Постпозитивистская философия науки. Постпозитивизм явился новейшим вариантом позитивизма (вторая половина - конец XX в.)
Постпозитивизм явился новейшим вариантом позитивизма (вторая половина - конец XX в.). Его главными представителями считаются Карл Поппер (1902-1994), Томас Кун (1922-1996), Имре Лакатос, Пол Карл Фейерабенд.
Постпозитивизм отходит от приоритетности логического исследования символов (языка, научного аппарата) и обращается к истории науки.
Главная цель постпозитивизма - исследование не структуры (подобно неопозитивистам) научного знания (языка, понятий), а развития научного знания.
Наука, то, по мнению постпозитивистов, развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания.
Основные вопросы, постпозитивизма:
1. Как возникает новая теория?
2. Как она добивается признания?
3. Каковы критерии сравнения научных теорий, как родственных, так и конкурирующих?
4. Возможно ли понимание между сторонниками альтернативных теорий?
Основные проблемы постпозитивизма:
· проблема фальсификации (следует ли отказываться от научной теории в целом при обнаружении в ней одного или нескольких ложных, оказавшихся неистинными фактов);
· проблема правдоподобия научных теорий (по каким критериям проверить правдоподобность научных теорий);
· проблема рациональности (что такое рациональность в науке);
· проблема соизмеримости научных теорий (по каким критериям следует выяснить родственность, соизмеримость научных теорий);
· проблема понимания, нахождения общих точек зрения между представителями антагонистических теорий.
К. Поппер выдвинул принцип фаллибилизма — признания принципиальной гипотетичности любого научного знания. Процесс научного познания он рассматривал как непрерывный критический диалог между различными типами научных теорий, таким образом, отрицая принцип объективной истины.
На основании данного принципа, Поппер разработал критерий фальсифицируемости научных знаний. То есть, научной является та теория, которая может быть опровергнута, т.к. полная достоверность в науке невозможна и предпочесть следует ту теорию, которая до настоящего момента не оказалась ложной (опровергающих фактов не нашлось).
Т. Кун выделил в истории науки периоды «нормальной науки» и время научных революций. «Нормальная наука» – это период, в течение которого среди ученых есть известное единство взглядов по поводу базовых ее положений. Научная революция – это отказ от старой научной парадигмы, т.к. она не удовлетворяет уже новым научным теориям.
И. Лакатос ввел понятие «исследовательская программа», схожее с понятием «научная парадигма» Т. Куна. Развитие науки представляет собой конкуренцию таких программ и вытеснение одних другими. Ценность программ заключается в их способности предсказывать новые факты.
П. Фейерабенд ввел концепцию «эпистемологический анархизм», от слова «эпистемология» (греч. знание и учение, слово) - теория познания, гносеология.
То есть каждый ученый может разрабатывать свою концепцию, какой бы нелепой она не казалась. Новая теория формирует свои собственный факты, следовательно, наука ничем не отличается от мифологии, она далека от рациональности, огромное значение имеет авторитет отдельных ученых и их сообществ.
Феноменологическая традиция в философии.
Немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859 - 1938) – основатель феноменологии — одного из главных направлений в философии XX в. основной труд «Логические исследования» (в 2 т., 1901).
Гуссерль считал, что науки о природе и истории нуждаются в определенном обосновании. Такое обоснование может дать только философия как строгая наука, в частности наука о феноменах сознания — феноменология.
Эмпирическое сознание, по Гуссерлю, всегда оказывается искаженным вследствие субъективности, а потому оно нуждается в очищении с помощью феноменологической редукции, понимаемой как освобождение от естественных человеческих субъективных наслоений.
Суть феноменологической редукции заключается в том, что при рассмотрении сознания воздерживаются от любых суждений по поводу существования объективного мира, т. е. на его место ставится мир, данный в переживании, восприятии, воспоминании, мысли, фантазии и т. д.
При этом исследователь не просто констатирует наличие в сознании каких-либо объектов, ценностей, мыслей, а фокусирует внимание на самих актах переживания, т. е. на субъективном опыте, в котором они являются.
Ключевые понятия феноменологии: «интенциональность», «ноэма», «ноэзис».
Интенциональность – это неотъемлемая от сознания - направленность на что-то.
