II. Вспомогательные средства физического воспитания

Оздоровительные силы природы

Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.

Такие при­родные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и вод­ной среды, служат средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека [15, 37].

Метеорологические факторы составляют ту группу факторов, познав закономерности воздействия которых можно определить оптимальные условия для достижения наибольшего эффекта от физических упражнений. Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой: влияет на нее и приспосабливается к ней. Постоянно изменяющиеся солнечное излучение, температура воздуха и воды, осадки, движение и ионизация воздуха, атмосферное давление вызывают существенные биохи­мические изменения в организме, приводящие к физиологическим и психическим реакциям: к изменению состояния здоровья, работоспособности человека и эффективности физических упражнений. Все это сказывается на технике и тактике физических упражнений и может повышать опасность травмирования. Следовательно, необходимо учитывать и специально организовывать влияние внешних факторов на ученика при выполнении им физических упражнений.

Использование естественных сил природы в процессе физического воспитания осуществляется по двум направлениям:

1. Естественные силы природы как сопутствующие факторы, со­здающие при грамотном учете их действия наиболее благоприятные условия для физических упражнений. Они дополняют и усиливают эффективность воздействия движений на организм человека. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.

2. Естественные силы природы как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания в виде солнечных, воздушных и водных ванн. При оптимальном воздействии эти процедуры, включенные в режим трудовой и учебной деятельности, становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.

При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.

Одним из главных требований к использованию естественных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями. При определении рациональной дозы следует учитывать особенности учеников и характер педагогических задач. Это позволит, во-первых, реализовать перенос эффекта закаливания, т. е. использовать приобретенный учеником в процессе физического воспитания эффект закаливания в трудовой и учебной деятельности; во-вторых, создать возможности для применения более высоких нагрузок, а следовательно, повышения работоспособности; в-третьих, повысить сопротивляемость организма к действию перегрузок, вибрации, укачивания и пр.; в-четвертых, на более высоком уровне проявить волевые качества.

Физические упражнения в сочетании с естественными факторами закаливания помогают повысить общую устойчивость организма к ряду неблагоприятных воздействий внешней среды.

Гигиенические факторы

К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.

Гигиенические факторы являются решающими в реализации принципа оздоровительной направленности системы физического воспитания [3, 27]. Их задача - сделать занятия физическими упражнениями органической частью жизнедеятельности человека. С другой стороны, эффективность самих физических упражнений будет наивысшей только при соблюдении необходи­мых гигиенических норм.

Будучи неспецифическими средствами, гигиенические факторы приобретают большое значение для полноценного решения задач физического воспитания. Как бы хорошо ни был организован педагогический процесс, он никогда не даст желаемого эффекта при нарушении, например, режима питания и сна, если занятия будут проходить в антисанитарных условиях. Вот почему в школьной программе по физическому воспитанию имеется теоретический материал, определяющий объем гигиенических знаний школьников.

Цель гигиены физического воспитания и спорта состоит в профилактике различных заболеваний, связанных с воздействием факторов физической культуры и спорта у лиц, занимающихся физическими упражнениями, повышении оздоровительной эффективности занятий физическими упражнениями на основе создания оптимальных условий, организации и содержания занятий физической культурой и спортом.

Предметом гигиены физического воспитания и спорта как науки является изучение процесса взаимодействия организма человека с различными факторами физической культуры и спорта [11, 112].

Основная задача гигиены физического воспитания и спорта состоит в разработке мероприятий для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической культуры и спорта, улучшения состояния здоровья, физического развития, повышения общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

К основным гигиеническим средствам, применяемым для этого, относятся:

- оптимизация условий, режимов и содержания, форм и средств, применяемых в процессе занятий физическими упражнениями;

- рациональное питание;

- оптимизация физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями;

- закаливание.

Гигиенические факторы представляют собой обширную группу разнообразных средств, условно разделяемых на две группы:

1. Средства, которые обеспечивают жизнедеятельность человека вне процесса физического воспитания: нормы личной и общественной гигиены труда, учебы, быта, отдыха, питания, т. е. все то, что обеспечивает предпосылки для полноценных занятий физическими упражнениями.

2. Средства, непосредственно включаемые в процесс физического воспитания: оптимизация режима нагрузок и отдыха в соответствии с гигиеническими нормами, специальное питание на дистанции, создание внешних условий (чистота воздуха, достаточная освещенность, искусственная аэроионизация, исправность инвентаря, удобство одежды и т. п.) и активизация восстановления организма (массаж, баня, ультрафиолетовое облучение и т. п.).

Гигиенические факторы включают гигиеническое обеспечение физкультурных занятий, рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна и т. д. [8, 49].

Формирование благоприятной окружающей среды требует строгого соблюдения ряда санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к строительству, реконструкции, благоустройству и содержанию школьных зданий, спортивных залов, рекреационных и вспомогательных помещений (оптимальная площадь, световой и тепловой режим, регулярное проветривание, влажная уборка. Применяемые для занятий физическими упражнениями снаряды, инвентарь и оборудование по размерам, весу и устройству должны соответствовать возрасту и полу учащихся. Школьникам, в свою очередь, необходимо выполнять некоторые нормы и правила, связанные с гигиеной быта и спортивных занятий. Сюда относится уход за телом, горячее питание и полноценный сон, наличие спортивной одежды и обуви.

