Принципы и формы реабилитации в кемпхильских общинах
Оптимальной социальной нишей для лиц с умеренной степенью умственной отсталости является семья (особенно в сельской местности, члены которой заняты сельскохозяйственным трудом) или учреждения социального обеспечения. В этом плане весьма интересен опыт совместного проживания и деятельности умственно отсталых лиц со здоровыми людьми в Кемпхильских общинах, руководствующихся антропософским учением Рудольфа Штейнера.
Основоположником Кемпхильского движения является врач-психиатр Карл Кениг (1902-1966), который основал в 1939 г. в Шотландии свой первый лечебно-педагогический центр в местечке Кемпхил. Поэтому движение называется Кемпхильским.
Первые общины были открыты для детей с проблемами психического развития и представляли собой место для жизни и школьного обучения. Все дети в этих центрах жили в семейных домах.
Первой Кемпхильской деревней для взрослых инвалидов была деревня «Бот-тон» в Шотландии, на севере графства Йоркшир, в сельской местности. Она была основана в 1955 г. по просьбам родителей (Т. Келлер, 1997).
Р. Штейнером был сформулирован основной социальный закон, который гласит: «Благо сообщества работающих вместе людей будет тем больше, чем меньше отдельный человек притязает на результаты своего труда, то есть чем больше он передает эти результаты своим сотрудникам и чем больше его собственные потребности удовлетворяются не за счет результатов его собственных усилий, а за счет результатов усилий других людей».
На основе этого закона доктор Кениг провозгласил «Три главных принципа» Кемпхила:
1) внимание к духовной природе отдельного человека;
2) развитие внутренней жизни;
3) учреждение истинного сообщества.
Признание духовной природы всех людей, по мнению К. Кенига, особенно важно, когда имеешь дело с людьми с проблемами психического развития. Раз-
вивая учение Р. Штейнера о перевоплощении (реинкарнации) и карме, К. Кениг утверждал, что «инвалид» есть в каком-то смысле просто завеса на пути духовного совершенствования. С его точки зрения, каждый индивидуум имеет свою духовную индивидуальность и свой путь развития, которые представляют собой основу существования каждого конкретного человека, неизменную и вечную. Эта духовная основа вновь и вновь возрождается в каждом из последующих перевоплощений, испытывая в этом процессе преобразования. Отказавшись рассматривать таких людей как неспособных внести достойный вклад в общество, К. Кениг считал, что инвалидность имеет особое значение для индивидуума в контексте его последовательных земных жизней. Короче говоря, это заложено в нашей судьбе.
Второй принцип был основан на представлении о том, что человек обладает некоей творческой силой. По утверждению К. Кенига, эта сила не является ни интеллектом, ни интеллигентностью (образованностью); это способность преобразовывать природу — «сила, которая разрыхляет землю, изобретает гончарное колесо и ткацкий станок». К. Кениг видел в культивировании этой творческой силы самое важное средство работы с людьми с проблемами. Он полагал, что через самопожертвование и развитие «духовной смелости» отношения между людьми будут очищены так, что «гора инвалидности» будет снесена.
Третий принцип связан непосредственно с социальной жизнью сообщества. К. Кениг сосредоточил внимание на том, что он считал потребностью в сочувствующей и благосклонной окружающей среде, в которой люди с проблемами могли бы развить веру в себя. Он называет такую среду «социальной матерью с соответствующими слоями сообщества, живущего для инвалидов — детей и взрослых».
Эти принципы стали основой для будущего Кемпхила. Они характеризуют как общины для детей, так и молодежные и взрослые общины, независимо от формы, организации и местоположения.
Кемпхил — это образ жизни. Каждый человек выбирает его самостоятельно. В настоящее время насчитывается около 100 Кемпхильских центров и деревень в 20 странах мира. Наибольшее их число в Англии, Шотландии и Германии.
Существуют разные формы Кемпхильских сообществ:
□ школы для детей, нуждающихся в особом уходе;
О колледжи для образования и обучения молодежи;
О ученические мастерские;
О общины взаимопомощи для взрослых всех возрастов с умственными и физическими заболеваниями различной степени;
П деревни для взрослых.
Общины находятся: в отдаленной сельской местности; провинциальных городках; индустриальных областях; в новых строящихся городах.
В самой первой Кемпхильской деревне «Боттон» в настоящее время живут и работают совместно около 400 человек, из них около 200 лиц (селян) с психическими нарушениями. У них шесть ферм, различные ремесленные мастер-
ские, включая типографию. Во многих деревнях мастерские уже переросли в производственные цеха по выпуску конкурентноспособной продукции, которая продается в специально организованной сети магазинов. Обычно в Кемп-хильских деревнях есть следующие мастерские: столярная, слесарная, ювелирная, по плетению корзин, керамическая, по изготовлению свечей, бетонная, ткацкая, кукольная, пекарня и т. д. В деревнях существуют производства по переработке молочных и других сельскохозяйственных продуктов.
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИДЕЙ