И специального образования на современном этапе

Практика интеграции «неприспособленных» детей в условия об­щеобразовательного обучения строилась на трех основных принци­пах:

- максимальной близости к обычной школьной среде;

- обеспечении различных вариантов и видов интеграции;

- оказании специализированной помощи и поддержки (осуществление взаимосвязи между лечением и обучением).

Дети и подростки практически всех «особых» категорий, за ис­ключением имеющих выраженные интеллектуальные или сенсорные нарушения (глубокая умственная отсталость, слепота, глухота), дол­жны быть ориентированы на посещение дошкольных, школьных, послешкольных учреждений общеобразовательного типа.

Интеграционные тенденции, столь широко охватившие все сфе­ры специального образования, вне всякого сомнения не могли не отразиться на структурах и общего, и специального образования. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

В дошкольных образовательных учреждениях - детских садах, куда принимались дети от 2 до 6 лет, но где пребывание не было обязательным, воспитанники, чаще всего дети группы риска или имеющие нарушения в развитии, находились под наблюдением со­трудников «Организации специализированной помощи». В ее состав входили психологи, специалисты по психомоторике и психическому воспитанию. Они проводили развивающие занятия с детьми, выяв­ляя при этом тех, кто относился к группе риска, или имел различ­ные незначительные нарушения развития. Таких дошкольников за­тем направляли в подготовительный класс, чтобы иметь возможность подготовить к поступлению в общеобразовательную школу. Неред­ко работа с детьми начиналась с самого раннего возраста в рамках пpoгpaMMы по раннему вмешательству. Вопрос об оказании ребен­ку специализированной помощи в каждом конкретном случае рассматривала Комиссия по вопросам дошкольной и начальной подго­товки. Такие комиссии имелись во всех учебных округах.

При некоторых школах для детей, имеюших отклонения в разви­тии (чаще - интеллектуальные нарушения), создавались классы усовершенствования (или специальные классы). Решение о зачисле­нии ребенка в такой класс принимала специальная комиссия при обязательном согласии родителей (в письменном виде). Для нормаль­ных детей, которым были свойственны различные отклонения в по­ведении или трудности общения, а также для детей с временными задержками развития организовывались классы адаптации. Пребы­вание в этих классах было временным, а в классах усовершенство­вания - постоянным, ибо здесь учились главным образом дети с нарушением интеллекта легкой и умеренной степеней.

В рамках общеобразовательной школы, помимо указанных клас­сов предусматривались и другие варианты получения образования для детей с различными нарушениями. А именно следующие.

1. Обучение проходило в обычном классе общеобразовательной школы и по общей программе, но во время пребывания в школе и вне ее ребенок получал дополнительную помощь (лечебные проце­дуры, педагогическую и психологическую помощь и поддержку и т.д.). Например, дети с двигательными расстройствами могли посе­щать обычный класс и одновременно - адаптационный центр, от­крытый при школе или находящийся поблизости.

2. Обучение сочетало обычную программу и дополнительную (в условиях школы или вне ее). Например, ребенок с выраженными, прогрессирующими нарушениями зрения, посещая общеобразова­тельную школу, работал по общей учебной программе и одновремен­но осваивал шрифт Брайля. Или ученик, имеющий выраженные нарушения слуха и занимающийся со сверстниками по общеобразо­вательной программе, мог в определенные часы бывать на занятиях по верботональному методу.

3. Обучение в специальном классе общеобразовательной школы и по специальной программе могло сочетаться с совместным с нор­мальными сверстниками изучением некоторых предметов по общей программе.

4. Обучение проходило в специальном классе и по специальной программе, но ребенок участвовал в общешкольных и досуговых мероприятиях (спортивных праздниках, экскурсиях) и разделял с нормально развивающимися сверстниками многие режимные мо­менты (завтрак, обед, прогулки).

I Система начального обучения включала три уровня: подготовительный (дети 6-7 лет), начальный (7-9 лет), средний (9-11 лет).

Изменения учебных программ допускалось только для детей и подростков со сниженным интеллектом. Школьники с иными нару­шениями, как правило, учились по программе общеобразовательной

школы с привлечением дополнительных <<помогаюших» стратегий, методов и приемов. Вот что рассказал о своей работе педагог одной из школ Лиона э. Терра, который работал с классом типа CLIS-4, т. е. со специализированным классом для учеников с нарушениями дви­жения, созданным в обычной школе для детей, которые проходят цикл фундаментальных дисциплин I .

Личное знакомство со школьниками, составление в процессе на­блюдения и обучения индивидуального проекта на каждого учаще­гося позволяло учителю не только выявлять их затруднения и воз­можности, но и составлять проект, предназначенный для всего клас­са (<<общеклассный проект»). Делалось это для создания благопри­ятных условий обучения всех учеников.

В классе учились дети с нарушениями движения разного генеза.

Содержание их обучения хотя и было адаптировано, но находилось в рамках национальной программы данного цикла, целью которого являлось приобретение базовых знаний. Поэтому практическая за­дача учителя состояла в разработке приемов, адекватных специфи­ке каждого вида педагогической деятельности с учетом особеннос­тей учащихся.

