Процесс обучения детей с интеллектуальной недостаточностью как педагогическая система.

Существует ряд определений обучения:

  • Обучение (в психологии) – процесс организованной познавательной деятельности ребенка, направленный на усвоение знаний об окружающем мире. Эффективность процесса обучения определяется двумя параметрами:

- Насколько качественно проведена организация познавательной деятельности

- Насколько правильно подобрано содержание

Эффективность обучения определяется параметрами познавательной деятельности самого ребенка.

При недоразвитии интеллекта мы имеем дело с качественным своеобразием познавательной деятельности следовательно и эффективность обучения УО ребенка может быть сравнима с эффективностью обучения нормального ребенка или ребенка с сенсорными или моторными проблемами. Вывод о возможности нецензового образования ребенка с недоразвитием интеллекта.

  • Обучение (технологическое определение Голанд П.Я.) – процесс целенаправленного формирования ЗУН у ученика учителем.
  • Процесс обучения (по Давыдову, Бобанскому) – взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, направленная на совместное решение учебно-познавательных задач. Это стратегия паритетного обучения или демократического обучения (соответствует 2-му этапу модификации активности по Геницинскому.
  • Обучение (Ильин Еременко) это процесс усвоения учеником знаний под управлением учителя (стратегия самонаучения)

Процесс обучения является многосторонним, он состоит:

  • Деятельность учителя
  • Учебная деятельность ребенка
  • Содержание образования

При прочих равных условиях содержание образования является лидирующим элементом данной системы(при гарантированности определенного уровня квалификации учителя, при корректном отборе детей в образовательное учреждение, только изменение содержания образования позволяет изменить эффективность процесса обучения, именно этим объясняется интерес общества к вопросам содержания дошкольного, школьного и вузовского образования).

Сущность процесса обучения не сводится ни к одной из его сторон (см. выше)

В педагогике и психологии сущность процесса обучения описывается рядом качеств:

· Взаимодействие

· Взаимодействие в обществе и микросоциуме приобретает характер общения, при этом для одной из сторон (учитель) его содержание не имеет значения, а это означает, что учитель подбирает ту форму организации общения, которая приемлема для ученика.

· Помощь, которую получает ребенок при решении познавательных задач.

Эффективность процесса обучения (по Выготскому) определяется мерой помощи, которую необходимо оказать ребенку при решении конкретной задачи, для того чтобы создать у него субъективное представление о самостоятельности решения задачи.

Таким образом, часто говорят что сущность процесса обучения описывается рядом взаимосвязанных понятий:

Взаимодействие – Общение – форма организации общения – помощь – мера помощи

Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью (по Вовку)

  1. Все особенности содержания образования
  2. Замедленность процесса обучения
  3. Эмоционально положительный фон процесса обучения одним из элементов которого является охранительно-педагогический режим; вторым элементом является отсутствие негативных средств стимуляции в процессе обучения. Опора на положительные эмоциональные состояния.
  4. Желательно использование безошибочных технологий обучения, включая алгоритмическое обучение.
  5. Широкое использование внешних опор в мыслительной деятельности ребенка.

Обучение – процесс двухсторонней активности учителя и ученика, в результате: учитель – передает, а учащийся принимает знания, умения и навыки. Т.е. формируется научное мировоззрение, развиваются творческие силы учащихся. Процесс обучения это не только взаимодействие учителя и учащегося направленное на усвоение детьми знаний, но и коррекция недостатков развития.

Процесс обучения имеет 2 стороны, объективную и субъективную.

Под объективной стороной – понимают содержание обучения.

Под субъективной стороной понимают познавательную деятельность учащихся. Этот процесс протекает под руководством учителя, он организует, направляет, руководит им.

Обучение должно быть воспитывающим. Воспитание есть внутренняя сущность обучения.

Цель обучения детей с интеллектуальной недостаточностью: состоит в приобретении учащимися ЗУН, способствующих в коррекции недостатков развития и успешной социализации и адаптации в окружающем мире.

