Краткое изложение теоретических вопросов. 1. Одаренность- качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности (общая и специальная)

1. Одаренность- качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности (общая и специальная).

Одаренность принято диагностировать по степени опережения ребенком при равных условиях своих сверстников.

Одаренность определяется 3 параметрами:

1) опережающее познавательное развитие;

2) опережающее психо - социальное развитие;

3) опережающее физическое развитие.

2. Существует два основных подхода к процессу установления одаренности. Первый основывается на системе единой оценки, второй — на комплексной. Традиционная система, по которой ребенок должен набрать более 135 баллов по шкале Станфорд-Бине, является примером единой оценки. Еще один пример — поэтапный процесс, когда ребенок подвергается традиционному тестированию только после того, как успешно преодолеет этап предварительного отбора.

3. Взрослые должны стремиться развивать у одаренных детей следующие личностные качества:

- уверенность, базирующуюся на сознании сомоценности;

- понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;

- интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;

- уважение к доброте, сопереживанию, терпению;

- привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;

- умение помогать, находить общий язык и радость в общении с другими.

4. Индивидуальный подход - способность педагога строить пед. процесс с учетом возрастных возможностей, индивидуальных особенностей и перспектив развития каждого ребенка.

Сущность инд. подхода заключается в признании неповторимости, уникальности личности каждого ребенка, признании его права на свободное развитие и проявление своих способностей, т.е. признание конструктивного начала в ребенке.

Этапы осуществления инд. подхода.

I этап - изучение развития и актуального состояния ребенка (знание анатомо -физиологических, возрастных, индивидуальных особенностей; определение зоны ближайшего развития каждого ребенка; установление причин формирования характера и поведения; изучения особенностей семейного воспитания, семейной ситуации развития);

II этап - разработка индивидуально - дифференцированных программ (определение соответствующих средств и методов, организационных форм осуществления инд. подхода к каждому ребенку в общей педагогической работе со всеми детьми).

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение одаренности. Какие виды одаренности существуют?

2. Каковы модели выявления одаренных детей?

3. Каковы особенности работы с одаренными детьми?

4. Охарактеризуйте индивидуальный подход в работе с одаренными детьми.

Тема 10.2. Особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Основные понятия и термины по теме: одаренность, индивидуальный подход.

План изучения темы:

1. Характеристика детей с особыми образовательными потребностями.

2. Трудности в обучении.

3. Технология работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Наши рекомендации