Задания для самостоятельной работы. 1. Дайте определение понятия «нравственное воспитание»

1. Дайте определение понятия «нравственное воспитание».

2. Назовите основные задачи нравственного воспитания.

3. В чём состоит специфика морали и нравственности как этических понятий?

4. В чём состоит сущность нравственного воспитания и сущность нравственности личности?

5. Какова главная цель этических воспитательных дел?

6. В чём Вы видите значение эстетического воспитания в развитии личности?

7. В чём состоит сущность эстетического воспитания?

8. Какие задачи решаются в процессе эстетического воспитания?

9. Как правильно организовать работу по формированию у учащихся нравственных и эстетических потребностей?

10. Какая работа с учащимися способствует развитию у них эстетических представлений и понятий, эстетического вкуса, художественно-творческих задатков и способностей?

11.В чём Вы видите связь между нравственным и эстетическим воспитанием? Как они взаимообусловлены?

Вопросы для дискуссии:

1. Интеллигентность — состояние души или социальное положение? Однозначна ли связь интеллигентности и образованности?

2. Приобщение к искусству — роскошь или необходимость?

3. Гуманизм и индивидуализм — антиподы?

4. Зачем человеку воспитание, если у него, человека, есть совесть?

5. В.Г.Белинский писал: “Дети — гости настоящего и хозяева будущего”. Чувство гостя — не провоцирует ли оно некоего социального эгоизма, иждивенчества, благосклонного и снисходительного принятия чьей-то заботы? Кем — гостями или хозяевами жизни — вы хотели бы видеть своих детей?

Контрольные задания

1. Назовите:

А) задачи нравственного и эстетического воспитания;

Б) пути осуществления нравственного и эстетического воспитания.

2. Продолжите:

А) основными категориями нравственного сознания являются…..

Б) основными категориями эстетического сознания являются……

В) наиболее эффективными средствами нравственного и эстетического воспитания являются…….

Г) нравственные чувства- это……

Д) эстетические чувства- это…….., эстетический идеал- это……

3. Заполните таблицу:

  Нравственное воспитание Эстетическое воспитание
Методы    
Средства    
Формы    

4. Из курса «Истории педагогики» вам известны различные подходы к пониманию роли воспитания, в том числе нравственного. Вот ещё один взгляд поэта начала XX века М.Волошина. Выскажите своё отношение к нравственной позиции автора.

Из всех насилий,

Творимых человеком над людьми,

Убийство- наименьшее,

Тягчайшее же- воспитание…

Смысл воспитания-

Самозащита взрослых от детей.

5. Как Вы понимаете тезис В.А. Сухомлинского – «нравственность- это активное добродеяние»? Какие, на Ваш взгляд, в связи с этим задачи должен решать учитель?

6. Размышляя о нравственном воспитании детей, Я. Корчак писал: «Я думаю, что многие дети вырастают в отвращении к добродетели потому, что её безустанно внушают, перекармливая хорошими словами». Можно ли согласиться с таким выводом?

7. Выражая свой главный принцип воспитания, Я. Корчак писал: «Пусть дитя грешит. Не будем предупреждать каждое движение… Помни, в минуты тягчайшей душевной борьбы нас может не оказаться рядом… Ибо, если ребёнок не ошибается в детстве, не учится бороться с искушениями, он вырастет пассивно- нравственным». Прав ли Я. Корчак? Аргументируйте свой ответ.

8. Александр Нилл в книге «Саммерхилл- воспитание свободой» пишет: «Мой многолетний опыт общения с детьми в Саммерхилле убеждает меня в том, что нет никакой необходимости учить ребёнка, как себя вести, он в своё время сам узнает, что хорошо и что плохо, если на него не будут давить. Учение- процесс приобретения ценностей из своего окружения. Если родители сами честны и нравственны, их дети в должное время пойдут тем же путём». Согласны ли Вы с таким подходом? Обоснуйте свою точку зрения.

9. Заполните таблицу «Динамика проблемы правил поведения для учащихся»:

Правила поведения, собранные для юношества (Я.А. Коменский) Правила поведения для воспитанников (А.С. Макаренко) Типовые правила для учащихся современной общеобразовательной школы
     

10. Разработайте тематику проектов, которые будут способствовать развитию нравственной и эстетической культуры личности.

Наши рекомендации