Глава 27. Социальная педагогика
Лучшее, что можно сделать для людей, — это научить их самих себе помогать,
И. Г. Песталоцци
План:
1. Возникновение социальной педагогики.
2. Предмет, объект и функции социальной педагогики.
3. Категории социальной педагогики.
Базовые понятия:социальная педагогика, субъект социальной педагогики, объект социальной педагогики, уровни социальной педагогики, социализация, адаптация, обособление, социально-педагогическая деятельность, социальное воспитание, социальное обучение.
Тема 1. «Возникновение социальной педагогики»
Сложившаяся социально-политическая ситуация на рубеже XX—XXI вв. выдвинула социальную педагогику в самостоятельную отрасль человеко-знания, ценность и значимость которой определяются в современных условиях:
• потребностью гуманизации отношений изменившейся личности и динамично меняющегося общества;
• значимостью социально-педагогических знаний в научном обеспечении развития всех сфер социальной практики (деятельности социальных учреждений, системы социальных служб);
• повышением роли социальной работы.
Идеи и традиции социальной педагогики зародились еще в Древнем мире. В V в. до н. э. Демокрит говорил о зависимости воспитания от общественных условий. Платон, Аристотель (V—IV вв. до н. э.) считали воспитание условием развития человека, связывали судьбу общества с развитием всех его граждан.
Существовавшие в античное время спартанская и афинская системы воспитания имели четкую социальную направленность, в которой отражались характер государства, особенности его социально-экономической и политической жизни.
В Новое время в общественном сознании утверждается мысль о том, что обучение и воспитание являются преобразующим фактором развития общества.
Словосочетание «социальная педагогика» было предложено во второй половине XIX в. немецким педагогом А. Дистервегом. Немецкий философ Пауль Наторп в начале XX в. выступил за всеобщую педагогизацию общества и призвал к созданию воспитательных союзов, способствующих реализации данной идеи. Эту деятельность он также назвал социальной педа гогикой. Наторп считал, что человек становится человеком только благодаря человеческой общности. Провозглашенная идея стала основой его социальной педагогики и нашла отражение в книге «Социальная педагогика», вышедшей в 1911 г.
В концепции П. Наторпа об общей педагогизации общества отражены общедемократические и гуманистические взгляды передовых людей того времени.
О социальном становлении личности писал С. И. Гессен. Он рассматривал школьное самоуправление как основу социализации личности, выступал против классового подхода и принципа партийности в системе образования.
Одним из основателей социальной педагогики в России был В. В. Зень-ковский. Его социальная педагогика основывалась на том, что человека нельзя понять, если не изучить окружающую его среду (главный фактор в социализации личности).
Для развития социальной педагогики многое сделал также И. Т. Шацкий, который считал, что развитие ребенка следует рассматривать не в его генетических задатках, а в той социальной и экономической среде, в которой происходит его воспитание и формирование. Главным в формировании личности является «социальная наследственность», под которой он подразумевал нормы, традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение.
После Октябрьской революции советская педагогика определяет социальную сущность воспитания и образования. Ученые этого периода М. В. Крупенина и В. Н. Шульгин выдвинули задачу объединения воспитательной функции школы и социальной среды привлечения социальной среды к воспитанию детей, так как без контакта с окружающей средой школа не в состоянии разрешить задачу воспитания.
Взгляды этих ученых разделял П. П. Блонский, который писал, что нельзя успешно обучать и воспитывать ребенка без знания норм и ценностей его социального окружения. Он видел причины отклонений в поведении ребенка в специфике детского организма и в особенностях окружающей его среды. П. П. Блонский охарактеризовал поведение ребенка в системе социальных отношений (поведение вожака и подчиненного, отношения между мальчиками и девочками, между трудными и благополучными детьми)2.
С именем П. Ф. Каптерева связана постановка проблемы соединения семейного и общественного воспитания. Он выступал за организацию яслей, детских садов, семейных школ и приютов для детей рабочих и крестьян.
К. Н. Венцель в 1905 г. поднимает вопрос о создании в России Великой хартии для защиты детей. Выступает за создание Интернационала учащихся и разрабатывает Декларацию прав ребенка.
