Основные направления исследований в области адаптивной физической культуры и темы курсовых и квалификационных работ
Направление 1. Разработка научно-обоснованных программ адаптивного физического воспитания в образовательных (коррекционных) учреждениях 1-8 видов для детей разных нозологических групп с учетом возраста, пола, тяжести заболевания, вторичных нарушений, состояния сохранных функций, медицинских противопоказаний.
Темы:
1.1. Особенности формирования знаний в области адаптивного физического воспитания у детей разного возраста с сенсорными, речевыми, интеллектуальными, двигательными нарушениями.
1.2. Особенности обучения основным движениям в отдельных видах школьной программы (гимнастика, ритмика, легкая атлетика, подвижные игры и спортивные игры, передвижение на лыжах, плавание) детей с сенсорными, речевыми, интеллектуальными, двигательными нарушениями.
1.3. Особенности коррекции и развития жизненно важных физических способностей (мышечной силы, скоростных, скоростно-силовых, выносливости, гибкости, ловкости) у детей разного возраста с сенсорными, речевыми, интеллектуальными, двигательными нарушениями.
1.4. Особенности коррекции, компенсации и развития координационных способностей (согласованности движений, ориентировки в пространстве, равновесия, дифференцировки усилий, времени и пространства, мелкой моторики, расслабления, ритмичности, точности движений) у детей разного возраста с сенсорными, речевыми, интеллектуальными, двигательными нарушениями.
1.5. Дифференциация физической и психоэмоциональной нагрузки, способы ее регулирования и контроля на уроке (занятии) адаптивного физического воспитания детей с сенсорными, речевыми, интеллектуальными, двигательными нарушениями.
1.6. Индивидуализация физической и психоэмоциональной нагрузки на уроке (занятии) адаптивного физического воспитания детей с сочетанной патологией.
1.7. Определение педагогических норм физической нагрузки в зависимости от координационной сложности, объема и интенсивности физических упражнений, содержания (гимнастика, плавание, спортивные игры и т.п.) и типа урока физического воспитания для детей разного возраста с сенсорными, речевыми, интеллектуальными, двигательными нарушениями.
1.8. Разработка программ дополнительного образования средствами АФК (адаптивного физического воспитания, адаптивной двигательной реакции, адаптивного спорта, креативных и экстремальных видов деятельности) для детей с интеллектуальными, сенсорными, речевыми, двигательными нарушениями.
1.9. Коррекция двигательных и психомоторных нарушений детей дошкольного возраста, оставшихся без попечительства родителей (дома ребенка, детские образовательные коррекционные учреждения интернатного типа).
1.10. Методика подготовки к обучению в школе детей дошкольного возраста с сенсорными, речевыми, интеллектуальными, двигательными нарушениями средствами адаптивного физического воспитания.
1.11. Формы и содержание адаптивного физического воспитания детей, индивидуально обучающихся в домашних условиях (надомное обучение).
1.12. Разработка программ адаптивного физического воспитания для школьников общеобразовательных школ, студентов средних и высших учебных заведений, имеющих специальные медицинские группы.
1.13. Разработка индивидуальных маршрутов двигательной активности для студентов-инвалидов.
1.14. Методика профессионально-прикладной физической подготовки (в коррекционных образовательных учреждениях 1-8 вида, психоневрологических интернатах) средствами адаптивного физического воспитания.
1.15. Реализация принципов адекватности, оптимальности, вариативности в процессе адаптивного физического воспитания детей с сенсорными, интеллектуальными, двигательными нарушениями.
1.1. Формирование элементарных трудовых и бытовых навыков у инвалидов с тяжелыми множественными заболеваниями (проживающих в условиях ПНИ) средствами адаптивного физического воспитания.
Направление 2.Оптимизация двигательной активности детей с сенсорными, интеллектуальными, двигательными нарушениями во внеклассное и внеучебное время.
Темы:
2.1. Разработка содержания “мелких” рекреативных форм двигательной активности (утренняя гигиеническая гимнастика, подвижные игры на большой перемене, “спортивный час”) в режиме школы для детей с нарушениями в развитии.
2.2. Организация, содержание и методика рекреативных физкультурно-оздоровительных занятий в условиях летнего и зимнего семейного отдыха, в семейных клубах, реабилитационных центрах, ПНИ, стационарах, коррекционных детских домах.
2.3. Оздоровительный туризм (пеший, водный, велосипедный, лыжный) как средство активного отдыха, физической, психической, социальной, бытовой адаптации детей с нарушениями в развитии.
2.4. Организация, разработка сценариев и методика проведения интегрированных рекреативных занятий детей-инвалидов и здоровых сверстников (физкультурных праздников, спортивных соревнований и развлечений, подвижных игр, шоу, фестивалей, КВН, концертов, показательных выступлений, дней здоровья).
2.5. Формирование творческих способностей, эстетическое и нравственное воспитание детей с нарушениями в развитии средствами креативных видов адаптивной физической культуры.
2.6. Построение оптимальной структуры игровых рекреативных занятий и их влияние на физическое и психоэмоциональное состояние детей с нарушениями в развитии.
2.7. Формы и содержание просветительской работы с родителями детей-инвалидов в условиях семейного отдыха.
2.8. Развитие крупной и мелкой моторики путем сочетания физических упражнений и подвижных игр с нетрадиционными для АФК видами креативного творчества (оригами, макроме, флористика, лепка, рисование и др.) во время летнего оздоровительного отдыха детей с нарушениями в развитии.
2.9. Оптимизация закаливания (воздушного, водного, солнечного) в сочетании с физическими коррекционными упражнениями на разных этапах возрастного развития ребенка с сенсорными, речевыми, интеллектуальными, двигательными нарушениями, воспитывающегося в семье.
Направление 3. Спортивное воспитание детей с сенсорными, интеллектуальными и двигательными нарушениями.
Темы:
3.1. Особенности организации и содержания внеклассных секционных занятий по видам спорта детей и подростков с нарушениями в развитии.
3.2. Диагностика, спортивная ориентация и отбор детей и подростков с нарушениями в развитии в разные виды адаптивного спорта (плавание, легкая атлетика, спортивные игры, борьба и т.п.)
3.3. Влияние занятий рекреативно-оздоровительным спортом на здоровье, функциональное состояние, физическую подготовленность школьников.
3.4. Методы оперативного контроля и самоконтроля за функциональным состоянием школьников, занимающихся адаптивным спортом.
3.5. Влияние углубленных занятий адаптивным спортом на мотивационную сферу, успеваемость и самооценку подростков с сенсорными, речевыми, интеллектуальными и двигательными нарушениями.
3.6. Формирование индивидуальной спортивной техники в зависимости от локализации и тяжести дефекта у школьников с нарушениями в развитии.
3.7. Разработка критериев нормирования психофизической нагрузки в учебно-тренировочном процессе юных спортсменов разных нозологических групп.
3.8. Систематизация и формирование знаний об адаптивном спорте (о Паралимпийских, Сурдлимпийских, Специальных олимпийских играх, о спортивной тренировке, требованиях к организму и личности, формировании спортивного характера и т.п.) у школьников с сенсорными, речевыми, интеллектуальными, двигательными нарушениями.
Направление 4.Физическая реабилитация детей с сенсорными, интеллектуальными, двигательными нарушениями.
Темы:
4.1. Коррекция и лечение вторичных нарушений опорно-двигательного аппарата (осанки, плоскостопия, ожирения, спастики, контрактур, косолапости, кривошеи и т.п.) средствами физических упражнений.
4.2. Взаимосвязь ранней диагностики и коррекции двигательных нарушений у детей первого года жизни.
4.3. Методика лечебного плавания, лечебной гимнастики, лечебной верховной езды, фитбол-гимнастики, тредмил-терапии, танцетерапии, песочной терапии и др. в реабилитации детей с двигательными расстройствами.
4.4. Методика обучения поддержанию и тренировки вертикальной позы детей с поражением опорно-двигательного аппарата.
4.5. Методика обучения основным видам локомоций (бипедальная ходьба, тетрапедальная ходьба, ходьба на протезах) детей с поражением опорно-двигательного аппарата.
4.6. Использование методик с биологической обратной связью (БОС) для коррекции и развития нарушенных функций (тренировка вертикальной позы, развитие силы мышц, дыхательной мускулатуры, точности движений, быстроты реагирования).