Ноэзис – это то, что в любом акте сознания составляет сам процесс переживания (характери-стика самой направленности, ей соответствует «как» акта)
Ноэма – все то, что в этом переживании конституциируется как объект (характеризует акт со-знания, рассмотренный со стороны предмета, ей соответствует «что» акта).
Ноэзис и ноэма образуют неразрывное единство. Взаимоотношения философии и науки.
Философия – это специфическая форма духовной культуры, знание об универсальных принципах и законах развития сущности мира и человека, места человека в этом мире, его отношения к миру и смысле жизни.
Построение философской теории — это систематическое и последовательное развертывание какого-то первоначального допущения, исходной интуиции, взгляда на мир. Философская мысль апеллирует именно к рациональным основаниям, аргументирует и обосновывает свои утверждения.
Наука - это деятельность по производству объективно-истинного знания и результат этой деятельности и социальная система, состоящая из профессиональных сообществ, основной целью которых является получение, распространение и применение научного знания.
Связь философии и науки заключается в том, что философия дает ученому базовые теоретические и методологические принципы.
К основным функциям философии в научном познании относятся:
1. Критическая – это пересмотр сложившихся представлений, переосмысление устоявшихся научных понятий и общепризнанных способов мышления.
2. Эвристическая - ходы философского мышления могут подсказать ученому решение научных проблем, направить его мышление к осознанию важнейших закономерностей строения мира.
3. Ценностно-этическая - научная деятельность пронизана многообразными ценностными отношениями. Но ценностные отношения как таковые находятся в русле общих философских представлений.
4. Коммуникативная - философия оказывается посредником между смежными или более отдаленными специальностями, решающими проблему, общую для их областей деятельности.
5. Прогностическая – философия прогнозирует тенденции развития человека и мира.
Таким образом, философское знание выступает предпосылкой научного исследования, создает ему необходимый концептуальный фон; оказывает непосредственное влияние на сам процесс исследования, задавая критерии для качественной оценки той или иной гипотезы или теории, интерпретирует научные результаты и опосредует диалог различных областей знания и т. д.
Обобщая значение философии для науки, можно сказать, что роль философии в науке, прежде всего, мировоззренческая и методологическая. Философия задает науке мировоззренческий и методологический базис, необходимый для исследовательской деятельности.
Особенности современной науки. Развитие науки является частью общей динамики современных цивилизационных процессов. Мир становится единым, более унифицированным, чем в прежние времена. Эту важнейшую особенность нынешней цивилизационной ситуации сегодня все чаще называют глобализацией. Для современного цивилизационного пространства характерны сложные, тесно переплетающиеся взаимосвязи различных регионов и различных сфер жизни, сверхсложная техническая оснащенность общества, массивные процессы общепланетарного значения, многоступенные каскады реакций, сопровождающих то или иное мировое событие.
Современная наука тоже изменяется в сторону колоссального усложнения, ускоренной динамики, наращивания технического потенциала.
Среди основных тенденций современной науки чаще всего называют следующие:
· дифференциация;
· интеграция;
· математизация;
· индустриализация;
· информатизация.
Интеграция науки – это тенденция объединения научного знания. Наука, как и другие социальные сферы, тоже глобализируется. Науки сходятся на едином изучаемом объекте, на той или иной комплексной проблеме, обеспечивают одна другую методологической базой и т. д.
Дифференциация науки - это противоположно направленная тенденция дробления научных областей. Внутри наук существует специализация, приводящая к тому, что традиционно сложившаяся наука рассыпается на массу узких областей с собственной усложненной терминологией и проблематикой.
Математизация - это проникновение математических подходов и методов в другие области научного познания (математическое моделирование, вычислительные эксперименты).
Индустриализация – это связь науки и техники. Сегодня наука опирается на мощную индустриальную базу. Для проведения экспериментов, наблюдений, исследований моделей теперь часто требуются колоссальные специализированные установки и коллективы обслуживающего персонала.
Информатизация — это использование современных информационных технологий, их постоянное совершенствование во всех важнейших областях человеческой деятельности — науке, управлении, образовании, производстве и т. п.
Современная наука как социальный институт.
Социальный институт науки – это определенная структура, являющаяся самостоятельной подсистемой общества.
