ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _2_

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

I курс ФФ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _1_23.01.2017

Учитель и обновление школы

План занятия:

1. Логика педагогического процесса и требования к личности и деятельности учителя.

2. Обновление школы и профессиональные ценностные ориентации учителя.

3. Гуманистическая направленность педагогической профессии.

4. Учитель в «зеркале» художественной литературы и искусства.

Литература:

1. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / А.С. Роботова и др. – М.. 2000.

2. Кутасова О. Учитель в меняющемся мире // Учит. газета. – 1996. - № 41. – С. 6-7.

3. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. – М., 1994.

4. Мижериков В.А., Ермоленко В.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. – М., 2002.

5. Морозова О.П. Педагогические ситуации в художественной литературе. – М., 2001.

6. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1988.

7. Осухова Н.Г. Гуманистические ориентации учителя: пересмотр целей и поиск технологий // Вестник высшей школы. – 1991. - № 12. – С. 30-35.

8. Сластенин В.А. Учитель и время // Педагогика. – 1990. - № 9. – С. 3-9.

9. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. – М., 2001. – Раздел 1, гл. 1-3.

10. Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. – М., 1998 (Хрестоматия по педагогике / Сост. О.П. Морозова. – Барнаул, 1999. – Ч. 1. – Гл. 1).

Вопросы и задания для самоконтроля и коллективного обсуждения:

1. «…За последние 20-30 лет учительство в массе своей не изменилось, оно не стало культурнее, тоньше, умнее. Образ учителя-просветителя, подвижника, интеллигента остался в далеком прошлом. Сегодня немало педагогов, которым мешают стереотипы мышления, неуверенность в своих силах. Речь идет не только о негативных последствиях деформации сознания, а также об отсутствии у части учителей необходимой профессиональной подготовки. Моральной надежности и желания повести дело принципиально по-новому. Идеалы профессии растеряны. Учительство в значительной части превратилось в урокодательство, исключающее постоянное духовное общение с ребенком. Уровень развития педагогической культуры учителей данной категории таков, что заставляет их сознательно избегать внеурочного общения, творческого взаимодействия, нестандартных методов обучения и т.д. Это своеобразный инстинкт самосохранения, обеспечивающий, по глубокому убеждению большинства учителей, поддержание их авторитета. На словах осуждая командно-бюрократический стиль управления школой, многие сделали его основным методом в работе с учеником. Дело в том, что применяемые до настоящего времени педагогические системы в силу известных исторических и идеологических причин заостряли внимание на развитии когнитивной сферы личности. Целью учебного процесса стали знания, в основном далекие от реальной жизни ребенка. В результате учение потеряло смысл, что, в конечном счете, привело к отчуждению ребенка от школы.

Сегодня ценностные ориентации во многом изменились. Появление нового педагогического мышления продвинуло процесс обновления образовательной политики и основных подходов к конструированию педагогических систем. Однако учитель продолжает воспроизводить стиль, отражающий специфику далеко не лучших традиций отечественной школы: стрессовую педагогику, авторитарный нажим, силовые методы и т.д. Поначалу у молодых учителей тактика педагогической деятельности выглядит как набор вынужденных мер адекватного реагирования на сигналы, поступающие из школьной среды. Потом – как система привычных способов профессионального поведения…» (Захарченко Е.Ю. Учитель глазами ученика // Педагогика. -–1999.-№ 1. – С. 61-62).

Справедливы ли эти нарекания?

Может ли такой учитель успешно функционировать в контексте новой образовательной парадигмы? Способен ли он осуществить деятельность, направленную на развитие и поддержку ребенка? Почему?

Каким вам видится педагог в структуре личностно ориентированного образования?

2. Для успешной деятельности необходимо быть подготовленным соответствующим образом. Профессионал должен обладать определенными качествами, иметь необходимые знания, уметь выполнять различные операции.

Какими качествами должен обладать педагог? Какие особенности личности способствуют успеху педагогической деятельности?

3. Сегодня в развитых странах учительство составляет наиболее многочисленную группу интеллигенции. Она более чем в два раза превышает число инженеров и врачей.

Что заставляет современного учителя сохранять привязанность к своей профессии?

4. «В прежнем мире учитель был деталью информационной системы, причем заранее предполагалось, что он знает меньше, чем вся система. Его пытались подменить то компьютером, то телепроцессором. В новом идущем веке с прекращением информационного бума учителю возвращается мандат на право говорить и производить впечатление. Теперь учитель не тот человек, который сообщает о теореме Пифагора, а тот, кто смог произвести впечатление своим рассказом о необыкновенной теореме великого грека Пифагора» (Наш век – век информации // Первое сентября. – 1992. – 1 сентября. – С. 1).

Как вы понимаете суть этого утверждения?

