Самовоспитание как процесс самопознания и самосовершенствования

Формирование и развитие личности не может происходить по принуждению, без соответствующего желания человека, без его стремления к самосовершенствованию. Такое желание появляется уже в подростковом возрасте и начинается оно с познания других и постижения своего Я. Это связано с такими особенностями данного возраста, как чувство взрослости, интерес к себе, самоутверждение среди сверстников и др.

Познание человеком самого себя осуществляется в процессе общения, активного взаимодействия с другими людьми, в реальной практической деятельности. В этой связи главным средством самопознанияявляется самоизучение.Следующим шагом самопознания является самоанализ. И завершает определенный этап самопознания самооценка, которая включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически.

У каждого человека своеобразно проявляется мера осознания и понимания себя. Это обусловлено комплексом индивидуально-психологических особенностей личности, развитием абстрактно-логического мышления, аналитическими способностями, уровнем потребности в самопознании.

Педагогическое руководство самовоспитанием и заключается в том, чтобы помочь растущему человеку познать себя на основе сравнения с другими людьми, определить характер его потребности и особенности самопознания.

Целенаправленное и осознанное самопознание обеспечивается, прежде всего, педагогической деятельностью учителя, которая включает: побуждение учащихся к размышлениям о себе; психологическое и этическое просвещение с целью ознакомления с основными понятиями, закономерностями развития и формирования личности; обучение основным приемам самопознания; организацию работы по самоизучению.

Важным средством формирования самопознания является самонаблюдение.А.И. Кочетов сформулировал следующие его правила:

♦ фиксировать и учиться воспроизводить свои действия, поступки и состояния в обычных ситуациях;

♦ осуществлять самонаблюдение целенаправленно в различных видах деятельности и отношений, отмечая свои успехи и неудачи;

♦ доверять истинности тех качеств, которые выражаются в конкретных результатах;

♦ постоянно проверять данные самонаблюдения сравнением с оценкой, которую дают сверстники, педагоги, родители;

♦ бороться с самолюбованием, самообманом. Наблюдение за своими действиями и поступками позволяет проводить их самоанализ. Самоанализ лежит в основе соответствующей самооценки и позволяет определить, какие произошли изменения, что удалось сделать, какие качества сформировались.

Познание человеком самого себя позволяет организовать процесс самовоспитания,который включает в себя следующие этапы:

1) осознание потребности изменить себя (определение целей, программы самовоспитания и плана деятельности);

2) осуществление деятельности, направленной на самосовершенствование, с помощью таких методов, как самоубеждение, самовнушение, самообязательство, самопоощрение, самонаказание, самопринуждение, самоприказ, самоконтроль;

3) корректировка деятельности по самосовершенствованию;

4) анализ результатов.

Основы самообразования студентов педагогического вуза

И учителей.

В педагогическом вузе вчерашние выпускники школ попадают в новые условия, которые предъявляют к ним высокие требования: уметь рационально распределять и планировать свое время, организовывать свое рабочее место, работать с книгой и специальной литературой и т. п.

Овладение умениями и навыками самостоятельной работы начинается с установления гигиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и вне-учебную деятельность, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха.

Овладение навыками самостоятельной работы и умениями рациональной организации учебного труда свидетельствует о сформированности культуры умственного труда, которая включает: культуру мышления, проявляющуюся в умениях анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, «переноса» полученных знаний и приемов умственной деятельности в различные новые условия; устойчивый познавательный интерес, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умение сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах; рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью; гигиену умственного труда и его педагогически целесообразную организацию, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.

Наиболее эффективный путь профессионального самообразования учителя — разработка одной из научных или методических проблем в рамках комплексной темы школы.

Наши рекомендации