Проверка эмоционального восприятия произведения

— Какое настроение вызнало у нас это стихотворение?

— Когда вы улыбались?

Анализ произведения.

— Как одевался герой стихотворения?

— Как он ехал на вокзал?

— Почему герой стихотворения никуда не уехал?

— Жалко ли вам было этого человека?

5. Чтение стихотворения учащимися:

а) выборочное чтение:

— Найдите строчки, в которых описывается, как одевался рассеянный человек.

— Как себя вел рассеянный на вокзале? Прочитайте.

— Найдите в тексте, как рассеянный ехал в поезде?

— Найдите слова, которые рифмуются.

б) учитель читает стихотворение вслух, дети про себя; учи­тель останавливается, учащиеся показывают слово, где остано­вился учитель;

в) чтение «Ловушка (хорошо читающий ученик читает текст, заменяя некоторые слова, остальные учащиеся называ­ют замену).

Словесное рисование.

— Воссоздайте портрет главного героя.

— Какие смешные рисунки можно сделать к этому стихо­творению.

VI. Работа с текстом стихотворения С. Михалкова «Где очки?»

Чтение стихотворения учителем (с. 87).

Проверка эмоционального восприятия произведения.

— Какое настроение у вас вызвало это стихотворение?

— Когда вы улыбались?

Анализ произведении, выборочное чтение.

— Что потеряла тетя Валя?

— Где старушка искала очки?

— Жалко ли вам было тетю Валю? Почему?

— Попадали ли в подобную ситуацию ваши бабушки и дедушки? Как вы им помогли?

— Чем похож рассеянный человек на старушку из стихотво­рения С. Михалкова «Где очки?»

— Найдите слова, которые рифмуются.

4. Чтение произведения учащимися:

а) чтение «цепочкой» по одной строке;

б) выборочное чтение:

— Какие слова использует поэт, чтобы показать, как старуш­ка искала очки?

— Как старушка обнаружила очки?

в) чтение вполголоса;

г) выразительное чтение. (Конкурс на лучшего чтеца.)

VII. Работа в группах

Задание для 1 группы

— Найдите «спрятавшиеся» слова.

АВРОМГАЗЕТАСМИТРДОМЫЦУК ЕНГТРАМВАЙЮВЬТИВОДАЯЧСМ

Задание для 2 группы

— Разделите «склеенные» между собой предложения.

БЫ Л A3 И М А 3 И МО Й X О Л ОД Н О МОРОЗ ЩИПЛЕТЩ ЁКИ ПОГОД АХОРОШАЯСВЕТИТСОЛ НЦЕ ДЕТИ РАДУЮТ­СЯТЁПЛЫМЛУЧАМ.

Ответ: Выла зима. Зимой холодно. Мороз щиплет щёки. По­года хорошая. Светит солнце. Дети радуются тёплым лучам.

Задание для3 группы

— Разделите «склеенные» между собой слова.

ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛ ЬЕД АОБЕ3ЬЯНАКНИГИЧАСЫОКНО Ответ: шар, корзина, ботинки, бинокль, ела, обезьяна, книга, часы, окно.

Задание для4 группы

— Вычеркните повторяющиеся слова.

МОРЕПЫЛЕСОССОЛНЦЕВОДАМОРЕЗЕМЛЯДЕТИСОЛНЦЕРЫБАВОДАЛУЧМОРЕ

VIII. Проверка выполненных заданий

IX. Подведение итогов урока

— Память — часть внутреннего мира человека. Каждый пом­нит свои чувства, настроения, своих родных, друзей и то, что к ним нужно быть внимательным, не огорчать их. Можно забыть обиды, но нельзя забывать все хорошее, сделанное другими людь­ми. С. Маршак хотел, чтобы все ребята жили в ладу с добрыми делами. Давайте хором прочитаем отрывок из его стихотворения «Пожелания друзьям» (записано на доске):

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

X. Домашнее задание

Прочитать стихотворение С. Маршака «Вот какой рассеянный»

Урок № 82

ТЕМА: НИКОЛАЙ НОСОВ «ЖИВАЯ ШЛЯПА»

Цель: развивать речевое дыхание, умение читать правильно, отчетли­во произнося звуки; совершенствовать умение читать вслух и молча; фор­мировать представления о творчестве Н. Носова; развивать умение читать выразительно; формировать умение находить в тексте опорные слова для подготовки пересказа; совершенствовать умение краткого коллективного пересказа текста с помощью опорных слов; способствовать развитию ре­чи, внимания, памяти; создавать условия для активной познавательной деятельности; формировать навыки бережного отношения к животным.

Оборудование: конверты с заданиями для работы в группах, порт­рет писателя, выставка книг Н. Носова.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III.Дыхательная, артикуляционная и речевая разминка

1. Дыхательная разминка.

Упражнение «Пушинки на ладошках» (см. с. 30)

2. Артикуляционная разминка.
Упражнение «Насос»

— Это забавное упражнение можно выполнять вдвоем. Один из участников игры «мяч», другой — «насос». Насос качает мяч: «С-с-с». Мяч медленно и плавно сдувается: «Пш-ш-ш». А теперь можно поменяться ролями.

3. Речевая разминка.