5. «Прошли годы, много, ох много их минуло. А я таким вот и помню деревенского учителя – с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь. Уже работая над этой книгой, я узнал, что звали наших учителей Евгений Николаевич и Евгения Николаевна. Мои земляки уверяют, что не только именем-отчеством, но и лицом они походили друг на друга. «Чисто брат с сестрой!…» Тут, я думаю, сработала благодарная человеческая память, сблизив и сроднив дорогих людей, а вот фамилии учителя с учительницей никто в Овсянке вспомнить, не может. Но фамилию учителя можно и забыть, важно чтоб осталось слово «учитель»! И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька» (Астафьев В. Фотография, на которой меня нет // Школьные истории, веселые и грустные: Рассказы. – М., 1989. - С. 162-163).

Как эти слова раскрывают пафос учительской профессии? В чем ее своеобразие? Есть ли в вашей жизни такой педагог? Чем он вам запомнился?

6. Представьте, что вам предстоит организовать конференцию старшеклассников на тему «Образ учителя в «зеркале» художественной литературы и искусства». Составьте план подготовки и проведения такой конференции, а также список произведений, с которыми полезно познакомиться.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _2_

Педагогическая деятельность – основная форма

проявления педагогической профессии

План занятия:

1. Понятие о педагогической деятельности, ее сущность, многообразие видов и форм.

2. Структура педагогической деятельности.

3. Педагогическая деятельность как творческий процесс.

4. Коллективный характер педагогической деятельности.

Литература:

1. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед./А.С. Роботова и др. – М., 2000.

2. Загвязинский В.А. Педагогическое творчество учителя. – М., 1987.

3. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособ. для студ. пед. учеб. завед. – М., 2002.

4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1998. – С. 104 – 113.

5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М., 2002.

Вопросы и задания для самоконтроля и коллективного обсуждения:

1. Почему ориентация на внешнюю заданность не соответствует гуманной деятельности учителя?

2. Каковы ценности педагогической деятельности? Что необходимо, на ваш взгляд, для того, чтобы данные, объективно существующие ценности, обрели для учителя личностный характер, стали достоянием и саморуководством сознания педагога?

3. В чем вы видите смысл предстоящей педагогической деятельности?

4. В современной школе наметилась тенденция дальнейшего разделения и специализации педагогического труда. Появляются все новые и новые педагогические профессии: заместитель директора по воспитательной работе, школьный психолог, валеолог, социальный педагог и др.

Докажите, что эта тенденция с особой остротой ставит проблему подготовки будущих педагогов к профессиональному сотрудничеству, ибо разделение и интеграция педагогического труда – диалектически взаимосвязанные, предполагающие друг друга процессы.

5. «Характеризуя педагогическую деятельность с точки зрения главного общего содержания и самых значительных результатов, к которым она стремится, ее нужно определять как деятельность индивидуализированной педагогической помощи воспитуемым, деятельность милосердия и гуманизма» (Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. – М., 1998. – С. 9).

Раскройте смысл и содержание этого тезиса.

6. «Театральная и педагогическая деятельность… обладает рядом общих процессуальных характеристик, к которым можно отнести следующие:

- процесс театрального и педагогического творчества осуществляется в обстановке публичного выступления непосредственно в присутствии группы людей, которые являются активными участниками этого процесса;

- театральная и педагогическая деятельность в силу своей специфики делает объект своего воздействия одновременно и субъектом творчества, сотворцом, вне активного участия которого сам творческий акт невозможен;

- в основе актерского и педагогического творчества… лежит творчество в отведенное для этого определенное время, что требует от творца (учителя, воспитателя) оперативности в управлении своими психическими состояниями и сиюминутности вызова творческого самочувствия;

- результаты театрального и педагогического творчества динамичны, развиваются, изменяются, иначе говоря, представляют собой всегда процесс;

- театральное и педагогическое творчество носит коллективный характер» (Методика воспитательной работы. – М.. 1989. – С. 128-129).

Чем отличается профессиональная деятельность педагога от деятельности профессионального актера?

Каким образом проявляется артистизм учителя?

Почему педагог должен обладать артистическими данными?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _3_

Целеполагание в структуре профессиональной деятельности учителя

План занятия:

1. Целеполагание – ведущий компонент в структуре деятельности учителя, показатель его социальной активности и педагогической культуры.

2. Сущность категории «педагогическая цель». Отличие педагогической цели от «вещной». Таксономия[1] целей обучения и воспитания.

3. Логика педагогического целеполагания.

4. Источники целеполагающей деятельности учителя.

Литература:

1. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. – М., 1990.

2. Морозова О.П. Целеполагание в структуре профессиональной деятельности учителя. – Барнаул, 1998.

3. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. – М., 1996. – С. 98-102.

4. Практикум по педагогике / Под ред. З.И. Васильевой. – М., 1988.-С. 132 (Краевая библиотека им. В.Я. Шишкова).

5. Управление развитием школы: Пособ. для рук. образоват. учрежд. / Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. – М., 1995. – С. 217.

Вопросы и задания для самоконтроля и коллективного обсуждения:

1. Изучите учебную программу по предмету, который вам предстоит преподавать в школе, выделите в ней воспитательные, образовательные и развивающие цели.

