Типичные ошибки студентов-практикантов
В процессе подготовки студентов к проведению пробных уроков следует помнить о типичных трудностях, характерных для обучающей деятельности учителя:
· недостаточность сбалансированности обучающих задач с развивающими и воспитывающими, глобальных – с конкретными;
· неумение видеть ученика как целостную личность, находящуюся в процессе становления и развития;
· неумение работать с учебным материалом по новым программам, слепое копирование методических разработок, действие путем проб и ошибок;
· ставка на репродуктивную деятельность ученика, основанную на заучивании и ведущую к перегрузке памяти учащихся;
· преувеличение роли успеваемости в оценке личности учащегося.
1. Организация урока:
· неумение правильно распределять время на этапы урока, использование однообразных приемов и методов деятельности учащихся, учащиеся быстро устают, урок скучный и малоэффективный;
· забывают предъявлять учащимся гигиенические требования;
· мало используют дополнительный материал, ограничиваются учебником;
· работая с одним учеником у доски, забывают класс;
· затрудняются в организации индивидуального подхода к учащимся, сочетание индивидуальной работы с коллективной работой класса;
· мало представляют возможность для самостоятельной работы всему классу, стараются решение всех примеров воспроизвести на доске до их решения учащихся;
· не уделяют внимание на уроке решению воспитательных задач;
· не умеют правильно оценивать знания учащихся и оценки комментируют словами «хорошо» участвовал на уроке, ставлю ...»;
· при организации работы по карточкам инструктаж проводится не совсем четко.
2. Проверка ранее усвоенных знаний:
· проверку домашнего задания заменяют устным счетом или собирают тетради, поэтому отсутствует помощь учащихся, тогда приходится работать над устранением ошибок;
· мало внимания уделяют разнообразию форм и методом проверки домашнего задания;
· для проверки домашнего задания мало используют практические работы;
· при проверке знаний отсутствует их активизация;
· не обращают внимания на подведение итогов проверки знаний.
· Объяснение нового материала:
· мало привлекают учащихся к объяснению новой темы, больше говорят и показывают сами;
· слабо уделяют внимание раскрытию смысла арифметических действий; обоснованию и выборе в ходе объяснения нового материала;
· мало внимания уделяют работе с терминологией или наоборот;
· затрудняются в создании проблемной ситуации и постановки проблемы;
· больше увлекаются теоретической частью материала, чем практической;
· не знают конкретных приемов и методов активизации познавательной деятельности учащихся;
· затрудняются в логической организации учебного материала;
· не знают структуру познавательных способностей, поэтому работа по развитию способностей принимает произвольный характер.
· Первоначальное закрепление нового материала:
· мало уделяют внимание самостоятельной работе учащихся при закреплении нового материала;
· подведение итогов урока сводят к вопросам «Что мы узнали и чем занимались на уроке?» вместо того, чтобы выяснить, как поняли учащиеся новый материал;
· домашнее задание дают без объяснения содержания работы.
· Применение ТСО, наглядных пособий:
· часто без особой необходимости готовят плакаты, копирующие рисунки учебника, поэтому учащиеся мало приучаются к работе по рисунку учебника;
· мало применяют современные технические средства (диафильмы, слайды) на уроках;
· не умеют дифференцированно применять наглядные пособия: если учащиеся смогут выполнить задание самостоятельно, то от применения наглядности нужно отказаться;
· наглядные пособия используют только потому, что урок не должен быть без наглядности, может и не быть.
· Культура речи и письма:
· не умеют рационально размещать записи на доске;
· мало внимания уделяют грамотности своей речи и речи учащихся;
· иногда забывают правила письма в начальных классах.
· Затруднения в организации внеклассных мероприятий:
· внеклассные мероприятия проводят в виде урока, поэтому снижается интерес учащихся;
· мало подвижных игр по содержанию занятия;
· мало практических заданий, не требующих предварительной специальной подготовки;
· мало учитывают межпредметные связи (с технологией, физкультурой и т.д.);
· мало дидактических игр, имитирующих современные научные достижения;
· затрудняются в составлении своих игр и заданий по материалам детских журналов, т.е. стремятся использовать только готовый материал.