Практическое занятие №18 Создание условий для повышения качества специального образования детей с ограниченными возможностями. (2 часа)
Цель: теоретическое освоение темы: Создание условий для повышения качества специального образования детей с ограниченными возможностями, формирование практических умений анализа и моделирования системы специального образования в целяхповышения качества специального образования детей с ограниченными возможностями.
Задачи:
- сформировать у студентов теоретические знания по теме занятия, формирование практических умений анализа и моделирования системы образования для детей с ОВЗ; применения современных информационных технологий, личностно-ориентированного подхода; системы интегрированного обучения, формирование умения реферировать первоисточники, вести дискуссию по докладу
Перечень необходимого оборудования
Аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оснащенные стандартным набором учебной мебели, учебной доской и стационарным или переносным комплексом мультимедийного презентационного оборудования.
Основные понятия:интегрированное образование, личностно-ориентированный подход, информационные технологии, ТСО.
Методические материалы:раздаточный материал, электронные приложения к практическим занятиям: презентации.
Перечень используемых образовательных технологий: развернутая беседа, дискуссия, обсуждение презентаций, устный опрос, оппонирование докладов, дискуссии, конспектирование первоисточников, изготовление презентаций.
План практического занятия
1 Современное состояние специального образования для детей с ограниченными возможностями
2 Проблемы и перспективы развития специального образования для детей с ограниченными возможностями
3 Плюсы и минусы применения системы «открытого» или «интегрированного» образования
3 Условия для повышения качества специального образования детей с ограниченными возможностями.
4 Современные информационные технологии как условие повышения качества специального образования детей с ограниченными возможностями
Вопросы для обсуждения
1 Охарактеризуйте современное состояние специального образования для детей с ограниченными возможностями
2 Выявите актуальные проблемы и перспективы развития специального образования для детей с ограниченными возможностями
3 Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны применения системы «открытого» или «интегрированного» образования (инклюзивного образования)
3 Сформулируйте условия, необходимые для повышения качества специального образования детей с ограниченными возможностями.
4 Приведите примеры использование современные информационные технологии для повышения качества специального образования детей с ограниченными возможностями
5 Какие функциональные задачи решаются с помощью использования компьютерных технологий в специальном обучении?
СРС
1 Подготовка реферата по теме занятия
Рекомендуемые темы:
· Современное состояние специального образования для детей с ограниченными возможностями
· Современные информационные технологии образования детей с ограниченными возможностями
· Личностно-ориентированный подход в процессе образования детей с ограниченными возможностями
· Системы интегрированного образования детей с ограниченными возможностями
Рекомендуемая литература:
а) основная литература
1. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2006.
2. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2006.
3. Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д, 2007.
4. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб., 2006.
Б) дополнительная
1. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. – М.: Школьная пресса, 2006.
2. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 2002.
3. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика. – М., 2004.
4. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики /Под ред. В.А.Сластенина. – М., 1999.
5. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (по отдельным направлениям). – М., 1999.
6. Дефектология. Словарь-справочник /Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1996
7. Коррекционная педагогика /Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1998.
8. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Методическое пособие для учителя-логопеда. Издательство: ВЛАДОС. Серия: Коррекционная педагогика. - 223 стр., 2004 г.
9. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.
10. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. – М.,1974.
11. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.97 //Вестник образования, 1998, № 4.
12. Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I – IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2004.
13. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. Левченко И.Ю., Забрамной С.Д. / Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. – М.. 2003.
14. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М., 2005.
15. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. М.: ВЛАДОС, 2001. – 136 с.
