Создание подготовительной среды

Согласно концепции Монтессори о свободном развитии ребенка, подготовка среды (а в связи с этим и подготовка учителя) составляет фундамент практической педагогики. Подготовленное окружение должно быть полностью сориентировано на физические и духовные потребности ребенка, на его внутренний мир, принципиально отличный от мира взрослых людей. Подготовленная среда – это, по сути, жизненное пространство, в котором ребенок может хорошо себя чувствовать и осуществлять свободную деятельность, направленную на познание окружающего мира и созидание собственного «Я». Это жизненное пространство ребенка органично перетекает в образовательное, которое нацелено, прежде всего, на то, чтобы он высвобождал свои природные созидательные силы. Окружающая его среда устроена таким образом, чтобы максимально побуждать к наблюдению, переживанию и действию. При этом, строгая упорядоченность педагогически организованного мира ведет ребенка и к упорядочению самого себя. Подготовленная среда стимулирует ребенка как к созидательной деятельности, так и к игре, в которой речь идет о соблюдении определенных правил. Это образовательное пространство представляет мир ребенка, в котором подготовлены элементы упорядоченности для его интеллектуального и нравственного развития, что, в конечном счете, ведет и к стимулированию саморазвития растущего человека. В ходе свободной работы ребенка в подготовленной среде на него воздействуют многочисленные предметы – развивающий дидактический материал, который вызывает интерес и стимулирует к самостоятельной деятельности. Более того, как показывает практика, педагогически подготовленная по методу Монтессори среда в классе, а уж тем более, в условиях дошкольного образования, выполняет важную психосберегающую функцию для детей, поскольку обеспечивает уникальные возможности для развития каждогоребенка.

И хотя среда влияет на развитие ребенка опосредованно - содействуя или препятствуя собственно процессу развития, она, тем не менее, не может сама по себе создавать и творить его жизнь. Поэтому Монтессори-учитель максимально продуктивно старается организовать специально подготов­ленное культурное пространство, поскольку известно, что истинная свобода че­ловека всегда сопряжена с освоением того, что его окружает. У ребенка, окруженного до поры таинственными предметами познания, книгами, энциклопеди­ями, лабораторными приборами, орудиями различных ремесел, появляется спонтанная ответственность за освоение всего этого богатства. Он концентрируется в работе с предметами-стимула­ми, и освобождение его духа приходит само собой, естествен­ным путем, без каких-либо взрослых вмешательств и специаль­ных педагогических приемов.

Как образно отмечала М.Монтессори в своей книге «Самовоспитание и самообразование в начальной школе», в такой «гармонической обстановке ребенок сосредотачивается на интеллектуальной работе, как семя, пустившее корешки в подхо,дящую почву. Мешать их занятиям – значило бы совершать насилие над их жизнью».

Она указывала, что необходимо так организовать среду, чтобы она «давала ребенку ту «пищу», которая ему необходима». С помощью такой «пищи» ребенок «упражняет ум и самостоятельно развивает нравственные и духовные качества личности, причем такие сложные, как терпение, постоянство в работе, искренность, приветливость».

При этом Монтессори придавала такой среде значительно более значение, чем просто средство для обучения и воспитания детей. Она видела в этом пространстве, прежде всего, возможность «защиты ребенка от сложных и опасных препятствий, угрожающих ему в мире взрослых, убежище в шторм, оазис в пустыне, место духовного отдыха, признанное гарантировать его здоровое развитие».

Подготовленная таким образом дидактическая среда должна направлять активность ребенка на окружающие его дидактические материалы. Работая на этом, педагогически созданном пространстве, ребенок посредством собственной активности усваивает элементы культуры и, по сути, открывает для себя процесс учения.

В связи с этим педагогика Монтессори предъявляет и ряд принципиальных требований, которые содействуют наиболее эффективной реализации функций подготовительной среды, к которым относятся воспитание и собственно сам процесс обучения. К этим требованиям Монтессори относит следующие:

· оснащение среды должно стимулировать ребенка к самостоятельной деятельности (все предметы, подготовленные для ребенка, должны быть упорядочены таким образом, чтобы была ясной внешняя цель; это стимулирует интерес, который провоцирует повторение действия вслед за ее начальной операцией);

· дидактический материал призван помочь ребенку постигать миропорядок (каждый материал должен нести в себе информацию о предметах и явлениях природы, культуры, социума, их суть и многообразие связей, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок усваивает, таким образом, обретая знания о мире и, одновременно, и своих возможностях);

· в каждом дидактическом материале должна выделяться (выпячиваться) конкретная характеристика предмета или явления, подлежащая изучению (т.е. материал конструируется таким образом, чтобы у ребенка постоянно акцентировалось внимание на конкретной учебной задаче, например, различение цвета, размера, объема предмета и т.д.);

· любой дидактический материал, оснащающий подготовительную среду, необходимо делать эстетичным, притягательным для ребенка (предметы, окружающие малыша, должны привлекать к себе цветом, блеском, красотой формы, иначе говоря, должны являть собой гармонию);

· в оснащении и структурировании среды чрезвычайно важен учет периодов сензитивности в развитии ребенка (наиболее качественно развитие познавательных способностей и качеств личности происходит, по мнению Монтессори, в определенные периоды жизни ребенка по мере его вросления, например, в три года – рисование, в четыре – различение форм предметов и т.д.);

· общим требованием для всех используемых материалов на данном конкретном образовательном пространстве является их количественное ограничение (этим достигается: 1 – формирование упорядоченного представления о мире; 2 – воспитание у ребенка понимания о необходимости согласовывать свои интересы с интересами других людей);

· конструкция дидактического материала в обязательном порядке должна обеспечить ребенку возможность самостоятельного контроля за ошибками, проверку правильности своих действий и полученных результатов (приучение ребенка при выполнении работы действовать вдумчиво, аналитически и четко);

· соответствие оснащения подготовительной среды возрастным и индивидуальным особенностям ребенка (для наиболее эффективного содействия проявлению внутренних импульсов у ребенка).