На основе знания о выявленных нарушениях э. Терра составлял индивидуальный педагогический проект, в котором по ходу обучения уточнялся уровень компетенции учащегося в каждой области, а так­же виды адаптации, необходимые для конкретного ребенка, - ма­териальной, стратегической и Т.д., с указанием основных методичес­ких приемов. В течение года в такие проекты вносились изменения в зависимости от успехов ребенка, а также по результатам наблюде­ний различных специалистов (фонопеда, эрготерапевта, кинезиоте­рапевта). В частности курс французского языка для детей с серьез­ными нейрофизиологическими нарушениями (нарушения зрения, ориентации в пространстве, различные виды конструктивной апрак­сии) подвергался продуманной адаптации. Это касалось, главным образом, учебных пособий и материалов - к ним предъявлялись особые требования. Тексты учебных книг должны быть простыми для чтения и отделены от иллюстраций; карточки с упражнениями ­яркими, напечатанными крупным шрифтом с увеличением пробелов между словами и строками. Изучаемые звуки и буквы вводились В последовательности, рекомендованной фонопедами. Педагогическая адаптация предусматривала широкое использование компьютера, что позволяло школьникам с детским церебральным параличом (ДЦП) и нейровизуальными нарушениями, легко ориентироваться в тексте и работать с ним, что облегчало процесс письма и решения учебных задач.

I Этот учебный курс включает дисциплины академического профиля (фран­цузский язык, математику, историю и географию), а также элементы трудово­го обучения.

Согласно многолетнему опыту Э. Терра, основными приемами пе­дагогической адаптации бьти следующие:

- аналитический подход к чтению (так как глобальный подход представлял значительные сложности);

- отказ от ручного письма - его заменяла работа на компьютере или использование объемных букв (кубиков, фишек);

- особое внимание к слуховым носителям информации (слухово­му распознаванию, переформулированию), в качестве дополнитель­ного приема допускалось использование жестов;

- адаптация формы предъявляемых упражнений;

- широкое использование зрительных, слуховых, пространственных опор;

- дробное выполнение поставленных учебных задач.

* * *

Обучение в средней школе занимает 5 - 7 лет (возраст школьни­ков от 11 до 16-18 лет) и предполагает, помимо усвоения школьных дисциплин, профессиональную ориентацию и предпрофессиональ­ную подготовку. В целом оно состоит из последовательных уровней. Первый реализуется в течение четырех лет в колледже. Второй пред­усматривает посещение общего, технического или профессионально­го лицея (1-2 года). На этом этапе школьники подготавливаются к выпускным экзаменам по завершению курса.

В среднем образовательном звене, т. е. в колледжах и лицеях, ­классы адаптации отсутствуют. В некоторых колледжах организуют­ся отделения специализированного обучения, куда принимаются подростки с не выраженными расстройствами.

Собственно специальное образование подростков осуществляет­ся следующим образом.

Комиссия учебного округа по вопросам среднего образования рассматривает личные дела всех нуждающихся школьников. В зави­симости от вида и степени выявляемых нарушений их направляют в лицеи и колледжи, располагающие специализированными отделени­ями, или (что бывает значительно реже) в специализированные кол­леджи.

Молодые люди с нормальным интеллектом, имеющие физические недостатки, учатся в колледжах и лицеях, в которых предусмотрены специально оборудованные помещения; иногда они занимаются по адаптированным программам профессиональной подготовки. По окончании курса они сдают экзамены и получают аттестаты обыч­ной школы.

I Терра Э. Практика педагогической работы в специализированном интег­рационном классе для детей с нарушениями движения / / Теория и практика обучения, воспитания и реабилитации лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. - СПб., 2000.

Учащихся с выраженными задержками развития и легкой умствен­ной отсталостью направляют в специализированные подготовитель­ные отделения колледжей и лицеев, где преподают учебные предметы общего и специального циклов. Кроме того, эти подростки могуг по­лучить профессию в лицеях сельскохозяйственного профиля.

При умеренных интеллектуальных расстройствах подросткам предстоит получать образование в региональных школьных учреж­дениях адаптированного типа, где они осваивают навыки элементар­ного профессионального труда, рассчитанные на ограниченную сфе­ру применения.

Тем не менее подавляющее большинство школьников (в том числе и те, кому необходимо специальное образование) посещают учебные заведения, которые находятся в ведении Министерства государствен­ного образования. для детей и подростков с выраженными расстрой­ствами (интеллекта, сенсорными, двигательными нарушениями и их сочетаниями) действуют специальные школы, которые подчиняют­ся Министерству здравоохранения. В настоящее время специальным образованием охвачены 100 тыс. человек, что составляет около 3 % от общего числа учащихся начальной и средней школы.

Помимо государственных учебных заведений в стране имеется некоторое количество специальных учреждений частного характера, куда определяют детей и подростков с выраженными нарушениями. Как правило, это узкоспециализированные, профильные учрежде­ния - медицинские психолого-педагогические центры, специализи­рованные службы воспитания (в большинстве случаев помощь ока­зывается на дому); медико-воспитательные институты социального обеспечения. Вопрос о направлении ребенка в такое учреждение решает департаментская (окружная) комиссия по вопросам специ­ального образования.

Несмотря на то что политика в области обшего и специального образования находится в ведении государства, которое несет ответ­ственность за общее руководство (вопросы содержания и организа­ции обучения и воспитания, финансирование), на деле управление общим и специальным образованием осуществляется местными (ре­гиональными и окружными) департаментами образования, муници­пальными советами округов (районов). Последние, в частности, ре­шают вопросы о необходимости открытия школ, начальных классов 11 дошкольных учреждений, а также об их количестве (по согласова­нию с представителями государства).

Административно каждая школа подчиняется департаменту обра­ювания. Ее деятельность курирует инспектор, в обязанности кото­рого входит контроль за выполнением директив учебно-методиче­(,;кого характера; он проводит проверку деятельности преподавателей, администрации школ и государственных служащих, связанных с учебными заведениями. Имеется также должность инспектора по вопросам специального образования.

Целенаправленная государственная подготовка специалистов, предназначенных для работы с «особыми,) детьми и подростками, была начата в 50-х гг. прошедшего столетия. По завершении курса обучения будущИЙ педагог получил диплом, подтверждающий его те­оретические и практические знания в области специального образо­вания.

Наши рекомендации