Глава 27. Социальная педагогика

Лучшее, что можно сделать для лю­дей, — это научить их самих себе по­могать,

И. Г. Песталоцци

План:

1. Возникновение социальной педагогики.

2. Предмет, объект и функции социальной педагогики.

3. Категории социальной педагогики.

Базовые понятия:социальная педагогика, субъект социальной педагоги­ки, объект социальной педагогики, уровни социальной педагогики, социа­лизация, адаптация, обособление, социально-педагогическая деятельность, социальное воспитание, социальное обучение.

Тема 1. «Возникновение социальной педагогики»

Сложившаяся социально-политическая ситуация на рубеже XX—XXI вв. выдвинула социальную педагогику в самостоятельную отрасль человеко-знания, ценность и значимость которой определяются в современных усло­виях:

• потребностью гуманизации отношений изменившейся личности и динамично меняющегося общества;

• значимостью социально-педагогических знаний в научном обеспе­чении развития всех сфер социальной практики (деятельности социальных учреждений, системы социальных служб);

• повышением роли социальной работы.

Идеи и традиции социальной педагогики зародились еще в Древнем мире. В V в. до н. э. Демокрит говорил о зависимости воспитания от обще­ственных условий. Платон, Аристотель (V—IV вв. до н. э.) считали воспи­тание условием развития человека, связывали судьбу общества с развитием всех его граждан.

Существовавшие в античное время спартанская и афинская системы воспитания имели четкую социальную направленность, в которой отража­лись характер государства, особенности его социально-экономической и политической жизни.

В Новое время в общественном сознании утверждается мысль о том, что обучение и воспитание являются преобразующим фактором развития общества.

Словосочетание «социальная педагогика» было предложено во второй половине XIX в. немецким педагогом А. Дистервегом. Немецкий философ Пауль Наторп в начале XX в. выступил за всеобщую педагогизацию обще­ства и призвал к созданию воспитательных союзов, способствующих реа­лизации данной идеи. Эту деятельность он также назвал социальной педа гогикой. Наторп считал, что человек становится человеком только благо­даря человеческой общности. Провозглашенная идея стала основой его со­циальной педагогики и нашла отражение в книге «Социальная педагоги­ка», вышедшей в 1911 г.

В концепции П. Наторпа об общей педагогизации общества отражены общедемократические и гуманистические взгляды передовых людей того времени.

О социальном становлении личности писал С. И. Гессен. Он рассмат­ривал школьное самоуправление как основу социализации личности, вы­ступал против классового подхода и принципа партийности в системе об­разования.

Одним из основателей социальной педагогики в России был В. В. Зень-ковский. Его социальная педагогика основывалась на том, что человека нельзя понять, если не изучить окружающую его среду (главный фактор в социализации личности).

Для развития социальной педагогики многое сделал также И. Т. Шац­кий, который считал, что развитие ребенка следует рассматривать не в его генетических задатках, а в той социальной и экономической среде, в кото­рой происходит его воспитание и формирование. Главным в формирова­нии личности является «социальная наследственность», под которой он подразумевал нормы, традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение.

После Октябрьской революции советская педагогика определяет со­циальную сущность воспитания и образования. Ученые этого периода М. В. Крупенина и В. Н. Шульгин выдвинули задачу объединения воспи­тательной функции школы и социальной среды привлечения социальной среды к воспитанию детей, так как без контакта с окружающей средой школа не в состоянии разрешить задачу воспитания.

Взгляды этих ученых разделял П. П. Блонский, который писал, что нельзя успешно обучать и воспитывать ребенка без знания норм и ценностей его социального окружения. Он видел причины отклонений в поведении ре­бенка в специфике детского организма и в особенностях окружающей его среды. П. П. Блонский охарактеризовал поведение ребенка в системе со­циальных отношений (поведение вожака и подчиненного, отношения между мальчиками и девочками, между трудными и благополучными детьми)2.

С именем П. Ф. Каптерева связана постановка проблемы соединения се­мейного и общественного воспитания. Он выступал за организацию яслей, детских садов, семейных школ и приютов для детей рабочих и крестьян.

К. Н. Венцель в 1905 г. поднимает вопрос о создании в России Великой хартии для защиты детей. Выступает за создание Интернационала учащих­ся и разрабатывает Декларацию прав ребенка.

С. Т. Шацкий разрабатывает идею двустороннего влияния: с одной сто­роны — влияние окружающей среды на формирование личности ребенка, а с другой стороны, влияние ребенка на окружающую среду.

В современных условиях потребность в социально-педагогической тео­рии и практике усилилась, потому что возрастает роль социальных факто­ров в жизни общества и отдельных людей; увеличивается число детей и взрослых, нуждающихся в социальной защите, оказании социально-педа­гогической помощи.