16. Электронные издания журналов по специальной педагогике http://www.schoolpress.ru/products/magazines/index.php, http://pressa.ru/izdanie
Глоссарий
Абилитация
Адаптация
Адаптация социальная
Базовые общеобразовательные предметы
Вариативный блок предметов
Вид профессиональной деятельности
Дефект
Дефект
Инвалид
Инвалид-ребенок
Инвалидность
Индивидуальная образовательная траектория
Индивидуальный образовательной маршрут
Индивидуальный учебный план
Индивидуализация обучения
Инклюзивное образование
Инклюзия
Интеграция
Интеграция
Информационная
Интегрированное образование
Качество образования
Квалификация
Компетенция
Компетентность
Компетентность общекультурная
Консультирование
Коррекция
Коучинг
Лицо с ограниченными возможностями здоровья
Муниципальная сеть профильного обучения
Образовательная карта территории
Обучающий модуль
Общие (социальные) компетенции
Ориентационные курсы предпрофильной подготовки
Программа профессионального образования
Проект
Проектная технология обучения
Профессиограмма
Профессиональная деятельность
Профессиональная консультация
Профессиональная ориентация
Профессиональная подготовка
Профессиональное обучение
Профессия
Психолого-педагогическое сопровождение
Разновозрастные профильные группы
Реабилитация
Ресурсный центр профильного обучения
Самоопределение
Сетевое взаимодействие образовательных учреждений (организаций)
Содержание обучения
Сопровождение
Социализация
Социальная практика
Специальное образование
Тьютор
Абилитация - комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие
функциональных систем организма, способностей индивида, естественное становление которых затруднено в силу болезни, дефекта, с целью успешной социальной интеграции инвалида.
Адаптация — приспособление организма к общеприродным, производственным и социальным условиям. Адаптация поддерживает постоянство гомеостаза, обеспечивает работоспособность, максимальную продолжительность жизни и репродуктивность в неадекватных условиях среды.
Адаптация социальная - активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. В процессе становления личности и реабилитации адаптация социальная происходит главным образом под влиянием целенаправленных воздействий, но может осуществляться и стихийно (например, за счет подражания).
Базовые общеобразовательные предметы - обязательные предметы федерального компонента, представленные в учебном плане школы программами базового уровня
Вариативный блок предметов - содержание образования, предлагаемое учащемуся для выбора в рамках профильного обучения: профильные общеобразовательные предметы, элективные курсы, профильные и профессиональные пробы, социальные практики и пр.
Вид профессиональной деятельности – 1) определенные методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования; 2) совокупность трудовых функций, требующих обязательной профессиональной подготовки, рассматриваемых в контексте определенной сферы их применения, характеризующейся специфическими объектами, условиями, инструментами,
характером и результатами труда.
Дефект - недостаток, изъян, недочет; недостаток какого-либо органа, выпадение какой-либо физиологической или психической функции.
Дефект развития - физический и (или) психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. К основным видам дефектов развития относят:
нарушения зрения, слуха, речи, интеллекта, двигательные нарушения и др., - которые выступают в качестве первичных дефектов и являются основанием для отнесения ребенка с тем или иным первичным дефектом к соответствующей категории детей с проблемами развития.
Инвалид - лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Инвалид-ребенок - ребенок в возрасте до 18 лет с отклонениями в физическом и/или умственном развитии, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными или приобретенными заболеваниями, последствиями травм и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Инвалидность - социальная недостаточность вследствие ограничения жизнедеятельности человека, вызванного нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, и приводящая к необходимости его социальной защиты.
Индивидуальная образовательная траектория - содержание образования и уровни его освоения, включающие определенный государством обязательный минимум и определенные учащимся для достижения личностно значимых образовательных результатов в рамках учебного плана образовательного учреждения или образовательной сети.
Индивидуальный образовательной маршрут - движение учащихся по индивидуальной образовательной траектории.
Индивидуальный учебный план - рабочий документ, фиксирующий индивидуальную образовательную траекторию учащегося; логически связный набор учебных курсов различных уровней (базовых общеобразовательных предметов, профильных общеобразовательных предметов, элективных курсов), проектно-исследовательских и творческих работ, социальных практик и т.п., выбранных для освоения обучающимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального базисного учебного плана
Индивидуализация обучения - организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика
Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями). В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям,
но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Инклюзия - реформирование школ и перепланировка учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей.
Интеграция – полноценное включение лиц с ограниченными возможностями в стандартную социокультурную жизнь, при которой его дефект в результате компенсации не мешает ни ему, ни окружающим в процессах социального взаимодействия.
Интеграция социальная (лат. integratio - восстановление) - процесс упорядочения отношений между индивидом и обществом, согласование поведения и деятельности индивида в обществе.
Информационная работа - компонент предпрофильной подготовки, организованное знакомство учащихся и их родителей с местной сетью учреждений профильного и профессионального образования, требованиями регионального и местного рынка труда.
Интегрированное образование – процесс совместного обучения и воспитания детей, не имеющих отклонений в развитии и детей с ограниченными возможностями и посредством создания специальных условий для получения ими образования.
