Достоинства и недостатки программированного обучения
Программирование обучение имеет ряд достоинств: мелкие дозы усваиваются легко, темп усвоения выбирается учеником, обеспечивается высокий результат, вырабатываются рациональные способы умственных действий, воспитывается умение логически мыслить. Однако оно имеет и ряд недостатков, например:
o не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении;
o требует больших затрат времени;
o применимо только для алгоритмически разрешимых познавательных задач;
o обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме и не способствует получению новых. При этом чрезмерная алгоритмизация обучения препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности.
· В годы наибольшего увлечения программированным обучением - 60-70-е гг. ХХ в. - был разработан ряд систем программирования и много различных обучающих машин и устройств. Но одновременно появились и критики программированного обучения. Э. Лабэн так суммировал все возражения против программированного обучения:
o программированное обучение не использует положительных сторон группового обучения;
o оно не способствует развитию инициативы учащихся, поскольку программа как бы все время ведет его за руку;
o с помощью программированного обучения можно обучить лишь простому материалу на уровне зубрежки;
o теория обучения, основанная на подкреплении, хуже, чем основанная на интеллектуальной гимнастике;
o в противоположность утверждениям некоторых американских исследователей - программированное обучение не революционно, а консервативно, так как оно книжное и вербальное;
o программированное обучение игнорирует достижения психологии, которая уже более 20 лет изучает структуру деятельности мозга и динамику усвоения;
o программированное обучение не дает возможности получить целостную картину об изучаемом предмете и представляет собой "обучение по крохам" (Липкина А.И., 1981. С. 42-43).
Хотя не все эти возражения полностью справедливы, но, несомненно, они имеют под собой определенные основания. Поэтому интерес к программированному обучению в 70-80-е гг. ХХ в. стал падать и его возрождение произошло в последние годы на базе использования новых поколений компьютерной техники.
Как уже отмечалось, наибольшее распространение различные системы программированного обучения получили в 50-60-х гг. ХХ в., в дальнейшем стали использовать лишь отдельные элементы программированного обучения, главным образом для контроля знаний, консультаций и тренировки навыков. В последние годы идеи программированного обучения стали возрождаться на новой технической основе (ЭВМ, телевизионные системы, микрокомпьютеры и др.) в форме компьютерного, или электронного, обучения. Новая техническая база позволяет почти полностью автоматизировать процесс обучения, строить его как достаточно свободный диалог обучаемого с обучающей системой. Роль учителя в этом случае состоит в основном в разработке, наладке, коррекции и усовершенствовании обучающей программы, а также проведении отдельных элементов безмашинного обучения. Многолетний опыт подтвердил, что программированное обучение, и особенно компьютерное, обеспечивает достаточно высокий уровень не только обучения, но и развития учащихся, вызывает у них неослабевающий интерес.
*******
В педагогике принято выделять три основных типа обучения: традиционное (или объяснительно-иллюстративное), проблемное и программированное. Каждый из них, как уже было сказано, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Традиционное обучение не обеспечивает эффективного развития мыслительных способностей обучающихся потому, что базируется на закономерностях репродуктивного мышления, а не творческой деятельности.
Сегодня наиболее перспективным и соответствующим социально-экономическим, а также и психологическим условиям является проблемное обучение.
Резюме
· В педагогике принято выделять три основных типа обучения: традиционное (или объяснительно-иллюстративное), проблемное и программированное. Каждый из этих типов имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
· Сегодня наиболее распространенным является традиционный тип обучения. Основы этого типа обучения были заложены почти четыре века тому назад еще Я.А. Коменским ("Великая дидактика").
o Термин "традиционное обучение" подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.
o Традиционное обучение обладает рядом противоречий (А.А. Вербицкий). Среди них одним из основных является противоречие между обращенностью содержания учебной деятельности (следовательно, и самого обучающегося) в прошлое, опредмеченное в знаковых системах "основ наук", и ориентацией субъекта учения на будущее содержание профессионально-практической деятельности и всей культуры.
· Сегодня наиболее перспективным и соответствующим социально-экономическим, а также и психологическим условиям является проблемное обучение.
o Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
o В американской педагогике начала XX в. известны две основыe концепции проблемного обучения (Дж. Дьюи, В. Бертон).
o Педоцентрическая концепция Дж. Дьюи оказала большое влияние на общий характер учебно-воспитательной работы школ США и некоторых других стран, в частности советской школы 20-х гг., что нашло свое выражение в так называемых комплексных программах и в методе проекте.
o Теория проблемного обучения начала интенсивно разрабатываться и в СССР в 60-х гг. XX в. в связи с поиском способов активизации, стимулирования познавательной деятельности учащихся, развития самостоятельности школьника.
o Основой проблемного обучения является проблемная ситуация. Она характеризует определенное психическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения.
· Программированное обучение - это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины).
o Идея программированного обучения была предложена в 50-х гг. XX в. американским психологом Б. Скиннером для повышения эффективности управления процессом учения с использованием достижений экспериментальной психологии и техники.
o Обучающие программы, построенные на бихевиористской основе, подразделяют на: а) линейные, разработанные Б. Скиннером, и б) так называемые разветвленные программы Н. Краудера.
o В отечественной науке теоретические основы программированного обучения активно изучались, а достижения обучения внедрялись в практику в 70-х гг. XX в. Одним из ведущих специалистов в этой области является профессор Московского университета Н.Ф. Талызина.
Словарь терминов
1. Кибернетика
2. Классно-урочная система обучения
3. Мотив достижения успеха
4. Обучающая программа
5. Проблема
6. Проблемная ситуация
7. Проблемное обучение
8. Программированное обучение
9. Противоречие
10. Традиционное обучение
Вопросы для самопроверки
1. В чем сущность традиционного обучения?
2. Назовите отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии обучения.
3. Назовите достоинства и недостатки традиционного обучения.
4. В чем проявляются основные противоречия традиционного обучения?
5. Укажите основные исторические аспекты проблемного обучения в зарубежной педагогике и психологии.
6. В чем особенности проблемного характера обучения Дж.Дьюи?
7. Что характерно для развития проблемного обучения в отечественной науке и практике?
8. В чем сущность проблемного обучения?
9. Назовите типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в учебном процессе.
10. В каких случаях возникают проблемные ситуации?
11. Назовите основные правила создания проблемных ситуаций в учебном процессе.
12. Назовите основные достоинства и недостатки проблемного обучения.
13. В чем сущность программированного обучения?
14. Кто является автором программированного обучения?
15. Дайте характеристику типов обучающих программ.
16. В чем особенности разветвленных программ программированного обучения?
17. Что характерно для бихевиорального подхода к программированному обучению?
18. Что характерно для развития программированного обучения в отечественной науке и практике?
19. Почему программированное обучение не получило должного развития?
Список литературы
1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения: Пер. с англ. М., 1980.
2. Бертон В. Принципы обучения и его организация. М., 1934.
3. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
6. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
7. Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976.
8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
9. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим): Пер. с англ. М., 1999.
10. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955.
11. Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления. М., 1975.
12. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970.
13. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974.
14. Липкина А.И. Самооценка школьника и его память // Вопр. психологии. 1981. № 3.
15. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
16. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
17. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975.
18. Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. М., 1990.
19. Оконь В. Основы проблемного обучения. М., 1968.
20. Пономарев Я.А. Психология творения. М.; Воронеж, 1999.
21. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. М., 1991.
22. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998.
23. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969.
24. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
25. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.
26. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т. 1, 2.