Тема 2. «Предмет, объект и функции социальной педагогики»

Социальная педагогика как область науки и сфера педагогической дея­тельности нацелена на преобразование окружающей среды, формирование гуманных, воспитывающих межличностных отношений в различных видах социума.

Объектом социальной педагогики является целостная система социаль­ных взаимодействий, межличностных отношений человека в сфере его бли­жайшего окружения.

Некоторые авторы считают, что объектом социальной педагогики явля­ется человек на всем протяжении его жизни, оказание ему помощи в процессе социализации.

Взгляды на определение предмета социальной педагогики различны. Не­которые считают предметом социальной педагогики процесс воспитания всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемый как в специальных воспитательных учреждениях, так и вне их. Другие определя­ют предмет социальной педагогики как воспитательное влияние социальной среды. Бочарова В.Г. предметом социальной педагогики называет процесс педагогического влияния на социальные взаимодействия человека в течение всех возрастных периодов жизни и в различных сферах его микросреды1.

Рассмотрение личности в социуме, в конкретной социальной ситуации ее развития, деятельности и общения, выделяют социальную педагогику как самостоятельную отрасль педагогического знания, как педагогику от­ношений в социуме.

Существуют различные трактовки категории «социальная педагогика».

Социальная педагогика — это наука о духовной социализации тех, кто по каким-либо причинам «выпал» из системы «нормальных» социальных связей и поэтому сформировал у себя социально не одобряемые качества личности (В. С. Селиванов).

В «Российской педагогической энциклопедии» социальная педагогика определяется как отрасль педагогики, изучающая «социальное воспитание всех возрастов и социальных категорий людей, осуществляемое как в соб­ственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией».

Таким образом, социальная педагогика — это отрасль педагогики, иссле­дующая социальное воспитание, осуществляемое в организациях, специально для этого созданных, и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией.

Назначение социальной педагогики как науки состоит в том, чтобы:

• заложить основы педагогического мышления у различных субъектов социума;

• сформировать способности и умения принимать в социальной прак­тике наиболее эффективные, педагогически целесообразные решения, адек­ватные конкретным личностно-средовым ситуациям и позволяющие привес­ти в движение реальные механизмы развития социальных инициатив;

• полноценно использовать возможности семьи, других социальных институтов, микросреды личности и социума в целом для осуществления социальной защиты и повышения качества жизни.

Сущность социальной педагогики заключается в:

1. своевременной диагностике социальных проблем личности;

2. выявлении и педагогически целесообразном влиянии на взаимоотношения людей в социуме;

3. формировании социально-ценностных ориентациях личности;

4. оказании помощи личности в социализации и др.

Социальная педагогика как наука учитывает следующие закономерности:

1. формирование индивида происходит при социально-педагогическом воздействии общественной среды и активности самой личности в процессе саморазвития;

2. формирование и потребление социальных услуг обусловливается по­требностями общества, особенностями этноса, преобладающим способом производства, городской или сельской спецификой;

3. эффективность работы социального педагога обеспечивается целост­ностью воздействия на объект, реализацией общих интересов объекта и субъекта.

Субъекты социальной педагогики — это люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею.

Цели и задачи, содержание и средства социальной педагогики различа­ются в зависимости от возраста человека, сферы его деятельности, обстоя­тельств его жизни, физического и умственного состояний, положения об­щества, в котором он живет. Социальная педагогика представляет собой достаточно сложную систему, включающую социально-педагогические сис­темы разного уровня и форм.

Различают уровни социальной педагогики в зависимости от масштабов дея­тельности: социеталъный, социально-средовой и индивидуальный1.

1. Социеталъный уровень. Объектом изучения является общество как относительно устойчивая общность людей. Реализатором педагогических действий выступает государство, различные политические и общественные организации и движения, заинтересованные в социализации членов обще­ства в определенном направлении. Средством осуществления воспитания выступает идеология как система ценностных ориентации.

Социально-средовой уровень. Объектом выступают социальная сфера общества, микросреда, коллективы людей и т. д. Средства реализации:

культурно-просветительная, физкультурно-оздоровительная, социально-воспитательная работа и т. п..

• Индивидуальный уровень. Объектом социальной педагогики является
отдельный человек на различных стадиях и уровнях социализации, в отно­
шении которого применяются разнообразные социально-педагогические
приемы и средства.

К функциям социальной педагогики относят теоретико-познавательную; прикладную; гуманистическую.

Теоретико-познавательная функция выражается в том, что социальная пе­дагогика накапливает знания, синтезирует их, составляет наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, опи­сывает и объясняет имеющиеся данные, вскрывает их глубинные основания.

Прикладная функция связана с поиском путей, способов, условий эф­фективного совершенствования социально-педагогического влияния на процесс социализации в организационно-педагогическом и психолого-пе­дагогическом аспектах.