С. Т. Шацкий разрабатывает идею двустороннего влияния: с одной стороны — влияние окружающей среды на формирование личности ребенка, а с другой стороны, влияние ребенка на окружающую среду.
В современных условиях потребность в социально-педагогической теории и практике усилилась, потому что возрастает роль социальных факторов в жизни общества и отдельных людей; увеличивается число детей и взрослых, нуждающихся в социальной защите, оказании социально-педагогической помощи.
Тема 2. «Предмет, объект и функции социальной педагогики»
Социальная педагогика как область науки и сфера педагогической деятельности нацелена на преобразование окружающей среды, формирование гуманных, воспитывающих межличностных отношений в различных видах социума.
Объектом социальной педагогики является целостная система социальных взаимодействий, межличностных отношений человека в сфере его ближайшего окружения.
Некоторые авторы считают, что объектом социальной педагогики является человек на всем протяжении его жизни, оказание ему помощи в процессе социализации.
Взгляды на определение предмета социальной педагогики различны. Некоторые считают предметом социальной педагогики процесс воспитания всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемый как в специальных воспитательных учреждениях, так и вне их. Другие определяют предмет социальной педагогики как воспитательное влияние социальной среды. Бочарова В.Г. предметом социальной педагогики называет процесс педагогического влияния на социальные взаимодействия человека в течение всех возрастных периодов жизни и в различных сферах его микросреды1.
Рассмотрение личности в социуме, в конкретной социальной ситуации ее развития, деятельности и общения, выделяют социальную педагогику как самостоятельную отрасль педагогического знания, как педагогику отношений в социуме.
Существуют различные трактовки категории «социальная педагогика».
Социальная педагогика — это наука о духовной социализации тех, кто по каким-либо причинам «выпал» из системы «нормальных» социальных связей и поэтому сформировал у себя социально не одобряемые качества личности (В. С. Селиванов).
В «Российской педагогической энциклопедии» социальная педагогика определяется как отрасль педагогики, изучающая «социальное воспитание всех возрастов и социальных категорий людей, осуществляемое как в собственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией».
Таким образом, социальная педагогика — это отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание, осуществляемое в организациях, специально для этого созданных, и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией.
Назначение социальной педагогики как науки состоит в том, чтобы:
• заложить основы педагогического мышления у различных субъектов социума;
• сформировать способности и умения принимать в социальной практике наиболее эффективные, педагогически целесообразные решения, адекватные конкретным личностно-средовым ситуациям и позволяющие привести в движение реальные механизмы развития социальных инициатив;
• полноценно использовать возможности семьи, других социальных институтов, микросреды личности и социума в целом для осуществления социальной защиты и повышения качества жизни.
Сущность социальной педагогики заключается в:
1. своевременной диагностике социальных проблем личности;
2. выявлении и педагогически целесообразном влиянии на взаимоотношения людей в социуме;
3. формировании социально-ценностных ориентациях личности;
4. оказании помощи личности в социализации и др.
Социальная педагогика как наука учитывает следующие закономерности:
1. формирование индивида происходит при социально-педагогическом воздействии общественной среды и активности самой личности в процессе саморазвития;
2. формирование и потребление социальных услуг обусловливается потребностями общества, особенностями этноса, преобладающим способом производства, городской или сельской спецификой;
3. эффективность работы социального педагога обеспечивается целостностью воздействия на объект, реализацией общих интересов объекта и субъекта.
Субъекты социальной педагогики — это люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею.
Цели и задачи, содержание и средства социальной педагогики различаются в зависимости от возраста человека, сферы его деятельности, обстоятельств его жизни, физического и умственного состояний, положения общества, в котором он живет. Социальная педагогика представляет собой достаточно сложную систему, включающую социально-педагогические системы разного уровня и форм.
Различают уровни социальной педагогики в зависимости от масштабов деятельности: социеталъный, социально-средовой и индивидуальный1.
1. Социеталъный уровень. Объектом изучения является общество как относительно устойчивая общность людей. Реализатором педагогических действий выступает государство, различные политические и общественные организации и движения, заинтересованные в социализации членов общества в определенном направлении. Средством осуществления воспитания выступает идеология как система ценностных ориентации.
