Построение процесса обучения
Для освоения на уроках творчества выделены следующие виды работ (занятий), являющихся разделами программы: рисование, черчение, перспектива, изготовление моделей, макетов, электротехника, механика, столярное, слесарное, жестяное дело, лепка, шитье, резьба и инкрустация по дереву, чеканка по металлу, папье-маше, узоры и аппликации из соломы, мозаика и изделия из бумаги и картона, чтение научно-популярных журналов. Выполнить все работы, запланированные по этим разделам, при обычной сетке часов вряд ли возможно. Ведь на уроки рисования и труда школьная программа отводит всего 3 часа в неделю. И если все эти разделы изучать последовательно, один за другим как самостоятельные, то для достижения запланированного результата этого времени, конечно, недостаточно. Однако есть путь, который позволяет большое количество учебного материала успешно усвоить за сравнительно небольшое количество времени: выделить в каждом разделе общие знания, принципы, правила работы, используемые в различных видах деятельности, и сосредоточить на них основное внимание. Таким образом мы реализуем общедидактический принцип межпредметных связей, учитывая возможности и содержание учебного материала уроков творчества. Например, на наших уроках школьники осваивают столярное дело, резьбу и инкрустацию по дереву, модели и макеты, аппликации из соломы. Что общего в этих работах? Ну, хотя бы то, что везде применяется один и тот же инструмент - нож. Следовательно, если ученик знает правила работы ножом и овладел навыком работы им, то ему в принципе все равно, что делать - отдельную деталь для модели, макет или углубление треугольной формы при резьбе по дереву. И то, и другое, и третье должно у него получиться. Чувство материала, соразмерности придет с умением. Поэтому главное внимание мы и обращаем на то, чтобы ребята усвоили эти правила, научились свободно обращаться с основными инструментами. Еще пример. При изготовлении различных изделий применяется правило "от большего - к меньшему" (при лепке, в рисовании и т. д.), а правило симметрии учитывается при выполнении почти всех работ, включенных в программу уроков творчества, так же как и правила изображения предметов на плоскости. Во всех разделах нашей учебной программы используются знания, общие для всех видов работ. Межпредметные связи позволили нам объединить их как бы в единый блок и осуществлять обучение на уроках творчества так, чтобы основные, узловые вопросы учебного материала усваивались детьми одновременно и параллельно при выполнении самых различных работ, включенных в разделы программы уроков творчества, Это позволяет детям осознать внутреннюю связь, общность правил, приемов, лежащих в основе, казалось бы, далеких друг от друга работ, видеть общее в различном и различное в общем.
Чтобы дать более четкое представление об этой методике, сравним ее с линейным (последовательным) построением обучения. Если мы учебный предмет, пусть это будет математика, на которую отводится 6 часов в неделю, условно изобразим в виде прямой линии, разделенной на три части (для первых трех лет обучения), то каждый из этих отрезков надо разбить еще на несколько более мелких - это будут разделы, главы, параграфы. Все они изучаются последовательно один за другим. При этом нельзя или очень трудно, не усвоив предыдущего, перейти к последующему. При параллельном построении изучения материала усваивается не один вопрос программы изолированно, а целый блок разделов с учетом существующих между ними связей. Этот комплекс видов работ, имеющих отношение к труду, рисованию и черчению, мы назвали "Изображение и изготовление предметов".
На уроки творчества у нас отведены полагающиеся по программе уроки труда (2 часа в неделю), урок рисования (1 час) и добавлен еще 1 час за счет внеклассной работы, который тоже введен в расписание (с согласия администрарации и родителей): всего 4 часа в неделю. В отличие от обычных уроков, где учебный материал изучается последовательно, при блочном изучении учебный материал, входящий в блок, изучается одновременно, параллельно и во взаимосвязи. Во всех видах работ, входящих в блок (рисование, изготовление модели, лепка, папье-маше и т. д.), есть узловые вопросы. Например, закон симметрии. Выполнение практических работ, где требуется знание закона симметрии, ведется и в I - III классах - это модели, макеты, рисунки, лепка, папье-маше и др. Другой узловой вопрос - правила работы ножом - встречается тоже ЕО всех трех классах: при изготовлении моделей, в резьбе по дереву, в изготовлении узоров из соломы. Третий узловой вопрос - правила разметки - в рисовании, черчении. Четвертый - закон контраста (большое - маленькое, темное - светлое, яркое - бледное) - является необходимым условием для всех видов искусств, в нашем случае учитывается в рисовании, лепке, в изготовлении изделий из соломы, в папье-маше. Такие узловые вопросы выделяются в каждом разделе. При изготовлении различных изделий в течение всех лет обучения в начальных классах эти узловые, фундаментальные положения (правила) многократно применяются на практике, что позволяет их прочно усвоить (заметим, что таких основных теоретических вопросов немного). При этом не имеет принципиального значения последовательность их введения: каждый ученик встретится с ними десятки и сотни раз на уроках творчества.