Гуманистическая функция выражается в разработке целей совершенство­вания социально-педагогических процессов, создающих благоприятные ус­ловия для развития личности и ее самореализации.

Методологическими основами социальной педагогики являются филосо­фия воспитания, современные данные человекознания. Как отрасль знания социальная педагогика представляет собой совокупность следующих разделов:

2. Философия социального воспитания рассматривает фундаментальные методологические и мировоззренческие вопросы, дает трактовку сущности социального воспитания и его задач; разрабатывает общие подходы к соот­ношению таких понятий, как развитие, социализация и воспитание, опре­деляет ценности и принципы социального воспитания и т. д.

3. Социология социального воспитания исследует социальное воспитание в процессе социализации, пути и способы использования воспитательного потенциала; нивелирование отрицательного и усиление положительного влияния на развитие человека в процессе социализации, использует дан­ные ряда отраслей социологического знания.

4. Социально-педагогическая виктимология исследует те категории лю­дей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий со­циализации; в ней определяются направления социальной и педагогиче­ской помощи им.

5. Теория социального воспитания описывает, объясняет, прогнозирует функционирование социального воспитания, исследует, что представляют собой индивидуальные, групповые и социальные субъекты социального воспитания, как они между собой взаимодействуют, что составляет содер­жание жизнедеятельности воспитательных организаций, какими должны быть содержание и характер индивидуальной помощи человеку.

Психология социального воспитания на основе социально-психологи­ческих характеристик человека и групп выявляет психологические условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания.

Методика социального воспитания отбирает из практики и конструи­рует новые способы целесообразной организации социального воспитания и др.

Центральным разделом социальной педагогики является анализ процес­са социализации, рассмотренный ранее.

Социально-педагогическая деятельность близка к педагогической дея­тельности, однако имеет свою специфику и собственные категории. Рас­смотрим подробнее собственные категории социальной педагогики: соци­ально-педагогическая деятельность, социальное воспитание, социальное обу­чение.

Тема 3. «Категории социальной педагогики»

Социально-педагогическая деятельность — это разновидность профессио­нальной деятельности, направленная на оказание помощи личности в процессе социализации, освоение ею социокультурного опыта и создание условий для са­мореализации в обществе1.

Осуществляется социально-педагогическая деятельность социальными педагогами в образовательных и других учреждениях, организациях, объ­единениях.

Социально-педагогическая деятельность является адресной, направлен­ной на конкретную личность и решение ее индивидуальных проблем, воз­никающих в процессе социализации, интеграции в общество.

Отличительными особенностями профессиональной социально-педаго­гической деятельности являются:

• передача социокультурного опыта, помощь в социализации лично­сти (цель деятельности);

адресный и локальный характер деятельности;

• воздействие на личности, имеющие проблемы в социализации (объект деятельности);

• работа в образовательных, социально-педагогических учреждениях, социальных службах и др.

Основными направлениями социально-педагогической деятельности

являются:

• профилактика дезадаптации (социальной, психологической, педаго­гической);

• повышение уровня социальной адаптации;

• социальная реабилитация личностей, имеющих те или иные откло­нения от нормы.

Осуществляется социально-педагогическая деятельность непосред­ственно с личностью или через посредническую деятельность (личность — среда).

По содержанию социально-педагогическая деятельность достаточно многообразна. Включает работу с детьми (социальная защита детства), молодежью, пожилыми людьми, малообеспеченными гражданами, инвалидами, семьей, в сфере занятости и др.

Дадим краткую характеристику представленных выше направлений дея­тельности социальных педагогов и социальных работников.

Работа в семье. Семья представляет систему социального функциониро­вания человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, физиче­скую безопасность своим членам; заботу о младших, престарелых и боль­ных; создает условия для их социализации, объединяя всех чувством люб­ви, общности.

Современный кризис семьи проявляется в снижении ее педагогическо­го потенциала, ухудшении качества и содержания семейного воспитания. Семья воздействует на процесс социализации детей не только фактом свое­го существования, но и благоприятным морально-психологическим клима­том семьи.

В настоящее время семье, имеющей детей, оказывают такие виды помо­щи, как:

6. денежные выплаты (пособия и пенсии);

7. трудовые, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы;

8. бесплатная выдача детского питания;

9. социальное обслуживание (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование).

Социальная работа в сфере занятости. Безработица (незанятость) опре­деляется различными факторами: сокращением рабочих мест, вызванным структурными изменениями в экономике, уровнем и характером рыночных отношений.

В условиях экономического кризиса, дестабилизации экономики имеет место ухудшение уровня жизни людей.

Выделяют следующие формы безработицы:

1. текущая — незанятость в связи с переходом работника с одного
предприятия на другое;

2. структурная — результат дисбаланса спроса и предложений на рын­ке труда;

3. скрытая (латентная) — избыточная занятость, обусловленная стрем­лением сохранить кадры с выплатой минимального пособия (стаж сохраня­ется, трудовая деятельность не ведется).