Организационная структура науки представляет собой сложную совокупность отношений между научными работниками и между сообществами ученых, а также между научной сферой и прочими социальными образованиями.
Специфика науки как социальной системы связана с ее социальной функцией. Общество содержит институт науки для решения стоящих перед ним познавательныхзадач: объектом познания является природа и социум, а целью познания является получение фундаментальных и прикладных знаний.
Наука как социальная система включает в себя множество специфических отношений, связанных с выполнением наукой своих функций. Существует масса вертикальных и горизонтальных (иерархических и кооперативных), формальных и неформальных связей между структурами социальной системы науки.
Институционализация науки - это процесс организации науки в устойчивую социальную структуру. В основе процессов институционализации лежит усиление роли и значимости науки как самостоятельной социальной сферы.
Общий процесс институционализации науки может быть представлен как результирующая двух составляющих – сами процессы становления и развития
научного знания и административные решения о создании научных заведений, о приоритетном развитии тех или иных направлений и т. п.
Наука как социальный институт пронизана влиянием массы факторов, относящихся к различным сферам общественной жизни — политике, промышленности, бизнесу, праву и др.
Поэтому наука работает как бы одновременно в двух измерениях:
· с одной стороны, решает собственные задачи;
· с другой стороны, она открыта для социальных влияний и запросов и поэтому должна искать согласие с другими сферами общественной жизни.
Научное сообщество.
Термин «научное сообщество» получил широкое распространение после появления, книги Т. Куна «Структура научных революций».
Научное сообщество под воздействием внутренних и внешних факторов организуется в виде групп различных уровней.
Выделяют формальное научное сообщество – это группы, поддержанные административными мерами и структурированные формальным способом. Это совокупности ученых, принадлежащих к одной и той же специальности, научные коллективы, работающие в одном месте и объединяющиеся, как правило, для выполнения какой-то конкретной работы. Неформальное научное сообщество – это естественная консолидация ученых вокруг исследуемого ими предмета, научной темы.
Устойчивыми объединениями ученых, сформировавшимися на неформальной основе, являются: неформальная исследовательская группа, научная традиция, научная школа.
Неформальная исследовательская группа - характеризуется многолетним сотрудничеством, в ходе которого ученые могут последовательно выполнять различные проекты. Для нее характерны сложившиеся собственные образы (паттерны) креативного поведения, внутригрупповое разделение труда для эффективного решения научных задач.
Научная традиция – это устойчивая совокупность навыков мастерства, методологических предпочтений, исследовательских паттернов, фундаментальных теоретических убеждений и т. п., позволяющая ее носителям эффективно продвигать научное познание.
Научная традиция персонализируется в виде научной школы, т. е. некоторого конкретного научного сообщества, связанного, как правило, с определенным научным центром (университетом, кафедрой, лабораторным комплексом). Научная школа консолидируется вокруг крупных ученых, возглавляющих ее.
Традиции серьезной научной школы имеют не только собственно познавательное, но и важное культурное значение. Традиции школы легко могут быть прерваны внешними или внутренними обстоятельствами, а интеллектуально-культурные потери от разрыва традиции ничем невосполнимы. Научное сообщество обладает комплексом стандартов профессионального поведения, называемым этосом науки. Отклонение от этого комплекса чревато разрушением научного познания как такового. Научное сообщество обладает свойством внутренней регуляции. Научному сообществу присущи такие черты, как кооперативность, состязательность, подвижность профессиональных интересов е состояние спонтанного творческого познавательного поиска.
Наука и образование. Образование — это интегративный процесс, в котором органически соединены компоненты обучения, передачи и сохранения традиций, а также компоненты, предполагающие развитие эвристической и поисковой деятельности.
Образование является основой формирования личности, а общее состояние системы образования в стране является ярким показателем уровня социально-культурного развития страны.
Интеграция науки и образования имеет исключительное значение для обеспечения их конкурентоспособности. Процессы научно-технической модернизации заставляют непрерывно наращивать и совершенствовать систему образования. В глобальном соперничестве государств необратимо отстанет та страна, которая будет проигрывать в образовательной сфере.
