В.Формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения

Проблема формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя и всегда волновала меня, поскольку чтение играет очень важную, доминирующую роль в образовании и развитии личности ребёнка. В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга».

Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса.

Известный учёный и педагог В.Н.Зайцев в своих исследованиях пришёл к выводу о том, что только техника чтения не ниже 120 слов в минуту даёт возможность ребёнку успешно учиться в 5 классе.

Многие учителя да и родители тоже недовольны тем, что дети не любят читать. Говорят, что заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает делать учитель.

От навыка чтения в огромной роли зависит качество знаний по другим предметам. От техники чтения зависит грамотность письма, осознанное понимание содержания задач, математических заданий.

Поэтому задача учителя – пробудить у детей интерес, желание учиться, познавать, открывать новое, и, конечно, овладеть высокой техникой чтения.

Формирование навыка чтения я считаю одной из важных проблем, от качественного решения которой зависит эффективное обучение ребёнка по всем учебным предметам. Как показывает практика, если ребёнок имеет высокую технику чтения, то он хорошо успевает и по другим учебным дисциплинам.

Главное назначение начальной школы, в соответствии с задачами реформы, - воспитательное. Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника.

Начальная школа обязана научить детей сознательному чтению, письму и счёту, правильной и полноценной речи. Привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус. Средствами каждого учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам. Способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит чтению.

В.А.Сухомлинский писал: «Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

Программа по чтению для младших школьников чётко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Развитие навыка чтения, на первом году обучения, предполагает формирование целостных синтетических приёмов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение). На втором году обучения – постепенное введение чтения про себя, на третьем и четвёртом году обучения – наращивание скорости чтения и овладение рациональными приёмами чтения.

Литературное чтение в начальных классах преследует основную цель - помочь ребенку стать читателем; путем чтения произведения и его элементарного анализа донести до учащихся богатый мир отечественной и зарубежной детской литературы в ее специфике как искусства отражения реальной действительности посредством художественного слова и таким образом обогатить его читательский опыт.

Развитие читателя предполагает формирование такого вида деятельности, которое позволяет воспринимать текст /читать вслух, молча, выразительно, выборочно, подробно изучать текст или только познако миться с ним/; понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смыслового содержания /иметь свое суждение, выражать эмоциональное отношение и т.д./; воссоздавать в своем воображении прочитанное; воспроизводить текст, т.е. уметь рассказать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации или прое цировании на себя ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществ ления правильной читательской деятельности.

В центре уроков чтения стоит художественное произведение. Текст литературного произведения на уроке чтения в начальной школе является не только средством реше ния разнообразных педагогических задач /формирование навыка чтения, нравственное воспитание, знакомство с реальной действительностью/, он самоценен.

Задача формирования навыка чтения представляется технической и подчиняется решению содержательных за дач, связанных с освоением различных аспектов художественной словесности.

Ведущая цель урока литературного чтения - анализ содержания и формы литературно го произведения. Все же остальные задачи - развивающие и воспитываю щие - решаются опосредованно, через ведущую.

Восприятие художественного произведения не может быть сведено к воссозданию опи сываемой автором жизненной ситуации. Важно донести до осознания уча щихся не столько жизненную картинку, сколько опосредованное системой образов и созданное в неповторимой художественной форме авторское отношение к тому или иному общественному явлению, его оценка и раз мышление по данному поводу.

Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведётся целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.

Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении.

Разбирая произведения, дети обучаются переносу приёмов выразительного устно - речевого общения на чтение текстов.

Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей практической работе я использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа даёт положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интенсивным.

Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приёмам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.

Бесспорно, на непосредственное чтение учащимися должно уходить не менее 30 минут. Об этом нельзя забывать. Иначе, о какой беглости чтения можно говорить! Для того, чтобы повысить технику чтения, прежде всего, нужно выявить факторы, мешающие быстрому чтению. При проверке техники чтения мною были выявлены такие факторы:

1.Малое поле зрения (участок графической информации, воспринимаемый глазами за одну фиксацию), т.е. ясное поле видения в строке без передвижения зрачков. У не тренированного чтеца за одну фиксацию воспринимается несколько букв, в лучшем случае отдельное слово. На книжной строке такой читатель делает 12-16 фиксаций. При тренировке число фиксаций в строке сокращается до 2-3.

2. У детей 6-7 лет часто плохо развита память – это отражается на технике чтения, если предложение большое они забывают, о чём прочитали в самом начале.

3. Недостаточное использование явления антипации (смысловой догадки). У начинающего читателя понимание прочитанного слова часто идёт не вместе с чтением, а после него, когда он проследит весь буквенный ряд. Постепенно глаз получает возможность забегать вперёд, и понимание осуществляется вместе с чтением.

Поэтому начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти, внимания.

Какие-либо задержки в выработке техники чтения (и прежде всего способа – плавного слогового и целыми словами, а также темпа чтения) отрицательно сказываются на смысловой стороне, задерживают понимание.

Издавна учителя, методисты, психологи, наконец, родители искали и продолжают искать продуктивные пути и способы такого обучения чтению, когда техническая и смысловая сторона в нём находятся в гармонии, чтобы техника чтения ни малейшим образом не только не мешала пониманию, но напротив, благоприятствовала ему.

К.Д.Ушинский утверждал, что ведущим началом в чтении выступает понимание – «понимать чтение… составляет главную задачу при обучении грамоте», т.е. обучение пониманию надо начинать буквально с первых школьных шагов. «Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело». Развивая эти установки великого педагога, его последователь, выдающийся русский методист Д.И.Тихомиров писал: «Можно и на первых шагах обучения приучить ученика проникать в сущность читаемого, приучить читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать мысль и чувство образовательным содержанием». Иначе говоря, речь шла о том, чтобы две стороны процесса чтения – техническая и смысловая – изначально были слиты друг с другом.

Однако ещё в давние времена было подмечено, что на самых первых шагах в овладении чтением наибольшие трудности падают на технику чтения (т.е. на способ чтения, правильность, скорость и выразительность).

Опыт может быть использован как при проведении уроков чтения, так и при проведении других уроков и внеклассной работы. Но в тоже время следует помнить, что раскодирование чужого текста – лишь обязательное средство и одно из условий умения читать. Само же умение читать - это творческое общение с книгой, т.е. с теми мудрецами и художниками слова, чей опыт представляет огромную ценность для формирования человеческой личности, особенно личности ребёнка.

Таким образом, я учу детей думать, чувствовать и жить.

Навык быстрого чтения и понимания прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Все упражнения для развития сознательности, беглости, правильности и выразительности чтения можно разделить на 4 группы.

Наши рекомендации