Культура профессионального общения
Основные понятия: общение, педагогическое общение, функции общения, структура общения, стили общения, речевое поведение, вербальное и невербальное общение, конфликт, имидж.
После изучения этой темы студенту необходимо:
· Знать роль, функции и структуру общения и владеть навыками общения в различных жизненных ситуациях.
· Знать стили общения и уметь выбрать оптимальный стиль общения, ориентируясь на конкретные условия.
· Знать сущность культуры профессионального общения личности и овладеть ее основами в процессе учебно-познавательной деятельности в вузе.
· Знать причины возникновения конфликтов и уметь определить рациональные способы их разрешения.
Вопросы для обсуждения
1. Что такое общение и какова его роль в жизни человека?
2. В чем проявляется культура вербального и невербального общения?
3. Что может быть причиной возникновения конфликта и как следует его разрешать?
4. Каковы условия формирования культуры профессионального общения?
Основная литература
4. Бороздина, Г.В. Психология делового общения : учеб. пособие / Г.В. Бороздина. – Минск : ИНФРА, 1999. – С. 56 – 76.
5. Карпович, Т.Е. Основы педагогики : практикум / Т.Е. Карпович. – Минск : Тесей, 2007. – С.161–163.
6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии : учебник дл студ. /С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 1999. – С. 60-90.
7. Рыданова, И.И. Основы педагогики общения./ И.И. Рыданова – Минск : Беларуская навука, 1998. – С. 84 – 117.
Дополнительная литература
1. Гимпель, Л.П. Программированные тестовые задания по педагогике : учеб.-метод. пособие / Л.П. Гимпель – Минск, 2005.
2. Каган, М.С. Мир общения: проблема межсубъективных отношений / М.С. Каган.– М., 1988.
3. Кашлев, С.С. Педагогика: теория и практика педагогического процесса : учеб. пособие : в 3 ч. / С.С. Кашлев. – Ч. 2. – Минск, 2008.
4. Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. / М.М. Рыбакова. – М., 1997.
С е м и н а р с к о е з а н я т и е № 6
Основы семейного воспитания
Основные понятия: семья, семейное воспитание, содержание семейного воспитания, педагогическая культура родителей.
После изучения этой темы студенту необходимо:
· понимать роль семьи в обществе, в развитии и формировании личности;
· знать функции и типы семей; уметь квалифицировать их в реальной жизни;
· знатьосновные нормативно-правовые документы о браке, семье, правах ребенка, защите детства в Республике Беларусь; уметь использовать эти знания в семейной жизни, социально-профессиональной сфере;
· знать условия эффективного воспитания детей в семье; составляющие педагогической культуры родителей и условия ее обогащения в течение жизни.
Вопросы для обсуждения
1. Почему семья рассматривается как социальный институт и чем обусловлена роль семьи в развитии и воспитании личности?
2. Каковы функции современной семьи и чем объясняется разнообразие ее типов?
3. Какие существуют пути, средства и условия успешного воспитания детей в семье?
4. Как законодательно обеспечивается правовая защита семьи и детей в Республике Беларусь?
Литература
1. Основы педагогики : учеб.пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик. – Минск : Аверсэв, 2003. – С. 176 – 203.
2. Педагогика : учеб. пособие / Под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Роспедагенство, 1996. – С. 436–464.
3. Подласый, И.П. Педагогика : Новый курс : учебник для студ.: в 2-х кн. / И.П. Подласый – М.: ВЛАДОС, 2001. – Книга 2. – С. 199–253.
4. Харламов, И.Ф. Педагогика. – Минск : Унiвесiтэцкае, 2000. – С.489 – 505.
Дополнительная литература
1. Богославская, В.С. Школа и семья: конструктивный диалог. – Минск, 1998.
2. Воронов, В.В. Педагогика школы в двух словах / В.В.Воронов. – М., 1997.
3. Гимпель, Л.П. Программированные тестовые задания по педагогике : учеб.-метод. пособие / Л.П. Гимпель – Минск, 2005.
4. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1994
5. Лесгафт, П.Ф. Семейная воспитание ребенка и его значение. – М, 1991.
С е м и н а р с к о е з а н я т и е № 7