Такое построение процесса обучения напоминает игру в шахматы, где игроки стремятся к единой конечной цели - выиграть, но при этом делают самые различные комбинации ходов. Но хотя цель у всех одна, из тысяч сыгранных партий практически не будет двух одинаковых. То же происходит и на наших уроках: учитель стремится только к конечной цели, а уж порядок введения учебного материала будет свой. Если при линейном процессе обучения все учителя должны делать одно и то же в одно и то же время и по всей стране, при нашем варианте процесса обучения учитель, имея определенную конечную цель, четко очерченный круг вопросов, предназначенных для изучения, примерный, но многообразный перечень практических работ на заданный период обучения, выполняет их в своей последовательности. В конце концов он приходит (и не может не прийти) к конечной цели хотя бы потому, что круг вопросов, предназначенных для изучения, многократно повторяется и, значит, закрепляется при выполнении различных практических работ.
Количество разделов (видов работ, занятий), включенных в наш блок, не предел. Можно включить и другие разделы, лишь бы они вписывались в него. Дело в том, что независимо от количества разделов число основных узловых вопросов или не увеличивается совсем, или увеличивается незначительно - максимум на несколько единиц. Ну, представьте, мы ввели слесарное дело. Разве что-нибудь в нашем случае изменится? При умении работать различными инструментами нетрудно овладеть и еще одним-двумя. Но слесарное дело мы не ввели только потому, что у нас на данном этапе нет для этого условий.
Чем больше видов труда (разделов) будет входить в блок, тем осознаннее будут усваиваться общие для всех разделов знания, тем прочнее будут навыки, тем выше интерес детей к занятиям.
Уроками творчества мы назвали наши уроки условно, потому что буквально с первых дней I класса ученики приучаются при единой для всех теме выполнять практические работы в своем оригинальном, неповторимом варианте (двух одинаковых работ не бывает). В тех же случаях, когда оригинальный предмет создать нельзя (например, в решении задач по черчению, изготовлении изделий по определенному образцу, чертежу, в решении задач по электротехнике), мы стараемся развить самостоятельность, активность, инициативу, т. е. качества, сопутствующие творчеству и обусловливающие развитие творческих способностей. Например, на доске нарисовано несколько деталей различной формы и сложности: надо сделать их сечение. Ученики на доске, в тетрадях в клетку или альбомах решают задачу (или задачи) какую хотят. Таким образом, дети уже с начала I класса ставятся перед проблемой выбора, что способствует развитию самостоятельности, инициативы, снимает страх перед заданием.
Отбор узловых вопросов
Младшеклассник не сможет усвоить все то, что мы можем ему преподнести. Если объем учебного материала превышает его умственные и физические возможности, то он не только не усвоит "лишнее", но и с меньшим эффектом будет осваивать и весь остальной материал, чем в случае, если объем такого материала соотнесен с его возможностями.
При отборе учебного материала для уроков творчества мы исходим из того, что количество эффективно изучаемого младшеклассником учебного материала в единицу времени строго ограничено. Эффективно, с интересом ребенок непрерывно может заниматься одним делом, если оно не связано с сильным умственным напряжением, до полутора часов, а при сильном умственном напряжении - всего 10 - 15 минут (при устном счете, например). Если же обязать ученика заниматься одним делом сверх этого времени, то у него возникнет достаточно ярко выраженная усталость: он становится невнимательным, делает ошибки, выполняет работу механически. Так же количество эффективно изучаемого учебного материала учащимися в единицу времени (час, день, месяц, год) ограничено и в последующие годы обучения в школе, хотя это количество и не одинаково для всех учеников. Научная же информация, как утверждают ученые, каждые 10 лет увеличивается вдвое. Следовательно, если мы включим в программу вопросы, которые в жизни человека значения иметь не будут или будут иметь значение для очень узкого круга людей, то тем самым мы невосполнимо отнимем время для изучения нужных вопросов общеобразовательного плана.
В нашем случае уроки творчества проводятся только 3 года по 4 часа в неделю, а конечный эффект запланирован очень серьезный - выполнение практических работ, изготовление изделий многих наименований (в том числе и творческого характера), по сложности эквивалентных требованиям школьных программ для VI - VIII классов и начальных курсов специальных учебных заведений, да еще по многим видам труда. При этом надо учесть, что для осмысленного усвоения этих вопросов ученик должен многократно повторять их на протяжении довольно длительного времени. Естественно, нельзя было механически перенести программы средних классов по труду, рисованию и черчению в начальные классы: это нанесло бы большой вред здоровью детей и конечно же обрекло бы все наши планы и усилия на неудачу. Поэтому нужно было отобрать необходимый минимум знаний, достаточный для достижения поставленной конечной цели. Прежде всего мы выделили основные вопросы, объединяющие весь учебный материал и доступные детям младшего школьного возраста.
