Ответ на вопрос: в чем сущность педагогической деятельности?

Задание 1.

Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образователь­ных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессио­нально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

Профессиональная педагогическая деятельность имеет систем­ный характер, проявляющийся в единстве целей, мотивов, дей­ствий и результатов. Основная, исторически сложившаяся, цель педагогической профессии — воспитание. Педагог, реализуя свою деятельность, должен стремиться к формированию лично­сти человека, способной к успешной жизнедеятельности в со­временном обществе с учетом возможностей самореализации человека, исходя из его интересов и стремлений. Основными объектами педагогического воздействия являются воспитатель­ная среда, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Среди ведущих задач педагога выделяют формирование воспитательной среды, организацию деятельности воспитанников, создание воспитатель­ного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Все свойства педагогической деятельности проявляются че­рез педагогическое действие, являющееся совокупным един­ством целей недержания. Первичная задача, в которой проявляется педагогическое действие,- познавательная, котораяпереходит в задачу проектирования и преобразования. Весь про­цесс педагогической деятельности сводится к решению множества задач разных уровней сложности, классов и видов, причем педагогические задачи в большинстве случаев не поддаются алгоритмизации и часто требуют нестандартного эвристического решения , возникающего в процессе напряженной работы, включающей исследование, анализ, прогнозирование, эксперимент, контроль и вывод. Каждый новый шаг педагога становится для него источником новый информации, преобразующийся в накопленный опыт.

Основными видами педагогической деятельности традиционно является воспитание и преподавание.

Воспитательная работаподчинена цели гармоничного развития личности. В рамках воспитательной деятельности педагог должен организовыватьколлектив воспитанников и направить его деятельность на решение воспитательных задач, ведущих к достижению цели. Успешность решения задач воспитания определяется наличием положительных изменений в сознании воспитанников, проявляющихся в поведении, эмоциях и повседневной деятельности. Воспитательная деятельность отличается отсутствием формализации конкретных действий педагога: он может лишь, прогнозировать свои действия и направлять воспитанников. В каждом конкретном случае выбор средств и методов воспитания зависит от индивидуальных особенностей воспитанника или атмосферы и состава коллектива воспитанников. Оценить ре­зультат работы воспитателя довольно сложно, т.к. он не имеет строго определенных критериев и оценок, во многом определяется исходным состоянием воспитанности подопечного.

Сущность преподавания имеет более логичный характер. Преподавание или обучение обычно производятся в специально организованных пространственных и временных рамках, поддаются планированию, алгоритмизации и проработке, имеют четкие цели соответствующие им задачи, а также определенные критерии их достижения.

Первичной в педагогической деятельности является все-таки

воспитательная работа, в связи с этим при подготовке педагогов нужно заботиться о формировании у них готовности к грамотной организации воспитательного и учебного процессов в совокупности с предметными знаниями.

Структура педагогической деятельности. Компоненты педагогической деятельности, являются взаимосвязанными и взаимозависимыми элементами, отличаются друг от друга и обладают в некоторой степени обособленностью, что позволяет рассматривать их независимо друг от друга. В педагогической деятельности выделяют следующие компоненты: конструктивный, организаторский, коммуникативный.

Педагогическая профессия предъявляет некоторые требования к личности педагога, а именно: он должен обладать устойчивой социальной и профессиональной позицией, которая выражается в его отношении к окружающему миру, профессии и субъектам педагогике. В позиции педагога проявляются его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

Социальная позиция будущего педагога формируется, начиная с детского возраста, продолжает развиваться в процессе обучения в общеобразовательной школе и является основой для формирования взглядов и убеждений, связанных с педагогической профессией.

Существуют также профессионально обусловленные требо­вания к педагогу, они подразделяются на две группы. В первую входит психологическая, психофизиологическая и физическая го­товность, а ко второй относится научно-теоретическая и практи­ческая компетентность как основа профессионализма.

Профессиональная готовность учителя определяется соответ­ствием его личностных и профессиональных качеств в профессиограмме, которая объединяет их идеализированный вариант в три взаимосвязанных комплекса: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; спе­циальные знания, умения и навыки по предмету.

Важнейшую роль в деятельности педагога играет его личност­ная направленность, отраженная в профессиограмме и характе­ризующая его социально-нравственную, профессионально-педа­гогическую и познавательную направленность.