Очень важен гигиенический режим занятий: систематичность, регулярность, разносторонность и постепенное увеличение физических нагрузок. При перерывах в занятиях и тренировках необходимо начинать с более легких нагрузок по сравнению с теми, которые применялись до перерыва. Напряженные упражнения должны чередоваться с легкими, с упражнениями на расслабление. Нагрузки на различные мышечные группы также необходимо чередовать на разных этапах тренировки или занятий. В противном случае возможна перетренировка, а в итоге - плохое субъективное состояние спортсменов.

Степень положительных изменений, происходящих в организме под воздействием физических упражнений, пропорциональна (в определенных физиологических границах) объему и интенсивности физических нагрузок. Если соблюдаются все необходимые условия (нагрузки не превышают той меры воздействия на организм, за которой начинается переутомление), то чем больше объем нагрузок, тем значительнее и прочнее адаптационные перестройки. Чем интенсивнее физические нагрузки, тем мощнее процессы восстановления.

Двигательную нагрузку необходимо дозировать с учетом индиви­дуальных реакций на нее, суточной и сезонной ритмики основных физиологических функций, умственной и физической работоспособности, возрастных морфологических и функциональных особенностей, а также климатогеографических и социальных факторов.

Питание - один из основных гигиенических факторов внешней среды, непрерывно воздействующих на организм. Именно через питание человек вступает в самый тесный контакт со всеми химическими веществами растительного и животного происхождения, входящими в биосферу земного шара.

Посредством питания обеспечивается непрерывность хода двух взаимно противоположных и взаимно связанных процессов ассимиляции и диссимиляции.

Питание служит одним из средств активного целенаправлен­ного воздействия на организм, сохранения, формирования и ук­репления здоровья человека.

Во время тренировочных занятий и особенно соревнований, когда спортсмен испытывает высокое физическое и нервно-психическое напряжение, сопровождающееся значительной активацией всех метаболических процессов, потребность его организма в энергии и отдельных пищевых веществах возрастает.

Поэтому при занятиях физической культурой и спортом питание должно:

- полностью возмещать расходуемое спортсменом количество энергии и пищевых веществ;

- способствовать повышению его специальной спортивной работоспособности;

- ускорять восстановительные процессы после тренировок или соревнований.

Из оздоровительных средств эффективно закаливание в сочетании с аэроионизацией воздуха, ультрафиолетовым облучением, а также с баней, массажем [1, 68].

Закаливание - обязательный элемент физического воспитания, имеющий большое значение для укрепления здоровья, повышения сопротивляемости инфекциям и увеличения работоспособности.

Сущность закаливания заключается в тренировке терморегуляторного аппарата, в развитии защитных реакций организма к повреждающему действию тех или иных факторов окружающей среды. В результате закаливания повышается устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям погодных факторов.

Процесс закаливания специфичный, т. е. холодовые процедуры повышают устойчивость к холоду, а воздействие высоких температур — к жаре.

При закаливании используют природные факторы: воздух, воду и солнце. Эффективность закаливания зависит от правильности методики его применения.

Соблюдение гигиенических правил в процессе физического воспи­тания усиливает положительный эффект физических упражнений. Требования гигиены к режиму нагрузок и отдыха, питания и внешних условий занятий (чистота, освещенность, вентиляция мест занятий) способствуют эффективности проводимых физических упражнений.

Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект занятий физическими упражнениями.

Заключение

Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы.

Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания.

Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние наличность.

Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Такие при­родные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и вод­ной среды, служат средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека.

К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна. Гигиенические факторы являются решающими в реализации принципа оздоровительной направленности системы физического воспитания.

Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Список использованной литературы

1. Антропова М. В. Гигиена детей и подростков. - М., 2003.

2. Бикмухамедов Р.К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования // Теория и практика физической культуры. - 2008. - N 7.

3. Вайнбаум Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2002.

4. Гигиенические требования к условиям обучения школьников // Вестник образования России. – 2007. - № 10.

5. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно - методической деятельности в физической культуре и спорте. - М.: Академия, 2000.

6. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств). - М.: Лептос, 2010.

7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС, 2002.

8. Пошевский С.А. Физическое воспитание учащейся молодёжи (гигиенические аспекты). – М.: Медицина, 2003.

9. Сальников В.А. Индивидуальные различия как основа оптимизации спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2003. - N 7.

10. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990.

11. Теория и технология образования / Е.А. Суворина, О.Н. Борисова, Е.В. Ткаченко и др. - Тверь: ТГУ, 1992.

12. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Пособие для учителя / Под ред. Г.И. Довгаль, И.Н. Столяк. – М.: Просвещение, 2003.

13. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2003.

14. Янсон Ю.А. Педагогика физического воспитания школьников: Книга для учителя. - Ростов-н/Д.: РГПУ, 1994.

15. Янсон Ю.А. Введение в физическое воспитание школьников. - Ростов-н/Д.: РГПУ, 1996.

Наши рекомендации