Через образование осуществляется массовая подготовка специалистов, в которых нуждается наука, - специалистов, владеющих современными знаниями и способных дальше продвигать научное познание. И система образования формирует в обществе исходный интеллектуальный запас, который позволяет развивать науку и создает готовность общества к усвоению научных достижений.
Наука, в свою очередь, насыщает систему образования новыми знаниями: образовательными технологиями и непосредственно предметными знаниями, входящими в содержание обучения. Совершенствование процесса получения образования возможно в полной мере лишь при постоянной опоре на достижения науки.
Именно в ходе образовательного процесса большинство людей знакомится с наукой, ее достижениями, возможностями, проблемами. В ходе образовательного процесса, базирующегося на результатах научных исследований, наработках науки, осуществляется подготовка индивида к жизнедеятельности в данном обществе, формирование зрелой личности.
Полноценно поддерживающая науку образовательная система должна быть ориентирована не только на сугубо исполнительскую деятельность, но также культивировать творчество в его различных формах.
Образовательной системе необходимо вырабатывать у учащихся способность к самостоятельному познавательному поиску, интерес к выбранной области деятельности, раскрывать креативный потенциал и обеспечивать свободу самореализации учащегося.
Основное взаимодействие науки и образования происходит в университетах. Структурной основой образовательной и научной деятельности классического российского университета являются его кафедры. При кафедрах создаются учебные и научно-исследовательские лаборатории, тематически связанные с направлением образовательной работы коллектива кафедры.
Кафедры объединяются в факультеты, обеспечивающие подготовку по некоторому спектру (достаточно близких) специальностей. Кафедры обеспечивают специализацию студентов старших курсов в рамках той или иной специальности или направления, подготовку аспирантов и докторантов, проведение научных исследований.
Кафедры и лаборатории вуза являются той основной формой, в которой происходит становление и развитие научно-педагогических школ, определяющих учебно-научный потенциал университета.
Наука и экономика. Экономическое значение науки огромно. Наука модернизирует промышленность, технику, сельское хозяйство, управленческие стратегии и т. п. Научно обоснованные технологии многократно повышают производительность труда, сберегают рабочее время, уменьшают потребление сырья, изнашивание техники, создают принципиально новые экономические возможности.
Наука как социальный институт должна оправдывать свое существование постоянным и безостановочным производством новаций, и в этом с точки зрения промышленно-экономической сферы состоит смысл науки.
Но, следует отметить, что научную деятельность нельзя свести только к экономическим эффектам. Наука принципиально ориентирована на познание, а экономические соображения являются для нее только побочным фактором.
Наука и власть. Наука прямо используется в государственных интересах, становится эффективным инструментом политики.
Она повышает престиж государства, укрепляет его оборонную и промышленную мощь, оказывает услуги во внутренних государственных делах, непосредственно в области управленческих технологий.
Наука открыто находится на службе у власти, например, в изучении общественного мнения (особенно в связи с предвыборными ситуациями), сборе информации о тех или иных параметрах общественной жизни и проведении экспертиз, разработке проектов реформ и всевозможных социальных программ, консультировании политиков и т. д.
Государственная политика в области науки становится одним из важнейших направлений деятельности правительств развитых государств.
Одной из основных тем во взаимоотношениях науки и государства становится проблема управления научной деятельностью. Это касается поиска адекватных организационных форм, которые позволили бы науке развиваться наиболее оптимально (не забывая о государственных интересах).Наукой нельзя управлять жесткими командно-административными методами.
Она достаточно автономна, и главный двигатель научного продвижения — это человеческий фактор, к непременным условиям функционирования которого следует, прежде всего, отнести талант ученого и свободу его выражения.
Управлять наукой можно лишь в весьма специфическом смысле — обеспечивая материально-технические условия для научных исследований и коммуникаций, оперативно поддерживая наиболее перспективные направления,
создавая благоприятную социальную среду для деятельности ученых (престиж профессии ученого, возможности для высококачественного образования, правовую поддержку и т. п.).
Этика науки и ответственность ученого.
Этика науки — это система представлений, отражающих содержание и значение этической составляющей науки.
Цель этики науки – прояснение и изучение этических норм, которые используются в научном познании.
В рамках этики выделяют особую область, называемую деонтологией (от гр. deon — «надлежащее, должное»). Этот термин предложил в XIX в. английский философ И. Бентам для названия теории морального поведения.