Познавательная деятельность педагога обуславливается стремлением к овладению новыми знаниями, интересом к новому в педагогической науке и предметной области учителя , способностью к самообразованию. Одним из главных факторов познавательного интереса любовь к преподаваемому предмету.

Задание 2.

Схема: «Педагогические цели воспитателя детского сада»

Педагогические цели воспитателя детского сада
воспитание
преподавание или обучение
имеют четкие цели соответствующие им задачи, а также определенные критерии их достижения
воздействие на процесс формирования личности
гармоничное развитие личности

Задание 3.

Таблица: «Основные способности воспитателя детского сада»

Профессионально важные качества Функции Должностные обязанности Деятельность педагога воспитателя
социальная активность - готовность и способность деятельно содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально-педагогической деятельности.   уравновешенность - способность контролировать свои поступки и действия в любых педагогических ситуациях; 1)Коммуникативно-стимулирующая функция -связана с умением педа­гога общаться с детьми, умением устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения. Это определенный стиль взаимоотноше­ний воспитателя с детьми, который включает в себя проявление любви к детям, душевное отношение, теплоту и заботу о них. Данная функция предполагает общение не только с детьми, но и с другими педагогами, с администрацией детского сада, родителями детей. • совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение укрепление здоровья детей, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье. • организует выполнение детьми режима дня, организации досуга и получении дополнительного образования, вовлекая их в различны виды творческой деятельности согласно интересам и потребности каждого ребенка;
любовь к детям и желание работать с ними   способность не теряться в любых экстремальных ситуациях - умение оперативно принимать педагогические решения действовать в соответствии с ними; 2)Диагностическая функция педагогической деятельности - связана с изучением детей и установлением уровня их развития, воспитанности. • планирует, организует жизнедеятельность детей и осуществляет и воспитание; • организует с учетом возраста детей работу по самообслуживании: участие в общественно полезном труде;
мудрость - наличие жизненного опыта 3)Ориентационно-прогностическая функция педагогической деятельности -выражается в умении воспитателя определять направление воспи­тательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать ее результаты. • использует разнообразные приемы, методы и средства обучения; • проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения вредных привычек у детей;
справедливость - способность действовать беспристрастно; честность и искренность в работе с детьми, добросове­стность в своей профессиональной деятельности 4)Конструктивно-проектировочная функция деятельности - органиче­ски связанная с ориентационно-прогностической, выражается в умении педагога не только планировать учебную и воспитательную работу, но и творчески подходить к ее организации. • на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендации психолога планирует и проводит с детьми коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально); • взаимодействует с родителями детей или лицами, их заменяющими информирует родителей о развитии и воспитании ребенка в ДОУ;
гуманность - стремление и умение оказывать своевременную помощь и поддержку ребенку в его личностном развитии;   толерантность - терпимость в работе с детьми;   эмпатия - умение понимать состояние ребенка, поставить себя на его место; 5)Организаторская функция педагогической деятельности - связана с вовлечением воспитанников в намеченную воспитательную работу и сти­мулированием их активности. Данная функция реализуется через отбор и структурирование информации в процессе общения с детьми; организа­цию различных видов деятельности воспитанников; организацию собст­венной деятельности и поведения в процессе взаимодействия с детьми. • проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально психологической реабилитации детей, социальной трудовой адаптации; • координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя в рамках единого образовательного процесса;
чувство юмора - умение не терять его в различных жизненных ситуациях; обаяние - сплав духовности, привлекательности и вкуса; 6)Информационно-объяснительная функция педагогической деятельности - выражается в том, что в педагогическом процессе ДОУ воспитатель для ребенка всегда является источником информации.   • организует и проводит культурно-массовую работу с детьми в тесном контакте с советом образовательного учреждения;
    7) Исследовательская функция педагогической деятель­ности - осуществляется успешно, если воспитатель обладает потребностью к самообразованию и совершенствованию своего педагогического мас­терства, повышению определенных исследовательских навыков. Предполагает развитие умения ана­лизировать, систематизировать, обобщать, классифицировать, оценивать. 8)Особо следует выделить функцию материнскую, обеспечивающую положительное эмоциональное состояние ребенка, его комфортность, защищенность, так необходимые для психического развития ребенка.     • планирует педагогический процесс в своей возрастной группе.

Задание 4.