Люди остро переживают невостребованность своих знаний, производ­ственного опыта, поэтому главным в социальной политике является пре­дупреждение массовой безработицы, развертывание профориентационной работы.

Служба занятости имеет разветвленную сеть и выполняет следующие задачи:

4. сбор и распространение информации о спросе и предложениях на местном рынке труда;

5. консультирование работников по вопросам профессионального обу­чения и трудоустройства;

6. профессиональная ориентация всех групп населения;

7. выплата пособий по временной незанятости;

8. консультирование предпринимателей по проблемам занятости;

организация переподготовки высвобождаемой с производства рабо­чей силы.

Социальные работники и социальные педагоги осуществляют психоло­гическую поддержку в рамках индивидуальной консультации, обсуждая конкретную жизненную ситуацию, намечают план дальнейшего поиска ра­боты. Кроме этого, они предоставляют информационную консультацию клиенту о наличии вакантных мест, об учреждениях, где можно пройти обучение и переобучение.

Профориентация является приоритетным направлением государствен­ной политики в учреждениях службы занятости, что позволяет снижать уровень социальной напряженности и повышать степень социальной адап­тации населения к современным условиям жизни.

Работа с детьми (социальная защита детства). Основой системы защи­ты детства выступает правовая база, включающая международное законода­тельство (Хартия детства, Декларация прав ребенка), российские государ­ственные законы (Конституция РФ, Закон о семье, Закон об образовании).

Система защиты детства начинается с защиты семьи, матери и ребенка. Социальная защищенность детства определяется системой работы учрежде­ний образования и воспитания детей.

Социальная защита интересов женщин. Социально-экономическая ситуа­ция в стране вынуждает женщин трудиться в разных условиях, в том числе вредных и опасных для здоровья.

В стране принят Указ «О первоочередных задачах государственной по­литики в отношении женщин» (1993 г.), который направлен на обеспече­ние фактического равноправия женщин и мужчин в политической, со­циальной и экономической жизни страны, свободного выбора в самореа­лизации женщин во всех областях деятельности. С целью реализации Указа создаются организации (консультационно-правовые службы, центры со­циально-психологической адаптации), позволяющие женщинам совмещать родительские обязанности с трудовой и общественной деятельностью.

Социальная забота о трудоустройстве и быте инвалидов. Инвалид — это человек, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленных заболеванием, последствием травм иди дефектами, приводящими к ограниченной жизнедеятельности и вызы­вающими необходимость в социальной защите.

Инвалидов классифицируют:

9. по возрасту (дети, взрослые);

10. по происхождению инвалидности (инвалиды детства, инвалиды вой­ны, труда, общего заболевания);

11. по степени трудоспособности (нетрудоспособные — I группа, вре­менно нетрудоспособные — II группа, трудоспособные в щадящих услови­ях — III группа);

12. по характеру заболевания (мобильные, маломобильные и непо­движные).

Социальному работнику необходимо знать основные принципы обслу­живания инвалидов, которые сформулированы в Декларации ООН о пра­вах инвалидов, в Законе «О социальном обслуживании»:

• соблюдение прав человека и гражданина;

• предоставление государственных гарантий в сфере социального об­служивания;

• равные возможности получения социальных услуг;

• ориентация социального обслуживания на индивидуальные потреб­ности граждан;

• ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан.

Социальные услуги предоставляются всем инвалидам независимо от пола, расы, национальности, места жительства, отношения к религии, убеждений.

Законом предусматриваются следующие формы социального обслужи­вания:

• на дому (социально-медицинское обслуживание);

• в отделениях — полустационарное социальное обслуживание (днев­ного или ночного пребывания граждан);

• социальное обслуживание (дома-интернаты, пансионаты);

• срочное социальное обслуживание (организация питания, обеспече­ние одеждой, обувью, ночлегом);

• социально-консультационная помощь.

Социальный работник содействует организации помощи при проведе­нии медико-социальной реабилитации инвалидов, в их санаторно-курорт­ном лечении, приобретении необходимых тренажеров, средств передвиже­ния, корригирующих аппаратов, а также предоставлении рабочих мест для людей с ограниченными возможностями.

Социальная работа с пожилыми людьми. В социальной работе с пожилы­ми людьми используются разнообразные формы и методы: социальное об­служивание на дому, срочная и адресная социальная помощь и защита (оказывается одиноким пенсионерам, инвалидам, престарелым старше 80 лет).

Важное значение приобретает медико-социальная реабилитация пожи­лых людей. Социальные службы заботятся о физическом и духовном здоро­вье пожилых людей, содействуют их активному образу жизни, повышают оптимизм; привлекают к работе в различных обществах, организовывают встречи, приобщают к совместному проведению досуга.

