Зарубежный опыт образования в области окружающей среды

Всеобщее беспокойство о кризисном состоянии природы звучит на различных международных форумах, на которых развивается позиция «мыслить глобально», воплощается в конкретных делах в области экологического образования — реализуется идея «действовать локально». Правительственными структурами, творческими коллективами и отдельными энтузиастами создаются программы экологического образования и воспитания детей, учащихся, студентов и взрослых, повышающих свою профессиональную квалификацию. Реализация программ на практике меняет мышление людей, их взгляд на природу, на взаимодействие каждого и всего об­щества с ней, ведет к пониманию идеи устойчивого развития на планете.

Образовательные программы, созданные за рубежом и в России, имеют свои особенности, обусловленные различиями в менталитете.

За рубежом:

частная собственность на землю и природные угодья;

фактическое отсутствие неосвоенных (неокультуренных) территорий;

создание охраняемых природных территорий; большинство из них являются государственными национальными парками, которые открыты для посещения;

экономическая стабильность государств и проистекающая отсюда возможность материальной поддержки программ и разных
полезных инициатив;

относительно высокий уровень общественного сознания людей;

дисциплинированность в исполнении законов и правил поведения; готовность чиновников взаимодействовать с общественными движениями, поддерживать их инициативы.

Развитые, экономически благополучные государства Европы, Америки, Азии, которые стали таковыми в результате первоначальной нещадной эксплуатации природных комплексов, в на­стоящее время в подавляющем своем большинстве осознают кризис, постигший планету. Об этом свидетельствуют оформившиеся общественные структуры — «зеленые» движения и политические партии, которые имеют программы и целенаправленно отстаивают интересы человека и природы.

О теоретических подходах к экологическому образованию, которые реализуются в конкретных программах экологов США, можно судить по материалам статьи Питера Блейз Коркорана и Эрика Сиверза [22], преподавателей Суортморского колледжа с экологическим направлением (штат Пенсильвания, США). В ней представлена методологическая значимостьпяти направлений образования людей в области окружающей среды.

Первое направление — глубинная экология, она помогает людям обрести биоцентрический взгляд на жизнь, понимание ее ценности независимо от ее формы. Глубинная экология утверждает: человек — это неотъемлемая часть всего живого, и поэтому он неболее ценен, чем все другие виды жизни. Выживаемость, а не размер мозга или сознание, является единственным критерием в эволюционном процессе — достойны жизни и ее сохранения все, кто сумел выжить на Земле. Глубинная экология противостоит традиционной западной идее о привилегированности человека. Практическим воплощением глубинной экологии является Совет Всех Существ Джона Сида — ритуал (ролевая игра), совершаемый защитниками природы, в котором люди говорят от лица всех форм жизни. Роли Всех Существ помогают участникам игры прочувствовать эмоционально удивительный путь эволюции, который прошла Земля за миллиарды лет.

Второе направление — биология сохранения, возникшая в среде биологов, уже в 1970-е годы наблюдавших быстрое вымирание видов в результате интенсивной антропогенной деятельности. Биология сохранения в 1990-е годы превратилась во влиятельную научную дисциплину, которая исповедует следующее: биологическое разнообразие — важнейшая ценность на планете. На практике это направление воплощается в различные мероприятия, которые сочетают в себе теорию биоразнообразия и практические действия (например, школьники изучают разнообразие певчих птиц Центральной и Южной Америки и практически участвуют в сохранении условий их выживания).

Третье направление — биорегионализм — концентрируется на непосредственном природном и культурном окружении, на богатстве и ограниченности каждого конкретного места. Такой подход учит понимать возможности природных систем, частью которых являются люди; сближению человека с природой, в которой

он проживает, почтительному отношению к ней, учету ее воз­можностей. Биорегиональное направление призывает американ­цев вникнуть во взгляды индейцев на природу, их гармоничное взаимоотношение с ней в прошлом. В практическом плане уча­щиеся класса, которым руководили авторы статьи, разработали, например, учебный план для одного из колледжей в штате Филадельфия, в соответствии с которым школьники исследуют источники питьевой воды, использование сбросовых вод и пр. Практическое воплощение учебного плана позволяет учащимся уви­деть связи в природе, связь деятельности человека с природны­ми циклами, что заставляет переосмыслить свое место в существующей реальности.

