Quot;Сказка о Коньке-Горбунке" Р. Щедрин -М. Плисецкая | Shchedrin - The Little Humpbacked Horse [1962 г.,Балет

Год выпуска: 1962

Жанр: Балет

Продолжительность: 01:24:31

Режиссер: А. Радунский

В ролях: М. Плисецкая, В. Васильев, А. Щербинина, А. Радунский, А. Павлинов, И. Перегудов, А. Семачев и др.

Описание:

Великолепная постановка на сцене Большого театра сказки П.П. Ершова "Конёк-Горбунок" с участием несравненной Майи Плисецкой.

В балете Р.Щедрина торжествует стихия юмора, озорства, почти скоморошьей игры, яркая красочность русского лубка. Владимир Васильев придает своей пластической повадке в этом балете национальные черты, находит интонации, идущие от русской народной пляски- медлительная растяжечка, неторопливая широта и размах всех движений, озорство в технически сложных коленцах. И все сложности дуэтных поддержек Иванушка-Васильев преодолевает словно в силу природной смекалки, а не в силу балетной выучки. Царь-девица Майя Плисецкая в пантомимических диалогах с А.Радунским демонстрирует незаурядный дар комедийной актрисы. Она отлично чувствуют иронию и юмор партитуры, во всем идет от музыки, от ее содержания и стиля. В округленных, раздольных движениях рук, игреплеч, поворотах головы — особая напевность русской женской пляски. Спокойная горделивость красавицы царевны и юмор, неистощимость в забавных выходках, озорстве, причудах, которыми она изводит незадачливого влюбленного царя.

Народность партитуры Р.Щедрина сочетается с остроумием и блеском современного музыкального языка, с интеллектуальностью, ироничностью, заставляющей вспомнить русские темы в изложении таких композиторов, как С.Прокофьев и И.Стравинский.

Сильвия

Музыка: Leo Delibes\ Лео Делиб

Балет в 3 актах

Партитура балета Лео Делиба "Сильвия, или нимфа Дианы" принадлежит к числу лучших произведений своего жанра. Услышав музыку "Сильвии", Чайковский, сочинявший в ту пору "Лебединое озеро", писал: "Что за прелесть, что за изящество, что за богатство мелодическое, ритмическое и гармоническое". Однако сценическая история последнего из трех балетов Делиба сложилась не так счастливо, как можно было бы ожидать, познакомившись с мелодичной, пленительной и очень танцевальной музыкой.

Сюжет "Сильвии" заимствован из драматической пасторали великого итальянского поэта эпохи Возрождения Торквато Тассо "Аминта". Пастораль была написана в 1573 году для представления при дворе феррарских герцогов д'Эсте. Тассо создал изящную стилизацию в духе античной мифологии и, вслед за Анакреонтом, Феокритом и Вергилием, воспел грезу о непосредственной любви юных душ, близких природе, - нимфы Сильвии и пастуха Аминты. Герои Тассо появлялись на балетной сцене задолго до балета Делиба. Еще в 1760-е годы эту историю разыгрывали в Фонтенбло и Париже в трехактном "героическом" балете "Сильвия" на музыку Бретона и Триаля знаменитые танцовщики Жан Доберваль и Мари Аллар.

Первая постановка делибовской "Сильвии", осуществленная в 1876 году на сцене Парижской Оперы балетмейстером Луи Мерантом, была решена в духе традиционного балетного "анакреонтизма": изящные нимфы, пастухи, пастушки и античные боги резвились в легкомысленных па к вящему удовольствию публики. К "Сильвии" главный театр Франции неизменно относится как к своему национальному достоянию. За последние сто лет балет Делиба ставился здесь неоднократно; причем в качестве хореографов выступали такие мэтры, как Лео Стаатс, Серж Лифарь и Джон Ноймайер. В 1950-е годы, в Лондоне, в расчете на Марго Фонтейн "Сильвию" поставил знаменитый англичанин Фредерик Аштон. И все же музыка Делиба в своей ясности и искренности передаваемых чувств гордо возвышается над всеми хореографическими интерпретациями. Она будто противится и упрощенно-балетному, и слишком интеллектуальному подходу.

