Краткое изложение теоретических вопросов. 1. Одаренность- качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности (общая и специальная)
1. Одаренность- качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности (общая и специальная).
Одаренность принято диагностировать по степени опережения ребенком при равных условиях своих сверстников.
Одаренность определяется 3 параметрами:
1) опережающее познавательное развитие;
2) опережающее психо - социальное развитие;
3) опережающее физическое развитие.
2. Существует два основных подхода к процессу установления одаренности. Первый основывается на системе единой оценки, второй — на комплексной. Традиционная система, по которой ребенок должен набрать более 135 баллов по шкале Станфорд-Бине, является примером единой оценки. Еще один пример — поэтапный процесс, когда ребенок подвергается традиционному тестированию только после того, как успешно преодолеет этап предварительного отбора.
3. Взрослые должны стремиться развивать у одаренных детей следующие личностные качества:
- уверенность, базирующуюся на сознании сомоценности;
- понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
- интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
- уважение к доброте, сопереживанию, терпению;
- привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
- умение помогать, находить общий язык и радость в общении с другими.
4. Индивидуальный подход - способность педагога строить пед. процесс с учетом возрастных возможностей, индивидуальных особенностей и перспектив развития каждого ребенка.
Сущность инд. подхода заключается в признании неповторимости, уникальности личности каждого ребенка, признании его права на свободное развитие и проявление своих способностей, т.е. признание конструктивного начала в ребенке.
Этапы осуществления инд. подхода.
I этап - изучение развития и актуального состояния ребенка (знание анатомо -физиологических, возрастных, индивидуальных особенностей; определение зоны ближайшего развития каждого ребенка; установление причин формирования характера и поведения; изучения особенностей семейного воспитания, семейной ситуации развития);
II этап - разработка индивидуально - дифференцированных программ (определение соответствующих средств и методов, организационных форм осуществления инд. подхода к каждому ребенку в общей педагогической работе со всеми детьми).
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение одаренности. Какие виды одаренности существуют?
2. Каковы модели выявления одаренных детей?
3. Каковы особенности работы с одаренными детьми?
4. Охарактеризуйте индивидуальный подход в работе с одаренными детьми.
Тема 10.2. Особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Основные понятия и термины по теме: одаренность, индивидуальный подход.
План изучения темы:
1. Характеристика детей с особыми образовательными потребностями.
2. Трудности в обучении.
3. Технология работы с детьми с особыми образовательными потребностями.