Содержание обучения – конкретный объем ЗУН по той или иной учебной дисциплине. Отобранная информация передается учащимся при помощи определенных методов и средств обучения. Сущность процесса обучения сводится к сложному взаимодействию, которые определяются следующими факторами:

-Характером взаимодействия учителя и ученика

-Функциями процесса обучения

-Совокупностью принципов обучения

-Методами обучения

-Формами организации обучения

Функции процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.(3 важные функции)

-Образовательная – основной смысл заключается в вооружении учащихся системой ЗУН, с целью их использования на практике.

-Воспитывающая- обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, качеств личности. Важнейшим аспектов осуществления этой функции является формирование мотивов учебной деятельности. Воспитывающая функция предполагает развитие личностных качеств, устойчивых стереотипов поведения, способствующих социализации учащихся.

-Коррекционно-развивающая – развитие речи и мышления. Развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы. Коррекция вторичных отклонений в развитии.

Функции учителя:

1)Ставить перед учащимися задачи, постепенно их усложняя.

2)Создает условия – отбор содержания в соответствии с поставленными целями

3)Придумывает и применяет различные формы организации обучения.

4)Использует множество методов, с помощью которых содержание становится достоянием учащихся.

Этапы деятельности учителя:

1)Планирование (анализ своих личных профессиональных возможностей, продумывание и организации форм, методов, организации уроков)

2)Организация деятельности учащихся: постановка учебных задач, создание благоприятных условий для их выполнения, учитывание индивидуальных особенностей учеников, создание положительной мотивации и т.д.

3)Регулирование и корегирование процесса обучения (с использованием средств стимулирования не только системой оценивания – подбадривания, воодушевления, но и с использованием системы отметок (для младших классов). Для старших классов ступени обучения, заложенные в формах и методах педагогической деятельности: дискуссии, конференции, групповые способы обучения.

4)Анализ результатов обучения:

Деятельность ученика – учение, побуждается теми или иными мотивами (3 компонента).

1)Мотивация

2)Учебные действия - действия, совершаемые с сознательной целью (1 Внешние – наблюдаемые: предметные действия (письмо, рисование), перцептивные действия (слушание, наблюдение), символические – связанные с использованием речи). (2 Внутренние – не наблюдаемые, мнемические действия, действия воображения, действия мышления.

3)Действия контроля и оценки результатов.

Обучение происходит в школе 8-го вида по своим специализированным программам, отличается упрощением от обычных школ. Это связано с тем, что школьники с нарушением интеллекта не в состоянии овладеть знаниями полного курса, но могут усвоить наиболее важные события и явления на доступном на их понимании уровне. В программе для специальной школы реализуются основные принципы построения школьных программ: линейность – главный принцип построения программы отображает специфику предмета все явления в хронологическом порядке. Концентрический – принцип, где основные идеи понятия прослеживаются в программе через весь курс предмета их обогащение, и развитие осуществляется на основе нового фактического материала. Научного содержания – отражает состояние современной науки, порой отбрасывая излишнюю политизированность. Доступность – т.е., программа строится с учетом особенностей познавательной сферы учащихся, т.е. определяется соотношение теоретического и фактического материала. Основным компонентом школы 8-го вида является классно-урочная форма обучения – урок. Необходимо помнить о коррекции (15-25 минут), продолжительность учебных уроков (40-45 минут). По направленности учебного процесса, целям и задачам обучения – индивидуальные и коррекционные занятия, занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, игротерапия. На уроке должна осуществляться частая смена видов деятельности, обучение осуществляется под постоянным руководством учителя, существуют специальные коррекционные занятия (логопед), ритмика (проводится со всем классом, с музыкальным сопровождением). Существуют уроки социально бытовой ориентировки – подготавливают учащихся к социализации, на всех уроках в школе 8-го вида используется наглядность. Три основные задача: образовательная, воспитательная, коррекционная

Наши рекомендации