Одним из основных направлений в социальной работе с пожилыми людьми является попечительство. Главной формой — функционирование домов-интернатов (временного или постоянного проживания).

Проблема бездомности в России. Бездомность трактуется как отсутствие укрытия, проживание без прав на жилье. Значительную часть бездомных составляют так называемые бомжи, т. е. лица без определенного местожи­тельства.

Невозможность получить жилье, устроиться на работу побуждает часть таких людей на преступления. Положение бездомных детей особенно тяже­лое. Многие дети покидают конфликтные семьи, бегут от побоев, угроз, ос­корблений, родителей-алкоголиков. Для них создаются приюты, ночлежки, центры реабилитации.

Массовый наплыв беженцев также усугубляет проблему бездомности. Бесправное положение, ущемление свободы русскоязычного населения

в странах ближнего зарубежья, межнациональные конфликты, военные действия, экологические катастрофы вынуждают многие семьи оставить свое жилье и стать беженцами (мигрантами). Необходимо совместное ре­шение всех государств СНГ, единство их государственной политики для оказания помощи беженцам.

В настоящее время разработана программа «Миграция», согласно кото­рой беженцев расселяют по отобранным регионам, обеспечивая им социаль­ную защиту, рабочие места. Кроме того, учрежден фонд помощи беженцам «Соотечественники», отделения которого существуют в 20 городах России. Его целью стало комплексное обустройство переселенцев.

В решении проблем бездомности большую роль играют социальные пе­дагоги, имеющие опыт работы в приютах, центрах социальной реабилита­ции, детских домах.

Социальная работа с молодежью. Молодежь — это особая социально-де­мографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости (возраст от 14 до 20 лет).

Главными направлениями в работе социального педагога с молодыми людьми являются:

13. трудоустройство (хорошо оплачиваемая и интересная работа);

14. оздоровление межличностных отношений;

15. устранение психотравмирующих ситуаций;

16. выработка навыков общения со взрослыми и сверстниками;

17. создание условий для нормальной жизнедеятельности. Девиантное поведение как проблема социальной работы. Нестандартное,

отклоняющееся от норм поведение (преступность и аморальное поведение) называют девиантным. Девиантное поведение подразделяют на две группы: к первой относят людей с явной или скрытой психопатологией (астеники, шизоиды, эпилептики, а также лица с акцентуированным характером). Ко второй группе относятся люди, чье поведение отклоняется от морально-нравственных норм и проявляется в социальной патологии (пьянство, нар­комания, проституция). В основе девиантного поведения данной группы лежит социальное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных, бездуховность, отчуждение личности, морально-этическая деградация, не­благоприятные условия жизни в семье, неудачи в учебе и т. д.

С этими людьми ведется работа по их духовному развитию, нравствен­ному возрождению на принципах-общечеловеческой морали, поиска смыс­ла жизни.

Работа с малообеспеченными гражданами. Уровень жизни характеризует степень удовлетворения материальных и духовных потребностей и включа­ет в себя такие показатели, как уровень национального дохода, оплата тру­да, объем потребляемых благ, уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, жилищные условия, уровень здравоохране­ния, образования и культуры.

На сегодняшний день поляризация по уровню материального положе­ния различных групп и слоев населения достигла невиданного размаха. Ре­гулирование уровня жизни населения — одно из основных направлений деятельности государства. Оно включает в себя такие механизмы, как ин­дексация и компенсация.

Индексация осуществляется двумя способами: путем увеличения дохо­дов через определенное время и путем корректировки доходов в связи с рос­том уровня цен. Индексируются заработная плата, пенсии, стипендии. Вы­платы индексации осуществляются за счет государственного и местных бюджетов.

Государство использует следующие меры по социальной защите мало­обеспеченных граждан: льготное налогообложение, предоставление бес­платных или льготных услуг (в здравоохранении, на транспорте, комму­нальном обслуживании, пособии на детей, пенсии).

В настоящее время социальные работники оказывают социальную под­держку малоимущим гражданам, привлекая для этой деятельности спонсо­ров и благотворительные организации.

Социальные работники содействуют льготному бытовому обслужива­нию в отделениях социальной помощи и на дому (уборка помещений, ре­монт жилья, выдача напрокат бытовой техники).

Формирование здорового образа жизни как цель социальной работы. Здоро­вый образ жизни — это выработка у населения навыков и привычек дей­ствовать с пользой для здоровья. Главной задачей социальных работников и социальных педагогов является охрана здоровья и жизни клиентов. Боль­шое значение в этой деятельности имеет воспитание культуры межличност­ных отношений, охрана психического здоровья, приобщение к физической культуре, социальное воспитание людей.