Экофеминизм— четвертое направление образования в области окружающей среды — соотносит жизненные проявления Земли с организмом женщины. Земля, так же как и женщина, является продолжательницей рода, естественные ритмы женского организма

синхронны ритмам Земли. Экофеминизм прославляет роль матери, восхищается интуитивными способностями женщины, помогает освободиться от мужского доминирования в экологическом
образовании, помогает приобрести ответственность за здоровье
природы.

Последнее направление — социально-критический анализ — вскрывает важный, объективно существующий пробел в мировоззрении американцев, большинство из которых (и даже экологов) принимают существующий социально-экономический строй как данность, не видит в нем причину, которая порождает экологические проблемы. Обозначенное направление экологического образования выдвигает необходимость критики социальной систе­мы развитого капитализма, идеологии расточительной экономики и расточительного бытия. Авторы подчеркивают, что обращение к социально-критическому анализу в школьной среде весьма затруднительно: педагоги-экологи, придерживающиеся таких взглядов и стремящиеся обратить в свою веру учеников, рискуют оказаться непонятыми. Тем не менее в подопечном авторам статьи колледже преподается это направление.

В комплексе все эти направления экологического образования, как отмечают авторы, оказывают достаточно сильное влияние на учащихся: повышают их активность, укрепляют социальную позицию, делают отзывчивыми на широкий круг вопросов, касающихся окружающей среды, меняют экологическое поведение свое, коллег по классу и даже преподавателей.

Позиции авторов статьи являются действительно передовыми, так как они не совпадают с устоявшимся в сфере образования направлением, которое ограничивается значением окружающей среды для человека. Западный человек сосредоточен на себе, на своем благополучии, поэтому окружающая среда, которая в на-




стоящее время интенсивно загрязняется, беспокоит его лишь в том плане, что она ухудшает его физическое и психическое само­чувствие.

Сложился термин Еnvironmentа1 education — образование в об­ласти окружающей среды и этому посвящены многие образова­тельные программы.

Одной из первых в России на двух языках (английском и рус­ском) появилась программа Джуди Фридман [214] (США), предназначенная для внешкольного обучения учащихся начальной и средней школы. Смешной толстяк Джелли Джем с короткими лапами и заячьими ушами, изобретенный автором книги, на протяжении 60 страниц помогает детям понять, что такое окружающий среда, как важно, чтобы растения, животные и люди имели и достатке чистую воду, чистый воздух и чистую землю. Джелли Джем — то грустный, то веселый — предлагает детям проделывать опыты с водой, задуматься над проблемой мусора — его так много вокруг. Толстяк знакомит детей с переработкой отходов, с повторным использованием вещей, предлагает не приобретать некачественные игрушки (они быстро ломаются, и от них возрастает объем мусора). Подробно знакомит детей с качествами питьевой воды и с тем, как от деятельности человека вода загрязняется разными химическими соединениями. Советует экономить воду: быстро мыться под душем, напевая короткую песенку, провести наблюдения и подсчет воды в литрах — сколько ее тратится за два дня. Джелли Джем разбирает процесс загрязнения воздуха, совету ет не курить и не находиться в помещении, где курят. Беспокоится он также и о шумовом загрязнении окружающей среды. Обсуждает проблему нефти и бензина: их расход надо сократить, советует меньше пользоваться распылителями. Толстяк заканчивает обсуждение проблемы финансами — очистка загрязнения стоит больших денег.

Широкое распространение в США получила программа Мауры О.Коннор «Свет жизни» [225], которая в 1993 г. усилиями российских экологов появилась в нашей стране. В США ее поддержало Национальное Одюбоновское Общество, которое уже более века занимается защитой дикой природы на Американском континенте.

«Свет жизни» — это подробно разработанная технология непрерывного образования в области окружающей среды, предназначенная для учителей и школьников от 6 до 18 лет. Комплекс занятий носит межпредметный характер: они расширяют представления, развивают умения детей, полученные на уроках природоведения, родного языка, математики, изобразительного искусства. Занятия вовлекают детей в изучение разнообразных явлений природы и взаимодействия человека с ней, особенно в условиях городской среды. Весь курс состоит из четырех частей детей 6-9, 10-12, 13-15, 16-18 лет.

В первой книге, рассчитанной на школьников начальных клас­сов, представлены занятия, которые пробуждают интерес детей к явлениям окружающей среды в городе, вызывают радость общения с окружающим миром, приближают к растениям и животным. Про­блемы экологии, связанные с загрязнением и разрушением при­родных систем, намеренно не затрагиваются в этой части курса. Автор убежден, что детство — это радостная пора открытий в окружающем мире многообразия проявлений, их красоты и ритма.

