I. Вступительное слово учителя

1 .Сегодня на уроке внеклассного чтения мы продолжим знакомство с творчеством Самуила Яковлевича Маршака. Познакомимся с его биографией, с некоторыми произведениями, которые, может быть, не знакомы вам. И проведем литературную викторину по произведениям писателя.

2.Великолепный мастер стиха, человек высокой культуры и разнообразных интересов и знаний - С.Я.Маршак всю жизнь был добрым другом детей. Он подружил с детских лет с поэзией многих ребят, показал чудесную силу родного языка. Маршак показал, что стихами можно рисовать цветные картины мира, рассказывать знаменательные и поучительные истории, вызывать в человеке раздумье, научить мечтать о будущем.

С.Я.Маршак (1887-1964 (77 лет) был человеком удивительной работоспособности. Проработал в литературе без малого 60 лет и оставил большое наследие: стихи для детей, взрослых, сказки для чтения и представления, песни, переводы.

Еще при жизни Самуила Яковлевича Маршака один замечательный детский врач, настоящий "доктор Айболит", Георгий Нестерович Сперанский, опираясь на свой многолетний опыт общения с детьми, рекомендовал прописывать малышам стихи Маршака как целебное средство, как один из самых надежных "витаминов роста". И действительно, глупый мышонок, Рассеянный с улицы Бассейной, дама с громадным багажом, Усатый-полосатый, неутомимые почтальоны разгоняют дурное настроение, неизменно вызывают смех, улыбку у маленьких читателей стихов Маршака. А сам поэт позаботился о том, чтобы создать для них целую своеобразную поэтическую энциклопедию "Про все на свете". Есть там и рассказы о людях простых и всем необходимых профессий, и веселые, похожие на затейливые детские игры, занимательные азбуки, и поэтический календарь природы "Круглый год" с его неустанно движущимся хороводом месяцев, и даже веселая арифметика, где каждая цифра - живой образ. Потом, подрастая, читатель стихов Маршака познакомится с его замечательными переводами стихов и песен шотландского поэта Роберта Бернса и сонетов Шекспира, с Маршаком - автором сосредоточенной философской лирики, Маршаком-сатириком и Маршаком-критиком.

Вернемся к детским стихам Маршака. Он пишет для детей книги, пьесы, считалки, загадки. Маршак пишет просто, часто даже разговорным языком.

А сейчас проведем литературную викторину, небольшое соревнование между рядами;

3. Учитель читает отрывок из стихотворения С.Маршака, надо угадать его название.

1.Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке? ("Почта")

2.Только мать сошла с крылечка,

Лена села перед печкой,

В щелку красную глядит,

А в печи огонь гудит. ("Пожар")

3.Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки -

Оказалось, это брюки. ("Вот какой рассеянный")

4.Я учиться не хочу,

Сам любого научу.

Я известный мастер

По столярной части! ("Мастер-ломастер")

5.У Скворцова Гришки

Жили-были

Книжки -

грязные,

лохматые,

рваные,

горбатые,

Без конца

И без началa!.. ("Книжка про книжки")

6.Ищут пожарные,

Ищет милиция,

Ищут фотографы

В нашей столице,

Ищут давно,

Но не могут найти

Парня какого-то

Лет 20-ти. ("Рассказ о неизвестном герои")

Загадки

1.Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадает.

И никуда я не иду,

Покуда он идет. (Дождь)

2.Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял он вес

И, наконец, совсем исчез. (Календарь)

3.Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу? (Очки)

4.Музыкант, певец, рассказчик,

А всего - кружок да ящик. (Патефон)

5.Держусь я только на ходу,

А если стану, упаду. (Велосипед)

6.Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут! (Мяч)

7.Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда

Мы не уйдем.

Мы бьем исправно

Каждый час.

А вы, друзья,

Не бейте нас! (Часы)

8.Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая.

Держусь рукой за тросточку.

Тебя давно я жду.

Ты съешь меня, а косточку

Зарой в своем саду. (Вишня)

9.В Полотняной стране

По реке простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед.

А за ним такая гладь -

Ни морщинки не видать! (Утюг)

О ком это? Из какого стихотворения?

В отрывках из стихотворений, которые вы услышите, С.Я. Маршак рассказывает о различных профессиях, о труде людей.

Ваша задача – угадать, о ком идёт речь, назвать стихотворение:

Ничего он не боится

Надевает рукавицы,

Смело лезет по стене,

Каска светится в огне.

(О пожарнике из стихотворения «Пожар»)

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной рубашке?

(О почтальоне из стихотворения «Почта»)

Из какой сказки?

I. Вступительное слово учителя - student2.ru I. Вступительное слово учителя - student2.ru I. Вступительное слово учителя - student2.ru I. Вступительное слово учителя - student2.ru

I. Вступительное слово учителя - student2.ru

Перечислите зверей, которые пели песню мышонку в сказке "О глупом мышонке"? Мышка, лягушка, утка, лошадь,свинка, курица, щука, кошка.

Назовите гостей кошки в сказке "Кошкин дом"?

Кто и зачем подарил падчерице колечко в сказке "Двенадцать месяцев"? апрель

Заключение.

Подведение итогов викторины, оценки.

Урок 56

Тема: САМУИЛ МАРШАК «ДРУЗЬЯ-ТОВАРИЩИ»

Цель: развивать речевое дыхание, умение отчетливо произносить звуки; совершенствовать умение читать вслух, по цепочке, навык вы­борочного чтения; развивать умение самостоятельно работать в группе; способствовать обогащению словарного запаса пословицами и поговор­ками о дружбе, развитию внимания и памяти; содействовать установ­лению дружеских отношений в классе.

Оборудование: конверты с заданиями для работы в группах.

Подготовительная работа: несколько учащихся учат стихи о дружбе.

Ход урока

I. Организационный момент

Ученик читает стихотворение.

Прозвенел уже звонок, Будем мы усидчивы,

Начинается урок. Прилежны и внимательны —

Молча мы за парты сели, И пойдет у нас работа

Друг на друга поглядели, Просто замечательно!
Усмехнулись, улыбнулись, Н. Ковалева

К педагогу повернулись.

Наши рекомендации