Проявление страхов у детей дошкольного возраста
Проблемы адаптации детей в яслях и в детском саду. Составить план психопрофилактических и коррекционных мероприятий по предупреждению дезадаптации у детей.
Адаптация - это период когда ребенок меняет свой образ жизни,(с домашнего на детский сад).
Адаптационный период-это особенный и очень сложный в плане физического и психологического состояния, суть которого, прежде всего кроется в психологической природе и находится в сфере социальных отношений ребенка с окружающим миром.
Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к детям в семье и детском саду.
Виды адаптации.
Вся адаптация делится на 3 группы:
1 группа адаптации «По характеру привыкания».
К такой группе относятся дети, которые не могут пройти адаптационный период самостоятельно без родителей, отсутствие близкого человека вызывает у таких детей тревогу, беспокойство, плач, это им очень мешает воспринимать окружающий мир, в данном случае группу в детском саду. Такие дети нуждаются в присутствии взрослых в первое время. Такие дети не пойдут на контакт с воспитателем и не станут общаться с детьми, т.к. им это очень сложно. Такому ребенку легче пройти адаптационный период вместе с мамой (рассматривать игрушки, кушать, гулять и т.д.) необходимо именно параллельное воздействия на ребенка воспитателя и мамы. Если мама будет и дома продолжать поддерживать требования, методы и приемы воспитателя, то ребенок быстро привыкает к воспитателю и налаживает с ним положительно эмоциональный контакт через некоторое время ребенок сам начнет интересоваться окружающим миром.
2 группа адаптации «потребность в сотрудничестве».
Дети 2 группы, в поведении которых, определяющей является потребность в сотрудничестве и в получение от взрослого сведений об окружающем. Эти дети легко воспринимают растование с близкими им людьми в первый же день посещения детского сада. Поэтому воспитатель должен поддерживать интерес ребенка к окружающему, обращать его внимание на сходство и различия предметов и игрушек. На этом этапе очень важен правильный подбор игрушек. Он должен соответствовать возрасту и места в групповой комнате.
ü Для развития движений - мячи разных размеров, обручи, шары и шарики…ит.д.
ü Для развития предметной деятельности - пирамидки, матрешки, кубы, различные вкладыши и т.д.
ü Для развития сюжетных игр - собачки, медвежата, предметы одежды, утюжек, полотенце, набор кукол, посуда, картинки, мебель и т.д.
В совместных действиях со взрослыми в играх, ребенок овладевает способами действиями окружающими предметами и начинает выполнять то или иное действие. Все эти приемы и методы совместного педагогического воздействия с первых дней пребывания ребенка в группе являются важным и необходимым.
3группа адаптации « Самостоятельность».
Это те дети, которые имеют до прихода в детский сад определенную базу знаний и стремятся к активным самостоятельным действиям. Такие дети обращаются к взрослым только в тех случаях, когда им необходимо что либо выяснить. например: ребенок не просто поет куклу чаем, а поет ее чаем многократно, и при этом что-то наливает в чашку, предлагает кукле попить, хвалит ее. такие дети очень общительны и поговорить с кем ни будь из группы не составляет труда. Эти дети проходят адаптационный период спокойно и незаметно.
Адаптационный период можно разделить на несколько этапов:
1 этап «Подготовительный этап», начинается с1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задачи этого этапа - сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни. Родители должны по всем параметрам подготовить ребенка к детскому саду, наладить режим дня, изменить или корректировать режим питания, режим сна и т.д.
2 этап «Основной этап», он начинается с того момента как ребенок заходит в Дошкольное Образовательное Учреждения и подходит к группе. Педагог доброжелательно встречает родителей и ребенка. Педагог обращается сначала к ребенку «Здравствуй, я очень рада тебе, посмотри и выбери себе шкафчик в который ты положишь свои вещи, а после я покажу нашу группу»,только после того как поговорили с ребенком, можно и обратить внимание на родителей. таким образом и начинаются между педагогом и ребенком положительные взаимоотношения. Далее знакомим ребенка с группой, ребенок вместе с мамой ,и воспитателем проходят в группу и садятся в таком месте от куда лучше всего видно всю группу. Мама должна помочь психологически своему малышу в создании положительного образа воспитателя. Сидя рядом она поясняет: Какая добрая и хорошая Татьяна Ивановна, какая красивая группа ,в ней очень много интересных игрушек, иди посмотри какие игрушки, но при этом не в коем случае не следует торопить ребенка, ему нужно осмотреться, если понадобится пройти по группе с мамой, значит рассматриваем игрушки все вместе. Таким образом, на фоне положительного эмоционального общения, легко складываются деловое сотрудничество малыша и педагога.
3 этап «Заключительный этап». Ребенок начинает посещать группу по 2-4 часа в день. Дома родители, в детском саду воспитатель, и они совместно следят за самочувствием ребенка, отмечают характер сна и аппетита. Адаптационный период считается законченным, когда ребенок проводит в детском саду целый день и в течении дня хорошо ест, вовремя засыпает и вовремя просыпается и в бодром настроение играет один или со сверстниками.
Факторы влияющие на адаптацию:
ü Здоровье ребенка,
ü Психологическое, физиологическое состояния ребенка в период адаптации,
ü Врожденные особенности,
ü Каждодневый режим в семье.
План психопрофилактических и коррекционных мероприятий по предупреждению дезадаптации у детей.
1. Начальная подготовка ребенка дома (рассказ родителей, картинки про детский сад, изменение режима).
2. Экскурсия в детский сад (мама подает документы и приходит вместе с ребенком).
3. При первом посещении детского сада, ребеночку, лучше дать с собой любимую игрушку.
4. Первый день с родителями играем в группе.
5. У ребенка сформирована предметная деятельность, гигиенические навыки, минимальные формы общения и сотрудничества.
Вопрос №17 «Страхи у детей. Составить план мероприятий по профилактике и коррекции страхов, робости, неуверенности ребёнка в дошкольном возрасте »
Детские страхи - весьма распространенная проблема в воспитании ребенка. Проявления детских страхов весьма разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей, иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случится. Некоторые дети отказываются кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, убегают от приближающейся собаки, не остаются одни, не идут к врачу и т.д.
Страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Каждому здоровому человеку свойственно чувство страха, поскольку эта способность имеет большое значение для самосохранения. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью.
Проявление страхов у детей дошкольного возраста
Каждому взрослому человеку знакомо чувство страха, а малышу и подавно. Как же помочь ребенку перерасти свои, порой вымышленные, страхи и научить доверять окружающему миру? Страхи, побежденные и скорректированные еще в дошкольном возрасте, никогда не перейдут во взрослую жизнь. Психологи уверяют, что на свете существует порядка тридцати видов страха – серьезные, безобидные, встречаются даже смешные. Также специалисты подтверждают, что «взрослые» страхи берут свое начало в детстве, а порой и во внутриутробном периоде. Самый распространённый детский страх – страх темноты. На ночь рекомендуется оставлять ночник и если малыш ночью вдруг проснется, он не сильно испугается. Можно положить возле него любимую игрушку – ребенок будет чувствовать себя защищенным. Как бы не звучало это странно, но забавный плюшевый мишка, смешной щенок или любимая кукла помогут быстро заснуть ребенку не только в дошкольном, но и в школьном возрасте и видеть счастливые сновидения.