Разработка и проведение аудиторного занятия
6.1.1 Методика подготовки к аудиторному занятию
Последовательность действий по подготовке аудиторного занятия можно представить следующим образом: определение (уточнение) темы занятия; анализ предполагаемой аудитории; постановка цели занятия; отбор содержания учебной информации; разработка технологической стороны занятия; составление плана-конспекта занятия.
Содержание этих элементов:
Определение (уточнение) темы занятия.
Тема занятия определяется в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины. Изучение рабочей учебной программы позволяет практиканту ознакомиться со структурой, логикой учебного предмета, установить дидактические задачи учебной дисциплины. В каждой теме выделяются наиболее существенные положения, оценивается значимость каждого учебного элемента, как для предстоящей практической деятельности, так и для изучения последующих учебных дисциплин.
Анализ предполагаемой аудитории.
При подготовке к предстоящему занятию практикант должен провести анализ аудитории, прогнозируя возможный ход занятия, реакцию студентов. Этому могут способствовать изучение социально-психологического портрета группы (потока), результатов различных опросов преподавателей и студентов, знания возрастной психологии.
Постановка цели занятия.
Точно поставленная цель позволяет тщательно планировать ход занятия, облегчает самоконтроль с обеих сторон. Цель занятия представляет собой главный ожидаемый результат этого процесса. Цель следует формулировать таким образом, чтобы из ее описания однозначно можно было понять, чему хочет научить преподаватель.
Отбор содержания учебной информации.
Отбор содержания учебной информации производится согласно логике научных знаний. Объем изложения основ теории должен быть необходимым и достаточным для того, чтобы показать в содержании науки целостную структуру теории. Учебный материал является педагогическим средством достижения целей обучения, поэтому должен быть выявлен и представлен в форме, удобной для оперативного использования.
На этапе отбора содержания учебной информации выполняется следующая работа:
– выделяется самое существенное, что необходимо усвоить студентам. По каждому изучаемому вопросу следует выделить 3–6 основных положений, остальная информация по отношению к этим положениям является вспомогательной, разъясняющей, конкретизирующей, подтверждающей;
– выстраивается материал так, чтобы в центре внимания находились его главные, существенные элементы. Структурированный материал легче запоминается и воспроизводится; дополнительно к тексту дают еще и зрительный образ. Для структурирования учебного материала используют различные приемы: обыкновенную текстовую запись с цифровой индексацией основных положений, таблицы или графики, опорные конспекты, слайды презентации и др. Преподаватель должен представлять, как будут выглядеть записи студентов;
– представляет учебный материал в доступной, понятной форме (без длинных формулировок, определений). На основе собственного опыта преподаватель отбирает наиболее существенное, разъясняет сложные положения и приходит к собственному краткому и доступному для студентов конспекту текста;
– конкретизирует материал, учитывая опыт студентов, наполняет его примерами, фактами, не повторяющими сведения учебных пособий. Это важно для специализации подготовки в соответствии с целевым назначением специалиста. Материал должен быть достаточно подвижным, взаимозаменяемым в связи с различиями в целевой подготовке.
Разработка технологической стороны занятия.
Технология учебного процесса – это совокупность знаний о способах и средствах проведения различных форм занятий. В процессе разработки педагогической технологии важную роль играют формы организации учебных занятий, направленные на развитие соответствующих компетенций, на овладение знаниями, умениями и навыками, их соотношение по объему, чередование, а также формы контроля, способствующие закреплению полученных знаний. Основными формами организации учебного процесса являются: лекция, семинар, лабораторная работа, экскурсия, самостоятельная работа студента, конференция, консультация (это формы, направленные преимущественно на теоретическую подготовку); практическое занятие, курсовые работы, все виды практик, деловая игра, научно-исследовательская работа студента. После выбора формы обучения следует определиться, применение каких методов обучения оптимально для каждого конкретного занятия. По характеру познавательной деятельности обучающихся выделяют пять групп методов:
– объяснительно-иллюстративные, суть которых состоит в организации усвоения информации студентами: преподаватель сообщает готовую информацию разными средствами, а студенты воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию;
– репродуктивные методы: состоят в организации деятельности по воспроизведению и применению усвоенных знаний (решение типовых задач, выполнение лабораторных работ по инструкции и т. д.);
– метод проблемного изложения заключается в том, что преподаватель не просто излагает материал, а ставит проблему, раскрывает систему доказательств, показывает способ разрешения проблемы, а студенты становятся свидетелями научного поиска (этот метод должен быть ведущим в лекционном преподавании);
– частично-поисковые методы: их цель – приблизить студентов к самостоятельному решению проблем с помощью выполнения отдельных этапов задания, поставленного преподавателем;
– исследовательские методы; предполагают сближение методов учебной работы с методами научного исследования, когда студенты полностью и самостоятельно проводят исследование неизвестной для них проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и творческий характер деятельности.
Разработка плана-конспекта занятия
План – конспект занятия может иметь следующий вид:
Тема занятия___________________________________
Цели__________________________________________
Время проведения______________________________
Аудитория_____________________________________
Материальное обеспечение_______________________
Раздаточные материалы (презентация) _____________
Рекомендуемая литература________________________
Учебные вопросы и время на их изучение____________
Вводная часть__________________________ (… мин)
Вопросы, подлежащие рассмотрению:
Вопрос 1______________________________________
Вопрос 2______________________________________
Вопрос 3______________________________________
Ход занятия:
Вводная часть (тезисы)
Вопрос 1 (тезисы)
Вопрос 2 (тезисы)
Вопрос 3 (тезисы)
Заключительная часть (тезисы).
