Рассматривание репродукций картин Б. М. Кустодиева

Логопед. Кустодиев создал значительные произведения почти во всех жанрах изобразительного искусства. Но с наибольшей силой его дарование проявилось в картинах на темы народной жизни, в которых художнику удалось передать силу и красоту русской души.

Знаменитые кустодиевские «Масленицы» (1916, 1919, 1920) как бы подытоживают тему народных праздников. Ма­нера письма Кустодиева — яркая, плотная, декоративная. Художник как бы опирается на приемы, используемые на­родными мастерами. Он мастерски изобразил разноцветные балаганы, карусели, торговые палатки, катания с гор — все необходимые атрибуты народного гулянья того времени.

Создавая великолепные цветовые гармонии, наряд­ные и декоративные, художник никогда не забывает и о занимательности своих картин. Он заражает зрителя тем страстным интересом, с которым сам наблюдает жизнь, и всякий раз находит в повседневном что-то увлекатель­ное и неповторимое.

4.Составление рассказов по репродукции картины и опорному картинному плану.

Логопед. Посмотрите на репродукцию картины Б.М. Кус­тодиева «Масленица». На ней разворачивается масленич­ное веселье. Дайте полный ответ на мои вопросы.

— Скажите, каким настроением наполнены картины художника?

— Что сразу бросается в глаза?

— Какие краски использует художник для того, чтобы передать атмосферу праздника?

— Какие чувства вызывает картина?

Логопед. Глядяна картину, подберите подходящие об­разные выражения и признаки к словам:

деревья — высокие, стройные, опушенные снегом...

люди — веселые, задорные, с румяными, как красные яб­лочки, щеками...

лошади — красивые, быстрые, летящие, как ветер-

Логопед. Русские композиторы тоже старались передать свои воспоминания и впечатления об этом празднике. Сей­час мы послушаем пьесу П.И. Чайковского, которая так и называется — «Февраль. Масленица». Послушайте, как ощущение радости, света, праздника передается в музыке.

Физкультминутка. Развитие мимических и пантоми­мических движений, релаксация.

Логопед. Давайте попробуем войти в картину. Закройте глаза и послушайте чудесную музыку П.И. Чайковского. Представьте, что морозной зимой мы идем по заснеженной дорожке вдоль масленичного балагана. (Далее логопед вы­борочно задает детям вопросы, дети отвечают.)

Что вы видите вокруг себя? Ваня, что ты увидел? Лена, а ты? (Люди вокруг одеты в праздничные яркие одежды, пе­кут блины, дети катаются на карусели, играют в снеж­ки...) Что вы слышите? (Слышны песни под гармошку, весе­лый смех, скрип снега под ногами...)

В торговых рядах оживление. На румяных от мороза ли­цах людей улыбки. Какие запахи вы можете почувствовать? (Запах свежести, аромат горячих блинов...)Все желающие лакомятся горячими блинами. Представьте, что и вас угос­тили. Какие блины на вкус? (Вкусные, масляные...)

Логопед выключает музыкальное сопровождение

Логопед. Откройте глаза. Понравилось ли вам путешес­твие в картину?

Логопед. Разделитесь на группы по четыре человека. Да­вайте составим рассказ по этой картине. В любом рассказе должен быть порядок. Посмотрите на опорный план. (Ло­гопед называет пункты карминного плана и показыва­ет порядок их следования.) Составьте рассказ по картине Б.М. Кустодиева «Масленица».

Напоминаю, что за каждое составленное предложение по пунктам плана вы получите специальные фишки. Вы мо­жете заработать призовые фишки, если составите полное «красивое» предложение, сравнение, или используете в ре­чи пословицы или поговорки. После составления рассказов мы подсчитаем фишки и определим команду победителей.

Рассматривание репродукций картин Б. М. Кустодиева - student2.ru

Дети представляют свои рассказы.

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итог, благодарит детей за старание. Подсчитыва­ет фишки детей и определяет команду победителей.

Логопед. Ни одна Масленица не обходится без румяных блинов, похожих на солнце. (Логопед и воспитатели уго­щают детей блинами )

Занятие 21. «Богатыри земли русской»

Цель: Составление творческих рассказов о русских бога­тырях по картинам известных художников и опор­ному плану.

Задачи:

— обогащать словарь детей новой лексикой;

— развивать у детей наблюдательность, произвольное внимание, логическое мышление, фантазию;

— учить детей составлять творческие рассказы по кар­тинам известных художников;

— воспитывать интерес к произведениям живописи.

Оборудование: портреты богатыря и современного воина (иллюстрации 22, 23), серия портретов «Защитники Отечества», репродукция В.Васнецова «Богатыри» (иллюстрация 15) и репродукции других картин известных художников (логопед подбирает их само­стоятельно[6]), опорный картинный план 2 (иллюст­рация 2), специальные и призовые фишки (пример­но по 30 штук), магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед выставляет на доску портреты богатыря и со­временного воина. Просит детей рассмотреть их и расска­зать, как выглядели защитники Отечества в давние време­на и сейчас. (Уточнить значение слов: кольчуга, доспехи, шлем, щит, меч, ножны, булава, палица; бронежилет, за­щитного цвета форма, каска, автомат...)

II. Основная часть занятия

Введение в тему занятия.

Логопед. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о защит­никах нашего Отечества. С давних времен и до наших дней священным долгом каждого мужчины является защита своей Родины, своего Отечества от нападения врагов.

Раньше, как вы уже знаете, наша страна называлась Русью. Жили в ней русичи — сильные и красивые люди. В основном они занимались земледелием и охотой. Но мно­гочисленные войска не раз нападали на Русь, жгли и гра­били города и села, убивали и уводили в плен русских людей. Вставали тогда на защиту своих земель и людей храбрые воины. Некоторые воины отличались особой сме­лостью и отвагой. Это были люди высокого роста, наделен­ные от природы огромной силой. Как вы думаете, как их прозвали в народе? Правильно, их называли богатырями.

Логопед выставляет серию портретов «Защитники Отечества», дети рассматривают их.

Логопед. Назовите имена известных вам богатырей. (Дети называют.)

Как вы думаете, ребята, а откуда мы можем знать о су­ществовании богатырей земли русской? (Предположения детей.)

Правильно, защитникам земли русской посвятил народ былины, сложил о них красивые песни. В те времена книг еще не было, и былины пелись странниками под гусли — старинный музыкальный инструмент. Люди передавали сказания устно, то есть из уст в уста: от бабушек, дедушек и родителей внукам и детям.

Вот названия наиболее известных былин: «Илья Муро­мец и Калин-царь», «Вольга и Микула», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и Змей», «Алеша Попо­вич и Тугарин».

Наши рекомендации