Деонтологические требования составляют профессиональный кодекс чести ученого – это повышенное стремление к точности, скрупулезности и аккуратности, научная честность, запрещающая ученому умышленно присваивать себе чужие результаты.
Последствия научной деятельности. Самоочевидным этическим положением является следующий принцип: «Мы ответственны за последствия наших действий, даже если они не предусматривались осознанно нашей волей».
Разумные требования применительно к научному познанию состоят в том, чтобы ученый не только мог, но и был обязан предвидеть последствия своей деятельности.
В связи с этим актуальна тема общественного контроля за научной деятельностью. Существует ряд общественных организаций и движений, созданных непосредственно самим же учеными для проведения социально-политических мероприятий, касающихся вопросов поддержания мира, обеспечения экологической безопасности и т. п., например, созданный в США еще в 1950-е гг. Институт ученых за публичную информацию и многие другие.
Функционируют также многочисленные этические комитеты с непосредственным участием ученых, проводятся различные экспертизы (экологические, гуманитарные и др.) для оценки научных проектов и проводимых исследований.
Существенной частью деятельности этических комитетов и других общественных организаций является контроль за соблюдением ограничений на определенные научные исследования по этическим соображениям.
Данные ограничения касаются, прежде всего, социальных и медико-биологических исследований (исследования связанные с нарушением прав человека, ограничением его свободы, здоровья и т. п.)
Таким образом, современное сообщество ученых — это не замкнутая в своем познавательном интересе привилегированная социальная группа, а активно участвующая в публичных обсуждениях, в общественных структурах и мероприятиях профессиональная элита. Благодаря обладанию специальными знаниями и возможностями ученые являются субъектами повышенной ответственности перед обществом.
Сам ход научного познания оказывает влияние на возникновение и постановку новых этических проблем. Например, современные репродуктивные технологии в медицине размывают традиционные представления о зачатии, о функции родителей, о биосоциальных основаниях семьи; в итоге серьезная опасность нависает над ценностями семейного жизнеустройства.
Многие научно-технологические новшества могут вызвать далеко идущие социальные последствия и угрожать новыми кризисами духовно-нравственного порядка. Так, наука может продуцировать и поставлять ин-формацию, имеющую для людей социально обостренный смысл: о генетической неполноценности, о психических или физиологических особенностях людей. Сейчас ход науки заставляет общество по-новому (и порой весьма болезненно) осознавать и осмысливать фундаментальную проблему человека, глубочайшие вопросы о смысле и значимости человеческой жизни и человеческой истории.
Поэтому этика науки является открытой областью исследований. Свобода научных исследований.
Внешняя зависимость науки от других общественных сфер может создать опасность утраты внутренней свободы ученого. Ученый имеет право выбирать предмет и средства исследования и это право должно быть гарантировано научному сообществу. Безусловно, на это право накладываются ограничения — прежде всего, этического и материально-финансового характера.
Тем не менее, максимально достижимое в реальных условиях право на свободу выбора должно оставаться неотъемлемо присущим социальному институтунауки.
Понятие свободы научных исследований предполагает:
1. Право на свободный выбор направления исследований и финансовое, материально-техническое, информационное обеспечение.
2. Свободное формирование элитарных научных структур.
3. Свободу публикаций и преподавания.
4. Самоуправление вузов и академических учреждений, максимально защищенное от внешнего административного давления.
Тем не менее, социальное давление на науку связывает ее массой обязательств перед обществом.
Ученых обязывают служить национальным, а не универсальным интересам, учитывать правительственные рекомендации, свободно выбирать те проекты, которые должны принести достоверную и быструю практическую пользу.
Засекречивать результаты своих разработок из соображений государственной или коммерческой тайны, а не открыто публиковать, не ставить теоретические цели, анализировать этическую приемлемость и т. п. Сегодня проблема внешнего давления на науку столь серьезна, что ученые говорят даже о необходимости особых нормативов международного права или кодекса научной этики и деонтологии с детальным изложением того, что является неприемлемым дня научного сообщества.
В целом можно сказать, что пока только совесть ученых является их единственным ориентиром в сложных социально-этических коллизиях.