Технологии обучения иностранным языкам в вузе

Глоссарий

5.2.1. 1.

Цели, содержание и средства обучения иностранным языкам в вузе.

Цели обучения и учения —заранее планируемый результат обучающей деятельности учителя и учебной деятельности учащихся. Цели обучения и учения отражают социальный заказ общества и зависят от условий обучения (количество часов, их концентрация, наполняемость классов, уровень подготовки учащихся, наличие ТСО, учебников и т. д.) и языковых потребностей учащихся. Выбор цели зависит от профиля учебного заведения, в котором преподается иностранный язык.

Постановка целей (целеполагание), как правило, осуществляется учителем при разработке курса по иностранному языку, за исключением тех случаев, когда используются методы, которые предполагают участие обучаемых в разработке программы курса.

В педагогической и методической литературе принято рассматривать воспитательные, общеобразовательные и практические цели обучения, которые реализуются в процессе обучения взаимосвязанно и частично могут быть соотнесены с тремя основными направлениями целеполагания в зарубежной методике: cognitive, affective and psychomotor domains.

Воспитательные цели предполагают формирование и развитие личности учащихся, их нравственно-эстетических качеств, мировоззрения, черт характера. Воспитательные цели отражают общую гуманистическую направленность образования и реализуются в процессе коллективного взаимодействия учащихся, а также в педагогическом общении преподавателя и обучаемых.

Общеобразовательные цели обучения направлены на развитие интеллектуальных способностей учащихся. Реализация этих целей означает развитие у обучаемых логического мышления и памяти, способствует повышению общей культуры, а также культуры речи на родном языке, расширяет кругозор учащихся, их знания о стране изучаемого языка. Общеобразовательные цели призваны сформировать у учащихся навыки и умения самостоятельной работы, совместной работы в группах, а также умения общения друг с другом и в коллективе.

Практические цели обучения определяются ко всему курсу обучения, к отдельному этапу или уроку в рамках курса. Таким образом разрабатывается иерархия целей, которая направляет процесс обучения и обучающую деятельность учителя и способствует планомерному и последовательному овладению учащимися иностранным языком. Каждая из сформулированных на любом уровне целей может быть детализирована в виде задач обучения.

Содержание обучения — «совокупность того, что учащиеся должны освоить, чтобы качество и уровень их владения изучаемым языком соответствовали задачам данного учебного заведения». В связи с гуманизацией процесса обучения в методической литературе все чаще используется термин «содержание образования», поскольку, в отличие от «содержания обучения», он не подчеркивает ведущую роль учителя в обучении.

В зарубежной методике термин content означает содержание учебной программы, ее языковое наполнение, то есть отобранный лингвистический материал, подлежащий усвоению, и последовательность овладения им. Этот термин отражает точку зрения зарубежных и отечественных авторов, которые понимают программу и содержание обучения в узком смысле и включают в них только языковой материал.

Термин «содержание обучения» в отечественной методике соответствует английскому syllabus.

Первый подход приводит зачастую к появлению так называемых «калек». Второй подход означает включение в лексический и грамматический минимумы явлений, которые частотны в Корпусе английского языка, но трудны для усвоения на определенном этапе обучения.

Средства обучения

Средства обучения в педагогике делят на идеальные и материальные. Идеальные средства – это полученные ранее умения и знания, которые использует преподаватель и учащиеся для получения и освоения новых знаний. Материальные представляют собой физические объекты, которые используются учащимися и преподавателем для детализированного обучения. Если говорить о субъекте деятельности, то все средства обучения условно можно разделить на средства учения (чаще используется учащимися, реже – преподавателями) и средства преподавания (используются в большинстве случаев учителем). В свою очередь идеальные и материальные средства делятся на:

• Печатные пособия – картины, графики, учебники, таблицы и т.п.

• Объемные пособия – модели, приборы, коллекции, аппараты и т.п.

• Проекционный материал – видеофильмы, слайды, кинофильмы.

Современная типология классифицирует средства обучения в педагогике следующим образом:

· Печатные – книги для чтения, учебники, учебные пособия, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал, атласы и т.д.

· Наглядные плоскостные – карты настенные, магнитные доски, плакаты, иллюстрации настенные.

· Демонстрационные – макеты, стенды, гербарии, модели в разрезе, муляжи и т.д.

· Электронные образовательные ресурсы – мультимедийные учебники и универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы и т.д.

· Аудиовизуальные – слайды, образовательные видеофильмы, учебные фильмы, в том числе на цифровых носителях и т.п.

· Учебные приборы – колбы, барометр, компас и т.п.

· Спортивное оборудование – тренажеры, гимнастическое оборудование, мячи, спортивные снаряды и т.д.

· Учебная техника – трактор, автомобили и т.п.

5.2.1. 2.

Технологии обучения иностранным языкам в вузе

Педагогическая технология — это проект определенной педаго­гической системы, реализуемый на практике, т. е. мысленный аналог реальности. Функция ее имеет прогностическую направленность, но этим не исчерпывается весь объем назначений технологии. Кроме проектирования технология предполагает и внедрение стратегии обучения в практику через систему процедур и операций.

Технология обучения, теория обучения и техника обучения — об­ласти педагогического знания об управлении учебной деятельно­стью, различающиеся между собой по уровням обобщения. Для тех­нологического уровня проектирования наиболее существенным способом управления является установление и регулирование вза­имоотношения теории обучения и операционной стороны управ­ления. Технологизация процесса управления предполагает пере­нос в практику проектирования и реализации операционной сто­роны обучения, обеспечение механизмов ее внедрения. Техноло­гия имеет как бы подсистемы задач и уровней их решения: техно­логическую карту — программу действий и рабочее исполнение ее посредством адаптации этой программы к реальным условиям организации учебного процесса в целях осуществления механиз­мов взаимодействия обучающего и обучающихся.

Наши рекомендации