Убежденный противник классно-урочной системы, М.Монтессори решительно изменила облик помещений, в которых занимались дети. Она шутила, что нашла к уже имеющимся двумстам шестидесяти проектам школьных парт двести шестьдесят первый - все их выбросить. В «Доме ребенка» были установлены легкие переносные столики, маленькие стулья и кресла так, что даже трехлетний ребенок мог их легко переставлять в соответствии со своими потребностями. Тогда же появились и маленькие коврики, которые детям расстилали на полу и, лежа или сидя на них, занимались дидактическим материалом.

Педагогическим задачам, подчинена и архитектура школ Монтессори: помещения для индивидуальных и групповых занятий расположены вокруг общего для них внутреннего дворика, где дети знакомятся с природой (растениями, мелкими домашними животными).

Еще одна особенность - это открытые двери. Дети свободно перемещаются из комнаты в комнату, попадая туда, где занимаются более старшие. Открытые двери предполагают совершенно иные, чем в открытой школе взаимоотношения, атмосферу и организацию.

Еще одна находка - перегородки между классами выполненные в виде низких, на уровне детских голов, стен. Иногда чтобы сделать комнату более красочной используют шторы. Эти низкие стены могут служить подставками для цветочных ваз с комнатными растениями и аквариумов с золотыми рыбками.

Монтессори-класс охватывает ряд зон:

зону практической жизни - имеет особенное значение для маленьких детей (2,5-3,5 лет). Здесь расположены материалы, спомощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты, крючки), ребенок учится самостоятельно одеваться; пересыпать и переливать (рис, воду); мыть стол и даже полировать серебро;

зону сенсорного развития - дает ребенку возможность использовать свои чувства при изучении окружающего мира. Здесь ребенок может научиться различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных предметов; познакомиться со свойствами ткани;

зоны - языковую, математическую, географическую, естественнонаучную обеспечивают материалами, основной целью которых является умственное развития ребенка.

Многие Монтессори-школы дополняют среду, окружающую ребенка, такими зонами, как: музыкальная, искусства итанцев, работы по дереву, иностранного языка, способствующими дальнейшему обогащению общего развития ребенка. Двигательные упражнения развивают ребенка физически и помогают ему почувствовать свое тело и осознать свои возможности.

Благодаря всему этому, а также тонкому психологическому подходу, учету индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка, опоре на естественные особенности человеческого восприятия «монтессорианские дети» раньше (к 5 годам) и лучше своих сверстников овладевают письмом и счетом, у них формируется склонность к учению, развивается воля.

Поскольку в начальной Монтессори-школе дети живут в раз­новозрастных классах, то учебная среда младшего класса отлича­ется от старшего. В свободной работе у младших упор делается на конкретные дидактические материалы, разумеется, более слож­ные, чем в детском саду. Их здесь остается много. Старшие же дети, уже умеющие хорошо читать и писать, предпочитают рабо Создание подготовительной среды - student2.ru Создание подготовительной среды - student2.ru тать с учебными текстами, энциклопедиями, рабочими тетрадями и справочниками. В их классной комнате стоят книжные шкафы, полки с лабораторным оборудованием и некоторое количество по­собий, которые носят тестовый характер.

Вместо уроков в начальной Монтессори-школе остается свобод­ная работа. Дважды в день проводятся так называемые Круги (почти все они связаны с обсуждением событий, происходящих в жизни детей дома и в детском саду): перед нача­лом занятий и перед завершением. Первый круг педагоги называ­ют "рефлексивным" - это своеобразный настрой на предстоящий день. Второй Круг - информационно-дидактический. На него дети собираются по годам обучения, чтобы осуществить своеобразную сборку полученных в свободном полете знаний. Самые старшие называют эти вторые Круги погружениями, потому что в течение целой недели обсуждают какую-то одну важную тему из матема­тики, из естествознания или из русского языка и пытаются ра­зобраться в ней как можно глубже.

Таким образом, подготовленная среда, где к услугам ребенка представлен максимум средств для его обучения и воспитания, в конечном счете, служит главному – проявлению свободы, составляющей, согласно Монтессори, основу развития сущностных сил индивида. Эффективность процесса развития ребенка обеспечивается, как считает Монтессори, только посредством грамотно оснащенной и структурированной среды, где имеют место свобода выбора предмета деятельности и свобода осуществления этой деятельности, что, в конечном счете, ведет к самоопределению личности. Монтессори настаивает на том, что истинная активность ребенка только и может проявиться при соблюдении условий свободной организованной работы, в ходе которой педагог является не наставником, а только помощником, вмешиваясь в деятельность ребенка лишь тогда, когда ребенок просит о помощи или когда учитель, внимательно и вдумчиво наблюдая за детьми, находит свое вмешательство необходимым.

Наши рекомендации