Необходимые условия тестирования

ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ РАВЕНА

Тест интеллекта "ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ РАВЕНА" предназначен для измерения уровня интеллектуального развития. Предложен Л.Пенроузом и Дж.Равеном в 1936 году. Наиболее известны два основных варианта: черно-белый и цветной.

Цветной вариант предназначен для обследования детей от 6 до 9 лет. Возможно их применение для детей и более старшего возраста с аномальным развитием. Иногда рекомендуется для проведения реабилитационных исследований и для лиц старше 65 лет. Цветной вариант интеллектуального теста Равена состоит из трех серий: А, АВ, В по 12 матриц в каждой серии.

Серия А: Обследуемый должен дополнить недостающую часть изображения. Считается, что при работе с матрицами этой серии реализуются следующие основные мыслительные процессы:

· дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связей между ними.

· идентификация недостающей части структуры и сличение ее с представленными образцами.

Серия АВ: Процесс решения заданий этой серии заключается в анализе фигур основного изображения и последующей сборки недостающей фигуры (аналитико-синтетическая мыслительная деятельность).

Серия В: При работе с матрицами этой серии испытуемый находит аналогии между двумя парами фигур. Он раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов.

Тест "Прогрессивные матрицы Равена" относится к числу невербальных тестов интеллекта и основывается на двух теориях, разработанных гештальт-психологией: теорией перцепции форм и так называемой "теорией неогенеза" Ч. Спирмена.

Согласно теории перцепции форм каждое задание может быть рассмотрено как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных друг с другом элементов. Предполагается, что первоначально происходит глобальная оценка задания-матрицы, а затем осуществление аналитической перцепции с выделением испытуемым принципа, принятого при разработке серии. На заключительном этапе выделенные элементы включаются в целостный образ, что способствует обнаружению недостающей детали изображения. Теория Ч. Спирмена углубляет рассмотренные положения теории перцепции форм. Как показывает опыт многолетних исследований, данные, полученные с помощью теста Равена, хорошо согласуются с показателями других распространенных тестов:Векслера,Стенфорд-Бине,ШТУРа,Выготского-Сахарова.Прогрессивные матрицы Равена предназначены для определения уровня умственного развития у детей ментального возраста( 1-4 класс массовой школы ). Матрицы Равена могут применяться на испытуемых с любым языковым составом и социокультурным фоном, с любым уровнем речевого развития. В статье " Развитие наглядно - образного мышления у аномальных детей " /журнал Дефектология,1975г.N1,с.3-15/,как и в статье Т.В.Розановой "Развитие памяти и мышления глухих детей", Мед. педагогика, 1978г., приведены возрастные стандарты только для детей 7,10,13 лет различных групп испытуемых. Отсутствуют в отечественной литературе стандарты (нормы) для детей 6, 8, 9, 11, 12 лет и полностью нет данных детей с ЗПР (задержкой психического развития). Указанные недостатки использования методики в этом тесте восполнены.

Возраст Категория испытуемых Кол-во баллов
6 лет НОРМА ЗПР у/о 26-35 13-25 0-12
7 лет НОРМА ЗПР у/о 27-35 16-26 0-15
8 лет НОРМА ЗПР у/о 29-35 19-28 0-18
9 лет НОРМА ЗПР у/о 30-35 20-29 0-19

Средние показатели теста для указанных групп испытуемых были получены на достаточно больших выборках (количество испытуемых от 60 до 100 человек).

Необходимые условия тестирования.

1. Испытуемые должны избираться только те, для кого этот тест - новый.

2. Экспериментатор подробно объясняет в наглядно - действенном плане последовательность выполнения действий. Испытуемому следует объяснить, что "отверстие" в предложенной панели ему нужно закрыть подходящей "пробкой", которую следует найти среди предложенных вариантов.

3. Процесс решения должен осуществляться в форме рассуждений.

4. В качестве обучающего примера используйте задание А1, причем рассмотрите все шесть вариантов решения и уточните почему они не подходят.

5. По остальным 35 заданиям испытуемый должен найти ответ самостоятельно. В случае ошибки экспериментатор говорит испытуемому:"Неправильно, подумай еще!".То же при второй попытке. При неудаче третьей попытки испытуемому сообщается принцип нахождения (эксплицируются тенденции по горизонтали и по вертикали), чтобы найти вместе правильный ответ. Если и такая подсказка не помогает, то допускается использование вырезной модели с передвижными "пробками", которые по очереди устанавливаются в "отверстие".

Определение результатов.

Начисление очков производится автоматически следующим образом: За правильный ответ с первой попытки испытуемый получает 1 балл, со второй - 0,5 балла, с третьей- 0,25. Суммарное количество баллов, полученных при решении 35 заданий, является основным первичным показателем умственного развития, который интерпретируется путем сравнения со стандартом этого возраста.

Наши рекомендации