Социально-средовой уровень. Объектом выступают социальная сфера общества, микросреда, коллективы людей и т. д. Средства реализации:
культурно-просветительная, физкультурно-оздоровительная, социально-воспитательная работа и т. п..
• Индивидуальный уровень. Объектом социальной педагогики является
отдельный человек на различных стадиях и уровнях социализации, в отно
шении которого применяются разнообразные социально-педагогические
приемы и средства.
К функциям социальной педагогики относят теоретико-познавательную; прикладную; гуманистическую.
Теоретико-познавательная функция выражается в том, что социальная педагогика накапливает знания, синтезирует их, составляет наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет имеющиеся данные, вскрывает их глубинные основания.
Прикладная функция связана с поиском путей, способов, условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процесс социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах.
Гуманистическая функция выражается в разработке целей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации.
Методологическими основами социальной педагогики являются философия воспитания, современные данные человекознания. Как отрасль знания социальная педагогика представляет собой совокупность следующих разделов:
2. Философия социального воспитания рассматривает фундаментальные методологические и мировоззренческие вопросы, дает трактовку сущности социального воспитания и его задач; разрабатывает общие подходы к соотношению таких понятий, как развитие, социализация и воспитание, определяет ценности и принципы социального воспитания и т. д.
3. Социология социального воспитания исследует социальное воспитание в процессе социализации, пути и способы использования воспитательного потенциала; нивелирование отрицательного и усиление положительного влияния на развитие человека в процессе социализации, использует данные ряда отраслей социологического знания.
4. Социально-педагогическая виктимология исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации; в ней определяются направления социальной и педагогической помощи им.
5. Теория социального воспитания описывает, объясняет, прогнозирует функционирование социального воспитания, исследует, что представляют собой индивидуальные, групповые и социальные субъекты социального воспитания, как они между собой взаимодействуют, что составляет содержание жизнедеятельности воспитательных организаций, какими должны быть содержание и характер индивидуальной помощи человеку.
Психология социального воспитания на основе социально-психологических характеристик человека и групп выявляет психологические условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания.
Методика социального воспитания отбирает из практики и конструирует новые способы целесообразной организации социального воспитания и др.
Центральным разделом социальной педагогики является анализ процесса социализации, рассмотренный ранее.
Социально-педагогическая деятельность близка к педагогической деятельности, однако имеет свою специфику и собственные категории. Рассмотрим подробнее собственные категории социальной педагогики: социально-педагогическая деятельность, социальное воспитание, социальное обучение.
Тема 3. «Категории социальной педагогики»
Социально-педагогическая деятельность — это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи личности в процессе социализации, освоение ею социокультурного опыта и создание условий для самореализации в обществе1.
Осуществляется социально-педагогическая деятельность социальными педагогами в образовательных и других учреждениях, организациях, объединениях.
Социально-педагогическая деятельность является адресной, направленной на конкретную личность и решение ее индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество.
Отличительными особенностями профессиональной социально-педагогической деятельности являются:
• передача социокультурного опыта, помощь в социализации личности (цель деятельности);
адресный и локальный характер деятельности;
• воздействие на личности, имеющие проблемы в социализации (объект деятельности);
• работа в образовательных, социально-педагогических учреждениях, социальных службах и др.
Основными направлениями социально-педагогической деятельности
являются:
• профилактика дезадаптации (социальной, психологической, педагогической);
• повышение уровня социальной адаптации;
• социальная реабилитация личностей, имеющих те или иные отклонения от нормы.
Осуществляется социально-педагогическая деятельность непосредственно с личностью или через посредническую деятельность (личность — среда).
По содержанию социально-педагогическая деятельность достаточно многообразна. Включает работу с детьми (социальная защита детства), молодежью, пожилыми людьми, малообеспеченными гражданами, инвалидами, семьей, в сфере занятости и др.
Дадим краткую характеристику представленных выше направлений деятельности социальных педагогов и социальных работников.
Работа в семье. Семья представляет систему социального функционирования человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, физическую безопасность своим членам; заботу о младших, престарелых и больных; создает условия для их социализации, объединяя всех чувством любви, общности.
Современный кризис семьи проявляется в снижении ее педагогического потенциала, ухудшении качества и содержания семейного воспитания. Семья воздействует на процесс социализации детей не только фактом своего существования, но и благоприятным морально-психологическим климатом семьи.