В Россию "Сильвию" впервые привезли итальянские гастролеры в начале 1890-х годов.

С постановкой "Сильвии" в Мариинском театре связаны первая, неудавшаяся попытка проведения балетной реформы и скандал в Дирекции Императорских театров. Идея постановки принадлежала Александру Бенуа, влюбленному в балет и музыку Делиба. Проводить идею в жизнь должен был юный Сергей Дягилев, который по окончании Университета получил место чиновника по особым поручениям в Дирекции театров. Вместе с друзьями-мирискусниками он имел наполеоновские планы в деле реформирования казенных театров, и первым их шагом должна была стать постановка "Сильвии". Хореографами предполагались молодые, талантливые танцовщики Сергей и Николай Легаты, художниками - сам Бенуа, Константин Коровин, Евгений Лансере (декорации) и Лев Бакст (костюмы). Но в результате чиновничьих и придворных интриг Дягилев был уволен за самоуправство, а "Сильвия" в 1901 году на Мариинской сцене увидела свет в версии Льва Иванова (он не смог закончить работу из-за болезни и умер через несколько дней после премьеры) и Павла Гердта; авторов оформления официальные печатные источники не упоминали вообще. Тем не менее балет, в котором блистала Ольга Преображенская, а в одной из второстепенных ролей выступала Анна Павлова, пользовался успехом у публики и шел несколько сезонов.

Позже, во время Первой мировой войны, переговоры о постановке "Сильвии" с Михаилом Фокиным вела администрация петербургского Народного дома (постановка так и не состоялась). Одноактный вариант балета в 1916 году в Мариинском театре для Тамары Карсавиной создал Самуил Андрианов. В советское время музыку "Сильвии" для хореодрамы "Фадетта" (по Жорж Санд) использовал Леонид Лавровский (1934 - Ленинградское хореографическое училище, 1936 - Ленинградский Малый оперный театр, 1952 - Большой театр). Парафраз спектакля Лавровского, сделанный Николаем Боярчиковым в 1986 году, до недавнего времени шел в Театре им. Мусоргского (бывш. Малом оперном).

Также необходимо отметить, что на музыку "Сильвии" концертное pas de deux сочинил Джордж Баланчин. Для балетмейстера Георгия Алексидзе это уже не первое обращение к шедевру Делиба - в 1982 году он сочинил трехактную "Сильвию" в Пермском театре оперы и балета. Также и в репертуаре Академии Русского балета "Сильвия" появляется не впервые. За десять лет до училищной "Фадетты" Лавровского, в 1924 году "Сильвия" была показана (в возобновлении Владимира Пономарева) воспитанниками Государственного театрального балетного училища (так тогда называлась Академия) в качестве выпускного спектакля.

В противоположность весьма громоздким парижскому (1876 года) и петербургскому (1901-го) спектаклям с довольно запутанным сюжетом и множеством действующих лиц, нынешняя "Сильвия" Вагановской Академии - одноактный балет, основанный на музыкальной композиции из лучших фрагментов партитуры Делиба и сохранивший первоначальную сюжетную основу - любовь Сильвии, нимфы в свите богини Дианы, и пастуха Аминты.

"Сильвия" - балет о любви и сексе, знаковый для французов, почти то же, что "Лебединое озеро" в России. Спектакль поставлен на сюжет Торквато Тассо о нимфе-девственнице, раненной стрелой Эроса и обреченной любить пастуха Аминту. За 130 лет, прошедших со дня первой постановки, балет то реконструировали, то придумывали новую хореографию. Последнюю оригинальную версию в 1997 году специально для Парижской оперы поставил живой классик Джон Ноймайер. Грек Янис Коккос вывел поразительно органичный гибрид античной простоты и современного минимализма. Танцуют звезды французского балета блистательно (чисто, точно, сочетая техническое совершенство с поразительной эмоциональной свободой), опровергая расхожее мнение о французах как о танцовщиках рациональных и на актерские откровения не способных.