2. Н.В. Кузьмина разделяет цели на психологические (направленные на формирование новообразований личности) и функциональные (промежуточные).

Как правило, в планах воспитательной работы классного руководителя цели носят функциональный характер (например, «провести классный час», «организовать экскурсию» и т.д.).

Что необходимо сделать педагогу, чтобы выразить педагогические цели в виде психологических результатов?

3. Определите, какие педагогические цели можно реализовать в ходе подготовки и проведения туристического похода, экскурсии учащихся в краеведческий музей.

4. В школе готовится математический вечер. Классный руководитель (она же учитель математики) 8 класса, который всегда считался лучшим, разработала план выступления «своего» класса, подготовила сценарий конкурсов, за проведение которых на вечере отвечал класс, «подключила» даже родителей для изготовления разнообразного реквизита, тщательно отрепетировала все с детьми. В результате класс выступил блестяще, заняв первое место.

В какой логике осуществлялась учителем данная деятельность?

Были ли нарушения педагогической логики? Если да, то в чем?

Как реконструировать данную деятельность в целях усиления педагогического результата?

5. Исследователи отмечают, что не только начинающие учителя, более того, - немало учителей со стажем видят «продуктом» своей деятельности не неповторимую индивидуальность, личность, реализовавшую свои возможности, а пресловутые «ЗУНы» (знания, умения, навыки) и удовлетворение «потребностей общества». Отсюда цель обучения видится как внешнее научение, то есть простое усвоение еще одной ассоциации или нового умения.

Какие еще существенные недостатки, по вашему мнению, имеют место в педагогическом целеполагании учителя современной школы?

6. Как известно, реализация педагогической цели требует реконструкции логики предметной деятельности. Эта реконструкция может происходить за счет различных элементов, образующих структуру деятельности.

Проанализируйте фрагмент из произведения М. Прилежаевой «Осень» и определите, как происходило преобразование предметной деятельности в педагогическую?

«Нынче в моде стал роман Александра Дюма.

- Знаете что, - сказала однажды Маргарита Константиновна, - в Москве организован обмен макулатуры на книги. Между прочим, при везении можно раздобыть Дюма.

- А зачем им макулатура? – спросил Женя Петухов, любивший во всем добираться до сути.

Неожиданно Маргарита Константиновна обнаружила познания в этом вопросе и, не пожалев оторвать от урока математики десять минут, подробно изложила ребятам, в чем дело.

- Дело в том, что, представьте, на каждого жителя в нашей стране уходит в год пять деревьев. Представьте, чтобы выпустить для вас книги, тетради, делать вот эти школьные парты, строить дома, надо в год вырубить пять деревьев на каждого. Представьте – пять деревьев на каждого! – почти с ужасом повторила учительница. – А кто из вас посадил за свою жизнь хотя бы одно дерево, ну-ка? Ты? Ты? Никто. Так вот если ты, ты или ты (она указывала пальцем) соберешь и сдашь государству шестьдесят килограммов макулатуры – все равно, что вырастил дерево – сосну, ель, дуб, лиственницу. Сколько вас? Тридцать восемь, я – тридцать девятая. Считайте, мы посадим тридцать девять деревьев!

Она так их разагитировала, что все спешно принялись собирать старые газеты, брошюры, пакеты, бумажные коробки и т.д., тем более что в московских пунктах сбора макулатуры в обмен выдается квитанция. Беги в книжный магазин, меняй квитанцию на Александра Дюма» (Прилежаева М.П. Осень // Школьная пора / Сост. Т. Гончарова. – М., 1981. – С . 95).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _4_

Основные тенденции развития педагогической науки и практики

План занятия:

1. Особенности новой социокультурной ситуации и объективная необходимость обновления педагогической науки и практики.

2. Ведущие тенденции в развитии современной педагогической науки и практики.

3. Обновление школы: поиски и проблемы.

4. Наука и передовой опыт как важнейшие источники формирования нового педагогического мышления.

5. Задачи современной педагогической науки.

Литература:

1. Бестужев –Лада И.В. Идеальные представления о системе народного образования // Педагогика. – 1998. - № 5.

2. Валицкая А.П. Современная стратегия образования: варианты выбора // Педагогика. – 1997. - № 2.

3. Днепров Э.Д. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление. – М., 1989. – С. 64-69.

4. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. – М., 1990.

5. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. – М., 1990.

6. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2001. – Ч. 1, гл. 1.

7. Петровский А.В. и др. Задачи и направления перестройки педагогической науки // Вопросы психологии. – 1989. - № 2.

8. Петровский А.В. Нерешенные проблемы перестройки педагогической науки // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1989. – С. 5-34.

9. Полонский В.М. Методы анализа и прогноза развития педагогической науки // Педагогика. – 1995. - № 5. – С. 18-24.

10. Смирнов А.В. Об одном из возможных путей развития школы ХХI века // Наука и жизнь. – 1999. - № 2.