В настоящее время семье, имеющей детей, оказывают такие виды помощи, как:
6. денежные выплаты (пособия и пенсии);
7. трудовые, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы;
8. бесплатная выдача детского питания;
9. социальное обслуживание (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование).
Социальная работа в сфере занятости. Безработица (незанятость) определяется различными факторами: сокращением рабочих мест, вызванным структурными изменениями в экономике, уровнем и характером рыночных отношений.
В условиях экономического кризиса, дестабилизации экономики имеет место ухудшение уровня жизни людей.
Выделяют следующие формы безработицы:
1. текущая — незанятость в связи с переходом работника с одного
предприятия на другое;
2. структурная — результат дисбаланса спроса и предложений на рынке труда;
3. скрытая (латентная) — избыточная занятость, обусловленная стремлением сохранить кадры с выплатой минимального пособия (стаж сохраняется, трудовая деятельность не ведется).
Люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, поэтому главным в социальной политике является предупреждение массовой безработицы, развертывание профориентационной работы.
Служба занятости имеет разветвленную сеть и выполняет следующие задачи:
4. сбор и распространение информации о спросе и предложениях на местном рынке труда;
5. консультирование работников по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;
6. профессиональная ориентация всех групп населения;
7. выплата пособий по временной незанятости;
8. консультирование предпринимателей по проблемам занятости;
организация переподготовки высвобождаемой с производства рабочей силы.
Социальные работники и социальные педагоги осуществляют психологическую поддержку в рамках индивидуальной консультации, обсуждая конкретную жизненную ситуацию, намечают план дальнейшего поиска работы. Кроме этого, они предоставляют информационную консультацию клиенту о наличии вакантных мест, об учреждениях, где можно пройти обучение и переобучение.
Профориентация является приоритетным направлением государственной политики в учреждениях службы занятости, что позволяет снижать уровень социальной напряженности и повышать степень социальной адаптации населения к современным условиям жизни.
Работа с детьми (социальная защита детства). Основой системы защиты детства выступает правовая база, включающая международное законодательство (Хартия детства, Декларация прав ребенка), российские государственные законы (Конституция РФ, Закон о семье, Закон об образовании).
Система защиты детства начинается с защиты семьи, матери и ребенка. Социальная защищенность детства определяется системой работы учреждений образования и воспитания детей.
Социальная защита интересов женщин. Социально-экономическая ситуация в стране вынуждает женщин трудиться в разных условиях, в том числе вредных и опасных для здоровья.
В стране принят Указ «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» (1993 г.), который направлен на обеспечение фактического равноправия женщин и мужчин в политической, социальной и экономической жизни страны, свободного выбора в самореализации женщин во всех областях деятельности. С целью реализации Указа создаются организации (консультационно-правовые службы, центры социально-психологической адаптации), позволяющие женщинам совмещать родительские обязанности с трудовой и общественной деятельностью.
Социальная забота о трудоустройстве и быте инвалидов. Инвалид — это человек, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленных заболеванием, последствием травм иди дефектами, приводящими к ограниченной жизнедеятельности и вызывающими необходимость в социальной защите.
Инвалидов классифицируют:
9. по возрасту (дети, взрослые);
10. по происхождению инвалидности (инвалиды детства, инвалиды войны, труда, общего заболевания);
11. по степени трудоспособности (нетрудоспособные — I группа, временно нетрудоспособные — II группа, трудоспособные в щадящих условиях — III группа);
12. по характеру заболевания (мобильные, маломобильные и неподвижные).
Социальному работнику необходимо знать основные принципы обслуживания инвалидов, которые сформулированы в Декларации ООН о правах инвалидов, в Законе «О социальном обслуживании»:
• соблюдение прав человека и гражданина;
• предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания;
• равные возможности получения социальных услуг;
• ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан;
• ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан.
Социальные услуги предоставляются всем инвалидам независимо от пола, расы, национальности, места жительства, отношения к религии, убеждений.