Таким образом, социальные педагоги в своей практической деятельности независимо от направления работы осуществляют социальное воспитание.

Социальное воспитание — целенаправленный процесс формирования со­циально значимых качеств личности, необходимых ей для успешной социали­зации. Современная социальная педагогика рассматривает социальное воспитание как процесс содействия продуктивному личностному росту человека при решении им жизненно важных задач взаимодействия с окру­жающим миром (достижения жизненного успеха, социальной компетент­ности, конкурентоспособности, социального самоопределения, выжива­ния в обществе).

Цели социального воспитания:

18. направленная информационная и практическая поддержка процесса созидательного и творческого становления индивидуальности личности в конкретном обществе;

19. содействие личности в Самоорганизации собственной жизни на всех возрастных этапах жизненного пути (в детстве, отрочестве, юности, взрос­лости, старости) и в разных жизненных пространствах ее социального вза­имодействия (в семье, школе, малой группе общения, трудовом коллекти­ве, территориальной общине);

20. конструктивная помощь в ключевых и критических ситуациях со­циализации и самореализации личности человека (полоролевой, семейно-бытовой, профессионально-трудовой, досуготворческой, социально-право­вой, гражданской, физической, психической, нравственно-эстетической, эмоциональной и др.).

Социальные педагоги, занимаясь социальным воспитанием, осуществ­ляют целенаправленное влияние на развитие личности.

Социальное обучение — целенаправленный процесс передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков, способствующих социа­лизации личности1.

Обучаясь в образовательном учреждении, личность получает академи­ческие знания, необходимые для усвоения и использования. Одновременно она приобретает социальные знания, умения и навыки, которые обеспечи­вают освоение социальных норм, установок, ценностей и способствуют формированию собственного опыта.

Вопросы для самоконтроля

1. Что является предметом социальной педагогики?

2. Дайте характеристику функций социальной педагогики.

3. Назовите особенности социальной педагогики как науки.

4. Каковы направления работы социального педагога?

1. Какие формы, методы и средства воспитания использует социаль­ный педагог в работе?

Основная литература

1. Василькова Ю. В. Лекции по социальной педагогике. В 2 т. М., 1997.

2. Мудрик А. В. Социальная педагогика. М.: Академия, 1999.

3. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. М. А. Галагу-зовой. М.: ВЛАДОС, 2000.

Дополнительная литература

1. Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики: Учебник для студ. высш. пед. уч. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Академический прос­пект, 2001.

2. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ Сфе­ра, 2001.

3. Селиванов В. С. Педагогика, Смоленск, 2001.

4. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведе­ний / Под ред. В. А. Никитина. М., 2002.

5. Ярцев Д. В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. 1999. № 5.

ТЕЗАУРУС

Абстрагирование— мысленное отвлечение какого-либо свойства илипризнака предмета от других его признаков, свойств, связей.

Авторская школа— учреждение, где реализуются отдельные идеи и цельные концепции какого-либо педагога или группы учителей.

Адаптация— процесс ирезультат становления индивида социальным существом.

Адаптация (школьная)— процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям.

Анализ— мысленное разложение исследуемого целого насоставляю­щие, выделение отдельных признаков и качеств явления.

Анкетирование— метод массового сбора материала с помощью спе­циально разработанных опросных листов (анкет).

Аннотирование— краткое, свернутое изложение содержания прочитан­ного без потери существенного смысла.

Безнадзорность детей— общественное явление, заключающееся в отсут­ствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их замещающих.

Беседа— диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового ма­териала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Беспризорность— общественное явление, заключающееся в недостаточ­ном попечении и воспитательном воздействии в отношении несовершен­нолетних.

Валидность— соответствие теста целям диагностики.

Вид обучения— обобщенная характеристика обучающих систем, уста­навливающая особенности обучающей и учебной деятельности; характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения; функции ис­пользуемых средств, методов и форм обучения.

Воспитание (узкое педагогическое значение)— специально организован­ная деятельность, направленная на формирование определенных качеств человека, осуществляемая во взаимодействии педагогов и воспитанников в рамках воспитательной системы.

Воспитывающие ситуации— обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию; могут быть специально организованы педагогом.

Гипотеза исследования— научно обоснованное предположение, нуж­дающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке.

Гуманизм— направление мышления и деятельности, ориентированное на благо всех людей как высшую ценность и высший смысл жизни при бе­зусловном уважении свободы каждой личности.

Движущие силы— противоречия между новыми познавательными зада­чами, выдвигаемыми процессом обучения (как учителем, так и самим уче­ником в самообразовании) и достигнутым уровнем знаний, умений и на­выков.

Девиантное (отклоняющееся поведение)— система поступков человека, противоречащих официально установленным или фактически сложившим­ся культурным, нравственным, правовым и психологическим нормам.