Обсуждение серьезных экологических проблем включено авто­ром в последнюю часть курса в расчете на то, что старшеклассни­ки, обладающие развитым мышлением и сознанием, способны понять сложные и противоречивые явления взаимодействия человека с природой. Автор считает, что у молодых людей на базе усвоенного в предыдущие годы материала возможно формирова­ние экологической этики, руководствуясь которой они будут чувствовать ответственность за использование ресурсов Земли, найдут способы гармоничного взаимодействия с природой.

Курс для начальной школы включает шесть глав — в общей сложности 46 занятий, рассчитанных на четыре года обучения. Первая глава — это исследование окрестностей района с помощью разных видов деятельности и органов чувств. Дети, изображая инопланетян, отправляются в путешествие по окрестности, обследуют ее, набираются впечатлений, которые затем отражают в рисунках. Они узнают, какие промышленные зоны, жилые кварталы и места отдыха имеются в ближайшем пространстве, становятся исследователями природы и обсуждают, о ком можно заботиться.

Вторая глава — это подробное знакомство с миром растений. Дети получают знания о том, что такое пейзаж, что зеленые растений являются поставщиками кислорода, которым дышат все люди, рассматривают растения под микроскопом, узнают, что деревья бывают высокие и низкие, толстые и тонкие, веселые и грустные, если у них сломаны ветки. Они ведут настенный календарь «Растем вместе с природой», сами перевоплощаются в деревья и, прочувствовав через медитацию это состояние, сочиняют рассказ «Если бы я был деревом...»

Знакомству детей с прыгающими, летающими и поющими птицами посвящена третья глава. Школьники рассматривают птичьи перья и следы на снегу, перевоплощаются в птиц, подкармливают их в зимнее время, конструируют гусиную стаю из бумаги. Дети знакомятся также с насекомыми — маленькими соседями по планете, исследуют их повадки, образ жизни. В четвертую главу включен материал, который знакомит школьников с потребностями человека и животных в укрытии, пище, воде и воздухе. Дети учатся различать потребности человека и его желания, которые не всегда надо удовлетворять. Узнают, что земля и солнце обеспечивают все основные потребности людей и животных, постига-




ют, что люди разных профессий сотрудничают, чтобы обеспечить друг друга товарами и услугами.

Школьники знакомятся с энергией (пятая глава), ее проявлениями (свет, тепло, движение), узнают, что основными источниками энергии являются солнце и ископаемое топливо, что энергию надо экономить. Следующая глава — это материал о гармонии человека с природой. Дети постигают истину — надо действовать по аналогии с природой: экономить (бумагу, воду и др.), использовать вещи вторично, перерабатывать отходы. Дети постигают идею: в природе нет отходов, она все использует, она красива и уравновешенна, человеку надо брать с нее пример.

Заложенные в начальной школе представления о мире Маура О.Коннор развивает в учащихся на всех последующих ступенях. Старшеклассники постигают истину: равновесие между природой и обществом — это и есть устойчивое развитие человечества на Земле. «Свет жизни» формирует в молодом поколении экологическую этику, которая, надо думать, не допустит «ядерной зимы» или других способов уничтожения планеты.

Важное место в зарубежных странах в сфере экологического образования занимают национальные парки — служащие проводят работу со школьниками, с населением, которое их посещает. В США существует программа «Юный рейнджер», предназначенная для детей 5 — 12 лет [255]. Во время школьных каникул дети, получившие нагрудные знаки «юного рейнджера», выполняют индивидуальные или групповые задания, которые предусматривают разнообразную деятельность в парке: работу с картой-схемой, знакомство с охраняемыми объектами, занесенными в Красную книгу, уборку мусора и расчистку завалов, помощь животным, оказавшимся в беде. Задания, как правило, представлены в специальных тетрадях или буклетах, в которых, помимо них, имеется интересный познавательный материал для школьников: кроссворды, рисунки-загадки, незаконченные предложения и тексты. Работа школьников завершается докладом директору Национального парка, в котором представлен отчет о проделанных мероприятиях и предложения по улучшению обслуживания парка. Детей награждают по разным номинациям, отмечают тех, кто уже не первый раз выполняет задания «юного рейнджера».

Европейские государства не менее, чем североамериканцы, занимаются образованием в области окружающей среды. В Англиионо осуществляется в рамках общенациональной программы обучения, но испытывает трудности. Ноwson J. [258] критикует постановку экологического обучения: учителя недостаточно подготовлены к преподаванию экологических аспектов и не имеют времени на образование в рамках насыщенной программы обучения. Автор считает, что у многих учителей существует отсталый взгляд на экологическое образование как на соединение частей многих

областей знаний (наука об окружающей среде, сельскохозяйствен­ные науки, исследования проблем города и др.). Отсюда происте­кает большое разнообразие практических мероприятий — это и благо, и проблема. Автор утверждает, что для развития понима­ния экологического образования необходимо установить связи между всеми действиями людей и их результатом в границах мира. В школе экологическое образование должно идти наравне с другими предметами: дети имеют право и должны знать, что нужно делать, чтобы защитить окружающую среду и свое будущее. Эко­логическое образование должно быть интересным, осуществляться через деятельность и опыт детей.

Сh. Маrеs [270] обсуждает в статье постановку воспитания эко­логической ответственности в Великобритании. Оно должно про­низывать всю учебную программу и основываться на принципе долгосрочности; межпредметных связях; практической деятельности; использовании окружающей среды в качестве средства обу­чения; на вовлечении семьи и общины в учебный процесс. На основе этих положений разработаны учебные программы для детей 4 — 7, 7 — 9, 10— 11 и 12—14 лет. Практическая работа школь­ников 7 — 9 лет направлена на сбор мусора: дети выходят в школь­ный двор с пластиковыми пакетами и собирают в них мусор; сортируют его по видам (бумага, пластик, металл и т.д.), а затем используют в качестве учебного материала, например, на уроках математики (взвешивают, измеряют, подсчитывают) и т.д.

В программы включают социальный аспект экологического знания. Учителя водят детей в магазины, парки, на улицы, вокзалы и
развивают у них критический взгляд на состояние этих мест. Дети
видят, что владельцы даже фешенебельных магазинов могут выбрасывать отходы в неприглядном виде с гнилостными запахами,
что привлекает мух, крыс. Это приводит к дискуссиям об ответственности местных властей, о сборе и трате налогов, о бездомности и нищете. Даже дети 6 лет начинают интересоваться организацией общины, ее управлением.

Приобретая подобные знания, дети охотно включаются в преобразование окружающей среды: сажают растения возле школы или дома престарелых, участвуют в проектах по очистке местности. Маленькие дети выращивают растения в помещении, иссле­дуют состояние воды, света, почвы. Так закладываются основы для восстановления окружающей среды.

Широкомасштабная работа по образованию в области окружающей среды развернута в Германии [242; 243; 254]. Она началась в 1970-е годы, сразу после того, как международная общественность забила тревогу о состоянии природы на планете. Решающее значение на первых порах имели группы гражданских инициатив, которые занимались защитой окружающей среды, активно выступали против загрязнения, стремились улучшить положение в сво-




их микрорайонах. Отличительной чертой экологического движения в Германии был его мирный характер — оно строилось не на насилии, а на знании дела. Движение за охрану природы, окружающей среды отличалось личной причастностью — рядовые граждане страны вникали в научную специальную литературу, усваивали естественнонаучные термины, учились разбираться в экспертизах, — фактически приобретали вторую специальность. Этопривело к образованию партии «зеленых» (Die Gruenen) и федерального общественного объединения «Союз по защите окружающей среды и природы Германии». И тем не менее, как отмечает профессор Райнхольд Е.Лоб [254], основная масса людей оставались далекими от экологических проблем планеты и страны, а «зеленых» энтузиастов осмеивали, как «экомечтателей».

Перелом в мировоззрении людей начался в конце 1980-х – 1990-е годы. Этому способствовали успех на выборах партии «зеленых» и глобальные экологические катастрофы — аварии с танкерами, везущими нефть, гибель морских животных (тюленей, китов), озоновые дыры, парниковый эффект, уничтожение и вымирание лесов, а также катастрофа в Чернобыле. В это же время вполне реальной становится проблема крушения респектабельного западного общества потребления — всерьез встал вопрос о политическом и экономическом выживании богатых стран, а в итоге — о выживании человечества на планете.

На сегодняшний день защита и сохранение окружающей природной среды, ликвидация нанесенного природе ущерба являются основными задачами немцев. Широко развернувшиеся программы очистки воды и воздуха, экологическое восстановление водоемов, мероприятия по землеустройству, ландшафтное планирование дают свои первые результаты. Это дает право профессору Райнхольду Е. Лобу на основе его международного опыта утверждать: «Немцы в международном сравнении являются образцовыми защитниками окружающей среды и занимают в этом деле первое место» [254. — С. 311].