Эссе на тему: «Мой педагогический идеал»

Вряд ли когда-нибудь мне пришлось бы задуматься над этим внешне вполне понятным и простым вопросом : какой он, идеальный педагог? В самом деле, в повседневной жизни мы, как правило, называем преподавателей учителями. Это привычно, понятно и удобно. Но вот могу ли я каждого учителя назвать педагогом, тем самым уравнивая эти слова в своем лексическом значении?

Наверное, идеальный педагог – это тот, который действительно способен чему-то научить, оставить память о своём предмете на долгие годы. Уроки такого педагога будут маленькими праздниками, а не чем-то тяжёлым, мучительным, где, по выражению одного моего знакомого преподавателя, «отсиживают срок». Стать интересным, правда, довольно-таки тяжело, и не для всех направлений возможно. Так, например, не все дети обладают математическим складом ума, и таким ученикам тяжело привить любовь к решению задач, извлечению корней и нахождению x-ов. Но попытаться-то можно всегда.

Я предполагаю, что Учитель – это призвание свыше, а педагог - это профессия, это некий сгусток умений и навыков, который рождается благодаря теоретическим познаниям и практическим опытам на собственных уроках. Время педагога ограничено - 45 минут урока. Что он успеет за эти 45 минут? - этим проверяется мастерство педагога.

Значит, в первую очередь, нужно добиться идеальной дисциплины. И тут совсем не обязательно действовать криком, шумом, приказным тоном и прочими агрессорскими методами воздействия – кроме агрессии в ответ никакого эффекта от них и не будет. Можно, конечно, попытаться пойти на компромисс, о чём-то договориться, однако, если рассказ педагога будет интересен, проблем с аудиторией не должно возникнуть вовсе.

Тут заметив, что все качества в данном случае зависят друг от друга, подходим к следующему пункту. Повествование на уроке.

Педагог должен хорошо знать материал по своему предмету, причём не только в рамках программы, но и вне её. Никогда не поздно расширять свой кругозор, а тут, можно сказать, и практическая польза есть. Кроме того, надо обладать хорошей, грамотно поставленной речью – ведь педагога будут слушать дети, люди того возраста, в котором вся информация ещё хорошо «впитывается», и если им постоянно говорить «нет пальта», то и они сами начнут слово «пальто» склонять. Кроме таких грубых грамматических ошибок, исключить следует и речевые – необходимо тренироваться в построении предложений и связке их в тексте (например, самому пытаться писать какие-то сочинения). Чтобы рассказ звучал интересно, мне кажется, сначала нужно ввести во «внутренний словарь» учеников терминологию так, чтобы дети ею пользовались столь же свободно, сколь свободно пользуются обычными, обиходными словами. Возможно, придётся связать с терминами какие-то ассоциации, необычные истории. Это будет непросто, но результат того стоит - когда ученик знает все необходимые по программе слова, объяснить ему с помощью них тему уже будет проще и доступнее – проще – для педагога, доступнее – для ученика.

Педагог не должен забывать о юморе. Ни в коем случае он не должен навязывать своего мнения ученикам – напротив, он должен учить их мыслить и делать выводы самостоятельно, чтобы они тем самым приобретали навык, который весьма пригодится в дальнейшей жизни.

Говоря о порядочности, я вспомнила ещё один пункт, который, по моему мнению, не следует забывать педагогу… он должен не только требовать от учеников внимания к своему предмету, но и со своей стороны оказывать внимание ученикам. Преподаватель и сам должен радоваться уроку, ни в коем случае нельзя ему прямо заявлять ученикам о том, что сегодня не хочет видеть их/проводить урок (да-да, случается и такое), потому что даже если это так – надо переступить через себя, вновь «натянуть» на лицо улыбку и сделать вид, что всё-как-всегда-хорошо…

Подводя итог, я думаю, что, идеальный педагог - это тот, который действительно способен чему-то научить, оставить память о своём предмете на долгие годы.

Задание 5.

Коммуникативные способности
Схема: Профессиональный облик педагога детского сада и профессионально важные качества.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОБЛИК ПЕДАГОГА ДЕТСКОГО САДА
организаторские умения
дидактические способности
реф­лексивные умения
прикладные умения
Профессионально важные качества:  
высокая степень личной ответственности
активность, инициативность
эмоциональная устойчивость, выдержка, уравновешенность, терпение, самоконтроль;  
творческое мышление; развитое наглядно-образное мышление; словесно-логическое мышление;
наблюдательность; высокий уровень распределения и переключения внимания;  
Доброта, тактичность
перцептивные способности
академические способности


Наши рекомендации