Методические особенности занятий плаванием с детьми школьного возраста

Занятия физическими упражнениями в водной среде с детьми, имеющими различные дефекты конечностей, используются как одна из форм педагогического и оздоровительного воздействия. В силу разностороннего воздействия на организм физические упражнения в воде обладают широким потенциалом и являются эффективным средством повышения функциональных возможностей кардиореспи-раторной системы, показателей нейрогуморальной регуляции (Васи­льев П.П., 1978; Каптелин А.Ф., 1986), способствуют повышению устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней сре­ды. Отсутствие статического напряжения мышц при выполнении упражнений, горизонтальное положение туловища при плавании об­легчают работу сердца, способствуют нормализации тонуса сосудов, увеличению количества функционирующих капилляров, улучшению венозного оттока и лимфообращения (Аненкова М.В., Гинзбург А.А., 2000). Термический фактор водной среды имеет существенное зна­чение в восстановлении нервно-рефлекторных и сосудистых процес­сов. Раздражение кожных рецепторов вызывает увеличение потока импульсов в центральную нервную систему, что в свою очередь изменяет сосудистый тонус, периферическое сопротивление капил­ляров и приводит к перераспределению крови внутренних органов. В воде увеличивается амплитуда движений в суставах, произволь-

ные мышечные сокращения усиливают интенсивность обменных про­цессов, повышается потребление кислорода и накопление тепла (Сту-пин Ю.В., Лебедев В.И., 1990).

Известно, что гидроневесомость значительно снижает гравита­ционные нагрузки на поврежденную конечность и тем самым по­зволяет дозировать и относительно равномерно развивать усилия конечностью. Подъемная сила воды облегчает условия восстанов­ления двигательных актов. Таким образом, физические упражнения в водной среде являются эффективным средством повышения компенсаторных возможностей организма (Мосунов Д.Ф., Кебкало В.И., 1996).

Среди противопоказаний для занятий в бассейне следует выде­лить наличие открытых ран, кожные и острые воспалительные забо­левания, острые вирусные инфекции и некоторые другие. В связи с этим, перед назначением занятий в бассейне осуществляется обяза­тельный общий осмотр терапевтом, врачом ЛФК, дерматологом.

Занятия проводятся в бассейне, глубина которого не более 1,2 м. Температура воды составляет 25—26° С. Покрытием бассейна слу­жат облицовочные керамические плитки, исключающие скольжение. Дети после ампутации голени или бедра для прохода к чаше бассей­на используют костыли. Спуск в воду осуществляется по стацио­нарной лестнице с перилами, которая находится у торцевой части чаши. Ширина лестницы 1 м, ширина ступеней 25—35 см, высота 12—14 см. Дети после ампутации обеих нижних конечностей для прохода к чаше пользуются креслом-коляской, а для спуска в воду специальными электромеханическими подъемниками.

Одной из форм проведения занятий в водной среде после ам­путации нижних конечностей является коррекционно-оздоровитель-ная гимнастика, направленная на повышение адаптационно-компенса­торных возможностей организма, профилактику нарушений осанки и образования контрактур, развитие силы мышц, координационных спо­собностей, повышения иммунологической резистентности и др.

Занятия гимнастикой в воде проводятся в группах по 4—6 че­ловек или индивидуально, длительностью 30—45 мин. В основной части занятия применяются упражнения, выполняемые у опоры и при помощи вспомогательных плавательных средств в ^положении лежа на спине и на груди. Комплексы гимнастики дифференцируют­ся в зависимости от уровня ампутационного дефекта и степени ог­раничения двигательных функций. В заключительной части приме­няются упражнения на расслабление (рис. 7.15). Они выполняются с опорой о поручни бортика бассейна при использовании специаль­ных плавательных средств в положении лежа на спине или без опоры путем легких балансиру­ющих движений верхними и ниж­ними конечностями небольшой амплитуды. В табл. 7.6 и 7.7 представлены примерные упраж­нения в воде для детей-инвали­дов младшего и среднего школь­ного возраста с дефектами нижних конечностей.

Методические особенности занятий плаванием с детьми школьного возраста - student2.ru

Рис. 7.15.Мышечная релаксация в воде

На этапе начального обуче­ния плаванию в первую очередь решаются задачи ознакомления с физическими свойствами воды: со­противлением, вязкостью, выталкивающей силой, осуществляются пе­редвижения вдоль бортика бассейна с опорой о поручни, элементар­ные движения руками и культями. По продолжительности первое занятие не превышает 20—25 мин по причине быстрого утомления детей. В дальнейшем происходит обучение погружению в воду с задержкой дыхания, открыванию глаз под водой, выдоху в воду, сколь­жению. Для решения этих задач в условиях мелкого бассейна целе­сообразно применение игровых заданий и упражнений, так как они способствуют более эффективному усвоению материала. Так, в про­цессе работы с детьми младшего школьного возраста используются игры «Сосчитай, сколько игрушек» — для обучения погружению и открыванию глаз под водой, «Медуза», «Поплавок» — для обучения всплытию и ознакомления с выталкивающими свойствами воды, «Ка­чели» — для обучения выдоху в воду, и др. Сначала дети выполня­ют эти упражнения у опоры и лишь в дальнейшем в безопорном положении (Орешкина Ю.А., 2001).

Таблица 7.6

Наши рекомендации