Законом предусматриваются следующие формы социального обслуживания:
• на дому (социально-медицинское обслуживание);
• в отделениях — полустационарное социальное обслуживание (дневного или ночного пребывания граждан);
• социальное обслуживание (дома-интернаты, пансионаты);
• срочное социальное обслуживание (организация питания, обеспечение одеждой, обувью, ночлегом);
• социально-консультационная помощь.
Социальный работник содействует организации помощи при проведении медико-социальной реабилитации инвалидов, в их санаторно-курортном лечении, приобретении необходимых тренажеров, средств передвижения, корригирующих аппаратов, а также предоставлении рабочих мест для людей с ограниченными возможностями.
Социальная работа с пожилыми людьми. В социальной работе с пожилыми людьми используются разнообразные формы и методы: социальное обслуживание на дому, срочная и адресная социальная помощь и защита (оказывается одиноким пенсионерам, инвалидам, престарелым старше 80 лет).
Важное значение приобретает медико-социальная реабилитация пожилых людей. Социальные службы заботятся о физическом и духовном здоровье пожилых людей, содействуют их активному образу жизни, повышают оптимизм; привлекают к работе в различных обществах, организовывают встречи, приобщают к совместному проведению досуга.
Одним из основных направлений в социальной работе с пожилыми людьми является попечительство. Главной формой — функционирование домов-интернатов (временного или постоянного проживания).
Проблема бездомности в России. Бездомность трактуется как отсутствие укрытия, проживание без прав на жилье. Значительную часть бездомных составляют так называемые бомжи, т. е. лица без определенного местожительства.
Невозможность получить жилье, устроиться на работу побуждает часть таких людей на преступления. Положение бездомных детей особенно тяжелое. Многие дети покидают конфликтные семьи, бегут от побоев, угроз, оскорблений, родителей-алкоголиков. Для них создаются приюты, ночлежки, центры реабилитации.
Массовый наплыв беженцев также усугубляет проблему бездомности. Бесправное положение, ущемление свободы русскоязычного населения
в странах ближнего зарубежья, межнациональные конфликты, военные действия, экологические катастрофы вынуждают многие семьи оставить свое жилье и стать беженцами (мигрантами). Необходимо совместное решение всех государств СНГ, единство их государственной политики для оказания помощи беженцам.
В настоящее время разработана программа «Миграция», согласно которой беженцев расселяют по отобранным регионам, обеспечивая им социальную защиту, рабочие места. Кроме того, учрежден фонд помощи беженцам «Соотечественники», отделения которого существуют в 20 городах России. Его целью стало комплексное обустройство переселенцев.
В решении проблем бездомности большую роль играют социальные педагоги, имеющие опыт работы в приютах, центрах социальной реабилитации, детских домах.
Социальная работа с молодежью. Молодежь — это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости (возраст от 14 до 20 лет).
Главными направлениями в работе социального педагога с молодыми людьми являются:
13. трудоустройство (хорошо оплачиваемая и интересная работа);
14. оздоровление межличностных отношений;
15. устранение психотравмирующих ситуаций;
16. выработка навыков общения со взрослыми и сверстниками;
17. создание условий для нормальной жизнедеятельности. Девиантное поведение как проблема социальной работы. Нестандартное,
отклоняющееся от норм поведение (преступность и аморальное поведение) называют девиантным. Девиантное поведение подразделяют на две группы: к первой относят людей с явной или скрытой психопатологией (астеники, шизоиды, эпилептики, а также лица с акцентуированным характером). Ко второй группе относятся люди, чье поведение отклоняется от морально-нравственных норм и проявляется в социальной патологии (пьянство, наркомания, проституция). В основе девиантного поведения данной группы лежит социальное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных, бездуховность, отчуждение личности, морально-этическая деградация, неблагоприятные условия жизни в семье, неудачи в учебе и т. д.
С этими людьми ведется работа по их духовному развитию, нравственному возрождению на принципах-общечеловеческой морали, поиска смысла жизни.
Работа с малообеспеченными гражданами. Уровень жизни характеризует степень удовлетворения материальных и духовных потребностей и включает в себя такие показатели, как уровень национального дохода, оплата труда, объем потребляемых благ, уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, жилищные условия, уровень здравоохранения, образования и культуры.