Интегрированное образование представлено последовательной реализацией двух практик: собственно образовательная интеграция и образовательная инклюзия. Образовательная инклюзия выступает как форма углубления, расширения, усиления процессов образовательной интеграции инвалида.
Качество образования - характеристика системы образования, отражающая
степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Квалификация - подтвержденная в установленном порядке и зафиксированная документально профессиональная компетентность работника, т.е. совокупность специальных, ключевых профессиональных и общих (социальных) компетенций, необходимых для выполнения определенного круга профессиональных (должностных) обязанностей.
Ключевые профессиональные компетенции - результат профессионального образования, выражающийся в освоении универсальных способов деятельности, конкретизированных в контексте сферы производственных и трудовых отношений.
Компетенция – это общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированному на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность.
Компетентность – это обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем-либо; совокупность знаний, умений, опыта, отраженная в теоретико-прикладной подготовленности к их реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности.
Компетентность общекультурная — уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции.
Консультирование – один из видов помощи, наряду с психокоррекцией, психологическими тренингами и т.п.
Коррекция - исправление, а также система мероприятий, направленных на него.
Коучинг (англ. coaching — обучение, тренировки) — метод консультирования и тренинга, который отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч не дает советов и жестких рекомендаций, а ищет решения
совместно с клиентом. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Работа с коучем предполагает достижение определенной цели, новых позитивно сформулированных результатов в жизни и работе.
Лицо с ограниченными возможностями здоровья – человек, имеющий физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. (Соответствует рекомендательным нормам Модельного закона об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании), принятом 7 декабря 2002 г. на двадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ).
Междисциплинарный курс – система знаний и умений, отражающая специфику вида профессиональной деятельности и обеспечивающая освоение компетенций при прохождении обучающимися практики в рамках профессионального модуля.
Модель специалиста - обобщенный образ специалиста по конкретной профессии, включающий: 1) профессиограмму; 2) профессионально-должностные требования; 3) квалификационный профиль (требования по разрядам и категориям); 4) психограмму, которую обычно составляют психологи.
Модератор – 1) лицо, отвечающее за соблюдение участниками установленных норм поведения; 2) лицо, проводящее социологическое исследование, ведущий фокус-групп.
Модерирование - процесс осуществления контроля за поведением аудитории; координация действий.
Модуль профессии - типовой элемент профессии, присущий ряду профессий и выделяемый на основе общности требований к человеку.
Муниципальная сеть профильного обучения - система сетевого взаимодействия образовательных учреждений одного муниципального учредителя.
Образовательная карта территории - карта муниципальной территории с нанесённой сетью учреждений, реализующих программы профильного и профессионального образования; используется в рамках информационной работы.
Обучающий модуль (учебный модуль, образовательный модуль) — это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональные аспекты, усвоение которых, должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем.
Общие (социальные) компетенции – 1) результат образования, выражающийся в освоении универсальных способов деятельности в области коммуникации, кооперации, работы с информаций и разрешения проблем (самоменеджмента); 2) способности успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.
Ориентационные курсы предпрофильной подготовки - занятия, способствующие решению задач профильной ориентации учащихся основной школы.
Основная образовательная профессиональная программа (ОПОП) - 1) специально организованный целенаправленный процесс по достижению результатов, заданных федеральным государственным образовательным стандартом профессионального образования с учетом типа и вида образовательного учреждения и потребностей обучающихся; 2) совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии (ст. 9 Закона РФ «Об образовании»).
Оценка качества образования - оценка образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, деятельности образовательной системы страны и ее территориальных подсистем.
Портфолио учащегося - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося в определенный период его обучения; может состоять из трех разделов: документов, работ и отзывов.
Предпрофильная подготовка - система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их профильному самоопределению по завершению основного общего образования.
Примерная образовательная профессиональная программа - документ рекомендательного характера, на основе которого разрабатывается основная профессиональная образовательная программа образовательного учреждения профессионального образования.
Принцип - руководящая идея, основное правило поведения. В логическом смысле принцип есть центральное понятие, основание системы, представляющей обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.
Программа профессионального образования (образовательная профессиональная программа) - 1) специально организованный целенаправленный процесс по достижению заданных результатов профессионального образования (обучения, подготовки) определенного уровня и направленности; 2) комплекс (комплект) документов, определяющих содержание и организацию этого процесса.