11. Тамарин В.Э., Кузьмина Э.М. Перестройка школы и новое педагогическое мышление. – Барнаул, 1989 (кафедра педагогики).

12. Шадриков В.Д. О реальной добродеятельной педагогике // Хрестоматия по педагогике / Сост. О.П. Морозова. – Барнаул, 1999. Ч. 1.– С. 33-37.

13. Шубинский В.С. Вопросы разработки новой педагогической теории // Новые исследования в педагогике. – Вып. 1. – М., 1989. - С. 7-10 (Краевая библиотека им. В.Я. Шишкова).

Вопросы и задания для самоконтроля и коллективного обсуждения:

1. Можно ли согласиться с такой трактовкой предмета педагогики: «Предметом изучения педагогики должно стать исследование всего процесса социального формирования человека… исследование всей суммы фактов, которые его определяют, закономерностей, которым он подчинен» (М.В. Крупенина, В.Н. Шульгин. В борьбе за марксистскую педагогику. – М., 1929. – С. 89).

2. Докажите, что ориентированная на практику наука может развиваться только во взаимосвязи с ориентированной на науку практикой.

3. Не случайно педагогику называют сегодня авторитарно-императивной дисциплиной, бездетной наукой. Острой критике подвергаются ее основные концептуальные положения.

Предлагаем вам обсудить следующие критические высказывания в адрес современной педагогической науки.

«Педагогика – сама живая, очеловеченная наука, наука и искусство, где прихотливая, динамичная жизнь ребенка, эмоционально насыщенная и текучая, является самой сутью, предметом и целью теории.

Однако доныне в концепциях и теориях все это растворяется в технологиях, системах, комплексах, моделях, где цели подменяются средствами, где наличествует внешняя научная оснастка с раскрученной игрой дефиниций, когда, по острому замечанию одного ученого, каждый хочет внести свой свежий вклад и новый взгляд в несусветную путаницу. Активно транслируется и зарубежный опыт, который в новой педагогике оборачивается модой и становится визитной карточкой. Если вы не работаете в области ноу-хау, не знаете вальдорфских школ, вам снисходительно посочувствуют, отводя взгляд» (Мягченков С. К педагогике духовности // Воспитание школьников. – 1995. - № 5. – С. 11.).

«В педагогической теории господствует формализм при описании педагогических теорий и явлений. Классификация и обобщения исходят не из целостного понимания педагогического процесса, в котором учитель немыслим без учеников, ученики же немыслимы без своих индивидуальных свойств, а из весьма одностороннего его понимания. Из целостного процесса исключены дети, школьники, игнорируется их жизнь. Именно на такой «основе» классифицируются, например, уроки. Уроки оказываются не такими, на которых разворачивается совместная, основанная на взаимопонимании, на общности интересов и стремлений работа учителя и учащихся, а такими, на которых учитель руководствуется своими императивными намерениями: объяснять, проверять, закреплять. Отсюда типы уроков: урок объяснения нового материала, урок закрепления знаний и навыков, комбинированный урок и т.д. Хотя методы обучения трактуются как способы совместной работы учителя и учащихся, тем не менее, они классифицируются опять-таки по формальным признакам, скажем, по источникам знаний – устное слово, печатный материал, практическая деятельность и др.

В учебниках педагогики и дидактики все разложено по полкам, как у того «книголюба», который размещает на полках книги по их цвету, красоте и объему. Потрепанные книги скрывает на нижних полках, чтобы их не было видно. Если бы он разложил книги по их содержанию, то, возможно, полки выглядели бы не так красиво. Удобна ли такая – по цвету, красоте оформления – расстановка книг для человека, которому нужно будет изучать какую-нибудь проблему?

Делается ли это для того, чтобы детям было радостно в педагогическом процессе, а учителю была бы предоставлена возможность для творческого взлета? Нет. Тут главное, чтобы не пострадала теория педагогики, чтобы она выглядела как стройная система. Впусти детей в эту систему, и они разнесут ее в пух и прах. А учитель, обученный этой педагогике, забывает о детях. Для него главное – какую ставит он перед собой дидактическую задачу.

Дети не шумят в учебниках педагогики, их как будто вовсе нет. Ни один учебник не обмолвится о том, что есть дети-шалуны, дети застенчивые, дети способные, дети тугодумы, что у детей есть своя жизнь, что они любят шуметь, играть, что они порой ссорятся и дерутся друг с другом.

Педагогика, не признающая жизнь в ребенке, всегда будет вынуждена прибегать к силе, демонстрации власти, к строгости, к принуждению. Способы давления (как наказания, так и поощрения) в этой педагогике и соответствующей ей практике всегда будут предметами первой необходимости.