— Прочитайте слова. Поменяйте части слов местами так, что­бы получились новые слова. Назовите их:

кира — (раки) банка — (кабан)

мышка — (камыш) сосна — (насос)

IV. Вступительное слово учителя

— Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по удивитель­ной Стране улыбок и смеха. В этой стране живет замечательный писатель Николай Николаевич Носов. Если вы пойдете в биб­лиотеку и попытаетесь найти хотя бы один несмешной рассказ

,4 Николая Носова, то у вас ничего не получится. Грустных историй ' у этого писателя просто нет! В его книгах живут неутомимые

фантазеры, выдумщики, веселые, добрые, неунывающие герои. Все произведения Н. Носова выходили в книгах с красочным

оформлением. (Учитель обращает внимание на выставку книг.)

—Какие произведения Н. Носова вы знаете? Чем интересны ,9ти произведения?

—Тот, кто подружится с книгами Н. Носова и его героями, не Может не стать добрым, чутким, отзывчивым, жизнерадостным "еловеком. Писатель научит понимать юмор и веселую шутку, роможет улыбнуться даже тогда, когда не все ладится.

V. Работа с текстом рассказа Н. Носова «Живая шляпа»

1. Комбинированное чтение «учитель — ученик» (с. 93).

2. Лексическая работа. • Комод — низкий шкаф с выдвижными ящиками (для

белья, различных мелких домашних вещей.)

• Плюхнулся — грузно, тяжело сел, упал.

• Жмурился — сжимал веки, щурил глаза.

• Клюшка — кривая, с загнутым концом, палка для игры в хоккей, гольф.

• Тресну — ударю.

• Бродяга — бездомный, скитающийся человек без опре­деленных занятий.

3. Проверка эмоционального восприятия произведения.

— Веселый это рассказ или страшный?

— Когда вы улыбались?

4. Анализ произведения.

— Почему испугались ребята?

— Что решили сделать ребята, чтобы спугнуть шляпу?

— Кто оказался под шляпой?

— Как обрадовались ребята, когда узнали, что под шляпой котенок?

— Каких героев вам напоминают Вовка и Вадик? (Шуру и Пе­тю из «Страшного рассказа» Е. Чарушина.)

— Происходили ли какие-нибудь веселые истории с вашими домашними питомцами?

5. Чтение произведения учащимися:

а) чтение «цепочкой» по одному слову;

б) выборочное чтение;

в) чтение молча (про себя). (Учащиеся читают текст, выби-
рают главные [опорные] слова, необходимые для подготовки
краткого пересказа.)

6. Краткий пересказ текста.

7. Выразительное чтение.

Физкультминутка

VI. Работа в группах

— Свое самое известное произведение — трилогию о Незнай­ке («Незнайка и его друзья», «Незнайка в Солнечном городе». «Незнайка на Луне») Николай Николаевич написал, вспоминая собственное детство.

Примечание. Предлагая данные задания, учитель должен быть уве­рен, что детям хорошо знакомо произведение и его герои.

Задание для 1 группы

— По серии картинок (прил. 5) составьте шуточный рассказ «Урожай зонтиков».

Проверка эмоционального восприятия произведения - student2.ru

Задание для 2 группы

— Однажды Незнайка со сказочными героями отправился на рыбалку. Решите примеры (прил. 6) и ответьте, кто какую рыбу поймал.

Проверка эмоционального восприятия произведения - student2.ru

Задание для 3 группы

                   
                   
                     
                     
                     
                     
                   
                 
                     
П            
                       

— Разгадайте кроссворд. По горизонтали:

1.Музыкант.

2. Проверка эмоционального восприятия произведения - student2.ru Коротышка — умник.

3.Врач Зелёного города.

4. Коротышка, всем недовольный.

5.Поэт Цветочного города.

6.Механик.

7.Астроном.

8.Художник.

9. Доктор цветочного города.

10. Охотник.

По вертикали (под цифрой 11 в выделенных клетках поэтесса Зелёного города.

VII. Проверка выполненных заданий

VIII. Подведение итогов урока

— Почти 40 лет отдал Николай Николаевич Носов благород­нейшему делу воспитания дорогих наших мальчишек и девчонок. Это был труд неустанный... Недаром орден Трудового Красного Знамени и другие высокие правительственные награды за труд сияли на его груди рядом с боевым орденом Красной Звезды.

Его произведения — о добре, которое должно повсюду торжествовать, и о зле, которое везде должно быть побеждено... Во имя того торжества и во имя этой победы жил на земле Николай Николаевич Носов.

Дата:

Урок № 83

Тема: Эдуард Успенский «Память»

Цель: совершенствовать умение читать вслух и молча, регулируя речевое дыхание и скорость чтения; формировать представления о жиз­ни и творчестве Э. Успенского; развивать умение читать выразитель­но; совершенствовать умение находить в тексте рифмующиеся слова и выражения, восстанавливать рифмующиеся строки; способствовать развитию речи, внимания, памяти; создавать условия для активной познавательной и творческой деятельности.

Оборудование:конверты с заданиями для работы в группах, порт­рет писателя, выставка книг Э. Успенского.

Ход урока

I. Организационный момент

С добрым утром!

Начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и читать.

Наши рекомендации