Проект (лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд) — это процесс, состоящий из совокупности скоординированных и управляемых видов деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам.
Проектная технология обучения - педагогическая технология, направленная на развитие самостоятельности учащегося и его общих компетенций средствами практико-ориентированного продуктивного обучения.
Производственная практика – вид учебных занятий, использующийся для освоения обучающимися компетенций в процессе самостоятельного выполнения определенных видов работ, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в максимально приближенных к ней условиях.
Профессиограмма (от лат. Professio - специальность + Gramma - запись) - система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику.
Профессионализация - процесс становления профессионала: выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей; освоение правил и норм профессии; формирование и осознание себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии и др.
Профессиональная деятельность – трудовая деятельность, требующая профессионального обучения, осуществляемая в рамках объективно сложившегося разделения труда и приносящая доход.
Профессиональная компетентность – 1) уровень сформированности общих (социальных), и ключевых профессиональных и специальных компетенций, который является основанием для определения уровня квалификации работника; 2) способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности.
Профессиональная консультация - оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.
Профессиональная ориентация - система целенаправленных мероприятий (медицинских, психолого-педагогических, социально-экономических), обеспечивающая профессиональное самоопределение с учетом индивидуальных особенностей личности и требований общества; цель профориентации - адекватный профвыбор субъекта.
Профессиональная подготовка – 1) организация обучения профессиональных кадров, различные формы получения профессионального образования; 2) ускоренная форма освоения профессиональных компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций (значение соответствует по смыслу ст. 21 гл. 2 Закона РФ «Об образовании»).
Профессиональная проба - форма организации учебной деятельности учащихся в рамках предпрофильной подготовки, или профильного обучения, нацеленная на их профессиональное самоопределение относительно того или иного конкретного вида профессиональной деятельности; профиспытание или профпроверка, моделирующая элементы конкретного вида профильного образования и соответствующей ему профессиональной деятельности.
Профессиональное образование – 1) организованный процесс овладения определенными видами профессиональной деятельности, обеспечивающий развитие социально и профессионально значимых качеств личности; 2) результат этого процесса (подготовленность человека к определенному виду профессиональной деятельности, подтвержденная аттестатом или дипломом об окончании соответствующего образовательного учреждения профессионального образования).
Профессиональное обучение - организованный процесс освоения компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций.
Профессиональная рефлексия - форма теоретической и практической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.
Профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации, составная часть целостного жизненного самоопределения. Профессиональное самоопределение предполагает наличие определенного профвыбора, профпредпочтений, выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей.
Профессиональное самосознание - одно из необходимых условий нахождения человеком наиболее подходящего для него места в профессиональной общности, а также условие планирования и построения личных профессиональных планов на этапе выбора профессии.
Профессиональный выбор - нахождение человеком подходящего для него места в профессиональной общности, а также условие планирования и построения личных профессиональных планов на этапе выбора профессии.
Профессиональный модуль - часть программы профессионального образования (обучения), предусматривающая подготовку обучающихся к осуществлению определенной совокупности трудовых функций, имеющих самостоятельное значение для трудового процесса. Профессиональный модуль может быть частью основной профессиональной образовательной программы или самостоятельной программой с обязательной процедурой сертификации квалификации выпускника по ее окончании.
Профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии в соответствии с нормативными требованиями.
Профессиональный подбор - предоставление рекомендаций человеку о направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.
Профессия (специальность) - признанный относительно устойчивый вид профессиональной деятельности человека, который определен разделением труда в обществе.
Профилизация старшей школы - введение в образовательный процесс школы технологии социализации учащихся, нацеленной на овладение учащимися, наряду с обязательным минимумом содержания образования и группой общих (социальных) компетеций, персонально значимым содержанием образования на основе индивидуального выбора.
Профиль обучения - содержание образования, позволяющее учащемуся достичь субъективных целей обучения, следующих из его профильного самоопределения, состоявшегося на предыдущем этапе обучения.
Профильная ориентация - система психолого-педагогической поддержки учащихся в процессе проектирования продолжения обучения в профильных классах и универсальных классах старшей ступени, учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Профильное обучение - система организации образовательного процесса, обеспечивающая успешное профильное и профессиональное самоопределение учащихся
средствами вариативности и индивидуализации учебного процесса, расширения социальной ситуации развития, вовлечения профессионального контекста, и на этой основе - подготовку учащихся к дальнейшему профессиональному обучению и профессиональной деятельности по избранному профилю.
