Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина
Министерство культуры Российской Федерации
Российский институт культурологии
М.Ю. Юхневич
Я поведу тебя в музей
Учебное пособие по музейной педагогике
Москва
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Предисловие
Глава первая, вводная. Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина
Экскурс в музейную педагогику Германии. Трактовка понятия музейная педагогика в России. Направления исследований в сфере музейной педагогики. Музейно-педагогические центры.
Глава вторая. Культурно-образовательная деятельность музеев
1. Основные этапы культурно-образовательной деятельности отечественных музеев
Просветительная модель музея: 1870-1890 - середина 1920 гг. Утверждение политизированной модели: 1920 - 1950 гг. Информативная модель: 1960 - середина 1980 гг. Коммуникативная модель музея: конец 1980 - 2000 гг.
2. Экскурсионное движение в России 1880-1920 гг.
Становление и развитие экскурсионного дела. Экскурсионисты прошлого о сущности экскурсионного метода.
3. Экскурсия как форма культурно-образовательной деятельности музея
Из истории зарождения музейной экскурсии. Специфика музейной экскурсии. Мастерство экскурсовода. Классификация экскурсий. Подготовка и проведение экскурсии.
4. Другие базовые формы культурно-образовательной деятельности
Основные характеристики базовых форм. Дополнительные характеристики базовых форм.
5. Музейная аудитория и ее изучение
Параметры для описания аудитории. Динамика аудитории. Исследования музейной аудитории в России. Изучение музейной аудитории за рубежом.
Глава третья. Музей и школа
1. Проблемы взаимодействия музея и школы
Особенности взаимодействия на разных исторических этапах. Перспективные модели сотрудничества. Как проблема “музей и школа” решается за рубежом.
2. Работа музеев с учащимися
Дошкольники и младшие школьники. Учащиеся средних и старших классов. Студенты.
Глава четвертая.Музеи образования
1. Музеи учебных заведений
Вузовские музеи. Школьные музеи.
2. Педагогические музеи
Педагогические музеи в период возникновения и расцвета. Эволюция педагогических музеев. Музеи истории образования.
3. Детские музеи
Первые детские музеи России. Современные детские музеи. Международный контекст.
Библиография
Предисловие
Читателя этой книги я приглашаю в музей. Но это будет не совсем обычное посещение. Наша цель - познакомиться с традициями отечественной музейной педагогики, которые закладывались в далеком прошлом и продолжают развиваться в настоящем.
При написании книги я старалась придерживаться следующих правил.
Во-первых, сформировать у читателей, представление о культурно-образовательной деятельности музея как эволюционирующем, динамичном процессе, который определяется целым рядом факторов. Это и общественно-политическая и экономическая ситуация в стране, и господствующие идеологические установки, и, наконец, закономерности развития музея как особого феномена культуры и образования.
Во-вторых, особое внимание уделять персоналиям, прежде всего деятелем прошлого, которые закладывали традиции отечественного музейного просветительства. К сожалению, многие из этих людей оказались незаслуженно забытыми.
В-третьих, привлекать материалы из опыта зарубежных стран, что позволяет рассматривать явление в более широком контексте, обнаруживая общность процессов и своеобразие отечественного пути.
В основу монографии лег курс лекций, прочитанных мною студентам Московского Государственного университета культуры и искусств. С ориентацией на аналогичную аудиторию написана эта книга. Она адресована студентам музееведческих факультетов, слушателям курсов повышения квалификации, осваивающих профессию музейного педагога, молодым музейщикам, только начинающим свой путь на этом поприще, а также руководителям школьных музеев. Всем им предстоит встреча с теми, кого они поведут по музейным залам. Для кого будут создавать экспозиции, писать путеводители или придумывать исторические игры. Подготовиться к этой встрече поможет данное пособие.
Как и любой специалист, музейный педагог не должен начинать "с нуля" и тем более считать, что до него ничего не было. Знания об опыте предшественников и коллег, благодарная память - основа овладения профессией и одновременно импульс для поиска собственных решений.
Я очень многим обязана своим коллегам-музееведам, принимавшем участие в обсуждении тем и проблем, которые рассматриваются в книге. Одновременно большую благодарность я выражаю своим слушателям - студентам, реакция которых, одобрительная или негативная, послужила серьезным стимулом работы над текстом.
М.Ю. Юхневич
ГЛАВА ПЕРВАЯ, ВВОДНАЯ
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ФОРМИРУЮЩАЯСЯ НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
В последние два десятилетия в среде музейных специалистов прочно укрепился термин - музейная педагогика. Проблемы музейной педагогики обсуждаются в статьях и диссертационных исследованиях, на семинарах и конференциях, этот термин встречается в названиях музейных секторов и отделов, появились специалисты, которые называют себя музейными педагогами. Что же такое музейная педагогика? Каково происхождения этого термина? Почему он так живо был воспринят в достаточно консервативной музейной среде? Какое содержание вкладывается в это понятие?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо представить себе, когда, как и почему начался процесс включения музея в процесс образования. Обратимся к историческому опыту страны, откуда пришло к нам анализируемое понятие.