная основа вновь и вновь возрождается в каждом из после­дующих перевоплощений, испытывая в этом процессе преобразования. Отка­завшись рассматривать таких людей как неспособных внести достойный вклад в общество, К. Кениг считал, что инвалидность имеет особое значение для индивидуума в контексте его последовательных земных жизней. Короче гово­ря, это заложено в нашей судьбе.

Второй принцип был основан на представлении о том, что человек обла­дает некоей творческой силой. По утверждению К. Кенига, эта сила не явля­ется ни интеллектом, ни интеллигентностью (образованностью); это спо­собность преобразовывать природу — «сила, которая разрыхляет землю, изобретает гончарное колесо и ткацкий станок». К. Кениг видел в культиви­ровании этой творческой силы самое важное средство работы с людьми с про­блемами. Он полагал, что через самопожертвование и развитие «духовной смелости» отношения между людьми будут очищены так, что «гора инвалид­ности» будет снесена.

Третий принцип связан непосредственно с социальной жизнью сообщества. К. Кениг сосредоточил внимание на том, что он считал потребностью в сочув­ствующей и благосклонной окружающей среде, в которой люди с проблемами могли бы развить веру в себя. Он называет такую среду «социальной матерью с соответствующими слоями сообщества, живущего для инвалидов — детей и взрослых».

Эти принципы стали основой для будущего Кемпхила. Они характеризуют как общины для детей, так и молодежные и взрослые общины, независимо от формы, организации и местоположения.

Кемпхил — это образ жизни. Каждый человек выбирает его самостоятель­но. В настоящее время насчитывается около 100 Кемпхильских центров и де­ревень в 20 странах мира. Наибольшее их число в Англии, Шотландии и Гер­мании.

Существуют разные формы Кемпхильских сообществ:

□ школы для детей, нуждающихся в особом уходе;

О колледжи для образования и обучения молодежи;

О ученические мастерские;

О общины взаимопомощи для взрослых всех возрастов с умственными и физическими заболеваниями различной степени;

П деревни для взрослых.

Общины находятся: в отдаленной сельской местности; провинциальных городках; индустриальных областях; в новых строящихся городах.

В самой первой Кемпхильской деревне «Боттон» в настоящее время живут и работают совместно около 400 человек, из них около 200 лиц (селян) с пси­хическими нарушениями. У них шесть ферм, различные ремесленные мастер-

ские, включая типографию. Во многих деревнях мастерские уже переросли в производственные цеха по выпуску конкурентноспособной продукции, кото­рая продается в специально организованной сети магазинов. Обычно в Кемп-хильских деревнях есть следующие мастерские: столярная, слесарная, ювелир­ная, по плетению корзин, керамическая, по изготовлению свечей, бетонная, ткацкая, кукольная, пекарня и т. д. В деревнях существуют производства по переработке молочных и других сельскохозяйственных продуктов.

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИДЕЙ

Наши рекомендации