4.7. Содержание реабилитационных занятий на разных этапах комплексного восстановительного лечения (соотношение физических упражнений, физиотерапевтического лечения, массажа и др.).
4.8. Влияние реабилитационного лечения на качество жизни детей с сенсорными, речевыми, интеллектуальными, двигательными нарушениями.
Направление 5.Пути реализации взаимосвязи адаптивного физического воспитания с дисциплинами психолого-педагогического цикла.
Темы:
5.1. Взаимосвязь профессиональной деятельности специалиста АФК, специального психолога и врача в реализации коррекционно-оздоровительных программ по адаптивному физическому воспитанию в дошкольных и школьных образовательных (коррекционных) учреждениях.
5.2.Развитие наглядно-образного мышления у детей с сенсорными, речевыми, интеллектуальными, двигательными нарушениями средствами адаптивного физического воспитания.
5.3.Особенности формирования произвольного внимания у детей с сенсорными, речевыми, интеллектуальными, двигательными нарушениями средствами адаптивного физического воспитания.
5.4. Формирование зрительной, слуховой, двигательной памяти у детей с сенсорными, речевыми, интеллектуальными, двигательными нарушениями средствами адаптивного физического воспитания.
5.5. Методика формирования коммуникативных межличностных отношений у детей с нарушениями в развитии в процессе адаптивного физического воспитания.
5.6. Влияние занятий адаптивным физическим воспитанием (адаптивным спортом, адаптивной двигательной рекреацией, креативными видами) на самооценку детей с нарушением в развитии.
5.7. Формирование познавательной деятельности на уроках (занятиях) адаптивного физического воспитания детей с сенсорными, речевыми, интеллектуальными, двигательными нарушениями.
5.8.Особенности развития восприятия цвета, объема, формы, веса, расстояния на уроке адаптивного физического воспитания детей с сенсорными, речевыми, интеллектуальными, двигательными нарушениями.
5.9. Формирование потребностно-мотивационной сферы у детей с нарушениями в развитии (детей-сирот, детей с девиантным поведением, наркозависимых детей) средствами адаптивного физического воспитания (адаптивного спорта и др.).
5.10. Формирование памяти и внимания у наркозависимых детей и подростков средствами адаптивного физического воспитания.
5.11. Методика развития элементарных математических способностей на уроках адаптивного физического воспитания у детей младшего школьного возраста с нарушениями в развитии.
5.12. Диагностика и особенности занятий физическими упражнениями детей с функциональной асимметрией больших полушарий мозга.
5.13. Развитие активного словаря у дошкольников и младших школьников с нарушениями в развитии средствами адаптивного физического воспитания.
5.14. Особенности психомоторных и речевых функций у детей дошкольного и младшего возраста (дети с ОНР, ЗПР, ДЦП, нарушением слуха, интеллекта) и методики их коррекции средствами адаптивного физического воспитания.
5.15. Методика использования подвижных игр и упражнений с речитативами для развития речевого дыхания и коррекции звукопроизношения у детей с сенсорными, речевыми, интеллектуальными, двигательными нарушениями.
5.16. Формирование волевой регуляции поведения на уроке физического воспитания (в учебно-тренировочном процессе) старших школьников с сенсорными, речевыми, интеллектуальными, двигательными нарушениями.
5.17. Регулирование психоэмоционального состояния школьников с нарушениями в развитии средствами игровой деятельности.
5.18. Методика снижения тревожности и агрессивного поведения на уроке адаптивного физического воспитания у детей разного возраста с сенсорными, речевыми, интеллектуальными, двигательными нарушениями.
5.19.Воспитание творчества и фантазии у детей с сенсорными, речевыми, интеллектуальными, двигательными нарушениями средствами адаптивной двигательной реакции.
5.20. Методика формирования навыков социального поведения и управления эмоциями в процессе адаптивного физического воспитания детей с нарушениями в развитии.
5.21. Методика преодоления одиночества у детей и подростков-сирот средствами адаптивного спорта.
5.22. Разработка индивидуальных маршрутов двигательной активности для детей с нарушениями в развитии на основе комплексной динамической медико-психолого-педагогической диагностики.
Приложение 4