За широким освещением темы в прессе, исследованиям в области окружающей среды настороженно наблюдали предприниматели, бизнесмены. Лишь в 1990-е годы после крупных экономических форумов, на которых рассматривались различные аспекты экологии в экономике, началась разработка вопросов менеджмента и маркетинга в области окружающей среды, а руководители крупнейших фирм (Мегсеdes, АВВ) выступили в защиту природы. В это время начинается качественно новый этап развитии идей экологического образования, который означает пересмотр сложившейся у значительной части населения планеты (население богатых преуспевающих стран) позиции безудержного потребления, переход к поиску способов экономного расходования ресурсов планеты.

На основе нового взгляда, отражающего связь экономики с экологией, начинает складываться новая отрасль предпринима­тельства — разные виды услуг в вопросах охраны окружающей среды. В настоящее время в Германии существует много инициатив, акций по защите окружающей среды в экономической области. Итогом становится всеобщее внимание к проблеме отходов, бытовых и производственных, — действительно глобальной эко­логической проблеме планеты.

В 1991 г. в одном из земельных округов начинает действовать образовательная программа «Просвещение в области рекуперации отходов». На специально организованных семинарах для различных категорий населения обсуждаются вопросы утилизации отходов, у слушателей вырабатывается готовность к экологически правильному поведению на предприятии, дома, на отдыхе, стремле­ние к уменьшению отходов. Обсуждается качество товаров: покупая изделие, продукт, каждый должен позаботиться об утилиза­ции упаковки, поэтому рекомендуется отказаться от покупки дешевых одноразовых товаров — в итоге они оказываются дороже и создают больше отходов. Программой достигается согласованность в обществе: организуются пункты по сбору и сортировке отходов, создаются предприятия по их переработке, на товарах проставляется специальный знак «зеленый пункт».

Параллельно с этими мероприятиями идет обучение: готовятся предприниматели по утилизации отходов, консультанты для предприятий, в школах и в звене профессиональной подготовки вводятся специальные программы. С учащимися проводятся осмотры предприятий по утилизации отходов, места складирования мусора, станций для перегрузки и сортировки. На уроках прорабатываются темы «Макулатура и производство бумаги», «Закладываниекомпоста», «Экологичные подарочные упаковки», «Экологичный школьный портфель и его содержимое» и др. Создается театр окружающей среды — 2500 детей участвуют в этой игре. Школьники осваивают идею круговорота вещей и материалов.

Специальная программа, для детских садов отсутствует, но они сами включаются в общее движение: с детьми проводятся доступные возрасту специальные занятия на те же темы, акции, экологические игры, утренники «Жить без мусора», «Мы и окружающий мир». Для воспитателей детских садов организуются курсы повышения квалификации, выпускаются брошюры и буклеты на тему отходов.

Интересная форма приобщения детей к природе имеется в Швеции,где уже 40 лет работают лесные школы — школы Мулле, созданные по инициативе Густава Фрома. Главная задача та­ких школ — длительное пребывание детей на воздухе, жизнь в согласии природой [208; 244]. Главные принципы лесной школы – развитие детей средствами природы, укрепление физиче-




ского и психического здоровья. Воспитатели проводят с детьми наблюдения в природе, опыты с растениями и природным материалом, игры. Во всех затеях участвует лесной мальчик Мулле – символ школы. Школа включает три ступени: 1-я (дети 1,5 – 4 лет) — это «божьи коровки», они открывают для себя мир и переживают это открытие, получая разные впечатления; 2-я (дети 4 – 7 лет) — это и есть собственно «школа Мулле», в которой дети занимаются исследованием окружающей природы; 3-я (дети 7 – 10 лет) — это «лесные туристы», они ходят по лесу и ищут ответы на вопросы «почему?», «как?» Методика «лесных школ» стала популярной и вышла за пределы Швеции: школы Мулле теперь есть в Норвегии, Японии, Прибалтике и даже в России (в окрестностях Санкт-Петербурга), они хорошо подходят для сельской местности, где дети могут много времени проводить в лесу.