На сегодняшний день поляризация по уровню материального положения различных групп и слоев населения достигла невиданного размаха. Регулирование уровня жизни населения — одно из основных направлений деятельности государства. Оно включает в себя такие механизмы, как индексация и компенсация.
Индексация осуществляется двумя способами: путем увеличения доходов через определенное время и путем корректировки доходов в связи с ростом уровня цен. Индексируются заработная плата, пенсии, стипендии. Выплаты индексации осуществляются за счет государственного и местных бюджетов.
Государство использует следующие меры по социальной защите малообеспеченных граждан: льготное налогообложение, предоставление бесплатных или льготных услуг (в здравоохранении, на транспорте, коммунальном обслуживании, пособии на детей, пенсии).
В настоящее время социальные работники оказывают социальную поддержку малоимущим гражданам, привлекая для этой деятельности спонсоров и благотворительные организации.
Социальные работники содействуют льготному бытовому обслуживанию в отделениях социальной помощи и на дому (уборка помещений, ремонт жилья, выдача напрокат бытовой техники).
Формирование здорового образа жизни как цель социальной работы. Здоровый образ жизни — это выработка у населения навыков и привычек действовать с пользой для здоровья. Главной задачей социальных работников и социальных педагогов является охрана здоровья и жизни клиентов. Большое значение в этой деятельности имеет воспитание культуры межличностных отношений, охрана психического здоровья, приобщение к физической культуре, социальное воспитание людей.
Таким образом, социальные педагоги в своей практической деятельности независимо от направления работы осуществляют социальное воспитание.
Социальное воспитание — целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности, необходимых ей для успешной социализации. Современная социальная педагогика рассматривает социальное воспитание как процесс содействия продуктивному личностному росту человека при решении им жизненно важных задач взаимодействия с окружающим миром (достижения жизненного успеха, социальной компетентности, конкурентоспособности, социального самоопределения, выживания в обществе).
Цели социального воспитания:
18. направленная информационная и практическая поддержка процесса созидательного и творческого становления индивидуальности личности в конкретном обществе;
19. содействие личности в Самоорганизации собственной жизни на всех возрастных этапах жизненного пути (в детстве, отрочестве, юности, взрослости, старости) и в разных жизненных пространствах ее социального взаимодействия (в семье, школе, малой группе общения, трудовом коллективе, территориальной общине);
20. конструктивная помощь в ключевых и критических ситуациях социализации и самореализации личности человека (полоролевой, семейно-бытовой, профессионально-трудовой, досуготворческой, социально-правовой, гражданской, физической, психической, нравственно-эстетической, эмоциональной и др.).
Социальные педагоги, занимаясь социальным воспитанием, осуществляют целенаправленное влияние на развитие личности.
Социальное обучение — целенаправленный процесс передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков, способствующих социализации личности1.
Обучаясь в образовательном учреждении, личность получает академические знания, необходимые для усвоения и использования. Одновременно она приобретает социальные знания, умения и навыки, которые обеспечивают освоение социальных норм, установок, ценностей и способствуют формированию собственного опыта.
Вопросы для самоконтроля
1. Что является предметом социальной педагогики?
2. Дайте характеристику функций социальной педагогики.
3. Назовите особенности социальной педагогики как науки.
4. Каковы направления работы социального педагога?
1. Какие формы, методы и средства воспитания использует социальный педагог в работе?
Основная литература
1. Василькова Ю. В. Лекции по социальной педагогике. В 2 т. М., 1997.
2. Мудрик А. В. Социальная педагогика. М.: Академия, 1999.
3. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. М. А. Галагу-зовой. М.: ВЛАДОС, 2000.
Дополнительная литература
1. Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики: Учебник для студ. высш. пед. уч. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Академический проспект, 2001.
2. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ Сфера, 2001.
3. Селиванов В. С. Педагогика, Смоленск, 2001.
4. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Никитина. М., 2002.
5. Ярцев Д. В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. 1999. № 5.
ТЕЗАУРУС
Абстрагирование— мысленное отвлечение какого-либо свойства илипризнака предмета от других его признаков, свойств, связей.
Авторская школа— учреждение, где реализуются отдельные идеи и цельные концепции какого-либо педагога или группы учителей.
Адаптация— процесс ирезультат становления индивида социальным существом.