Свадебка

Игорь Стравинский

Сценарий, музыка и текст: Игорь Стравинский

Хореография: Бронислава Нижинская (1923)

Декорации и костюмы: Наталия Гончарова(1923)

«Свадебка», «русские хореографические сцены с пением и музыкой» – одно из последних произведений Стравинского на русскую тематику (впервые исполнено в 1923 г. в хореографии Брониславы Нижинской). «Свадебка» Стравинского – яркий образец «ритмической» музыки, характерной для творчества композиторов 1920–1930-х гг. Ритм в ней не только первичное организующее начало, но и важнейший фактор музыкального языка. Характерно, что композитор здесь не нуждается ни в струнных, ни в духовых инструментах: партитуру «Свадебки», помимо голосов, составляют ударные, для игры на которых требуются сразу шесть исполнителей, а также четыре фортепиано, использующиеся тут как особая разновидность ударных.

Гаяне / Gayne (Борис Эйфман / Boris Eifman) (Арам Хачатурян \ Aram Khachaturian) 1980 г Большой театр. 1980

Описание:

Композитор: Арам Хачатурян \ Aram Khachaturian

Хореография: Борис Эйфман

Дипломная работа хореографа - балет "Гаяне" на музыку А.Хачатуряна - был создан и показан в Малом театре оперы и балета Ленинграда в 1972 году - блистательное начало творческого пути.

Труппа Латвийской оперы и балета

Дирижер: Александр Вилюманис

"Жар-Птица" Борис Эйфман 1978г.

Хореография: Борис Эйфман

Музыка: Игорь Стравинский

Дирежер: Виктор Федотов

Актеры:

Жар- птица-Габриела Комлева

Иван- Вадим Бударин

Кащей- Аркадий Иваненко

Русская волшебная сказка «Жар-птица» впервые ожила и взмахнула своими огненными крыльями 25 июня 1910 года на сцене Парижской Оперы. Великий русский антрепренер Сергей Дягилев хотел угостить Париж чем-нибудь «нашим», и «Жар-птица» стал первым балетом на русскую тему в его антрепризе.

Музыку к спектаклю написал молодой ученик Римского-Корсакова Игорь Стравинский, а либретто – выдающийся танцовщик и балетмейстер Михаил Фокин. У балета не было ни единого литературного источника. В его основу легли многочисленные русские сказки «Кощей Бессмертный и Царевна, Красота ненаглядная», «Иван-царевич», «Жар-птица и Серый Волк».

«Жар-птица» с самого рождения была признана одним из лучших балетов Фокина. На протяжении почти столетия музыка и идея балета продолжают будоражить фантазию творцов самых разных направлений. В 1975 году Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова поставил свою «Жар-птицу», сценаристом и балетмейстером которой выступил Борис Эйфман. Он объединил образы Жар-птицы и Царевны Красы Ненаглядной и доверил его воплощение одной из лучших балерин того времени – Габриэле Комлевой.

Это ранняя работа хореографа, где уже проскальзывают нотки "другой пластики" .

Балеты:

1. "РЕКВИЕМ" муз. В.А.Моцарта

2. "КАРАМАЗОВЫ" муз. Р.Вагнера

3. "МОЙ ИЕРУСАЛИМ" муз. П.Чайковского

4. "РУССКИЙ ГАМЛЕТ" муз. Л.Бетховена

5. "ЧАЙКОВСКИЙ" муз. П.Чайковского

6. "КРАСНАЯ ЖИЗЕЛЬ" муз. П.Чайковского

7. "ДОН КИХОТ или ФАНТАЗИИ БЕЗУМЦА" муз. Л.Минкуса

8. "ДОН ЖУАН и МОЛЬЕР" муз. В.А.Моцарта, Г.Берлиоза

Наши рекомендации