Детская общественная организация— самодеятельное, самоуправляемое объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирующие ее деятельность нормы и правила, зафик­сированные в ее уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.

Диагностика педагогическая— изучение состояния педагогического про­цесса.

Дидактика— наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах.

Дидактическая игра— коллективная, целенаправленная учебная дея­тельность, в которой каждый участник и команда в целом объединены ре­шением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Домашняя самостоятельная работа— составная часть процесса обуче­ния, способствующая формированию у обучающихся потребности к посто­янному самообразованию, навыков самостоятельной познавательной дея­тельности.

Закон— объективная, устойчивая, существенная связь между явления­ми, сторонами процесса.

Закон педагогический— категория, обозначающая объективные, су­щественные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функциониро­вания.

Глава 27. Социальная педагогика - student2.ru Закономерности воспитания (обучения)— устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (вос­питания).

Запущенность педагогическая— отклонение от нормы в поведении ре­бенка, обусловленное недостатками воспитания.

Интериоризация— перевод социальных, внешних по отношению к лич­ности знаний, норм, ценностей во внутренний план личности, т. е. образо­вание новых по мере развития психологических структур личности.

Категория— научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности.

Классный руководитель— непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе; официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.

Классный час— собрание учеников класса для обсуждения классных дел.

Контроль— наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и на­выков.

Конференция (учебная)— организационная форма обучения, направлен­ная на расширение, закрепление и совершенствование знаний.

Концепция воспитания (обучения)— цельное представление об основных компонентах воспитания (обучения): целях, содержании, методах, сред­ствах, формах.

Коррекция— система специальных и общепедагогических мер, направ­ленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.

Личность— человеческий индивид как продукт общественного разви­тия, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.

Менеджер— профессионал, задачей которого является организация конкретной работы в рамках определенного числа работников, функцио­нально подчиненных ему.

Методика воспитательной работы— прикладная отрасль теории воспи­тания, которая изучает направления и принципы, формы и методы органи­зации воспитательной работы.

Методология— 1) система принципов и способов организации и по­строения теоретической и практической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

Методология педагогической науки— учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действи­тельности.

Методы воспитания— совокупность способов и приемов воспитатель­ной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совер­шенствования.

Методы контроля— способы, с помощью которых определяется резуль­тативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогиче­ской работы обучающих.

Методы обучения— способы совместной деятельности педагога и уча­щихся, направленные на достижение ими образовательных целей.

Методы педагогического исследования— способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, за­висимостей и построения научных теорий.

Методы управления— способы достижения поставленных целей управ­ления.

Мировоззрение— система философских, научных, социально-полити­ческих, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отра­жают в сознании человека общую картину мира и определяют направлен­ность его деятельности.

Молодежнаясубкультура — система ценностей и норм поведения, вку­сов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи.

Мораль— совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей по отношению к обществу, его институтам и друг другу.

Наблюдение— целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

Наказание— выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения.

Неформальные объединения молодежи— одно из проявлений субкульту­ры, форма общения и жизни подростков; общества, группы сверстников, объединенных занятиями, интересами, ценностями, симпатиями.

Образование (как процесс) — специально организованное взаимодей­ствие педагогов и воспитанников в ходе реализации содержания образо­вания.

Образование(как результат)— характеристика достигнутого уровня об­разованности.

Образованность личности— характеристика, показатель определенного уровня усвоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности.

Обучение— активная целенаправленная познавательная деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у него формиру­ется интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способ­ности и потребности, а также нравственные качества личности.

Общение— одна из универсальных форм активности личности.(наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.

Отметка— условное выражение количественной оценки знаний, уме­ний и навыков обучаемых в цифрах или баллах.

Оценка— определение степени усвоенности знаний, умений и навыков.

Парадигма— теория, принятая в качестве образца решения исследова­тельских задач, т. е. научный подход.

Педагогика— наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.

Педагогическая деятельность— разновидность профессиональной дея­тельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания.

Педагогическая профессия— род трудовой деятельности, являющийся источником существования специально подготовленных в педагогических учебных заведениях людей, содержанием и целью которой является на­правленное создание условий для становления и преобразования личности другого человека, управление процессом его разностороннего развития пе­дагогическими средствами.

Педагогическаятехнология — научное проектирование и точное воспро­изведение гарантирующих успех педагогических действий.

Педагогический процесс— последовательная смена состояний педагоги­ческой системы.

Педагогический менеджмент— а) комплекс принципов, методов, органи­зационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функциониро­вания и развития; б) научно организованное управление со своеобразной иерархией: первый уровень — управление деятельностью педагогического коллектива, второй — управление деятельностью учащихся.

Педагогическое взаимодействие— преднамеренный контакт (разной про­должительности по времени) педагогов и воспитанников, результатом которо­го являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях.