Адаптация (школьная)— процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям.
Анализ— мысленное разложение исследуемого целого насоставляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления.
Анкетирование— метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).
Аннотирование— краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.
Безнадзорность детей— общественное явление, заключающееся в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их замещающих.
Беседа— диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
Беспризорность— общественное явление, заключающееся в недостаточном попечении и воспитательном воздействии в отношении несовершеннолетних.
Валидность— соответствие теста целям диагностики.
Вид обучения— обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учебной деятельности; характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения; функции используемых средств, методов и форм обучения.
Воспитание (узкое педагогическое значение)— специально организованная деятельность, направленная на формирование определенных качеств человека, осуществляемая во взаимодействии педагогов и воспитанников в рамках воспитательной системы.
Воспитывающие ситуации— обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию; могут быть специально организованы педагогом.
Гипотеза исследования— научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке.
Гуманизм— направление мышления и деятельности, ориентированное на благо всех людей как высшую ценность и высший смысл жизни при безусловном уважении свободы каждой личности.
Движущие силы— противоречия между новыми познавательными задачами, выдвигаемыми процессом обучения (как учителем, так и самим учеником в самообразовании) и достигнутым уровнем знаний, умений и навыков.
Девиантное (отклоняющееся поведение)— система поступков человека, противоречащих официально установленным или фактически сложившимся культурным, нравственным, правовым и психологическим нормам.
Детская общественная организация— самодеятельное, самоуправляемое объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирующие ее деятельность нормы и правила, зафиксированные в ее уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.
Диагностика педагогическая— изучение состояния педагогического процесса.
Дидактика— наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах.
Дидактическая игра— коллективная, целенаправленная учебная деятельность, в которой каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
Домашняя самостоятельная работа— составная часть процесса обучения, способствующая формированию у обучающихся потребности к постоянному самообразованию, навыков самостоятельной познавательной деятельности.
Закон— объективная, устойчивая, существенная связь между явлениями, сторонами процесса.
Закон педагогический— категория, обозначающая объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования.
Закономерности воспитания (обучения)— устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (воспитания).
Запущенность педагогическая— отклонение от нормы в поведении ребенка, обусловленное недостатками воспитания.
Интериоризация— перевод социальных, внешних по отношению к личности знаний, норм, ценностей во внутренний план личности, т. е. образование новых по мере развития психологических структур личности.
Категория— научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности.
Классный руководитель— непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе; официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.
Классный час— собрание учеников класса для обсуждения классных дел.
Контроль— наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков.
Конференция (учебная)— организационная форма обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний.
Концепция воспитания (обучения)— цельное представление об основных компонентах воспитания (обучения): целях, содержании, методах, средствах, формах.
Коррекция— система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.
Личность— человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.
Менеджер— профессионал, задачей которого является организация конкретной работы в рамках определенного числа работников, функционально подчиненных ему.
Методика воспитательной работы— прикладная отрасль теории воспитания, которая изучает направления и принципы, формы и методы организации воспитательной работы.
Методология— 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.
Методология педагогической науки— учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.
Методы воспитания— совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.
Методы контроля— способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.
Методы обучения— способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.
Методы педагогического исследования— способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.
Методы управления— способы достижения поставленных целей управления.
Мировоззрение— система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отражают в сознании человека общую картину мира и определяют направленность его деятельности.
Молодежнаясубкультура — система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи.
Мораль— совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей по отношению к обществу, его институтам и друг другу.
Наблюдение— целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.
Наказание— выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения.
Неформальные объединения молодежи— одно из проявлений субкультуры, форма общения и жизни подростков; общества, группы сверстников, объединенных занятиями, интересами, ценностями, симпатиями.
Образование (как процесс) — специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников в ходе реализации содержания образования.
Образование(как результат)— характеристика достигнутого уровня образованности.
Образованность личности— характеристика, показатель определенного уровня усвоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности.
Обучение— активная целенаправленная познавательная деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у него формируется интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способности и потребности, а также нравственные качества личности.
Общение— одна из универсальных форм активности личности.(наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.
Отметка— условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или баллах.
Оценка— определение степени усвоенности знаний, умений и навыков.