Интенсивное движение за чистку окружающей среды проводится в Японии (204). Это разоренное Второй мировой войной государство относительно быстро встало на ноги: уже в 1970-е годы бурное развитие экономики стало ощутимым для окружающей среды. Японцы осознают, что необходимы очистка воды, воздуха, экономное расходование энергии, природных материалов, переработка отходов. Они подсчитали, что утилизация 70 кг отработанной бумаги сберегает 1,5 дерева, достигших 8 м высоты и 141 в диаметре; утилизация алюминиевых банок и стеклянных бутылок существенно экономит расход природных материалов. В настоящее время 50% всей бумаги в Японии получают из отходов, прекрасные почтовые открытки создаются из переработанных молочных пакетов. Экологическое сознание людей в Стране восходящего солнца становится элементом обыденного сознания: домохозяйки используют специальные бумажные фильтры, чтобы вода от мытья посуды не загрязняла животными жирами источники питьевой воды, покупают экономичные, с точки зрения расходования электроэнергии и воды, стиральные машины и холодильники.

Правительство поддерживает и поощряет предпринимателей, которые выпускают товары с соблюдением законов экологии в экономике. Такие товары имеют специальные эко-знаки – наклейка обозначает: «Я — изделие, внимательное к окружающей среде». Именно поэтому в стране уже достаточно продукции, поддающейся биохимическому разложению (моющие средства и др.), выпускаются аэрозоли, не содержащие фреонов, губительных для озонового слоя Земли. Большая доля электроэнергии в Японии получается от солнечных батарей.

Высокая экологическая культура национального хозяйства Японии была достигнута не без участия образовательных программ в области окружающей среды, которыми охвачены школы, скаутские объединения, высшие и средние учебные заведения профес-

сиональной подготовки. В городе Итикава, например, сотрудники префектуры придумали два волшебных талисмана, дали им лас­ковые имена. Назначение талисманов — помогать учителям про­водить интересные уроки по темам окружающей среды.

Экологическое сознание в целом, в том числе чистота окружа­ющей среды и природы, для японцев имеет особый смысл, ибо большое по численности население проживает на относительно маленькой территории, а забота о здоровье людей, переживших атомные бомбардировки, находится в числе приоритетных задач. Кроме того, японцы, как никто в мире, любят природу и тонко чувствуют ее красоту. В.Овчинников пишет [237], что на сравни­тельно небольшом пространстве можно увидеть природу различ­ных климатических поясов. Сочетание муссонных ветров и теплых морских течений создает в стране особый климат, при котором все сезоны ярко выражены и очень четко сменяют друг друга. Жителям Японии присуще стремление жить в согласии с природой, в полной гармонии с ней. С молоком матери они впитывают любовь к красоте природы, наклонность наслаждаться ею, тонко чувствовать изящество линий, форм, композиций, сочетание цветовых оттенков. Японцы малорелигиозны — это место в их сознании занимает культ красоты: в каждом доме вместо иконы имеется как бы алтарь красоты — ниша, в которой стоит ваза с цветами, икебана, висит картина. Вместо церковных богослужений они создали обычай, который помогает развить художественный вкус, — коллективное любование природой.

Отношение японцев к природе, интенсивное развитие экологического сознания в индустриальный период — это не только результат географического положения страны, это особая национальная психология, в основе которой лежит «групповое сознание». В.Т. Нанивская [228], изучавшая систему морального воспитания в японской школе и анализировавшая воспитательно-образовательную работу с детьми в японском детском саду, подчеркивает, что уже у четырехлетних детей воспитатели начинают развивать чувство общественного долга. В пятилетнем возрасте у дошкольников развивают навыки общения и совместной деятельности, умение действовать самостоятельно, но согласованно с другими, проявлять дисциплинированность и стремление к достижению поставленной цели и общего результата. Это и есть начальная стадия формирования «группового сознания», которое за короткий исторический промежуток позволяет достигнуть значительных результатов.

Таким образом, западное (в широком смысле) общество осознает экологические проблемы планеты, осознает — или только начинает осознавать — экологические проблемы частного капитала, вложившейся системы предпринимательства, ориентированной на постоянное увеличение прибыли. Оно начинает понимать

>




расточительный характер экономики и психологию потребления, возникшую у людей в рамках данной экономической системы. Именно поэтому во всех развитых странах уже сложилась и продолжает развиваться система образования в области окружающей среды, которая расширяет представление людей о планете, ее кризисном состоянии. Чаще всего образовательные программы ориентированы на практический результат: они прививают людям навыки нового — экологически целесообразного — поведения в социальной и природной среде, экономного отношения к ресурсам Земли. Начальным звеном экологического образования чаще всего является первая ступень школьного обучения.

Наши рекомендации