Педагогическое мастерство— совершенное владение педагогической технологией.

Повышение квалификации— вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности работника к вы­полнению более сложных трудовых функций.

Поощрение— выражение положительной оценки, одобрения, призна­ния качеств, поступков, поведения школьника или группы.

Правила обучения— конкретные указания учителю, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.

Прием воспитания (обучения)— составная часть или отдельная сторона метода воспитания (обучения), т. е. частное понятие по отношению к об­щему понятию «метод».

Принципы воспитания (обучения)— основные (общие, руководящие) по­ложения, определяющие содержание, организационные формы и методы процесса воспитания (обучения) в соответствии с его целями и закономер­ностями.

Принципы управления— основополагающие идеи по осуществлению управленческих функций.

Проверка— система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков.

Прогнозирование— научно-аналитический этап и основа для составления перспективных, текущих и оперативных планов педагогической работы.

Профессиональная ориентация— процесс оказания помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда.

Профессиональное самоопределение— состояние готовности выпускни­ка к реальному и осознанному выбору профессии.

Глава 27. Социальная педагогика - student2.ru Развитие— процесс количественных и качественных изменений в орга­низме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Рефлексия— внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.

Содержание воспитания— совокупность знаний, норм поведения, цен­ностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры об­щества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в ин­дивидуальный внутренний мир личности.

Содержание образования— педагогически адаптированная система на­учных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которы­ми необходимо овладеть обучающимся.

Социализация— процесс социального развития человека под влиянием всей совокупности факторов социальной жизни, освоения социальных ро­лей, норм поведения в обществе.

Социальная педагогика— отрасль педагогики, исследующая социальное вос­питание, осуществляемое в организациях, специально для этого созданных, и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией.

Социум— окружение, в котором формируется человек.

Способности— индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

Средства воспитания— различные виды деятельности, орудия труда, предметы культуры, включенные в деятельность.

Средства обучения (дидактические средства)— источники получения знаний, формирования умений.

Стандарт образования— система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей обще­ственный идеал и учитывающей возможности реальной личности и систе­мы образования по достижению этого идеала.

Структура урока— соотношение компонентов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой.

Субкультура— комплекс морально-психологических черт и поведенче­ских проявлений, типичных для людей определенного возрастного и опре деленного профессионального или культурного слоя, который в целом со­здает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Тест— стандартизированная процедура измерения.

Тестирование— целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяю­щее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического про­цесса.

Технология— проект, разработка, описание процесса воспитания (обу­чения), по которому педагог осуществляет конкретную работу.

Управление— целенаправленное и планомерное взаимодействие управ­ляющей и управляемой подсистем, направленное на достижение заплани­рованного результата (цели).

Урок— форма организации учебного процесса, при которой педагог втечение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особен­ностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создаю­щие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали осно­вами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, ду­ховных сил обучаемых.

Учебная программа— нормативный документ, очерчивающий круг ос­новных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по каж­дому отдельно взятому учебному предмету.

Учебник— книга, излагающая основы научных знаний по определенно­му учебному предмету.

Учебный план— нормативный документ, который определяет состав учебных предметов; порядок (последовательность) их изучения по годам обучения; недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность учебного года.

Учебный план базисный— основной государственный нормативный до­кумент, являющийся составной частью Государственного образовательного стандарта. Базисный учебный план для основной школы утверждается Го­сударственной Думой, а для полной средней школы — Министерством об­разования РФ.

Учение— целенаправленная, осознанная активная познавательная дея­тельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении

Глава 27. Социальная педагогика - student2.ru полученных знаний в практической деятельности по заданиям учителя или на основе собственных познавательных потребностей.

Фактор— движущая сила, причина какого-либо процесса, явления.

Форма воспитательной работы— организационная структура, педагоги­ческое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса.

Форма обучения (как дидактическая категория)— внешняя сторона орга­низации учебного процесса.

Форма организации обучения— конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятий (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т. д.).

Функции управления— виды деятельности органов управления и долж­ностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект.

Ценности (духовные)— абстрактные идеи, воплощающие общественные идеалы, выступающие как эталоны должного для какого-либо общества, всего человечества, отдельного человека.

Человек— живое существо, обладающее даром мышления и речи, спо­собностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, пред­ставляющее собой единство физического и духовного, природного и со­циального, наследственного и приобретенного.

Экскурсия (учебная) — форма организации обучения в условиях произ­водства, музея, выставки, природного ландшафта с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности.

Эксперимент— научно поставленный опыт преобразования педагоги­ческой действительности в точно учитываемых условиях.

Экстериоризация — перевод из внутреннего плана во внешний, в дея­тельность среди людей.

Эмпатия— способность понимать, чувствовать состояние другого, выражать это понимание.

Наши рекомендации