Парадигма— теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач, т. е. научный подход.
Педагогика— наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.
Педагогическая деятельность— разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания.
Педагогическая профессия— род трудовой деятельности, являющийся источником существования специально подготовленных в педагогических учебных заведениях людей, содержанием и целью которой является направленное создание условий для становления и преобразования личности другого человека, управление процессом его разностороннего развития педагогическими средствами.
Педагогическаятехнология — научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
Педагогический процесс— последовательная смена состояний педагогической системы.
Педагогический менеджмент— а) комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития; б) научно организованное управление со своеобразной иерархией: первый уровень — управление деятельностью педагогического коллектива, второй — управление деятельностью учащихся.
Педагогическое взаимодействие— преднамеренный контакт (разной продолжительности по времени) педагогов и воспитанников, результатом которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях.
Педагогическое мастерство— совершенное владение педагогической технологией.
Повышение квалификации— вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций.
Поощрение— выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения школьника или группы.
Правила обучения— конкретные указания учителю, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.
Прием воспитания (обучения)— составная часть или отдельная сторона метода воспитания (обучения), т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод».
Принципы воспитания (обучения)— основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы процесса воспитания (обучения) в соответствии с его целями и закономерностями.
Принципы управления— основополагающие идеи по осуществлению управленческих функций.
Проверка— система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков.
Прогнозирование— научно-аналитический этап и основа для составления перспективных, текущих и оперативных планов педагогической работы.
Профессиональная ориентация— процесс оказания помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда.
Профессиональное самоопределение— состояние готовности выпускника к реальному и осознанному выбору профессии.
Развитие— процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
Рефлексия— внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.
Содержание воспитания— совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности.
Содержание образования— педагогически адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся.
Социализация— процесс социального развития человека под влиянием всей совокупности факторов социальной жизни, освоения социальных ролей, норм поведения в обществе.
Социальная педагогика— отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание, осуществляемое в организациях, специально для этого созданных, и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией.
Социум— окружение, в котором формируется человек.
Способности— индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
Средства воспитания— различные виды деятельности, орудия труда, предметы культуры, включенные в деятельность.
Средства обучения (дидактические средства)— источники получения знаний, формирования умений.
Стандарт образования— система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
Структура урока— соотношение компонентов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой.
Субкультура— комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возрастного и опре деленного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.
Тест— стандартизированная процедура измерения.
Тестирование— целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.
Технология— проект, разработка, описание процесса воспитания (обучения), по которому педагог осуществляет конкретную работу.
Управление— целенаправленное и планомерное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем, направленное на достижение запланированного результата (цели).
Урок— форма организации учебного процесса, при которой педагог втечение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.
Учебная программа— нормативный документ, очерчивающий круг основных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по каждому отдельно взятому учебному предмету.
Учебник— книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету.
Учебный план— нормативный документ, который определяет состав учебных предметов; порядок (последовательность) их изучения по годам обучения; недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность учебного года.
Учебный план базисный— основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью Государственного образовательного стандарта. Базисный учебный план для основной школы утверждается Государственной Думой, а для полной средней школы — Министерством образования РФ.
Учение— целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении
полученных знаний в практической деятельности по заданиям учителя или на основе собственных познавательных потребностей.
Фактор— движущая сила, причина какого-либо процесса, явления.
Форма воспитательной работы— организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса.
Форма обучения (как дидактическая категория)— внешняя сторона организации учебного процесса.
Форма организации обучения— конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятий (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т. д.).
Функции управления— виды деятельности органов управления и должностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект.
Ценности (духовные)— абстрактные идеи, воплощающие общественные идеалы, выступающие как эталоны должного для какого-либо общества, всего человечества, отдельного человека.
Человек— живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.
Экскурсия (учебная) — форма организации обучения в условиях производства, музея, выставки, природного ландшафта с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности.
Эксперимент— научно поставленный опыт преобразования педагогической действительности в точно учитываемых условиях.
Экстериоризация — перевод из внутреннего плана во внешний, в деятельность среди людей.
Эмпатия— способность понимать, чувствовать состояние другого, выражать это понимание.