Может быть, и вправду о живом ребенке лучше не говорить в учебниках педагогики и методических разработках, ибо признание такой действительности будет равносильно тому, чтобы дать возможность ярому шалуну покопаться в книжной полке, убранной по принципам «эстетики». Этот шалун, если бесконтрольно впустить его в учебник педагогики, в педагогическую «теорию», может устроить там такой ералаш … Лучше указать, что учитель должен любить свой предмет, свою профессию (а не своих учеников). Если заговорить о любви к ученикам, то тогда нужно будет говорить и том, как надо их любить, как нужно проявлять свою любовь к ним, т.е. надо будет с этой точки зрения переосмысливать многие педагогические явления, понятия, классификации, и тогда опять же в стерильных казенных текстах начнется ералаш. Так что лучше – по неписанным законам административной педагогики – не впускать детей в науку, она – чистая вещь, она имеет дело с теорией, а там дети не нужны, ибо могут мешать; без них спокойнее, тем более что их никто не спрашивает, как их воспитывать, чему и как учить, они просто обязаны подчиняться, вот и все.

Я, конечно, иронизирую, но что делать, если состояние педагогической науки и практики заставляет нас серьезно тревожиться» (Амонашвили Ш.А. Основания педагогики сотрудничества // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1989. – С. 149-150).

Внимательно изучите учебники и учебные пособия по педагогике, вышедшие в последние годы.

Как вы считаете, удалось ли их авторам устранить указанные недостатки?

Можно ли фиксировать наметившиеся гуманистические тенденции? Подтвердите свои выводы конкретными примерами.

4. «В принципе педагогика – это та самая наука, которая исследует, анализирует, ставит вопрос о том, как помочь человеку «поднять» его душу, чтобы человек «выпрямился». И пусть душа – это нечто эфемерное, то, что не подлежит расшифровке …то, что в последнее время обращает на себя особое внимание, в результате чего появляются красивые названия – «аура», «карма» и т.д. Именно педагогика определяет средства, методы, те самые механизмы, которые позволяют сделать человека счастливым, помочь ему обрести себя, стать творческой личностью. Все это очень важно. Важно потому, что мы в ответе за самих себя. Но этого мало – мы в ответе за других. И если я человек, и если я педагог, то вся моя педагогическая деятельность основывается не только на том, как помочь маленькому человеку превратиться в Человека с большой душой. В ВЕЛИКОдушного человека.

Любовь – это отношение к другим и другими. Любить – это «выйти за пределы самого себя» и помочь человеку совершить то же, т.е. стать другим. Увидеть в другом то, что в нем никто до тебя не видел. Удивиться, обрадоваться.

Любовь – это процесс, то есть смена состояний, и чтобы подняться до любви, возможно, следует пройти несколько стадий: привлечь внимание к себе; заинтересовать собой; увлечь собой; прийти к сотрудничеству, то есть подняться по нескольким ступенькам отношений … Это целая система отношений, через которую человек воспринимает себя и окружающих людей. И, конечно же, любовь начинается с самого себя, с понимания индивидуального смысла бытия. И любовь становится событием, т.е. помогает мне ощутить свою со-при-част(ь)-ность. Моя жизнь становится ценной для меня и для того, кто сможет полюбить меня. Значит, Я – это Я, а чтобы возникло МЫ, необходимо еще Я, но уже другого человека. Наверное, не самое это удачное – говорить про себя МЫ. В любви человек не просто отдает или получает, в любви он делится своим. Значит, чтобы было ЧТО раз-делить, или от-делить, или у-делить, надо что-то иметь в себе такое, что было бы только у меня, что не связывало бы меня ни с какими другими людьми – свое единственное, исключительное, иное. Чтобы другой человек сказал: «Ты мне нужен, я не могу без тебя». И если нет учителя, нет и ученика, а если нет ученика, значит, нет и учителя. Мы обречены быть вместе, потому что тогда мы действительно МЫ. Так почему нам с тобой должно быть плохо, это же наша с тобой жизнь. А у нас у каждого она одна. Значит, и надо ее наполнить любовью. И тогда:

Я – УЧИТЕЛЬ – верю в достижение тобой успеха – именно это и есть ЛЮБОВЬ. И твой успех – это успех моей работы, моей жизни.

ТЫ – УЧЕНИК – доверяешь мне. И тогда у нас вместе будет получаться замечательно. Я нужен тебе для того, чтобы ты смог превзойти себя. И ты веришь в мое

СО-СТРАДАНИЕ,

СО-ДЕЙСТВИЕ,

СО-ТВОРЧЕСТВО,

которые приобщают тебя к КРАСОТЕ, ИСТИНЕ, ДОБРУ» (Казанский О.А. Педагогика как любовь. – М., 1996. – С. 8-26.).

Совершенно очевидно, что основной лейтмотив книги: педагогика начинается с любви и кончается там, где кончается любовь. Не здесь ли заложена основная идея перестройки педагогической науки? Обоснуйте свое мнение.

5. В чем выражается кризис современной педагогики?

6. На основе анализа научно-педагогической литературы раскройте тенденции, которые характеризуют развитие современной педагогической науки.

7. Возможно ли обновление современной школы без фундаментального обновления педагогических взглядов и убеждений учителя? Аргументируйте свой ответ.