Профильное самоопределение - самоопределение учащихся в отношении продолжения образования на этапе перехода от унифицированного к вариативному (профильному) образованию.
Профильные общеобразовательные предметы - предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения; являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.
Психолого-педагогическая поддержка - превентивная и оперативная помощь в развитии обучающегося и содействии его саморазвитию, которая направлена на решение его индивидуальных проблем, связанных с продвижением в профессиональном самоопределении.
Психолого-педагогическое сопровождение – это универсальная форма организации сотрудничества в решении различных школьных проблем и профессиональных задач самого педагога.
Разновозрастные профильные группы - учебные группы, организованные для изучения учебных предметов в системе профильного обучения и имеющие смешанный состав учащихся 10-х и 11-х классов.
Реабилитация - процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Ресурсный центр профильного обучения (предпрофильной подготовки) -опорное учреждение образовательной сети профильного обучения (предпрофильной подготовки), обладающее достаточной учебной и материально-технической базой, квалифицированными кадрами для реализации профильного обучения (предпрофильной подготовки) и осуществляющее обеспечение профильного обучения (предпрофильной подготовки) в образовательной сети средствами обучения, дистанционных педагогических технологий, методической поддержки педагогических кадров, а также другое ресурсное обеспечение.
Самоопределение - процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни, основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы.
Сетевое взаимодействие образовательных учреждений (организаций) - совместная деятельность образовательных учреждений (организаций), в результате которой формируются совместные (сетевые) группы обучающихся для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений.
Сеть - совокупность институций, выполняющих определенную функцию и характеризующаяся интеграцией ресурсов.
Содержание обучения - информация, составляющая ориентировочную основу результатов образования (свойства, правила, принципы, алгоритмы, методы, особенности); и культурные практики, позволяющие освоить способы деятельности. Содержание образования - категория, обозначающая требования к конечному результату, формируемому на момент завершения обучения, и выраженная в системе
требований к компетенциям, знаниям, умениям, навыкам выпускников.
Сопровождение – 1) метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора; 2) способ практического осуществления процесса сопровождения.
Социализация - подготовка подрастающего поколения к полноценному вхождению в жизнь общества; обеспечивает диалектические процессы социальной адаптации и социальной автономизации личности.
Социальное партнёрство образовательного учреждения - система отношений образовательного учреждения с другими учреждениями (организациями), обеспечивающая возможность привлечения их образовательных ресурсов для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности учащимися данного образовательного учреждения.
Социальная практика - внеурочная форма организации образовательной деятельности учащихся в форме социально значимой деятельности определённой прфильной направленности и нацеленная на решение задач их профильного и профессионального самоопределения.
Специальная профессиональная компетенция - интегрированный результат профессионального образования, выражающийся в системе знаний, умений, навыков и опыта деятельности, необходимых для реализации определенной профессиональной функции.
Специальное образование - дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия для получения образования.
Супервизия - один из методов подготовки и повышения квалификации; форма консультирования специалиста в ходе его работы более опытным, специально подготовленным коллегой (супервизором), позволяющая специалисту систематически видеть, осознавать, понимать и анализировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение.
Тьютор - педагогическая должность, функционал которой включает информационную, организационную, консультативную и, в ряде случаев, психолого-педагогическую поддержку и сопровождение обучающихся в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения, а также оказание помощи обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования и индивидуализации процесса обучения..
Тьюторское сопровождение индивидуального образовательного маршрута - общее руководство самостоятельной учебной деятельностью учащихся по индивидуальному образовательному маршруту; особый тип педагогического сопровождения, при котором ученик выполняет действия по самостоятельно разработанным нормам, обсуждаемым с тьютором.
Учебная практика – вид учебных занятий, использующийся для освоения начальных профессиональных умений в условиях учебных мастерских, лабораторий, баз и т.п.
Федеральный государственный стандарт - нормативный документ, определяющий совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации.
Элективные курсы - обязательные для посещения краткосрочные тематические курсы по выбору учащихся (предметные, межпредметные, ориентационные), предлагаемые образовательным учреждением на основе изучения запросов учащихся за счет часов школьного компонента.