Вопросы, включенные в программу уроков творчества, четко делятся на два типа: для изучения и для ознакомления.
Круг вопросов, предназначенных для изучения на определенный период (в нашем случае на первые три года), строго ограничен (всего несколько десятков). Это узловые, фундаментальные вопросы, имеющие прямое или косвенное отношение ко всем или нескольким разделам, входящим в блок.
Так, в учебнике черчения для VII - VIII классов рассматривается много обязательных вопросов, в том числе условности изображения, определенные ГОСТом. Однако в нашу задачу не входит изучение ГОСТа: для уроков творчества не нужно уметь писать чертежным шрифтом, не нужно уметь изображать соединение шпонкой, не надо знать условное обозначение уклона, конусности и т. д. Материал по черчению мы ввели для развития пространственных представлений, умения размечать детали, читать чертежи, т. е. выделили знания и умения, которые не только нужны для уроков творчества, для изучения других предметов в старших классах (геометрия, физика и др.), но и вообще необходимы в жизни каждого человека. Поэтому из курса черчения мы выделили три основных вопроса, имеющих не только профессиональное, но и прежде всего общеобразовательное значение: принцип прямоугольной проекции, принцип сечения, аксонометрию. Эти вопросы и изучаются начиная с I класса.
Еще пример. В разделах, относящихся к труду, мы выделили правила работы некоторыми инструментами (нож, стамеска и др.). Мы считаем, что нет правил работы ножом для первоклассника и для высококвалифицированного резчика по дереву. Есть несколько общих правил работы ножом, выработанных многими поколениями мастеров. Вот эти-то правила мы и включили в круг изучаемых вопросов. Мы считаем, что если ученик знает правила работы инструментами и усвоил их на практике, то ему вообще-то все равно, что делать - деталь для какой-нибудь модели или ножку для табуретки: и то и другое должно у него получиться.
Для изучения на уроках творчества в начальных классах мы выделили следующие основные вопросы, знание которых необходимо для выполнения запланированных работ.
По труду - правила работы инструментами: стамесками (плоской и круглой), ножом, пилой, дрелью; правила работы на верстаке, на токарном станке по дереву.
По черчению - принцип прямоугольного проецирования, сечение, аксонометрия.
По перспективе - правила построения плоскостей и предметов в угловой и фронтальной перспективе, теней от точек, линии, плоскости.
По рисованию - правила изображения прямоугольных, круглых и плоских предметов, компоновки, разметки рисунка, работы акварелью.
По электротехнике - принцип составления электросхем с различным количеством ламп, выключателей, переключений.
Кроме того, в круг основных знаний мы включаем: правила симметрии, устный счет, принципы составления схем изменяемых механических передач (например, схема преобразования' вращательного движения в поступательное, поступательного во вращательное и т. п.; схемы делаются из проволоки).
Вот и весь круг теоретических вопросов и практических навыков (всего около 30), предназначенных для изучения на уроках творчества. Много это или мало? Наверное, немало, так как если человек овладеет в совершенстве этими знаниями, то он с успехом сможет, например, изготовлять игрушки и различные поделки, заниматься живописью, конструированием, техническим творчеством, организовать школьный театр; не только ремонтировать, но даже делать мебель для своей квартиры по своим чертежам, исправлять некоторые бытовые устройства и предметы, а не только вбить в стену гвоздь.
Просто для ознакомления предназначены сведения частные, встречающиеся только при выполнении отдельных изделий. Эти знания не могут быть перенесены на другие работы. Для усвоения как основных, так и частных вопросов нужно многократное повторение. И если все их включить в "обязательную программу", то успешное достижение запланированного эффекта отодвинется, может быть, на несколько лет (ведь в единицу времени ученик может освоить не безграничное количество информации).
Вот несколько примеров частных вопросов.
Первоклассники работают с бумагой. Вдоль волокон она сгибается легко и ровно, поперек волокон - с некоторым трудом, и сгиб получается неровный. На тонкой бумаге это особенно незаметно, а на толстой и тем более картоне это уже заметно. Мы об этом свойстве бумаги говорим, но запоминать и тем более заучивать не заставляем. Навык работы придет с опытом.
Второклассники делают маски из папье-маше. Сначала они лепят форму будущей маски из пластилина. Принципиально нового в этой работе для них ничего нет: они уже лепили орнамент, рыцаря, отдельные детали. Затем они должны оклеить форму кусочками бумаги. С этим ребята сталкиваются впервые. Учитель объясняет: для того чтобы маска снялась легко, надо форму смазать вазелином и только потом оклеивать кусочками газетной бумаги, чередуя слои: слой чистой бумаги, слой с буквами (для того чтобы толщина была везде одинаковой), всего 5 - 7 слоев. Стоит ли заставлять детей запоминать эти сведения? Если такая работа в дальнейшем повторяется, то учитель напоминает об этом, и всё. Память детей нужно беречь, не загружая ее ненужной информацией.