8. Одна из «ловушек», подстерегающих метафизическое мышление, - соблазн найти единственное, универсальное решение для множества разнообразных проблемных ситуаций. Не могли бы вы привести примеры такого подхода учителей-предметников и классных руководителей?

9. Проанализируйте соотношение педагогической науки и педагогической практики.

10. Какое значение имеет изучение педагогической науки и педагогического опыта для начинающего свою профессиональную деятельность учителя?

11. «Наша ситуация сравнима по своей уникальности и сложности с периодом, который переживала советская школа в 20-е годы ХХ века. Но вспомним слова Ш. Амонашвили о том, что школа тогда все-таки осталась традиционной, и только сейчас ей представился шанс перейти в некое новое качество. В общем и целом наши социологические и психологические наблюдения подтвердили это: не случайно мы так много и подробно анализировали феномен учительской власти, с одной стороны, и проблему приспособления учеников к школе – с другой.

Мы пришли к выводу, что, ориентируясь на «производство» послушных, несамостоятельных людей (вполне в традициях авторитарной педагогики, шлифовавшихся веками!), школа не только делает своих питомцев беззащитными перед будущим, но и подрывает основы учительского авторитета. Такова особенность всякой деспотической власти в недемократическом по своей природе обществе. Разрушаясь, эта власть не освобождает от себя людей, а стремится раздавить, искалечить их судьбы, сделать их еще более беспомощными – уже в ситуации безвластия и кризиса важнейших жизненных ценностей. Именно поэтому переходный период от «старой» к «новой» школе оказался гораздо более драматичным, чем представляли его в годы перестройки даже выдающиеся педагоги» (Арутюнян М.Ю., Здравомыслова О.М., Шурыгина И.И. Учителя и ученики: два мира? – М., 1992. – С. 155.).

Какие стратегические целевые ориентиры встают в связи с этим перед школой и педагогической наукой?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _5_

Методы и логика научно-педагогического исследования

План занятия:

1. Роль в исследовательской функции педагогической деятельности учителя.

2. Логика педагогического исследования.

3. Структура наблюдения и эксперимента.

4. Дополнительные (частные) методы педагогического исследования: анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности учащихся, изучение передового педагогического опыта и др.

5. Математические и статистические методы в педагогике.

6. Участие будущих учителей в УИРс и НИРс.

Литература:

1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М., 1982.

2. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. – М., 1988.

3. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. – М., 1977.

4. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М., 1982.

5. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. – М., 1985 (Хрестоматия по

педагогике / Сост. О.П. Морозова. – Барнаул. - 1999. – Ч. 1, гл. 2).

6. Изучение личности школьника учителем / Под ред. З.И. Васильевой. – М., 1991.

7. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. – М., 1991.

8. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н.В. Кузьминой. – Л., 1980.

9. Подласый П.И. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М., 1999. – Кн. 1. – С. 44-68.

10. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. – М., 1979.

11. Фридман Л.М. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. – М., 1988.

Вопросы и задания для самоконтроля и коллективного обсуждения:

1. На основе анализа текстов, представленных в Хрестоматии по педагогике (Сост. О.П. Морозова, 1999), постарайтесь выполнить следующие задания:

- определите педагогические проблемы, которые, по Вашему мнению, целесообразно было бы исследовать;

- сформулируйте проблему научно-педагогического исследования, дайте краткое обоснование ее актуальности;

- определите объект, предмет, тему, цель, задачи исследования;

- попытайтесь построить гипотезу и составить план экспериментальной работы.

При этом обратите внимание на то, что цель практически любого исследования, как утверждают ученые, может укладываться в рамках следующих формулировок:

- разработать педагогические (научно-методические, организационно-педагогические и т.п.) основы формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо;

- выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические (дидактические, методические, методологические) условия (предпосылки и условия) формирования (воспитания, развития) …;

- обосновать содержание, формы, методы и средства …;

- разработать методики (методические системы) формирования чего-либо;

- определить и разработать педагогические (дидактические) средства (пособия, ТСО и т.п.); разработать требования, критерии, теоретическую модель чего-либо;

- охарактеризовать педагогическую концепцию, показать ее историческую значимость и роль в развитии современной педагогики (системы образования);

- проанализировать и обобщить теоретический и практический опыт педагогов такого-то периода по такому-то направлению, определить его значение для развития образования (педагогики) на современном этапе (Новиков А.М. Как работать над диссертацией (пособие в помощь начинающему педагогу-исследователю). – М., 1994. – С. 36-37).

2. Какое наблюдение можно отнести к методу научного исследования?

- Классный руководитель наблюдает за «тишиной на уроке».

- Педагог ведет наблюдение за развитием учащихся при условии обучения их на высоком уровне трудности.

- Дежурные ведут наблюдение за порядком в раздевалке.

- Учитель на экскурсии вместе с детьми наблюдает заход солнца.

- Завуч на уроке наблюдает умение молодого учителя вести опрос учащихся.

3. Ниже приведены названия опытов. Какой из них вероятнее всего можно отнести к научно-педагогическому эксперименту?