В ходе любого аудиторного занятия преподаватель должен установить контакт с аудиторией и обосновать важность изучаемой темы. Установить контакт с аудиторией можно через постановку проблемного вопроса, создание игровой ситуации и т. п. Чтобы убедить аудиторию в важности изучаемой темы, преподавателю следует ответить на три вопроса: в чем сущность рассматриваемой проблемы со всеми ее противоречиями? где студенты встретятся с ней? что даст ее изучение?
На этапе сообщения учебной информации работа преподавателя должна быть направлена на доказательное объяснение учебного материала, активизацию познавательной деятельности студентов, управление процессом сообщения, восприятия и закрепления учебного материала.
В процессе проведения занятия важно уметь удерживать внимание и интерес обучающихся. Для этого уместно использовать следующие приемы:
– прямое включение (вовлечение) аудитории в суть рассматриваемой проблемы (постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций);
– «эффект неожиданности» – использование неожиданной и неизвестной студентам информации, имеющей отношение к рассматриваемой теме;
– «провокация» – на короткий отрезок времени можно вызвать у аудитории реакцию несогласия с излагаемой информацией;
– гипербола – с помощью преувеличения можно заострить внимание аудитории на рассматриваемом предмете;
– специальная ошибка – студенты получают задание не пропустить ошибку;
– прогнозирование – на основе реального фактического материала делается попытка прогнозирования развития явлений, тенденций, процессов, ситуаций;
– сопоставление различных точек зрения по рассматриваемому вопросу;
– использование историко-логического подхода к анализу рассматриваемой проблемы;
– сравнение;
– применение разнообразных средств наглядности;
– использование интересных фактов, контрольных вопросов и т. д.
При подготовке к занятиям и непосредственно в ходе самого занятия следует уделять особое внимание искусству устной речи, при этом надо учитывать,
Темп речи. На занятиях следует стараться говорить четко, не торопливо, важные положения выделять более медленным темпом и интонацией.
Сила звука. Сила звука должна соответствовать условиям помещения. Тембр голоса следует снизить, очень высокие звуки утомляют. Темп и силу звука используют для акцентирования внимания.
Паузы. Речь преподавателя должна включать паузы разной длительности, в это время слушатели могут осмыслить информацию. С помощью пауз можно расставить акценты, подчеркнуть важную информацию. Умение делать паузы является также условием для правильного дыхания.
Ударения. С помощью различного ударения на отдельные слова можно изменить смысл высказывания.
Не стоит недоучитывать значение мимики, взглядов, жестов и внешнего вида.
Мимика. Под мимикой понимают выразительное движение мышц лица. На занятиях выражение лица студентов сигнализирует о степени их внимания и готовности к действиям. Через выражение лица студентов преподаватель получает частично информацию о том, поняли ли они учебный материал или какие-то задания. Наоборот, выражение лица преподавателя сигнализирует студентам о том, как он оценивает их результат, одобряет или нет их поведение. Мимика преподавателя не должна быть чрезмерной.
Взгляд. Контакт глазами (вместе с выражением лица) играет важную роль в процессе коммуникации, так как также служит необходимой обратной связью между партнерами, обмен взглядами регулирует коммуникацию.
Жесты. Движения руками служат, прежде всего, для иллюстрации и сопровождения речевых высказываний, они также могут показывать эмоциональное состояние говорящего. Жестикуляция является хорошим средством оптического подкрепления речи. Выступающий должен учитывать общее впечатление, производимое положением тела – оно должно быть свободно и спокойно.
Внешний вид. Внешний вид определяет то впечатление, которое с первого взгляда может стать решающим для того, состоится ли вообще коммуникация или нет. Преподаватель должен избегать броской одежды, она отвлекает внимание аудитории.
Анализ аудиторного занятия.
Психолого-педагогический анализ занятия направлен на выяснение достижения цели, уместного использования учебных средств. Умение осуществлять психолого-педагогический анализ выступает обязательным и неотъемлемым элементом профессиональной культуры педагога и является важнейшим средством стимулирования и творчества преподавателя в процессе самообразования, эффективным способом индивидуальной методической работы и именно оно лежит в основе обобщения и в определенной степени распространения передового и инновационного педагогического опыта. Выделяется текущий, предварительный и итоговый виды анализа.
Текущий анализ аудиторного занятия состоит в умении преподавателя по ходу занятия анализировать конкретную обстановку и принимать правильные педагогические решения одновременно с ведением занятия. Способность к текущему анализу занятия является проявлением высшего уровня профессиональной рефлексии. Для достижения этого уровня требуется регулярно проводить предварительный анализ (во время подготовки к занятию) и итоговый анализ уже проведенного занятия.
Предварительный анализ происходит на этапе подготовки к занятию при подборе учебного материала, адекватного целям занятия. Он позволяет преподавателю прогнозировать деятельность студентов во время предполагаемого занятия и их поведение на основных этапах занятия, а также их реакцию на учебный материал.
Итоговый анализ заключается в сопоставлении плана занятия с его реализацией. Он помогает выявить не только достоинства и недостатки занятия, но и осознать те факты, влияние которых не было учтено при подготовке к нему.
Составление письменного анализа занятия требует от магистранта соединения результатов текущего и итогового анализа. Основная цель этой работы – развитие собственной наблюдательности и рефлексии. Необходимо, чтобы магистрант научился руководствоваться в своей работе, в оценке ее успешности или неуспешности, в выборе необходимых корректировок не только эмоциональным переживанием успешности или неуспешности, но и пониманием того, что и почему достигает цели, а какие усилия оказываются неэффективными.