- Опыт химической реакции, демонстрируемый на уроке.

- Опыт проведения выбора директора школы.

- Опыт массового медицинского обследования детей.

- Опыт гибридизации растений на пришкольном участке.

- Опыт обучения учащихся начальных классов школы-лаборатории и арифметики на алгебраической основе.

4. Безусловно, в будущей работе вас будет интересовать микроклимат в детском коллективе, самочувствие каждого из его членов, отношение детей друг к другу …

Какие методы вы считали бы возможным и целесообразным использовать для получения необходимой исследовательской информации? Постарайтесь обосновать их выбор и охарактеризуйте условия применения.

5. Хороший материал для изучения индивидуальности учащихся и включения их в воспитательный процесс классному руководителю дает метод «Недописанного текста» (предложения, рассказа, сочинения). Например: «Школа для меня – это…», «Урок бывает интересным, когда …», «Понять учебный материал – это значит …», «Наш класс мог бы быть по-настоящему дружным в том случае, если …» и др.

Используйте подобную методику со студентами своей группы. Проанализируйте полученные результаты. К каким выводам вы пришли?

6. Познакомьтесь с книгой «Педагогический поиск» (Сост. И.Н. Баженова. – М., 1988). Дайте оценку элементов исследования, имеющих место в творчестве педагогов-новаторов.

7. По мнению немецкого ученого Лотара Клинберга, «определенные педагогические частичные процессы могут быть выражены художественными средствами более адекватно, чем через теоретический анализ. Педагогика должна придавать большое значение предвосхищающей (определяющей) функции искусства. Очень часто в художественном произведении изображаются процессы, которые некоторым образом как бы уже «носятся в воздухе» и уже «зондируются» художником, но еще не могут быть достаточно хорошо осмыслены в теории» (Клинберг Л. Проблемы теории обучения. – М., 1964. – С. 182).

Проиллюстрируйте это суждение на материале конкретного художественного произведения.

Сформулируйте вывод о целесообразности обращения к истории литературы и искусства при изучении педагогики.

8. «Галочка-Палочка подошла к Севрюге. Раскрыла свой маленький квадратный блокнотик в блестящем переплете под крокодила.

- Где ты живешь? В канцелярии почему-то твоего адреса нет.

Севрюга сразу на дыбы:

- Зачем вам?

- Как зачем? Должна же я у всех вас домашние условия проверить. Скоро до тебя очередь дойдет.

- А я вам и так скажу: хорошие условия.

Для чего он ее злит? Галочка-Палочка последние дни ходит веселая, добрая, шутит с нами. И мы с ней тоже, как равные с равной.

- Ну-ка, Копыльцов, без разговоров! Улица?

- Восточная, - нехотя произнес Севрюга.

- Номер дома?

- Не помню … И все равно вас тетка не пустит. Она никого не пускает.

- Не твоя забота! – Все-таки разозлил ее. – Посмотришь номер дома и завтра утром скажешь. Без особых напоминаний. Понятно?

- Понятно, - буркнул Севрюга.

Галочка-Палочка, захлопнув свой крокодиловый блокнотик, пошла по коридору, сердито стуча шпильками» (Квин Л.И. Мы, которые оболтусы // Квин Л.И. Сколько осталось до звонка. – Барнаул, 1967. – С. 64.).

Какие ошибки, по вашему мнению, допустил педагог, намереваясь познакомиться с семейными условиями своих воспитанников?

9. Ежедневно всматриваясь в стиль работы опытных коллег, начинающий свою профессиональную биографию учитель все активнее включается в жизнь педагогического коллектива, в решение воспитательно-образовательных задач, стоящих перед школой.

Именно об этом говорит писательница Мария Прилежаева, показывая в одном из своих произведений профессиональное становление молодой учительницы. Прочитав фрагмент, попробуйте раскрыть значимость посещения начинающим педагогом уроков своих коллег.

«Маша присматривалась, слушала и училась, училась.

Немолодая математичка Анастасия Дмитриевна вначале казалась Маше обыденной. Слишком уж скучна была ее внешность! Серенькое лицо, острые плечи, согнутая заботой спина. Между тем шестиклассники успешнее всего занимались именно математикой.

Маша пришла к математичке на урок. Она хотела узнать, каким секретом владеет Анастасия Дмитриевна. Когда учительница начала объяснять, Маша увидела в глазах мальчиков то внимание, какое на своих уроках знала только в самые лучшие дни. Слушая урок, Маша открыла в учительнице то, что не сразу сумела в ней разглядеть: дисциплину мысли, широту и разнообразие знаний. Бесцветная, плохо одетая учительница была образованнейшим человеком. Вот чем держался ее авторитет в классе!

Маша заметила: на плохую дисциплину чаще жаловались учителя с вялым и нелюбопытным умом, те, что жили запасом когда-то давно приобретенных и им самим прискучивших сведений. Или желчные люди, подозревавшие в любом ученике злоумышленника.

Ботанику в шестом классе преподавала старый педагог Людмила Васильевна. Про нее хотелось сказать чуть выспренне: «убелена сединами». У нее были пышные, празднично белые волосы, глядя на которые Маша думала, что старость красива. Что-то в ней было домашнее, она охотница была посмеяться, молодые учительницы делились с Людмилой Васильевной сердечными тайнами. Дома, в свободный часок, она любила разложить пасьянс, рассказывала внучке на ночь сказки.

И к Людмиле Васильевне Маша пришла на урок. Здесь она научилась едва ли менее важным вещам, чем у математички Анастасии Дмитриевны. На уроке ботаники она оказалась свидетелем воспитания чувств и идей.

Людмила Васильевна рассказывала шестиклассникам о плодородии почвы. Борьба русских ученых – Костычева, Докучаева, Мичурина – за плодородные земли оказалась фантастичнее вымысла.

В перемену тихий Леня Шибанов спросил классную руководительницу: «Мария Кирилловна, не стать ли мне докучаевцем? Буду сажать леса» (Прилежаева М.П. Юность Маши Строговой // Собр. соч.: В 3 т. – Т. 1. – С. 351-352.).

Сформулируйте вопросы, которые вы хотели бы уяснить для себя, наблюдая за деятельностью других педагогов на уроке.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _6_

Система образования и ее совершенствование

в современных условиях

План занятия:

1. Понятие о системе образования.

2. Принципы организации и функционирования системы отечественного образования.

3. Пути обновления системы образования в современных условиях. Возможности использования зарубежного опыта.

4. Прогнозирование развития системы непрерывного образования в России

5. Место школы в целостной системе непрерывного образования.

Литература:

1. Бестужев – Лада И.В. Идеальные представления о системе народного образования // Педагогика. – 1998. - № 5.

2. Бестужев – Лада И.В. К школе ХХI века: Размышления социолога. – М., 1988.

3. Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора. // Педагогика. – 1997. - № 2.

4. Гершунский В.С. Философия образования. – М., 1998.

5. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. – М., 1999.

6. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М., 2001.

7. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994.

8. Концепция непрерывного образования // Народное образование. – 1989. - № 10. – С. 3-12.

9. Куркин Е. Школа на рубеже тысячелетий //Первое сентября. – 2000. - № 3,6,11,14,16,22.

10. Мясников В.А. О функциях общеобразовательной школы // Педагогика. – 1992. – № 9-10. – С. 20-23.

11. Перспективы развития системы непрерывного образования. – М., 1990. – Гл. 2.

12. Система отечественного образования: стратегии развития // Введение в педагогическую деятельность / А.С. Роботов и др. – М., 2000. С. 127 – 162

13. Суд над системой образования: стратегия на будущее / Под ред. У.Д. Джонстона. – М., 1991.

Вопросы и задания для самоконтроля и коллективного обсуждения:

1. Укажите основные элементы системы непрерывного образования.

2. В Законе российской Федерации «Об образовании» (ст. 1) говорится: «Российская Федерация провозглашает сферу образования приоритетной». Как вы это понимаете: что значит «провозглашает», что такое «сфера образования», что означает «приоритетной»? Как соотносятся декларации закона и социальная практика? Повлияли ли положения Закона на какие-либо стороны вашей жизни?

3. Перечислите «болевые точки» современной школы, проиллюстрируйте примерами из своего личного довузовского опыта.

4. В биографической повести «Встань и иди» Юрий Нагибин пишет:

«Вместо школы я отправился вместе с отцом в Музей изящных искусств. …Музей со всем, что его наполняло, переносил меня в мир, далекий от грубого мира школы. Священная тишина залов словно навсегда исключала безобразный хаос школьных перемен, а печальный покой Ватто – ту оскорбительную тревогу, всегдашнюю готовность к оскорблениям и унижениям, в какой держала меня школа. Тогда я не понимал этого, как понимаю сейчас. Я думал, что обожал живопись, на самом деле, я ненавидел школу» (Нагибин Ю. Встань и иди // Юность. – 1987. - № 10. – С. 62.).

В чем вы видите причины отчуждения ребенка от школы, от учителя? Каковы пути их преодоления?

5. На основе анализа научно-педагогической литературы определите ведущие тенденции совершенствования системы отечественного образования.

6. Раскройте свое понимание идей гуманизации и гуманитаризации школы.

7. Демократизация школы … Одни не скрывают скептицизма, памятуя о недалеком прошлом, другие высказывают самые радужные надежды. Как вы понимаете эту демократизацию, как представляете суть процесса? Видите ли его, если да, то верите ли в успех? От чего или от кого она зависит? Что означает демократизация образовательной системы для народа, для самой школы, для семьи, наконец, главное – для детей? А что бы вы предложили для демократизации учебных заведений, если считаете таковую необходимой?

[1] Таксономия целей – представление педагогических целей в определенной иерархии ценностей, основанной на той или иной дидактической или воспитательной концепции.

Наши рекомендации